Развитие пространственно-временных представлений у обучающихся с ОНР.
консультация (5 класс) на тему

Ефремова Наталья Александровна

 

 

Дизорфография – это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.

Следует отметить, что нарушение усвоения правописания у школьников (дизорфография) часто сочетается с нарушениями письма и чтения (дисграфией и дислексией). На начальных этапах обучения ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок, к 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку.

                Работа по преодолению дизорфографии, дисграфии и дислексии включает себя,  в том числе развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие пространственно-временных представлений у обучающихся  с ОНР.

Дизорфография – это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.

Решение орфографических задач может быть затруднено по различным причинам:

проблемы речевого развития (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);

 снижение слухоречевой памяти, невозможность следовать цепочке последовательных действий в результате различной патологии беременности и родов.

Следует отметить, что нарушение усвоения правописания у школьников (дизорфография) часто сочетается с нарушениями письма и чтения (дисграфией и дислексией). На начальных этапах обучения ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок, к 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку.

        Работа по преодолению дизорфографии, дисграфии и дислексии включает себя,  в том числе развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

  1. Развитие и уточнение пространственных представлений.
  1. Ориентировка правых и левых частей тела.
  2. Ориентировка в окружающем пространстве.

- Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т.е. самому себе.

- Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.

- Определение объектов и предметов в пространстве.

- Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

- определение правых и левых сторон живых и неживых объектов, находящихся напротив.

- Определение представлений в пространстве.

- Уточнение последовательности цифрового ряда.

- Графическое воспроизведение направлений.

        3) Уточнение пространственного расположения различных фигур и букв.

        4) Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На этом этапе одновременно пероводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений и букв и составляющих их элементов, по определению сходства и различия между сходными графическими изображениями и буквами.

        Для того чтобы успешно освоить многие школьные навыки, ребёнок очень хорошо должен представлять себе, что такое верх, низ, вверху, внизу, над, под, сбоку, справа, слева, т.е. правильно ориентироваться в пространстве.

  1. Развитие и уточнение временных представлений.

При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие понятия и связанный с каждым из них круг вопросов: сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством предлагаемых ниже упражнений и заданий.

  1. Работа с серией сюжетных картинок. Детям предлагается рассмотреть изображения и определить временную последовательность происходящих событий. При этом отрабатываются не только понятия: раньше – позже, сначала – потом, но и пространственные: дальше – ближе, за – перед, над – под и т.п.
  2. Диктанты (зрительный предупредительный, слуховой предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, диктант-молчанка по картинкам, устный диктант по картинкам, устный диктант, проверочный диктант и др.)
  3. Работа с деформированным текстом.
  4. Изложение.
  5. Работа с индивидуально-авторскими словами.
  6. Анализ художественных произведений.
  7. Работа с загадками, скороговорками, пословицами.   Развитие и уточнение временных представлений очень хорошо проводить на фольклорном материале. Используя на занятиях пословицы, поговорки, скороговорки, народные приметы, подходящие к данной теме, а также загадки, которые дети очень любят отгадывать, можно достаточно легко вызвать интерес учащихся к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и значение интерактивной доски в формировании пространственно-временных представлений у умственно отсталых учащихся на уроках истории России

Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временныx и пространственныx представлений на уркаx истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях

В данном материале представлена работа по развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях в условиях логопункта общеобразовательной школы....

Развитие пространственно – временных представлений.

Коррекционно – развивающее дефектологическое занятие.Групповое обобщающее занятие (начальная школа)....

Рекомендации родителям дошкольников по развитию пространственно-временных представлений

Родители могут  помочь в формировании пространтвенно-временных представлений дошкольников, младших школьников, следуя рекомендациям....