Модель инклюзивного взаимодействия детей с ОВЗ во внеучебной деятельности
статья на тему

 В представленной статье рассматривается опыт работы школы по включению обучающихся с ОВЗ во взаимодействие с детьми из общеобразовательных школ во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель инклюзивного взаимодействия во внеучебной деятельности детей с ОВЗ

Невзорова Серафима Юрьевна

педагог-психолог

ГБОУ школа № 627 Невского района

Санкт-Петербурга

Аннотация. В представленной статье рассматривается опыт работы школы по включению обучающихся с ОВЗ во взаимодействие с детьми из общеобразовательных школ во внеурочной деятельности.

Ключевые слова. Инклюзивное взаимодействие, ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития), коррекционная школа.

Последнее время достаточно много появилось публикаций, освящающих вопросы развития и коррекции:

  • интеллектуальной сферы детей с ОВЗ;
  • двигательных нарушений;
  • особенности сексуального просвещения и пр.

Однако, внедрение опыта инклюзивного взаимодействия детей с ТМНР происходит достаточно тяжело в силу объективных причин (материально-технических, психологических – неготовности общества и пр.).

В нашей школе педагоги осознают, что обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в общеобразовательной школе крайне затруднено. Здесь  затрагивается и экономический момент в образовании детей с ТМНР, что немаловажно. Закон об образовании, говорит, что все дети равны и, возможно, они не нуждаются в специальной коррекционной  школе. И возникает некое заблуждение: ребенок, которого вчера все называли «особым» и говорили, что он должен ходить в специализированное заведение, теперь будет ходить со всеми.

Вся суть в том, чтобы в том учреждении, куда приводят ребенка, он получил оптимальное для него развитие.  А часто обычная школа не подготовлена к такому ребенку. Начать с материальных затрат:   необходимость в лифтах, расширении дверных проемов, пандусов, приспособлений в туалете, парт, подходящих к инвалидной коляске, переобучение учителей, наличие сопровождающих лиц (тьютеров) и т.д.

Родители могут отдать  своего ребенка в общеобразовательную школу. А как его примут неподготовленные учителя, сверстники, их родители?

Мы понимаем инклюзию, не только и не столько, как организацию образования для групп с «особыми потребностями», но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

Исходя из этого понимания инклюзии наши педагоги стараются организовывать взаимодействие детей из нашей коррекционной школы с обучающимися из других образовательных учреждений (коррекционных и общеобразовательных школ, досуговых центров, ПМС-центра Невского района).

Во-первых, надо отметить, что сама школа № 627 предрасположена к инклюзивному взаимодействию своих учеников. В школе несколько разных групп обучающихся: 1) с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития; 2) с нарушениями опорно-двигательного аппарат и умственной отсталостью легкой степени; 3) с нарушениями опорно-двигательного аппарат и умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени.

Непосредственное обучение этих трех групп детей происходит отдельно друг от друга, однако, планирование отдыха (праздник, игровые перемены, нахождение в группе продленного дня и т.д.) происходит таким образом, чтобы организовать взаимодействие всех групп обучающихся школы. Задания на викторинах, физкультурных досугах и пр. подбираются с учетом ментальных и физических возможностей всех групп  обучающихся, таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить себя во взаимодействии со сверстниками.

Кроме того, в нашей школе есть несколько проектов, направленных на внедрение инклюзивного взаимодействия во внеурочной деятельности.

Одно из наиболее интересных направлений – это взаимодействие с детьми из школы искусств. Школа искусств – это образовательная организация, предполагающая творческое развитие детей. Наш проект  по инклюзивному взаимодействию с детьми из школы искусств состоял из нескольких этапов. Во-первых, были найдены педагогы, которые согласились сотрудничать с нашей школой. Педагоги-психологи школы подготовили особый тренинг «Стань особенным», на котором познакомили детей и педагогов с контингентом обучающихся нашей школы, с помощью практических упражнений показали на практике физические ограничения детей-инвалидов; сместили акцент на творческие возможности обучающихся с ОВЗ. Была подготовлена программа взаимодействия наших детей с ТМНР и детей школы искусств:  организовывались творческие встречи, в ходе которых дети к новогодним праздникам подготовили несколько праздничных номеров. Немаловажно, что школа искусств находится в шаговой доступности от нашей школы. Надо отметить, что не все дети из школы искусств захотели участвовать в инклюзивном взаимодействии, однако, большинство детей и их родителей отнеслось позитивно к такому общению. Дети коррекционной школы с радостью включались во взаимодействие и ждали этих встреч с большим нетерпением.

Следующий  школьный проект – это инклюзивное взаимодействие с более старшими подростками из общеобразовательных школ, организованное при помощи ПМС центра Невского района. Подростки-волонтеры, также пройдя наш тренинг «Стань особенным», решили подготовить с нами проект инклюзивного взаимодействия (в основном, игрового и познавательного характера). Надо отметить, что инициатива организации совместного досуга исходила от подростков-волонтеров, которые на нашем тренинге познакомившись с особенностями детей с ТМНР, увидели возможность творческого союза с обучающимися.

Следующий проект школы по инклюзивному взаимодействию состоит в стимулировании педагогов участвовать с детьми с ТМНР в конкурсах за пределами школы. Так наши педагоги тесно сотрудничают с образовательным учреждением Невского района «Театральная семья», где часто организуются конкурсы для всех групп детей, в т.ч. для детей с особыми возможностями. Дети могут приезжать для выступления на конкурс, или присылать видео с конкурсными материалами, а также участвовать в творческих конкурсах ручного мастерства на выставках.

Также наши педагоги ездят с воспитанниками на конкурсы, организованные другими школами и образовательными учреждениями (например, в марте 2015 г. ГБОУ школа № 17 Невского района организовывала конкурс-показ мод, где наши обучающиеся успешно выступили). Надо отметить, что педагогов, стремящихся организовывать поездки для общения с другими детьми, поддерживает руководство школы, обеспечивая необходимым транспортом, сопровождающими.

Немаловажную роль в инклюзивном взаимодействии играет и культурная программа нашей школы, в план которой включены экскурсии по городу (музеи, дворцы) и за пределы города. Важную роль в обеспечении культурной программы играют благотворительные организации.

Инклюзивное взаимодействие во внеурочной деятельности– это прекрасный вариант для развития детей с ТМНР, однако, для того, чтобы развитие было оптимальным, комфортным, инклюзия должна быть адекватной, разумной, взвешенной, поступательной. В целом, важен результат, важно, чтобы ребенок научился взаимодействовать, участвовать в диалоге, познал, усвоил и не потерял главное умение, которое понадобится ему во взрослой жизни, - умение и желание общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеучебная деятельность как одно из средств взаимодействия педагогов и учащихся в контексте ФГОС общего образования в лицее № 5 им. Ю.А. Гагарина

В статье говорится об опыте работы кафедры русского языка и литературы в лицее №5 имени Ю.А.Гагарина г.Волгограда  по   внеучебной деятельности педагогов и учащихся в контексте ФГ...

Статья "Современные модели организации инклюзивного образования детей-инвалидов"

Инклюзивное образование способствует не только каче­ству учебной подготовки, но и накоплению социального опыта, соци­альной компетентности, умения управлять жизненными обстоятельствами.Российска...

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....

«Ресурсный класс» как перспективная модель инклюзивного образования для детей с ОВЗ.

Ресурсный класс в общеобразовательной организации – это помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь в соответствии со своими потребностями....

Проект модели инклюзивного образования детей

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения. Данный проект ...

Открытое внеурочное занятие в рамках стажёрской практики по теме «Оптимизация образовательного процесса через интегрированную модель учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования» "Шаг в профессию"

laquo;Влияние культурно-исторического наследия на воспитание подрастающего поколения – как основа информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды школы»...