Новые формы и методы патриотического воспитания
статья на тему

Кистанова Людмила Владимировна

Доклад на  семинаре классных  руководителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  на тему: «Новые формы  и методы патриотического  воспитания»

Кистанова Людмила  Владимировна

 “ Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие”, – писал А.С. Пушкин.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою страну  и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

Работа по данному направлению начинается с начальной школы, потому  что именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.

Формы работы по патриотическому воспитанию в нашей  школе   разнообразны:

Традиционным   стал   театральный  фестиваль,   уроки  мужества,  посвященные  Дню  освобождения  Тучково , конкурс  «А ну-ка ,  парни !»,  конкурс рисунков,  посвященных  Дню  Победы,   литературно-музыкальные  композиции на  военную  тему,  на  базе  уголка боевой  славы проводится  цикл  бесед  с  использованием  новых  экспонатов,   по  возможности проводятся встречи с  ветеранами  Великой  Отечественной  войны  ,  библиотечные уроки,   литературные  чтения ,  научно-практические  конференции,   различные   экскурсии по  местам боевой  славы , традиционным   стало  посещение музея  ВОВ на  Поклонной  горе

 Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология проектов или метод проектов.

Проект –это  способ организации  учебной  деятельности,  направленный на  решение  проблемы и  имеющий результат.

 Как сейчас принято говорить,

проект –это пять «П». 1.П-проблема (задача, которую надо решить)

2.П-планирование работы(этапы) 3.П-поиск информации  4.П-продукт(результат)

5П-презентация (защита)

В этом  учебном  году вся  школа  работала над  созданием  Книги  Памяти

  Идея создания данной  книги не  нова.  Она  была  позаимствована  у одной  из  петербургских  школ.

 Дело это   благое,  потому что

летописная книга способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности школьников в процессе сбора. исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.

Целью  данного  проекта -  является создание  на  базе школы электронного  архива о  ветеранах  великой  Отечественной  войны и  тружениках  тыла

Основные  задачи, решаемые  в  ходе  реализации  проекта

1.Изучение семейного  архива, фотографий;  

2запись рассказов о родственниках- участниках войны;

3создание   рабочих   групп;  

4составление  списков участников войны,

 5оформление   книги памяти  и  размещение   на  сайте  школы.

Актуальность проекта,  его  сегодняшняя востребованность  доказана самой  жизнью. Сейчас многие  историки  пытаются  переписать роль  России в  те  давние  годы ,  очернив  судьбоносные для  всего мира  решительные  действия защитников  Отечества.  Этот  проект – уникальная  возможность для  учеников узнать  о  суровой  правде  тех  дней, развить интерес к  истории, исследованиям, к  научно-познавательной деятельности

Участники  и  организаторы  проекта- это администрация школы, учащиеся с  1по 11  класс,  , учителя и   родители.

Работа   состояла из  4  этапов:

Первый  этап  проходил  в  сентябре.

 На  родительском собрании    были  озвучены    цели  и  задачи проекта и  просьба помочь  детям  в  сборе  материала.

Второй  этап –организационный, проходил  в  октябре 2014 года, распределяли  обязанности в  группах    по  интересам( лингвисты, историки,  программисты)

Третий  этап –самый  сложный,  самый  продолжительный,    проходил с  ноября  по февраль.  За  это  время собирались  фотоматериалы и  документы  военных лет.

 Работа шла   тяжело,  сведения собирались очень  медленно.  Когда  приступали  к  созданию  этой  книги,  то ,казалось,   что  времени не  будет обработать  весь  материал. Но во  многих  семьях информация, к  сожалению,  о  родственниках не  сохранилась, или  была  очень  скудная.    И  тем не  менее 18  классов  приняли  участие.

Работы, представленные  на  суд жюри, разноплановые, интересные,  комиссия выделила  несколько  номинаций:

  1. «Личные  проекты»
  2. «Документальное кино»
  3. «Проекты класса»

  В моем   классе  был  подготовлен  личный  проект.

  Ученица  рассказала    о  своей  прабабушке,   которая  до  сих  пор  жива. Ей  95  лет. Были  представлены  фотоматериалы  и сохранившиеся  документы.    Лично  мне понравилось  интервью,  которое  она  взяла у своей  бабушки и  поместила в  презентацию.  (демонстрация  презентации)

Евдокия  Никитична  работала  в  тылу.  Награждена медалью «За  доблестный  труд»,   муж    «Орденом  Славы 111 степени».

История  семьи- это  личная память,  объединившись,  она  становится общей  памятью,  историей  народа.

Проектная деятельность, безусловно,   позволяет  создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.

Это не  первый  проект, в  котором  я  со  своими  учениками  принимаю  участие. В  начале года    Федоренко Виктория участвовала в  конкурсе   проектов «Моя  малая  Родина» . С помощью родителей  был  создан  «Web-сайт  моего  поселка».  Адрес  сайта «Наше - Тучково.рф»

Проекты,  о  которых идет  речь,  долгосрочны.  И  при нашей  загруженности  их можно  подготовить 2-3  за  год.

А вот можно  ли  использовать проекты на уроках  ДКП и  литературы?

В  этом  году  в 11  классе я  применяю практико-ориентированные мини-проекты по  повторению изученного.   Конечный  продукт-тесты  по    темам,  которые  вызывают трудности. Моя методическая  копилка  пополнилась,а  ребята  еще  раз повторили трудные  темы.

 Кроме  русского  языка  и  литературы, я  преподаю и    духовное  краеведение. Это  сложный  предмет.  Он включает  информацию из  разных  областей знания.

Маршруты духовного  краеведения показывают школьникам  примеры святых  и  героев отечественной  истории как  образцы  нравственного поведения.

   В  учебнике  много  новой  для  ребят информации,  много понятий.  Приходится применять  разные  формы и  методы. Среди  них  и  проектная  деятельность.  Очень  увлеченно они  работали над созданием кроссвордов  по  заданной  теме.

1.Проблема  -показать  знания по  теме  «Преподобный   Сергий  Радонежский»

2.Планироване – сделать  кроссворд  из  тех  слов,  с которыми познакомились на  уроках  Духовного краеведения  (кротость, подвиг, благословение , игумен, лавра, молебен,  монах, митрополит,  патриарх)

3. Поиск  информации –как составить кроссворд ? Подбор слов  к  этой  теме.

4. Продукт –оформление кроссворда на  альбомном  листе, придумывание и  запись заданий по  вертикали  и горизонтали

5.Защита  своей  работы

 Ребята  работали по  желанию в  парах  и  индивидуально.  Были  очень  горды тем,  что  у них  получилось.  Ведь внешний  результат можно  увидеть, осмыслить,  применить в  реальной  практической деятельности. Внутренний результат –опыт  деятельности –становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в  себе  знания и  умения, компетенции и  ценности.

 В  апреле  в  школе  будет  проходить научно-практическая  конференция. Она  посвящена  70-летию Вов. Мои  ребята    учатся в  физико-математическом классе, тема их  проекта   «Деятельность  ученых-  физиков в  годы  Великой  Отечественной войны».  Проект  находится в  стадии  разработки.  Скажу  лишь, что  сегодняшним школьникам мало  известно о  подвигах советских  ученых в  годы войны ,  об  открытиях  и  изобретениях. Данная  работа будет  рассказывать о  деятельности  выдающихся  физиков в  годы  войны,  их  мужестве,  героизме, самоотверженном  труде,   благодаря чему  наша  армия была  обеспечена  новым  вооружением,  новыми  технологиями  и  одержала  победу.

Говоря  о патриотическом воспитании подрастающего поколения,  необходимо подчеркнуть, что за  нашу  молодежь  надо  бороться.  То, что мы  вложим в  наших  ребят  сегодня,  завтра  даст соответствующие  результаты.  Воспитаем  патриотов, деловых  и здоровых  людей- можно  быть уверенным в  развитии и  становлении стабильного  общества.  В  этом  заключается  государственный  подход каждого  педагога в  деле  воспитания  молодежи.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании Совета кураторов: "Современные формы и методы патриотического воспитания".

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.Преподаватель УКСИВТ Ерофеева С.М....

Конференция и экскурсия как эффективные методы патриотического воспитания в школе

Школе как социальному субъекту принадлежит ведущая роль в осуществлении и успешной социализации подростка. В ФГОС ООО предусматривается решение таких основных задач как...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной методической разработке ключевым звеном является модель выпускника училища. Предполагается, что результатом воспитательной системы на компетентностной основе будет не просто функционально - г...

Формы и методы патриотического воспитания

Данная работа посвященна необходимости воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Описаны методы и приемы из  опыта учителя истории....

«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовн...

Программа ЧОУ-СОШ «Новый путь» по патриотическому воспитанию школьников «Мы нужны друг другу» на 2012 - 2017 годы»

Программа рассчитана на пять лет, в основе ее лежит воспитание комплекса таких качеств, как нравственность и патриотизм, культура и физическое здоровье, уважение к национальным традициям и духов...

Воспитательная практика «Пульсация патриотизма: новые формы гражданско-патриотического воспитания в школе»

Современное общество требует от молодых людей активной гражданской позиции, готовности к участию в общественной жизни и защите интересов своей страны. Патриотизм и любовь к своей стране являются важны...