Новые формы и методы патриотического воспитания
статья на тему
Доклад на семинаре классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Новые формы и методы патриотического воспитания | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Новые формы и методы патриотического воспитания»
Кистанова Людмила Владимировна
“ Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие”, – писал А.С. Пушкин.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
Работа по данному направлению начинается с начальной школы, потому что именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.
Формы работы по патриотическому воспитанию в нашей школе разнообразны:
Традиционным стал театральный фестиваль, уроки мужества, посвященные Дню освобождения Тучково , конкурс «А ну-ка , парни !», конкурс рисунков, посвященных Дню Победы, литературно-музыкальные композиции на военную тему, на базе уголка боевой славы проводится цикл бесед с использованием новых экспонатов, по возможности проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны , библиотечные уроки, литературные чтения , научно-практические конференции, различные экскурсии по местам боевой славы , традиционным стало посещение музея ВОВ на Поклонной горе
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология проектов или метод проектов.
Проект –это способ организации учебной деятельности, направленный на решение проблемы и имеющий результат.
Как сейчас принято говорить,
проект –это пять «П». 1.П-проблема (задача, которую надо решить)
2.П-планирование работы(этапы) 3.П-поиск информации 4.П-продукт(результат)
5П-презентация (защита)
В этом учебном году вся школа работала над созданием Книги Памяти
Идея создания данной книги не нова. Она была позаимствована у одной из петербургских школ.
Дело это благое, потому что
летописная книга способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности школьников в процессе сбора. исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.
Целью данного проекта - является создание на базе школы электронного архива о ветеранах великой Отечественной войны и тружениках тыла
Основные задачи, решаемые в ходе реализации проекта
1.Изучение семейного архива, фотографий;
2запись рассказов о родственниках- участниках войны;
3создание рабочих групп;
4составление списков участников войны,
5оформление книги памяти и размещение на сайте школы.
Актуальность проекта, его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. Сейчас многие историки пытаются переписать роль России в те давние годы , очернив судьбоносные для всего мира решительные действия защитников Отечества. Этот проект – уникальная возможность для учеников узнать о суровой правде тех дней, развить интерес к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности
Участники и организаторы проекта- это администрация школы, учащиеся с 1по 11 класс, , учителя и родители.
Работа состояла из 4 этапов:
Первый этап проходил в сентябре.
На родительском собрании были озвучены цели и задачи проекта и просьба помочь детям в сборе материала.
Второй этап –организационный, проходил в октябре 2014 года, распределяли обязанности в группах по интересам( лингвисты, историки, программисты)
Третий этап –самый сложный, самый продолжительный, проходил с ноября по февраль. За это время собирались фотоматериалы и документы военных лет.
Работа шла тяжело, сведения собирались очень медленно. Когда приступали к созданию этой книги, то ,казалось, что времени не будет обработать весь материал. Но во многих семьях информация, к сожалению, о родственниках не сохранилась, или была очень скудная. И тем не менее 18 классов приняли участие.
Работы, представленные на суд жюри, разноплановые, интересные, комиссия выделила несколько номинаций:
- «Личные проекты»
- «Документальное кино»
- «Проекты класса»
В моем классе был подготовлен личный проект.
Ученица рассказала о своей прабабушке, которая до сих пор жива. Ей 95 лет. Были представлены фотоматериалы и сохранившиеся документы. Лично мне понравилось интервью, которое она взяла у своей бабушки и поместила в презентацию. (демонстрация презентации)
Евдокия Никитична работала в тылу. Награждена медалью «За доблестный труд», муж «Орденом Славы 111 степени».
История семьи- это личная память, объединившись, она становится общей памятью, историей народа.
Проектная деятельность, безусловно, позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Это не первый проект, в котором я со своими учениками принимаю участие. В начале года Федоренко Виктория участвовала в конкурсе проектов «Моя малая Родина» . С помощью родителей был создан «Web-сайт моего поселка». Адрес сайта «Наше - Тучково.рф»
Проекты, о которых идет речь, долгосрочны. И при нашей загруженности их можно подготовить 2-3 за год.
А вот можно ли использовать проекты на уроках ДКП и литературы?
В этом году в 11 классе я применяю практико-ориентированные мини-проекты по повторению изученного. Конечный продукт-тесты по темам, которые вызывают трудности. Моя методическая копилка пополнилась,а ребята еще раз повторили трудные темы.
Кроме русского языка и литературы, я преподаю и духовное краеведение. Это сложный предмет. Он включает информацию из разных областей знания.
Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения.
В учебнике много новой для ребят информации, много понятий. Приходится применять разные формы и методы. Среди них и проектная деятельность. Очень увлеченно они работали над созданием кроссвордов по заданной теме.
1.Проблема -показать знания по теме «Преподобный Сергий Радонежский»
2.Планироване – сделать кроссворд из тех слов, с которыми познакомились на уроках Духовного краеведения (кротость, подвиг, благословение , игумен, лавра, молебен, монах, митрополит, патриарх)
3. Поиск информации –как составить кроссворд ? Подбор слов к этой теме.
4. Продукт –оформление кроссворда на альбомном листе, придумывание и запись заданий по вертикали и горизонтали
5.Защита своей работы
Ребята работали по желанию в парах и индивидуально. Были очень горды тем, что у них получилось. Ведь внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат –опыт деятельности –становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В апреле в школе будет проходить научно-практическая конференция. Она посвящена 70-летию Вов. Мои ребята учатся в физико-математическом классе, тема их проекта «Деятельность ученых- физиков в годы Великой Отечественной войны». Проект находится в стадии разработки. Скажу лишь, что сегодняшним школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны , об открытиях и изобретениях. Данная работа будет рассказывать о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что за нашу молодежь надо бороться. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей- можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на заседании Совета кураторов: "Современные формы и методы патриотического воспитания".
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.Преподаватель УКСИВТ Ерофеева С.М....
Конференция и экскурсия как эффективные методы патриотического воспитания в школе
Школе как социальному субъекту принадлежит ведущая роль в осуществлении и успешной социализации подростка. В ФГОС ООО предусматривается решение таких основных задач как...
НОВЫЕ ПОДХОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В данной методической разработке ключевым звеном является модель выпускника училища. Предполагается, что результатом воспитательной системы на компетентностной основе будет не просто функционально - г...
Формы и методы патриотического воспитания
Данная работа посвященна необходимости воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Описаны методы и приемы из опыта учителя истории....
«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовн...
Программа ЧОУ-СОШ «Новый путь» по патриотическому воспитанию школьников «Мы нужны друг другу» на 2012 - 2017 годы»
Программа рассчитана на пять лет, в основе ее лежит воспитание комплекса таких качеств, как нравственность и патриотизм, культура и физическое здоровье, уважение к национальным традициям и духов...
Воспитательная практика «Пульсация патриотизма: новые формы гражданско-патриотического воспитания в школе»
Современное общество требует от молодых людей активной гражданской позиции, готовности к участию в общественной жизни и защите интересов своей страны. Патриотизм и любовь к своей стране являются важны...