Конспекты занятий ТО "Журналист"
методическая разработка (9 класс) на тему

Горох Надежда Геннадьевна

Краткое содержание занятий у кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_material_k_kruzhku_zhurnalist.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1.1. Введение. 

 Осмысление высказываний Г. Винокура: «Газетное слово есть, конечно, также слово риторическое, т.е. слово выразительное, рассчитанное на максимальное воздействие…» К.Федина: «Что даёт школа газеты? Она вырабатывает самые дорогие качества, необходимые в художественной прозе: краткую форму, точность выражения, ясность мысли…» Сообщение «Из истории газеты «Народная трибуна». Актуальность темы. «Народная трибуна» в наши дни. Успехи и достижения, проблемы и трудности. Чтение статьи заместителя редакции Л. Сафоновой, опубликованной в «Народной трибуне» №№ 3-4 от 13.01.09.

«Бесспорно, нам бы хотелось, чтобы армия наших собкоров, селькоров, юнкоров росла, и они были бы соавторами журналистов. Ведь от этого, в первую очередь, выигрывает газета, которая станет более интересной...»

«Творческих кадров нам в коллективе по-прежнему не хватает, и сегодня из 12 членов коллектива пишущих лишь трое. Мы готовы принять сегодня в штат пару талантливых корреспондентов. Но, увы... Приходят, пробуют и уходят... Но мы надежды не теряем и ждем людей, способных стать служителями печатного слова».

Тема 1. 2. Права и обязанности журналиста. 

Работа с высказываниями мастеров слова.

1) «Мне кажется, что со временем вообще перестанут выдумывать художественные произведения. Будет совестно сочинять про какого-нибудь вымышленного Ивана Ивановича или Марию Петровну. Писатели, если они будут, будут не сочинять, а только рассказывать то значительное и интересное, что им случалось наблюдать в жизни». (Л. Толстой)

2) Будь гражданин! Служа искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви. Н. Некрасов)

Учащиеся знакомятся с главой V: «Права и обязанности журналиста» Федерального закона о средствах массовой информации.

Статья 47.Права журналиста (с сокращениями)

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать и распространять информацию;

2) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

3) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

4) проверять достоверность сообщаемой информации;

5) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; 6) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

7) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процесс редакционной подготовки;

8) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Статья 49. Обязанности журналиста.

Журналист обязан:

1)соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2)проверять достоверность сообщаемой информации;

3)сохранять конфиденциальность информации и (или) её источника;

4)получать согласие на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

5)отказаться от данного ему главным редактором задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

6)предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

7)соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

•При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Выработка практических навыков: доказать принадлежность текста к официально-деловому стилю по плану: сфера общения, коммуникативная функция, языковые особенности.

Творческая работа конструктивного характера: используя ключевые слова главы v, написать письмо-обращение к журналистам нашего города. Целесообразным кажется встреча с журналистом районной газеты на одном из первых занятий. Предполагается рассказ об особенностях профессии, о специфике районной газеты, а также беседа с учащимися.

Тема 1. 3.Профессиональная этика журналиста. 

Определение понятий: этика, кодекс.

Работа со словарем С.И. Ожегова. Этика

1.Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и о роли в обществе.

2.Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе). Парламентская э. Врачебная э. Кодекс [дэ]

1. Свод законов. Уголовный к. 

2. перен. Совокупность правил, убеждений (книжн.). К. чести. 

3. Старинная рукопись в переплете (спец.). Пергаментный к. 

- Какие значения слов соответствуют нашей теме?

Знакомство с кодексом профессиональной этики журналиста. (Справочник журналиста)

___________________________________________________________

Кодекс профессиональной этики российского журналиста

Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированной в настоящем кодексе.

Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден.

Журналист рассматривает как тяжкие профессиональны преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации.

Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, религии, социального происхождения и пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.

Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека.

Журналист осознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент. Когда он берет в руки оружие.

Журналист не должен использовать в личных интересах или в интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.

Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера.

Плагиат недопустим. Использую каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых принципов.

Кодекс принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994г. (Москва)

____________________________________________________________

Дискуссия «Цель оправдывает средства?!» (Могут ли быть исключительные ситуации, когда возможно отступить от принципов этики?). Устные выступления учащихся – аргументированный ответ (не менее двух аргументов).

Раздел №2. Общие особенности языка газеты. 

Тема2.4.Публицистический стиль в сравнении с другими функциональными стилями. Лексика газеты. 

Публицистический стиль. Сфера использования. Основные черты. Разновидность стиля (собственно-публицистический, газетный, стиль радио и телепублицистики, ораторская речь).

Жанры. Языковые особенности.

Сравнение с научным, художественным и разговорным стилями.

Язык СМИ, его особенности: массовый адресат; сочетание функций информации и воздействия; сочетание стандартных и экспрессивных языковых средств.

Лексика газеты. Составление таблицы: общественно-политическая, термины производства, науки и спорта, оценочные слова и обороты, разговорная лексика

1)коллективная работа:

–распределить слова в таблице (парламент, самоходка, новички, политиканство, коррупция, судилище, президиум)

2) самостоятельная работа:

–проанализировать один из номеров районной газеты, подобрать примеры разных пластов лексики.

Тема 2.5. Жаргонная речь в современной газете. 

Понятие «жаргон». Работа со словарем.

Лекция учителя:

Причина проникновения – отражение сущности реальных социально-экономических и властных отношений.

Профессиональные и социальные жаргоны.

Слои жаргонной лексики:

1. Существительные с суффиксами – к -, -ик -, -ник -, -щик-, образованные путём стяжения словосочетания: социалка (социальная сфера), минималка (минимальная оплата труда), сольник (сольный концерт)

2. Существительные с суффиксом – ак, образованные на базе прилагательных, и с суффиксом – ух -, образованные от разных частей речи: свежак, презентуха, развлекуха, расслабуха

3. Существительные с усечённой основой: экстремал, мобила, сбер

Цели использования в публицистике:

1. Средство создания особо дружески-непринуждённого тона

2. Средство выражения экспрессивной оценки

3. Средство характеристики лиц, о которых пишут, у которых берут интервью

4. Создание колорита соответствующей профессии.

В целом проникновение в СМИ жаргонов – явление закономерное, выполняющее определённые стилистические функции. В связи с использованием этого пласта лексики уместно помнить совет М.В. Ломоносова пишущему всегда руководствоваться чувством меры: высокие «речения» использовать «с великою осторожностью, чтобы слог не казался надутым», употребляя же «низкие слова», «остерегаться, чтобы не опустится в подлость».

Жаргонная речь в современной прессе (сообщение).

Задания:

-Найти примеры использования жаргонизмов в печати, определить их уместность, роль

-Как они характеризуют респондентов?

                                Дина, участница конкурса «Стань звездой»

-Мы послали на конкурс видеозапись концерта... Из Москвы ответили, что все классно. (КП – 2003.- 27 марта).

                                  Из интервью  одной уважаемой певицы:

В «Единство» я напросилась сама. Мне по кайфу состоять в партии, близкой мне по духу и убеждениям. (АиФ.-2003.- №11)

                                   Писатель обижается на издательство:

- Почему-то издатели рекламируют книгу как очередной боевик, потому что это попсово сегодня. (АиФ.-2003.- №11)

                                    Из письма читателя в газету:

- Это вам не гитлеровская Германия: много понтов, а силы маловато. США, если того захотят, в третьей мировой войне точно победят (АиФ.-2003.- №13)

-Проанализируйте отзыв о спектакле «Хармс»

Как вам кажется, автор «похвалил» или «осудил» игру актеров?

И актеры отрывались с удовольствием, при этом избегая ... вкусовых проколов. Особенно выделялась Людмила Скочегорова. Не хочу обижать других актеров «Рок - драмы», но без неё спектакль был бы намного бледнее. Она «сделала» зрителя! ...и в финале она была уже в том актерском градусе, когда казалось, что для неё нет ничего невозможного. И чтобы завоевать ещё большую любовь зала, она вполне могла чмокнуть каждого зрителя в щёку или показать жёсткий стриптиз.

(АиФ.-2003.- №13).

(приложение «Жаргонная речь в современной газете»).

По выбору:

–Восстановить энциклопедическую статью по ключевым словам.

–Написать сочинение-рассуждение «Когда уместны жаргонизмы в печати?».

Тема 2.6.Просторечия, их роль в тексте. 

Работа с высказыванием А.С.Пушкина: «Разговорный язык простого народа… достоин также глубочайших исследований»

Работа со статьей энциклопедического словаря «Просторечия», используя инсерт:

«V» уже знал

«+» новое

«-» думал иначе

«?» есть вопросы

Составление бортового журнала: известное, новое

Анализ рассказов М. Зощенко «Стакан», «Аристократка», «Обезьяний язык». Определение роли просторечий в тексте. Сочинение-рассуждение «Язык - отражение мысли» (опираясь на литературный и жизненный опыт).

Тема 2.7. Иноязычные слова. Специальная лексика на страницах газет. 

Проблемная ситуация.

- Сравните отношение авторов к иноязычным словам. Выразите свое мнение.

1)Чтоб мне не писать, впустую оря, Мораль вывожу тоже: То, что годится для иностранного словаря, Газете не гоже. (В.Маяковский)

2) «Никогда не употребляйте иностранных слов. Ведь русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас» (И.Тургенев)

3) «Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.

Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой»

(А. Кушнер)

4) «...засилье чужеязычных речений не грозит нашему языку ни малейшей опасностью» (К.Чуковский)

Причины заимствований. Внешние и внутренние причины. Споры о возможности использовать заимствованные слова. Запрет в 19 веке на слова «прогресс, демократия, конституция». Особенно яростный пурист адмирал А.С. Шишков и его «словотворчество». Аллея – просад, тротуар – топталище, галоши – мокроступы, фортепьяно – тихогромы, библиотека – книжница.

Эпиграмма на искусственно созданные Шишковым слова: «Хорошилище грядет по гульбищу в мокроступах на позорище» (Франт идёт по тротуару в галошах на спектакль.)

Русские писатели о неоправданном использовании иноязычных слов, о засорении русского языка. Грибоедов «Горе от ума», Толстой «Война и мир», Тургенев «Русский язык».

Специальная лексика на страницах газеты. Область и сфера применения. Обоснованность и мотивированность использования.

Задания. Исследования. Эксперимент.

–Используя словари, определить значение и происхождение иноязычных слов, время заимствования, причина заимствования.

–Уместна ли замена иноязычного слова исконным?

–Когда это возможно (невозможно)? Целесообразно (нецелесообразно?) (Благотворитель – меценат – спонсор – инвестор – покровитель)

–Составить словарик «Русские синонимы иноязычных слов» (консенсус, имидж, интенсивный, приоритет, манипулировать, апломб и т.д.).

Тема 2.8. Новая жизнь старых слов. Неологизмы. Окказионализмы. 

Работа с высказыванием:

«Новые слова появлялись всегда, и сейчас они появляются по тем же законам, моделям, что и раньше» (Н. Шанский)

Из истории одного слова (например, милосердие ). Работа со словарями (этимологическим, толковыми). Сопоставление значений слова. Его современное звучание. Работа с текстами художественной литературы, публицистики, периодической печати.

Задания:

–Сравнить толкование слова (например, милосердие) в словаре В.Н.Даля и С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

–Какова этимология слова (по этимологическому словарю).

–Определить значение слова в разных текстах (в художественном и публицистическом) «ну, что же… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди» (Булгаков «Мастер и Маргарита»; «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности» (Д. Гранин «О милосердии»)

–Каково современное звучание слова в СМИ?

Подобная работа возможна со словами очаг, печать, победа, гласность, перестройка.

Сообщения: «Новые слова и словосочетания в языке современной прессы», «Писательское словотворчество. Окказионализмы».

Творческая работа: «Портрет одного слова» с использованием различных словарей или «Неологизмы в нашей речи», используя справочные материалы «Новое в русской лексике»

Тема 2.9. Фразеологизмы. Крылатые выражения. Их роль в периодической печати. 

Фразеологизмы. Их признаки. Источники (литературные, исторические, мифологические). Грамматическое строение. Синонимия. Антонимия. Омонимия. Многозначность.

Крылатые слова и выражения.

Анализ структурно-содержательных особенностей словарной статьи крылатых слов и выражений: заголовочная единица, атрибуция, изъяснение прямого смысла, семантизация переносного смысла, ситуативная характеристика, иллюстрированный материал.

- Вспомните авторов крылатых выражений:

1) Есть еще порох в пороховницах

2) Человек - это звучит гордо

3)А ларчик просто открывался

4) А счастье было так возможно

5) Счастливые часов не наблюдают

6) Человек в футляре

(Гоголь, Горький, Крылов, Пушкин, Грибоедов, Чехов)

Фразеологизмы, крылатые слова и выражения – благодатный материал для реализации важного принципа языка газеты – сочетания стандарта и экспрессии.

Трансформация фразеологизмов (Хождения за три дела; О демократия, о нравы! Садиться в собственную лужу. Директор как директор. Ни фельетона о нём не сложишь, ни песню о нём не споёшь.)

Утрата образности. Клише и штампы.

Штамп представляет собой образное, но в силу своего постоянного употребления утратившее сою экспрессию выражение: черное золото, труженики полей, эстафета поколений.

Клише - не претендующие на образность и экспрессивность обороты, служащие для экономии мыслительных усилий: мирное сосуществование, понижение уровня жизни.

Новые фразеологизмы и крылатые выражения в СМИ.

Абсолютный слух – способность безошибочно и быстро оценивать что-либо (Завод должен иметь абсолютный слух на техническую новизну)

Аллея дружбы - аллея, деревья которой посажены как знак дружбы между народами

Второй тайм - не начальный этап чьей-либо деятельности

Двойная бухгалтерия - лицемерие, двуличие; несоответствие между словами и делами

Зеркальное отражение - искаженное представление информации

Перетягивание каната - о соперничестве, действиях с целью превзойти кого-либо.

Открыть шлюзы - сделать возможным что-либо, допустить что-либо.

Задания:

-Подготовить сообщения на темы (на выбор)

1. «Почему мы так говорим?» (происхождение, значение и употребление 2-3 фразеологизмов, используя словари фразеологизмов, крылатых слов)

2. Крылатые выражения из произведений А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина (на выбор).

3.Новые фразеологизмы и крылатые выражения в СМИ. Их значение (биологическая война, бортовая диагностика, двойная бухгалтерия, вопрос у стены, навести шороху). По словарным материалам «Новое в русской лексике».

Тема 2.10. Пласты газетной лексики. Обобщение. 

Работа с высказываниями:

1) Газетное слово есть, конечно, также слово риторическое, т.е. слово выразительное, рассчитанное на максимальное воздействие… (Г. Винокур)

2) Язык газеты переполнен штампами, да иначе не может и быть: трудно писать быстро и правильно, не прибегая к избитым выражениям (Ш. Балли)

Закрепление и углубление изученного. Составление кластера.

Анализ лексики одного из номеров районной газеты. Работа с лексическим материалом, использованным в разных жанрах. Составление словарных статей с разными стилистическими пометами.

Тема 2.11. Особенности синтаксических конструкций. 

Богатство и разнообразие синтаксических конструкций, связанное с использованием в газете всех стилей литературного языка. Сочетание книжного и разговорного синтаксиса.

1.Эллиптические конструкции. (В конкурсе – лучшая. Предприниматели – под защитой ).

2.Номинативные предложения. (Первые звуки оркестра. Шёпот притихшего зала. )

3.Сигментированные конструкции (первая часть – именительные темы, вторая – обозначение лица или предмета в форме местоимения).

Небольшой эксперимент:

Кто такие индийские йоги?

Кто они, индийские йоги?

Индийские йоги. Кто они? 

– Какая фраза обладает наибольшей выразительностью?

4. Парцелляция. ( Ребёнку 3-4 года. Пора учить чувствовать красоту. Радость открытия. Прелесть познания).

5. Односоставные предложения. Безличные, неопредёленно личные, обобщённо-личные

Книжные конструкции:

1. Сложноподчиненные предложения (подавляющее большинство из сложных предложений)

2. Бессоюзные сложные предложения (представлены в газете многообразно и широко)

3. Сложносочиненные предложения (встречаются довольно редко)

Задание:

Опираясь на теоретический материал, найти в одном из выпусков газеты разные синтаксические конструкции.

Тема 2.12. Заголовок. Виды заголовков. Виды зачинов. 

Виды заголовков

Основной заголовок - дает представление о стоящем под ним материале

Подзаголовок - чаще всего тематический (поясняет, уточняет)

Рубрика - надзаголовок, указывает на раздел или отдел газеты

«Шапка» - Заголовок, объединяющий несколько газетных материалов.

Типы заголовков:

1.Назывной тип (рубрики, подзаголовки) «Дневник жатвы-2008», «Губернские вести»

2.Информативный тип (заголовки-сообщения). Реализуются в структуре двусоставных предложений: «Хлеборобский долг исполнен с честью»; односоставных неопределённо-личных: «Мяса и молока произвели больше»; безличного: «С ней легко работать»; назывного: «Талантливый и чуткий наставник».

3.Заголовки-вопросы: «Будут ли чистить сельские дороги?»

4.Апеллятивные заголовки

–заголовки-призывы: «Сделаем родной город чище!»

–заголовки-предупреждения: «Берегитесь отравлений»

–заголовки-адреса: «Принимай поздравленья, газета»

–заголовки-благодарности: «Спасибо вам, учителя!»

Зачины:

Дубитация – ряд вопросов к воображаемому собеседнику.

Объективизация – вопрос, на который автор отвечает сам.

Задания:

-определить тип заголовков в одном из номеров районной газеты

–определить вид заголовков в одном из номеров районной газеты, вид зачинов.

–доказать соотнесённость содержания с заголовком

–придумать заголовки и зачины к статьям о школьной жизни

Раздел№3. Средства эмоционального воздействия. 

Тема 3.13. Тропы как средство эмоционального воздействия в публицистике. Повторение и углубление понятия троп. Сообщения «Многозначность как средство создания тропов», «Эпитет и стиль писателя». Основные виды тропов (эпитеты, метафора, олицетворение, метонимия, ирония и др.). Так как учащиеся уже знакомы с этими понятиями, можно провести урок в форме лото «Тропы». Класс разбивается на две команды, каждый получает по карточке, в которой записаны термины. Например, у одного «эпитет», у другого – «метафора». Задача – в предложенном тексте (публицистического стиля) найти соответствующий пример. Учащиеся по одному из каждой команды выполняют задания. Выигрывает команда, игроки которой наиболее успешно ответят на вопросы.

Необходимо отметить, что в отличие от художественного стиля изобразительно-выразительные средства служат не для создания художественных образов, их назначение в публицистике – воздействие, убеждение.

Тропы в районной газете. Анализ статей, определение видов тропов.

Возможна на этом занятии работа с текстами мастеров слова: Д.С. Лихачёва, Д. Гранина и др.

Творческая работа: создание контекста по образному средству. Например, «слезливое утро» (А. Чехов); «стеклянные кустарники» (И. Бунин); «жгучий взгляд подснежников» (Б. Пастернак).

Тема 3.14. Фигуры речи. Функция воздействия. 

Урок закрепления знаний и развития речетворческой деятельности. Повторение основных фигур речи (анафора, инверсия, параллелизм, эллипсис, эпифора и др.), аналитическое чтение периодических изданий, определение вида фигур речи, их роли в тексте. Развитие умений использовать фигуры речи в собственной речи.

Возможные темы творческих работ: «Мода… Мода? Мода!», «Почему язык хорош? Потому что это творение…»

Тема 3.15. Экспрессивно-эстетическая функция языковых средств. 

Стилистический анализ текста (газетной статьи, текста Д.С. Лихачёва, В. Распутина, Д. Гранина, С. Залыгина – по выбору.)

–Обосновать принадлежность текста к публицистическому стилю.

–Выделить характерные языковые средства и приёмы.

–Определить роль языковых средств (убеждение, воздействие, выражение авторского отношения, отражение авторской позиции)

Самостоятельная работа: анализ текста публицистического стиля или сочинение - рассуждение по данному началу.

Герои, герои, герои… Как часто думается о том, что сила рождает одну жестокость и не способна родить добро, как ядерная бомба, которая не способна ни на что, кроме как однажды взорваться. А может, есть сила добрая и есть могущество, не прибегающее к жестокости?(В.Белов)

Раздел №4. Жанры публицистики. 

Тема 4. 16. Разновидности информационных жанров. Хроника. Заметка. Статья. 

Лекция учителя «Жанры публицистики» (Приложение)

Учащиеся по материалам лекции составляют кластер

«Информационные жанры на страницах нашей газеты» (сообщение)

Хроника. Заметка. Статья. Сходства и различия. Соотношение информации и оценки.

Анализ газетных материалов. Определение жанра, жанровых особенностей.

Задания конструктивного характера:

Переделать хронику в заметку (добавить оценку, собственные впечатления):

16 февраля 2010 года в МОУ «СОШ №1 г Калининска» проводился день Дублера.

Отредактировать заметку:

«На прошлой неделе у нас в школе была дискотека. Мы пригласили старшеклассников из другой школы. Девицы наши пришли в таком прикиде, что мы их даже не узнали. Музыка была - отпад. Повеселились мы клево! Всегда бы так!»

- Что нужно исправить, чтобы сообщение можно было поместить в школьную газету?

- Что необходимо добавить, чтобы работа соответствовала требованиям жанра? (время, место, другие факты).

Написать заметку о школьной жизни.

Тема 4.17. Фельетон. Средства создания комического. 

Теория. Особенности жанра. Средства комического. Составление таблицы: «Знаю – хочу знать – узнал» по теме «Средства создания комического».

Заполнение таблицы: что мы знаем, что мы хотим узнать, что мы узнали

Многие понятия детям знакомы, например, ирония, сарказм, гротеск, гипербола. Они повторяются и записываются в первую колонку. Затем знакомятся с новыми понятиями, например, каламбур, бурлеск, аллюзия; записываются по ходу знакомства в таблицу.

Сообщения «Каламбур в живом разговоре», «Бурлеск как изобразительное средство языка».

Знакомство с понятиями «аллюзия, аппликация»

Аллюзия употребление некоторого выражения в качестве намека на хорошо известный факт.

Теперь все будет просто: пришел, увидел, поменял. Внимание: всем послам! Спортсмен, солдат и просто хороший парень.

Аппликация - вкрапление общеизвестных выражений - пословиц, поговорок, газетных штампов - в несколько измененном виде.

Ах, как бы на подсолнечник да не мороз... Лучше крохотное дело, чем большой разговор. От зари до зари на лугах косари (по материалам «Народной трибуны»)

Практика. Анализ фельетона: «Кто превращает город Калининск в деревню Гадюкино?» («НТ» № 15 от 3.02. 09)

Уж сколько раз твердили миру, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят! Все без толку.

Газета уже не раз обращалась к жителям близлежащих домов, чтобы не выбрасывали мусор в неположенных местах. А воз и ныне там. Поймите, граждане, что Дом Быта - это не дом для свалки мусора, а дом, где оказывают бытовые услуги населению и где находятся госучреждения...

Усилия власти в плане улучшения порядка в городе будут напрасными, «благодаря» вашему неуважению, в первую очередь к себе, и к живущим рядом с вами людьми...

Город просто превратится в деревню Гадюкино. Вы захотите в ней жить?

(Н.Есин)

Возможен анализ отрывков из сатирических произведений М. Зощенко, А. Аверченко; определение средств комического, их роли в тексте. Сочинение – рассуждение: «Нужно ли уметь посмеяться над собой?».

Тема 4.18. Репортаж. 

Осмысление высказывания:

Я много лет проработал в газете, но ушел из нее, ибо самым трудным было для меня описание того, что вижу в данный момент Б. Окуджава.

Репортаж. Репортёр. Очевидец. Документальность «Эффект присутствия», репортажное настоящее. Виды репортажа.

Анализ репортажа. Определение жанровых черт. Анализ информационной структуры текста. Информационный центр, данное и новое; основная и второстепенная информация. Смысловые опоры и ключевые слова.

Восстановить текст по опорным, ключевым словам.

Тема 4.19. Проба пера. Репортаж. 

Урок развития речи. Моделирование (создание) текста в жанре репортажа, редактирование текста.

Возможные темы: «Репортаж с урока…», «Репортаж с конкурса чтецов», «Репортаж со спортивных состязаний».

Тема 4.20. Очерк. Виды очерка. Портретный очерк. 

Очерк. Сопоставление статей толкового словаря и энциклопедического словаря.

Особенности очерка: документальность; достоверность фактов, событий; полистилизм; элементы художественной типизации.

Документальный очерк. Публицистический очерк.

Виды очерка: путевой, портретный, проблемный.

Портретный очерк на страницах газеты «Народная трибуна». Герои очерков. Профессии, увлечения. Анализ портретного очерка: определение жанровых черт, средств выразительности.

Возможен анализ других портретных очерков (например, В. Распутин «Твой сын, Россия, горячий брат наш… О Василии Шукшине). Определение жанровых особенностей, стилистических особенностей, определение функции выразительных средств языка.

Тема 4.21. Создание портретного очерка. 

Создание портретного очерка о хорошо известном человеке (товарище, учителе, тренере). Составление примерного плана. Определение основной мысли. Аналитическое чтение работ, редактирование.

Тема 4.22. Проблемный очерк. Полемический характер очерка. Особенности проблемного очерка. 

Сочетание разных типов речи. Рассуждение как доминирующий тип речи. Утверждение, отрицание, доказательство, опровержение…

Типологический анализ очерка (один из очерков, опубликованных в периодической печати или очерк Д. С. Лихачева «Любовь, уважение, знание») Анализ текста по схеме: тема, объект речи, намерение говорящего, адресат, особенности структуры.

Доказать принадлежность текста, а также определенных частей текста к определенному типу речи. Определить ведущий тип речи. Определить логические и грамматические средства связи (лексические, морфологические, синтаксические).

Сформулировать проблему, прокомментировать.

Особенности рассуждения. Типы аргументации собственного мнения.

Тема 4.23. Путевой очерк. 

Комплексный анализ текста – путевого очерка из последних номеров «Народной трибуны» или очерк В. Распутина «Поле Куликово»). Композиционно-содержательный анализ, стилистический, типологический, лингвистический.

Аннотация. Сочинение-аннотация проанализированного текста.

Тема 4.24. Работа над созданием проблемного очерка. 

Повторяются жанровые особенности очерка, особенности рассуждения, типы аргументации собственного мнения.

                                                Жизненный опыт:


1.Реальные факты из жизни окружающих 2.Собственные наблюдения 3.Традиционно-исторический опыт

                                               Читательский опыт:

1.Художественная литература 2.Историческая литература 3.Научно-популярная литература

Аргументация с помощью примера, иллюстрации, образца (положительного или отрицательного).

Дискуссия: «Новое время – новые дети?!».

Встреча с социальным педагогом школы.

Подбор и анализ газетных статей, освещающих проблемы молодёжи, победы, успехи и достижения молодых.

Тема 4.25.Подготовка к созданию путевого очерка. 

Повторяются жанровые особенности очерка. Композиция. Возможна экскурсия в краеведческий музей или просмотр презентации (заочное путешествие по родному городу его окрестностям). Отбирается необходимый материал по темам: «На улице моего детства» «По берегам Баланды» «В окрестностях Калининска», «Путешествие из Калининска в…».

Тема 4.26. Урок- презентация очерка. 

Презентация сочинения-очерка (путевого или проблемного).

Взаимооценка, взаимопроверка. Редактирование. Доработка, исправление полученных сочинений.

Тема 4.27. Интервью - жанр публицистики. 

Интервью. Определение жанра. Респондент (работа с толковым словарем). Задачи, решаемые в ходе проведения интервью:

1.Получение новой информации

2.Обсуждение общественно важных проблем, что нередко обретает форму дискуссии

3.«Портретирование» – создание объёмного образа респондента

Композиция интервью.

Сообщение: «Интервью на страницах «Народной трибуны».

Анализ интервью в районной газете. Композиция. Респонденты. Характер вопросов журналиста.

Встреча с корреспондентом (как подготовиться журналисту к беседе с респондентом).

Составление плана, определение круга вопросов предполагаемому собеседнику.

Создание интервью.

Тема 4.28. Эссе. 

Определение жанра. Особенности жанра. Свободная композиция. Индивидуально – авторские сведения. Работа с «Литературным энциклопедическим словарём». Конспект статьи.

Эссе на страницах «Народной трибуны». Анализ эссе.

Возможен анализ эссе К. Паустовского «Предательская осень».

Размышления «Как сердцу высказать себя?» Средства, приемы, использованные автором. (Соединение различных типов речи, изобразительных возможностей языка).

Создание эссе о любимом времени года.

Тема 4.29. Рецензия и отзыв как оценочные жанры. 

Рецензия и отзыв. Сравнительный анализ определений.

- Сравните определения рецензии и отзыва из словаря С.И.Ожегова

Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме

Отзыв - это суждение, мнение о содержании, оценка чего-либо или кого-либо.

- Сравните определение понятия «отзыв» из словаря и энциклопедической статьи:

Отзыв - жанр публицистического и научного стилей речи, раскрывающий перед читателями, слушателями впечатления, которые произвела книга, фильм, спектакль. Автор отзыва высказывает свое мнение о сюжете, героях, глубоко не анализируя ни сюжета, ни образов, ни языка, ни стиля автора.

«Заседание редакционного совета»

- Перед вами два письма-отзыва. Какой из них вы бы выбрали для печати? Выберите более коммуникативно целесообразный вариант. Обоснуйте свой выбор.

Письмо первое. Уважаемая редакция! Пишу вам, поскольку очень хочу повлиять на содержание работы Первого канала. Особое ваше внимание хочу привлечь к телепередаче «Поле чудес». Пора закрыть это шоу Якубовича. На мой взгляд, оно интеллектуально примитивное, эмоционально разлагающее. Являя собой один из вариантов американской игры «Колесо фортуны», наше шоу, как мне кажется, приобрело черты конкурса подарков. Утюги, кофемолки, миксеры становятся целью игры. И как зритель я вижу: во всем этом царят не ум и знания, не высокая культура общения и поведения, а примитивный азарт добычи, который подогревается ведущим. Возможно, что мое мнение не совпадает с позицией всех, кто смотрит эту передачу, участвует в ней, но во мне оно устоялось.

Письмо второе. Уважаемая редакция! Хочу высказать свое мнение о передаче «Поле чудес». Это шоу, как и все телевизионные игры, украдено у американцев и топорно перелицовано на совковый лад. В нашем глухом краю быстро переняли игру по зарабатыванию очков. Вот только ... колесо «Поля чудес» практически не крутится, да и угадывание слов - хоть какая-то тень умственной деятельности - отодвинуто на десятый план участниками, увлеченными взаимовручением съедобных и несъедобных предметов. За утюгом, за миксером, за кофемолкой спускаются семьи с гор, бредут через тундру, штурмуют поезда... В Москву! В Москву! к колесу! Там их оплюют, обхамят, зато если повезет, то им достанется целый телевизор! Ага! А в телевизоре - Якубович, а в Якубовиче опять телевизор, а в нем опять Якубович, бесконечная матрешка непотребства.

(По Т.Толстой)

- Что общего в оценке передачи? Что общего в эмоциональном настрое писем? Чем они отличаются?

- Оцените утверждение: «Критическое высказывание характеризует не только тот объект, на который оно направлено, но и его автора».

- Какими людьми предстали перед вами авторы писем?

Делаем выводы об ответственности пишущего за каждое слово оценки.

Анализ статьи «На «Поле чудес» узнали и о Калининске» («НТ» №51 от 1 мая 2009 г.)

- О каких впечатлениях рассказывает наша землячка Н.П. Мизерная?

- Какие отзывы имеют позитивную оценку, а какие негативную?

- Как об этом говорит наша землячка? Оцените ее речь?

Закрепление материала. Из предложенных жанровых признаков выпишите те, которые относятся к отзыву публицистического стиля речи.

1. Стихотворная форма/ прозаическая форма

2. Неограниченность тем/ общественно значимые темы/ личные темы

3. Объемное цитирование/ краткое цитирование / отсутствие цитирования

4. Неэмоциональная речь/ эмоциональная речь

5. Выраженность авторской позиции/ скрытая авторская позиция

6. Сочетание информации и впечатлений, оценки/ только информация/ только чувства, эмоции.

Работа с отрывком из рассказа Тэффи «Мой первый Толстой». Информация о сути предмета речи и информация о чувствах и впечатлениях.

Работа над отзывом или рецензией на известную телепередачу, фильм, книгу.

Раздел №5. Корректор – работник редакции. Основы редактирования. 

Тема 5.29. Что должен знать корректор. Качества идеальной речи. 

Корректор. Словарная работа. Работа со словарем.

Беседа

- Какие качества необходимы корректору?

- Какие знания необходимы корректору?

Лекция учителя. Качества идеальной речи: правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность. Дается краткая характеристика каждого критерия, а так же проявление данного качества в различных стилях и формах речи.

Учащиеся составляют конспект лекции в виде таблицы:

Качества идеальной речи. 

Правильность. Соблюдение орфографических, орфоэпических, пунктуационных, грамматических, лексических норм языка Относится ко всем стилям; отступление допустимо лишь в просторечиях

Точность. Соблюдение орфоэпических, лексических и синтаксических норм Относится ко всем стилям; особенно к научному и официально-деловому; нарушение допустимо в устных формах, в обиходно-разговорном общении.

Логичность. Соблюдение лексико- семантических, лексико- грамматических и синтаксических норм В научном и официально-деловом проявляется в аргументированности и последовательности изложения; в художественной речи и публицистике нарушение логичности - средство создания сатиры и иронии

Чистота. Соблюдение орфоэпических, лексических синтаксических и особенно стилистических норм Особенно важно в книжных стилях, а также в устных формах научного, официально- делового и публицистического стилей; в художественной речи и публицистике отступление от данного принципа - средство создания речевой и социальной характеристики персонажей

Выразительность. Умение использовать все разнообразие синтаксических конструкций и лексических единиц языка. Не свойственна официально- деловому стилю. В научной речи проявляется как аргументированность и доказательность изложения. Необходима в художественной речи и публицистике, где достигается с помощью использования тропов, аллюзий, фигур речи.

Уместность. Следование этическим нормам общения, коммуникативная компетентность, адекватный выбор темы, средств выражения. Необходимо соблюдение во всех формах речи, особенно в устных формах речи


Проверка таблицы, дополнения, исправления.

Преобразование таблицы в кластер. «Развертывание» информации с опорой на кластер или таблицу.

Анализ текста публицистического стиля с точки зрения качеств идеальной речи

Тема 5.31. Виды грамматических ошибок и способы их устранения. 

Учитель знакомит учащихся с видами грамматических ошибок, приводит примеры (желательно из работ учащихся), обсуждаются варианты исправления.

Самостоятельная работа – редактирование текстов с грамматическими ошибками. Тема 5.32. Приемы устранения речевых ошибок.

Учитель знакомит учащихся с видами речевых ошибок, приемами их устранения.

Работа со словарями: толковым, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарём.

«Слова похожие, но разные. Паронимы в русском языке» (сообщение)

Упражнения конструктивного характера: отредактировать предложенный текст (перестроить, дополнить, заменить синонимом, подобрать наиболее подходящее слово).

Деловая игра «Корректор»

Определение значения слова «корректор». Качества, знания, необходимые корректору. Работа с материалами для последующего итогового зачета: исправление, редактирование. Определение вида ошибок.

Взаимопроверка. Взаимооценка. Тема 5.33.34. Урок – зачет.

Презентация работ: презентация выпуска школьной газеты, защита рефератов, проектов.

Литература 

Введенская Л. А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология»: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1991.

Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа…: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1993.

Громова В.И., Козулина М.В. Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате части С ЕГЭ. - Саратов, 2009.

Кохтев Н. Н. Эмоциональное воздействие пропагандистского слова.- М.,1981.

«Народная трибуна». Общественно-политическая газета Калининского района.

Новое в русской лексике. Словарные материалы/ Под ред.Н.З. Котеловой. - М.: «Русский язык», 1989.

Нормативный аспект культуры речи. Теория и практика: учебно-методическое пособие /под ред. В.И.Громовой. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.

Розенталь Д. Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики.- М.,1996.

Справочник журналиста. / Редакционный коллектив. В 2-х томах.- М.: Юридический мир, 2006.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. Словари.

Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. Д. Э. Розенталя.- М.,1984.

Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка.- М.: Русский язык,1986.

Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка.- М., 1984.

Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: Изд. Эксмо,2005.

Крылатые слова и выражения из сочинений Н. В. Гоголя: Словарь-справочник / Сост. и автор предисловия В. В. Прозоров. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея»,2005.

Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка.: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение,1980.

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка./ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- М.: «А ТЕМП», 2004.

Фелицына В. П. , Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Институт русского языка им. А. С. Пушкина.- М.: Русский язык, 1988.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...