«Формы и методы патриотического воспитания как условие становления социально-ответственной личности»
статья
Авторы:
Гичко Кристина Сергеевна
Пономарева Инесса Анатольевна
- Патриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции.
- Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
- Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен воспитать гражданина и патриота.
- Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в гражданско-патриотическом воспитании учащихся.
- Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время; обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_patriot._vospitaniya_kak_uslovie_stanovleniya_sotsialno.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы и методы патриотического воспитания как условие становления социально-ответственной личности»
«Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть о национальном достоинстве и национальном суверенитете». В.В. Путин.
Патриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции. Как справедливо заметил К.Д. Ушинский, патриотизм - это нравственная опора самосознания русского педагога, она остается надежной даже тогда, когда все остальные опоры рушатся. Не случайно идея воспитания, удаленная в первой половине 90-х годов из государственной системы образования, возвращается сегодня, прежде всего, под знаком патриотического воспитания.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально новой, демократической личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен воспитать гражданина и патриота.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Основные направления воспитательной работы в лицее:
- Гражданско-правовое и патриотическое.
- Спортивно-оздоровительное.
- Духовно-нравственное
- Художественно-эстетическое.
- Популяризация научных знаний
- Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
- Поддержка семейного воспитания
Одним из основных направлений воспитательной работы в лицее № 384 является гражданско-патриотическое: воспитание граждан, любящих свой город, свою Родину, знающих ее историю, чувствующих ответственность за ее судьбу.
Патриотическое воспитание становится возможным через решение следующих задач:
- формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- широкая пропаганда выдающихся побед нашей страны в развитии науки и культуры;
- формирование у учащихся чувства гордости за подвиги старшего поколения и стремления подражать им;
- вооружение учащихся начальными военными знаниями, умениями и навыками, привития интереса к службе в Вооружённых Силах России;
- развитие гражданственности и национального самосознания учащихся;
- создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельностные формы, в том числе школьного самоуправления;
- развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края и многое другое.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время; обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на заседании Совета кураторов: "Современные формы и методы патриотического воспитания".
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.Преподаватель УКСИВТ Ерофеева С.М....
Патриотическое воспитание в процессе становления личности ребёнка
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пр...
Формы и методы патриотического воспитания
Данная работа посвященна необходимости воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Описаны методы и приемы из опыта учителя истории....
«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовн...
Новые формы и методы патриотического воспитания
Доклад на семинаре классных руководителей...
Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.
Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учрежде...
Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления личности в условиях сельской школы
Доклад на семинаре на тему "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления личности в условиях сельской школы"...