План-конспект занятия "Техника преодоления оврагов с наведением верёвочных перил"
план-конспект занятия ( класс) на тему

Логинова Ольга Рафаиловна

План-конспект учебного занятия в туристско-краеведческом оббъединении по теме "Техника преодоления оврагов с наведением верёвочных перил"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

Станция юных туристов г. Павлово

ПЛАН – КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«Техника преодоления оврагов

 с наведением верёвочных перил»

                                                                   

               

                                                                        РАЗРАБОТАЛА: педагог доп. образования

                                                                                                       О.Р. Логинова

г. Павлово

2016 г.

                                                                   

План – конспект

занятия по теме:

«Техника преодоления оврагов с наведением верёвочных перил»

Цель:

  - сформировать умение преодолевать овраги по навесной переправе                          

Задачи:

- закрепить умения использовать страховку и самостраховку на переправе;    

- продолжить формирования навыков самостоятельной работы по наведению верёвочных переправ;

- способствовать развитию логического, аналитического  мышления, умения принимать правильные решения;  

- формировать умение работать в команде, чувство ответственности за принятое решение.

Место проведения: спортзал

Оборудование: верёвки основные – 5 шт., карабины, жумары, страховочные системы, карточки заданий, инструктивный материал. 2 ватмана с изображением местности, карточки с тестами для проверки знаний.              

Тип занятия:  комбинированный                            

                                                                                                                                                                                                                                                             План занятия

  1. Подготовительная часть.                                                        (10 мин.)                                        
  2. Практическая работа на станции изучения новой темы     (10 мин.)                                              

            - изложение новой информации;

            - практическая работа

3.   Закрепление изученного материала на 2-й станции           (10 мин.)      

4.   Закрепление изученного материала на 2-й станции           (10 мин.)

            5.   Подведение итогов занятия.                                                   (5 мин.)

                                                       ХОД    ЗАНЯТИЯ.

                                  Содержание    занятия

Деятельность обучающихся

1. Подготовительная часть:

     Учащиеся делятся на три группы и занимают места на станциях, надевают страховочные системы.

             

Надевают страховочные системы

2. Основная часть:

       

        Здравствуйте. Сегодня у нас с Вами второе занятие по теме «Техника преодоления оврагов с наведением верёвочных перил» и повтор тем двух предыдущих занятий.

        Цель нашего занятия – освоить способ преодоления оврагов по навесной переправе, а также закрепить умение страховать друг друга и переправляться через овраг по бревну.

      Прошу Ваши группы пройти на одну из Станций. Двигаться будем по часовой стрелке. Время работы на Станции 10 минут.

      Идёт параллельная работа трёх групп по 4 человека на трёх Станциях.

      Педагог на Станции объяснения нового материала:

      Ребята навесная переправа позволит Вам очень быстро переправиться самим через труднопреодолимый овраг или каньон и транспортировать груз. Применяется такая переправа  чаще всего в горной местности и на туристских соревнованиях.

      Перед переправой у вас должно быть подготовлено снаряжение. На вас уже есть страховочная система и по 4 карабина. Также у нас есть условная опора с двух сторон оврага в виде закреплённых карабинов. Нам с вами надо одну двойную верёвку длиной чуть больше чем расстояние от опоры до опоры и одну верёвку в два раза длиннее первой. На конце каждой верёвки надо прикрепить карабин. Конец двойной верёвки, который пойдёт с первым переправляющимся на целевой берег надо завязать штыком к карабину и прикрепить к блокировке страховочной системы первого на переправе. Также к блокировке крепиться конец второй длинной верёвки. Потом надо изготовить точку страховки для первого, как вы уже делали. Первому придётся спуститься в овраг и подняться на противоположный берег с командной страховкой. На целевом берегу он закрепляет конец двойной верёвки к карабину точки опоры и встаёт на самостраховку.

       Оставшиеся члены группы на исходном берегу разбирают точку командной страховки, а сквозь карабин точки опоры пропускают двойную верёвку. После к каждой пряди этой верёвки прикрепляют по жумару. По очереди натягивают каждую прядь двойной верёвки жумаром и оставляют жумар вплотную к карабину точки опоры, а на оставшемся за жумаром отрезке верёвки как можно ближе к жумару вяжем узел восьмёрка-проводника и с помощью карабина изготовляем карабинную удавку. Этот приём проделываем на каждой пряди двойной верёвки, а конец длинной верёвки закрепляем в карабине карабинной удавки для снятия перильной верёвки с целевого берега. После выбираем длинную верёвку (сопровождающую) и посередине её вяжем узел серединный проводник или проводник-восьмёрку, в который прикрепляем карабин. Этим карабином прикрепляем сопровождающую верёвку к каждому переправляющемуся и к грузу.

      Порядок переправы:

1) к переправляющемуся надо пристегнуть сопровождающую верёвку в блокировку страховочной системы;

2) участник переправы должен пристегнуться к натянутой двойной верёвке карабином уса самостраховки и грузовым карабином от блокировки страховочной системы.

3) располагаясь в подвешенном виде на верёвке, головой вперёд, надо подтягивая себя руками по верёвке перебраться на другую сторону оврага.

4) каждого переправляющегося сопровождают другие члены команды с берега, держа сопровождающую верёвку двумя руками в рукавицах.

 5) при откреплении от перильной верёвки вначале открепляют грузовой карабин, а потом страховочный ус и сопровождающую верёвку.

6) после переправы последнего от точки опоры целевого берега отвязывают штыковой узел от  карабина и тянут за сопровождающую верёвку, которая распускает узел карабинная удавка на исходном берегу.

7) Все верёвки перетягиваются на целевой берег.

     Теперь вы попробовали навести и снять навесную переправу одним из способов. Позже при переправе через водную преграду мы разучим другой способ закрепления перильной верёвки на опоре.

     На следующих двух занятиях вы самостоятельно закрепите полученные знания.

Идёт параллельная практическая работа на 3-х этапах (станциях)

Обучающиеся слушают инструктаж и выполняют действия под диктовку педагога

   3. Закрепление материала прошлых занятий

     Две группы обучающихся во время объяснения третьей группе нового материала работают на этапах закрепления пройденного материала.

1-я станция. Группа ребят самостоятельно повторяют наведение переправы по бревну через овраг с навешиванием и снятием верёвочных перил.

2-я станция. Группа ребят повторяет приёмы организации точки командной страховки и самостраховки на примере спуска и траверса, а также отвечает на тесты и проверяет ответы предыдущей команды.

Идёт параллельная самостоятельная работа групп на 2-х станциях закрепления пройденного материала

«Верно – неверно»

1. Страхующий другого сверху должен быть на самостраховке (+)

2. Перильная верёвка крепится к опоре прямым узлом (-)

3. Металлическая «восьмёрка» является приспособлением для спуска (+)

4. Жумар используют для страховки на траверсе (-)

5. Карабином уса самостраховки пристёгиваются к перилам на спуске (-)

6. Угол перегиба страховочной верёвки через точку страховки должен быть100о 

    и более (-)

7. Страхующий должен держать верёвку двумя руками в рукавицах (+)

8. На двойной опорной страховочной петле может находиться более 2 человек (+)

9. Если конец страховочной верёвки на страхующем, то он должен быть на

    самостраховке (+)

10. При спусках по вертикальной стене страховку осуществлять через  

      «восьмёрку» (+)

Карточка с вопросами

4. Подведение итогов.

     Сегодня мы закрепили умения организовывать страховку, наводить переправу по бревну. На практике изучили новый вид переправы через овраги по навешенной верёвке. Проверка ответов на тесты показала, что в основном вы усвоили такой важный элемент туристской техники, как командная страховка и самостраховка. Цели поставленные на уроке я считаю были достигнуты. На следующем занятии мы ещё раз повторим материал этого и прошлого занятия и изучим новый. Вы познакомитесь с основными разделами правил соревнований по спортивному туризму.

Должны перечислить ошибки в ответах на тесты

Литература:

1. Бардин К. – «Азбука туризма», - М.: Просвещение, 1981 г.

2. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М., Рябов Е.Г., - «Туризм в школе» - М.;  

3. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г., - «Физическое воспитание», - Изд-во «Высшая школа»,- М.; 1989                                                                                                                                                                                                                  

4. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., - «Школа туристских вожаков», - М., 1997 г.

5. Рыжавский Г.Я.,- «Биваки», - М.; ЦДЮТ, 1985 г.

6. «Энциклопедия туриста» - М., 1993 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект занятия "Роль родителей в преодолении школьной неуспешности учащихся" клуба "Школа родителей"

План-конспект занятия "Роль родителей в преодолении школьной неуспешности учащихся" клуба "Школа родителей". Мини-лекция с элементами тренинга, провожу в кругу, раздаю рекомендации...

План-конспект урока : "Преодоление полосы препятствий".

Тема урока: "Преодоление полосы препятствий".Место проведения:спортивная площадка.Класс - 8....

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

План - конспект урока Английского языка по теме "Стресс и пути его преодоления"

Данный урок является полезным дополнением к учебному процессу по углубленной программе Английского языкаПривлечение учеников в психологический процесс с оттачиванием знаний Англ. яз. непосредственно п...