Конспект занятия кружка «Юный журналист» по теме: "Стилизация. Написание рассказа - стилизации".
план-конспект по теме

Апанасова Татьяна Григорьевна

Знакомство  с образцами стилизации известных русских писателей, написание собственных стилизаций по В. Драгунскому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stilizatsiya.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект занятия кружка «Юный журналист»

                  «Стилизация. Написание рассказа-стилизации».

Цель: Создать рассказ-стилизацию.

Задачи:1.Познакомить учащихся с понятием стилизация как художественный прием.

2. Развивать умение определять стиль, язык произведения.

3. Совершенствовать навыки письменной речи.

Прогнозируемый результат: учащиеся получили знания о стилизации как художественном приеме, познакомились с образцами стилизации известных русских писателей, написали собственные стилизации по В. Драгунскому.

Методы: информационный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

 Формы организации учебной деятельности:

     фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: ручка,  бумага писчая, тексты произведений А. Финкеля и

В. Драгунского.

 Этапы занятия:     

1.Организационная часть.  

2.Основная часть. Изучение нового материала.

3. Выполнение  практической работы.

4. Заключительная часть.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Вступительная беседа.

Сегодня мы с вами познакомимся с интересным художественным приемом, называется он стилизация.

- Вспомните,  какие слова являются синонимами данного слова? (Стиль, стилистика, стильный).

- Какой стиль ваш самый любимый? (Стиль художественной литературы).

- Назовите приметы художественного стиля. (Стиль передает мысли и чувства автора, воздействует на воображение читателя, характеризуется эмоциональностью и образностью).

2. Изучение нового материала.

-Итак, мы выяснили, что между стилем и стилизацией много общего, что же такое стилизация? Давайте вспомним известное детское стихотворение А. Л. Барто «Жил был у бабушки серенький козлик…»

(Учитель раздает детям листы с текстом стихотворения А. Финкеля).

«Наша бабка горько плачет:

Где мой козлик? Где он скачет? –

Полно, бабка, плачь не плачь –

В лес умчался твой рогач.

А живут в лесном посёлке

Живодёры, злые волки,

И напали на него

Ни с того и ни с сего.

Повалили Козю на пол,

Оторвали Козе лапы,

Сгрызли спинку, шейку, грудь –

Козю нам уж не вернуть.

Тащит бабка по дорожке

Козьи ножки, козьи рожки…

Ни за что я их не брошу,

Потому, что он хороший».

- Прочитайте стихотворение про себя. Подумайте, что оно вам напоминает? (Напоминает историю серенького козлика и историю Тани, которая уронила в речку мячик).

- История серенького козлика и история Тани печальны. Выражается ли чувство печали в данном стихотворном тексте?

- Многое в этом стихотворении от А. Барто, но написала его не она, а Александр Финкель, известный ученый-языковед, лингвист.

Автор этого шуточного стихотворения – мастер стилизации.

Стилизация – это художественный прием, заключающийся в том, что автор, создающий свое произведение, подражает стилю, манере, приемам другого известного поэта или писателя.

- Что, по-вашему, нужно знать, чтобы написать стилизацию? (Любимые темы, жанры писателя, его язык).

За основу  стилизации А. Финкель берёт поэзию А. Барто для детей, в частности стихи «Наша Таня громко плачет» и «Уронили мишку на пол». В качестве третьего компонента пародии он использует детскую песенку «Жил был у бабушки серенький козлик». Сюжет пародии развивается в соответствии с сюжетом песенки. Автор обыгрывает стиль поэтессы, манеру её письма, сами темы стихов. Детское стихотворение под пером пародиста превращается в страшилку. Он использует намеренно сниженную лексику (бабка, рогач, живодёры), которая вступает в противоречие с уменьшительно - ласкательной окраской лексических средств, составляющий основной фон стихов А. Барто.

 Давайте познакомимся с некоторыми известными в литературном мире стилизациями – пародиями, между этими двумя понятиями существует отличие: стилизация в определенной степени копирует манеру письма  первоисточника, а пародия – вышучивает по-доброму пародируемое произведение.

Александр Иванов, поэт, пародист-сатирик, написал чудесное стихотворение, объясняющее происхождение фамилии детского поэта и писателя Бориса Заходера, он расчленяет фамилию  на две части, соединённые между собой  гласной О. 

«Жили были Зах и Дер

Дер – охотник на пантер.

А его приятель Зах –

Укротитель черепах.

Зах однажды крикнул: «О!»

Дер не крикнул ничего

Надоело нам читать.

Мы хотим теперь считать

Зах плюс буква «О», плюс Дер –

Получился Заходер».

Ещё более интересна пародия на стиль А. П. Чехова.

«Рыбак рыбака».

«Перед фельетонистом газеты «Вечерний Овальск» Отлукавиным сидит маленький, задрипанный мужичонка в кожаном пиджаке и вельветовых брюках. Он обут.

- Денис Григорьевич! – начинает фельетонист. – Читательница нашей газеты Вишнева пожаловалась на то, что пальто, которое она заказала у вас в ателье, ей пошили на три года позже положенного срока,  да к тому же без рукавов и пуговиц. Так ли это было?

- Чего?

- Так ли это было, как пишет Вишнёва?

- Знамо, было...

- Хорошо. Про рукава я ещё могу понять. Ну, а куда делись пуговицы?

- Чего?

- Вы это своё «чего» бросьте, а ответьте на вопрос: куда делись пуговицы?

- Пуговицы-то? Мы из пуговиц грузила делаем.

- Кто это – мы?

- Мы, народ… Овальские рыбаки то есть.

Фельетонист оживляется.

- Но для грузила можно взять свинец, гвоздик какой-нибудь, отвинтить гайку, коей рельсы прикрепляют к шпалам.

- Лучше пуговицы и не найтить. И тяжёлая, и дыра есть.

- А ежели живца на крючок сажаешь, он пойдёт с пуговицей ко дну? – спрашивает Отлукавин.

- Знамо дело, – говорит Денис Григорьевич. – И с выползком пойдёт. Щука и налим завсегда на донную идёт, а без пуговицы разве только шилишпер схватит…

- Вы мне ещё про шилишпера расскажите, – с мольбой в голосе просит фельетонист.

Денис Григорьевич увлекается и рассказывает ему про шилишперов, где те водятся, на что клюют…

Отлукавин всё аккуратно записывает в свой блокнот, после чего они расстаются чрезвычайно довольные друг другом».

Каждая строчка рассказа Чехова «Злоумышленник» отражается в пародии «Рыбак рыбака».

А. Хорт имитирует стиль, язык Чехова, используя те же речевые обороты, но в другой ситуации. Это столкновение знакомых фраз и незнакомой ситуации порождает комический эффект.

Пародист использует приём антонимичной замены чеховских слов: сидит – стоит, бос - обут.  Комического эффекта А. Хорт достигает и приёмом замены чеховских фраз своеобразными перевёртышами, отражающими реалии нашего времени: пестрядинная рубаха – кожаная куртка, латаные порты – вельветовые брюки, чаво – чего. Подобные замены создают комический эффект, при этом текст по-прежнему узнаваем.

Имитируя диалог чеховских героев, А. Хорт ситуацию разрешает по-своему. Финал также антонимичен чеховскому. У Чехова героя уводят в тюрьму, а у Хорта – «уходят … чрезвычайно довольные друг другом».

3. Практическая работа.

Ваш любимый детский писатель Виктор Юзефович Драгунский написал веселые рассказы  о мальчике Денисе Кораблеве и его друге Мишке Слонове под общим названием «Денискины рассказы».

По мотивам этих рассказов выходят фильмы  «Весёлые истории», «Девочка на шаре», «Денискины рассказы», «По секрету всему свету», «Удивительные приключения Дениса Кораблёва», короткометражки «Где это видано,  где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле», «Подзорная труба», сюжет «Ералаша» «Слава Ивана Козловского». Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно — так звали его сына.

Вам предстоит написать стилизацию по рассказу «Что я люблю». Вот его текст:

«Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо.

Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. И люблю в выходной день утром залезать к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке: как мы будем жить просторней, и купим собаку, и будем с ней заниматься, и будем ее кормить, и какая она будет потешная и умная, и как она будет воровать сахар, а я буду за нею сам вытирать лужицы, и она будет ходить за мной, как верный пес.

Я люблю также смотреть телевизор: все равно, что показывают, пусть даже только одни таблицы.

Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно я люблю петь и всегда пою очень громко.

Ужасно люблю рассказы про красных кавалеристов, и чтобы они всегда побеждали.

Люблю стоять перед зеркалом и гримасничать, как будто я Петрушка из кукольного театра. Шпроты я тоже очень люблю.

Люблю читать сказки про Канчиля. Это такая маленькая, умная и озорная лань. У нее веселые глазки, и маленькие рожки, и розовые отполированные копытца. Когда мы будем жить просторней, мы купим себе Канчиля, он будет жить в ванной.

Еще я люблю плавать там, где мелко, чтобы можно было держаться руками за песчаное дно.

Я люблю на демонстрациях махать красным флажком и дудеть в «уйди-уйди!».

Очень я люблю звонить по телефону.

Я люблю строгать, пилить, я умею лепить головы древних воинов и бизонов, и я слепил глухаря и царь-пушку. И все это я люблю дарить.

Когда я читаю, я люблю грызть сухарь или еще что-нибудь.

Я люблю гостей.

Еще я очень люблю ужей, ящериц и лягушек. Они такие ловкие. Я ношу их в карманах. Я люблю, чтобы ужик лежал на столе, когда я обедаю. Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка: «Уберите эту гадость!» — и убегает из комнаты. Тогда я помираю от смеха.

Я люблю посмеяться... Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех — смотришь, через пять минут и вправду становится смешно. И я прямо кисну от смеха.

Когда у меня хорошее настроение, я люблю скакать. Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:

- Ты что скачешь?

А я сказал:

- Я скачу, что ты мой папа!

Он понял!

Я люблю ходить в зоопарк! Там чудесные слоны. И есть один слоненок. Когда мы будем жить просторней, мы купим слоненка. Я выстрою ему гараж.

Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, и нюхать бензин.

Люблю ходить в кафе — есть мороженое и запивать его газированной водой. От нее колет в носу и слезы выступают на глазах.

Когда я бегаю по коридору, то люблю изо всех сил топать ногами.

Я очень люблю лошадей, у них такие красивые и добрые лица.

Я много чего люблю!»

(Учитель раздает детям тексты с рассказом В. Драгунского).

Беседа:

- О чем это произведение? (Это рассказ мальчика о его любимых делах, вещах, событиях).

- Обратите внимание на язык рассказа, какие слова использует автор, обороты речи. (Весь текст начинается с одних и тех же слов «я очень люблю»; предложения простые, распространенные; каждый новый абзац почти не связан по смыслу с предыдущим).

- А вы не забыли, что любите больше всего? (Ответы детей).

- Приступаем к написанию своей стилизации по В. Драгунскому.

4. Заключительная часть занятия.

Чтение и обсуждение получившихся стилизаций.

Автор: Анна К., ученица 6 класса.

«        Я люблю валяться на диване, долго на нем лежать и ничего не делать.

Еще я люблю читать, но только интересные книжки.

Я люблю варить. Неважно что, просто, когда готовишь еду, очень вкусно пахнет.

Я люблю, когда приходят гости, потому что на столе появляются всякие вкусняшки, а так их мама не разрешает часто есть, у меня болят зубы.

Я обожаю шоколад и очень вкусные конфеты.

Я люблю играть с животными. Люблю ходить в зоопарк, там мне понравились тигры и обезьяны. Мне подарили на день рожденье маленькую морскую свинку, я за ней ухаживаю, чищу клетку, кормлю ее. У нее бывает такая смешная мордочка с хитрыми бусинками смышленых глаз.

Люблю ездить куда-нибудь, потому что много есть интересных мест, где я еще не бывала, все хочу посмотреть.

Я много чего люблю».

Автор: Сергей А., ученик 6 класса.

«        Я люблю копченую колбасу и жареные котлеты, можно мясные или рыбные, если папа с братом наловили ленков и хариусов.

Я обожаю, как пахнут мамины духи, когда я прихожу из школы, сразу догадываюсь по запаху дома уже мама или еще на работе.

        Люблю летом собирать дикую малину, а вдруг появится медведь, это очень волнует, и руки быстро-быстро бросают ягоды в ведерко, а не в рот.

Потом мама будет готовить ароматное варенье, а я – слизывать с ложки вкусные пенки.

                Мне нравится роман «Дубровский», я прочитал бы его весь, но остановился только на 19 главе, пойду завтра в библиотеку за этим произведением, придется дочитывать, раз обещал.

        Я люблю сгребать траву во время сенокоса, хотя там и очень жарко, зато потом мы с братом купаемся в озере, брызгаемся и ныряем, пока я не покроюсь мурашками.

        Я много чего люблю».

Подведем итоги.

- Какой художественный прием вы сегодня узнали?

- Как отличить стилизацию от пародии?

- Чья работа ваших товарищей  вам понравилась больше всего?

Задание к следующему занятию: Подготовить материал «Вести с уроков»  для  публикации в школьной газете « Наша версия».

 Список используемой литературы:

1.Драгунский В. Ю. Денискины рассказы/ В. Ю. Драгунский, -5изд., Детская литература, 2003.- 164с.:ил.

2. Кучина Т.Г., Болдырева Е. М. Литература. Интеллектуальные игры для школьников.-Ярославль: «Академия развития».1998.-240с.,ил.- Серия «Минута на размышление».

3. Шалаева Г.П. Новейший справочник школьника/ Г. П. Шалаева и др.-М: Филол.о-во «Слово»: Изд-во «Эксмо», 2005.-1551с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для кружка "Юный журналист"

Рабочая программа составлена для кружка дополнительного образования «Юный журналист», является программой интеллектуального творчества, рассчитана на детей 12-13 лет, срок реализации – 1 год. Продолжи...

программа кружка "Юный журналист" (на два года)

Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...

Презентация кружка "Юный журналист"

"Чтоб в каждой душе пробуждался поэт и художник..."...

Конспект занятия кружка "Юный зарничник"

Конспект занятия кружка "Юный зарничник"для 9-11 классов....

Программа кружка «Юный журналист»

Газета - это история мира за сутки. Это история мира, в котором мы живем и события, которые интересуют нас больше, чем относящиеся к прошлому, существующему лишь в памяти. А. Шопенгауэр Данная програм...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ».

Современная школа должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть трамплином во взрослую жизнь. Творческие способности нужно раскрывать  с первых школьны...

Занятие школьного кружка "Юный журналист"

Тема: «Верстка школьной газеты» Цель: Создание страниц школьной газеты Задачи: 1. Познакомиться с терминологией, которая применяется при создании газеты; 2. Познакомиться со структурой шко...