Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях
методическая разработка на тему
В данном материале представлена работа по развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях в условиях логопункта общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_i_utochnenie_prostranstvenno_vremennyh_predstavlenii.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях
В процессе логопедической работы с младшими школьниками необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия, пространственных представлении временных ориентировок в онтогенезе.
Работа по формированию пространственных представлений включает в себя задание на определение формы величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней.
Время наряду с пространством является основной формой существования материи. Временные представления — это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток времен года, смену поколений.
Как отмечал П.Ф.Лесгафт каждая сознательная работа требует серьезного понимания значения пространства и времени и умения справляться с этими соотношениями. Для понимания проблемы речевых расстройств у детей этот вопрос имеет существенное значение, так как недостаточная сформированность пространственно-временных представлений скажется у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников — на процессе формирования навыков чтения и письма. Ведь известно, что для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых комплексов.
Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.
Дети у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог над. Дошкольники, а иногда и младшие школьники в устной речи затрудняются в дифференциации предлогов к— у, в— на (к дому — у дома, в столе — на столе.) Нередко дети этой категории смешивают предлоги перед - после — за, что является следствием несформированности и пространственных и временных отношений. Например «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы». Малыши испытывают трудности при использовании прилагательных широкий— узкий, толстый - тонкий. Эти прилагательные заменяются обозначениями большой или маленький. Например, широкая река — большая река, тонкий стебелек— маленький стебелек. В дальнейшем при овладении навыком письма перечисленные трудности приводят к нарушениям письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела». Впоследствии это найдет проявление в затруднениях при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, при оформлении письменных работ дети долгое время не могут принять и добиться автоматизма при выполнении стандартных требований к их оформлени: пропуск определенного количества строчек или клеточек между работами, выделение «красной строки», соблюдение «полей» тетрадного листа, оформление работы «в два-три столбика», равномерное заполнение тетрадного листа текстом.
Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки, проявляющиеся в зеркальном написании букв в норме исчезающие по мере формирования навыка письма, оказываются у детей с недостаточностью пространственно-временных представлений достаточно стойкими и резистентными к логопедической коррекции.
Дети с трудностями в усвоении временных представлений испытывают сложности в обозначении понятий основных единиц времени, в периодах человеческого возраста.
При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам (зима — лето, день - ночь), дети не допускают ошибок. Но при необходимости дифференцировать временные периоды, различия которых не столь ярко выражены (весна — осень, вечер — утро), дети испытывают значительные затруднения. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний (птицы прилетают -птицы улетают, солнце всходит — солнце заходит и т.д.). Это связано со сложностями при выделении в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение.
Недостаточно развитая ориентировка во времени в дошкольном возрасте, проявлявшаяся в ошибках грамматического оформления устной речи, в школьном возрасте проявится в самостоятельных письменных работах в виде выраженных аграмматизмов. Это и различение настоящего, прошедшего и будущего времени глаголов (Иду я вчера. Иду я сегодня. Иду я завтра.), употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (Я рисую машину. —Я нарисовал машину..)
Целый ряд ошибок, вызванный несформированностью умений и навыков пространственного ориентирования, допускаемых на письме детьми, можно разделить на несколько групп.
I. На уровне буквы и слога
- Появляются замены букв по кинетическому принципу. Это объясняется тем, что буква — это комбинация графических элементов, определенным образом расположенных в пространстве относительно друг друга. При совпадении написания первого элемента букв школьник не может выбрать направление движения собственной руки и допускает замену. Наиболее часто смешиваются следующие буквы: б — д, и — у, у — ч, ч — ъ, г — р, а — д, о — а.
- Смешение по оптическому принципу. Это смешения букв, различающихся следующими признаками:
- различным положением составляющих элементов в пространстве;
- количеством и последовательностью расположения одинаковых элементов;
- наличием дополнительного элемента.
у — д, л — и, в — д, ц — щ, л — м, ш — т, п — т, и — ц, ш — щ.
- Неточности (искажения) в написании букв:
- недописывание элементов;
- добавление лишних элементов;
- неправильное расположение элементов букв относительно друг друга;
- зеркальное написание букв.
II. На уровне слова
Эти ошибки возникают по причине недостаточно устойчивого ориентирования в последовательности элементов слова. Как правило, наблюдается нарушение последовательности соседствующих букв. Чаще меняются буквы в обратных слогах в начале слова, слоги преобразуются в прямые, а также в слогах со стечением сходных по написанию букв: «токрыл» — открыл, «зелмя» — земля.
Не стоит смешивать перестановки букв данного типа с перестановками по причине нечеткости акустико-арти-куляционных дифференцировок («свелро» - сверло). Несформированность пространственных ориентировок в последовательности ряда обусловливает замены и перестановки слогов в слове. А в целом ошибки данного характера ведут к затруднениям в осуществлении звуко-слогового и морфемного анализа слов.
III. На уровне фразы
На уровне фразы следует выделить в первую очередь ошибки, связанные с употреблением в письменной речи конструкции с предлогами. При этом возникают затруднения в понимании значений предложно-падежных конструкций и в их написании. Это связано с тем, что пространственные отношения выражаются посредством существующих в русском языке предлогов {над — сверху, к —- приближение и т.п.). При этом предлоги могут опускаться, заменяться или удваиваться.
IV. На уровне текста
На уровне текста ошибки возникают в связи с неумением определять четкую последовательность высказывания и сохранять ее в памяти. При выполнении таких работ, как изложение, сочинение, составление текста, младшие школьники искажают смысл высказывания, меняют местами предложения или целые семантические части. Все эти ошибки у детей с общим недоразвитием речи возникают значительно чаще, чем у нормально развивающихся школьников. Поэтому таким детям необходима коррекционная логопедическая помощь по развитию и уточнению пространственно-временных представлений.
С целью развития и уточнения пространственно-временных представлений необходимо учитывать закономерности формирования пространственно-временных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану.
Развитие и уточнение пространственных представлений
1) Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела. Дифференциация правых и левых частей тела — правая и левая рука, нога правый и левый глаз, правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например: локоть, плечо колено, лопатка и т. д.
На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:
• Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая).
• Поднять другую руку, назвать ее (левая).
• Закрепить различение и называние рук с помощью схемы, подойти, приложить кисть, определить руку.
• Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога).
• Соотнести с левой рукой части тела, назвать их (левое колено...).
• Наглядный вариант
Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.
• Речевой вариант Простая ориентировка.
• Инструкция «Подними правую руку, левую руку». Если задание выполнено, то переходят к следующему если нет — прекращают.;
• Покажи, где у меня правая, левая рука.
• Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу.
• Покажи правую руку. Закрой правой рукой правый глаз; левое ухо; правое плечо; левый глаз.
• Покажи левой рукой правый глаз, левое ухо, правое колено, левый глаз. Закрой правой рукой левый глаз, а левую руку положи на голову.
• Правой рукой закрой левый глаз, а левой рукой левый глаз.
• Дойди до двери, стукни по ней 2 раза правой рукой, вернись и закрой левой рукой правый глаз.
• Левой рукой закрой правый глаз, а правой погладь себя по голове и закрой левой рукой левый глаз.
• Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу.
• Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой - за правое ухо, правой рукой - за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз.
2) Определение направлений в пространстве:
• вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы находящиеся с этой стороны, т.е. справа;
• аналогично — слева;
• Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя;
• повернуть голову влево, вправо;
• наклонить голову к правому плечу; к левому плечу, т.е. вправо, влево.
3) Уточнение пространственных взаимоотношений:
• стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади;
• стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа;
• На демонстрационном полотне с прорезями для картинок расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от елки.
• Сидя за столом, определить его правый и левый края. Поднять руку тем ученикам, кто сидит за правой половиной
• стола.
• Аналогично — сидящим слева.
• Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой («Петя справа от меня»).
• Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Пети»).
4) Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
• Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполнил инструкцию
• Ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. (Все, желающие, убедиться в этом, поочередно проделывают это задание.)
• Стоя попарно лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ученик при необходимости должен исправить ошибки. Затем роли меняются.
• В том же исходном положении один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует, например: «Это твое правое колено».
• Определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона.
• Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх, б) спинкой вниз.
• Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
• Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке (по рисунку).
• Как определяют правый и левый берег реки.
5) Определение линейной последовательности предметного ряда.
• Игра «Прогулка в парк»
Цель. Упражнять учащихся в воспроизведении последовательного ряда предметов.
Условия игры. Дети сидят за партами. Логопед раздает им по 4 — 6 цветных
брусков (из детского набора «Строитель»). Слева от детей условно обозначен
вход в парк.
Примерное речевое сопровождение игровой ситуации:
Логопед. Мы идём по дорожке. Первая скамья на нашем пути зеленая (дети
ставят зеленую скамью). Следующая скамейка жёлтая, за ней - синяя. В конце
дорожки — красная.
Таким образом дети выстраивают ряд в направлении слева направо. Они хором и по одному перечисляют скамьи в этом направлении.
Логопед. Мы дошли до конца дорожки. Повернём назад и назовём все скамьи в обратном направлении, т.е. справа налево.
• Игра «Где меня найти?»
Цель. Упражнять учащихся в нахождении одного предмета в ряду однородных.
Условия игры такие же, как в предыдущей. Предварительно дети упражняются в показе первой скамьи слева (на данном этапе это удобнее делать левой рукой); первой скамьи справа (правой рукой); третьей скамьи слева (левой рукой) и т.д.
Один из учеников — ведущий — говорит: «Я буду на второй скамье справа».
Остальные кладут руку на эту скамью. Ведущий определяет, все ли «нашли» его.
Дети поочередно ведут игру, проверяя правильность действий товарищей.
• Определить на рисунке «Семья на прогулке» с какой стороны относительно других находится каждый член семьи (справа, слева).
• Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т.п.). Проводится следующим образом:
а) рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);
б) перечислить их несколько раз, запоминая последовательность;
в) образец закрывается;
г) выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
д) повторная демонстрация образца;
е) проверка правильности выполнения - в различных вариантах контроля. Протяженность ряда постепенно растет — по мере тренировки детей.
• Определить последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги.
6) Определить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка.
• Назвать первое число справа, первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо)
• Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево.) Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается.)
• Показать число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседа числа 4 справа, сравнить по величине (вправо числа возрастают). Аналогично рассматриваются и другие числа.
• «Показать соседа слева» Ведущий называет с паузам числа: 7, 3, 9, 5... Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4... после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее ряду чисел.
• «Показать соседа справа» — проводится аналогично, зависимости от школьного опыта детей такие задания в предел 20 и 100 могут выполняться письменно.
• «Вернуть число на место». На наборном полотне демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число например: 12345689.
• Образец ответа: «Пропущено число 7. Оно больше 6 на одну единицу, а значит, должно стоять справа от него». Или: «Число 7 н единицу меньше 8, его надо поставить слева от 8».
7) Графическое воспроизведение направлений
Предварительно показать рукой в воздухе направления: сверху вниз; снизу вверх; справа налево; слева направо.
• Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в тех ж направлениях, что и в предыдущем, задании. «Прочитать» направления.
• Работа в тетрадях (исходные точки для последующих задании в тетрадях учеников заранее размечаются логопедом).
Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак «+».:
от первой точки — снизу
от второй сверху
от третьей слева
от четвертой справа
• Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении:
1 — вниз
2 — вправо
3 — вверх
4 — влево
• На двух строчках отметить по 8 точек.
а) Мысленно сгруппировать точки в квадраты, обведя пальцем каждый из них (четыре квадрата).
б) В первом квадрате выделить карандашом первую верхнюю точку, затем первую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
в) Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
г) В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо — сверху вниз.
д)В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.
«Прочитать» направления стрелок во всех выполненных заданиях.
8)Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов. Детям предлагаются следующие упражнения.
• Нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии — буквы) справа или слева от вертикальной линии.
• Определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга.
Что находится в центре рисунка? (Мишка.) Что находится в правом верхнем углу? (Шарик.) Что находится слева от мишки? (Мячик.)
Где находится кубик по отношению к мишке? (Внизу слева.) Что находится в правом нижнем углу? (Пирамидка.)
Развитие и уточнение временных представлений
При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов: уточнение понятий об основных единицах времени (сутки, неделя, времена года, месяцы); формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.); наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий; расширение и активизация лексического запаса.
Делать это можно посредством разнообразных упражнений и заданий, известных рифмовок и стихов. Работа ведется по нескольким направлениям.
1) Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени
года, месяцы, год), наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т. д. ).
Детям можно предложить задания.
СУТКИ (четыре времени суток)
• Как называется прием пищи в разное время суток?
• Рассмотреть схему суток. Разложить в нужной последовательности карточки с названиями частей суток.
• Рассказать об основных моментах режима дня школьника, используя наречия: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже.
• Проверить усвоение этой лексики в игре с перекидыванием мяча, например: «Ты сначала моешь тарелку, а потом обедаешь?» — «Я сначала обедаю, а потом мою тарелку.» и т.п.
• Дидактическое упражнение «Ответь, что я сделал раньше?» Взрослый читает ребенку предложение, задает вопрос: «Ответь, что я сделал раньше?» Ребенок отвечает.
Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после того, как пришел с улицы. Прежде чем пойти в детский сад, я позавтракал. Я поздоровался, прежде чем начать разговор.
НЕДЕЛЯ
• Назвать пять дней подряд без дат и дней недели: (таблица) (вчера, завтра, позавчера, послезавтра)
• В тексте К.Д.Ушинского «Ленивый и прилежный» вставить пропущенные слова «СЕГОДНЯ» и «ЗАВТРА»:
« ... поучусь, а... погуляю» — говорит ленивый. «... погуляю, а ... поучусь» — говорит прилежный.
• Прослушать диалог М.Малишевского и вставить недостающие слова. НОЧЬ И ДЕНЬ
- Как тебя сегодня зовут, Ночь?— спросил День.
- Как зовут? Никак не зовут: Ночь да Ночь.
- А как будут звать завтра?
- Что значит звать завтра? Завтра тоже будут звать Ночь.
- А как звали тебя вчера?
- Тоже Ночь.
- А меня сегодня зовут Вторник,... будут звать Среда, а ... звали Понедельником,
- сказал День.
• Запомнить по порядку названия дней недели.
- О чем говорят названия: вторник, четверг, пятница?
• Закончи предложения.
Если сегодня понедельник то завтра будет... Если сегодня четверг, то завтра будет... Если сегодня суббота, то завтра будет... Если сегодня пятница, то вчера была... Если сегодня вторник, то вчера был... Если сегодня воскресенье, то вчера была...
ВРЕМЕНА ГОДА
• Догадайся, какое время года?
Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Цветет черемуха и сирень.
• Ответь на вопрос «Когда это бывает?»
1 Снег на полях, лед на реках, иней сверкает. Когда это бывает? (Зимой.)
2 Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом.)
3 Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает? (Весной.)
4 Пусты поля, мокнет земля, лист опадает. Когда это бывает? (Осенью.) • Расположить названия времен года в нужной последовательности. (В данной работе следует делать акцент на логике последовательной смены времен года, чтобы избежать механического их заучивания.)
МЕСЯЦЫ
• Чем отличается схема года, данная в задании о временах года, от следующей ниже схемы?
• Запомнить названия месяцев по временам года, упражняясь следующим образом:
подобрать карточки с названиями месяцев по сезонам;
в случае правильного выполнения задания на обратной стороне трех карточек сложится изображение — символ данного времени года, например: ДЕКАБРЬ-ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ
• А)Прослушать сказку-загадку В.И.Даля «Старик-годовик», дать отгадки. «Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стая таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз, и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы — по четыре крыла. А в каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, а другая черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно».
Б) При повторном чтении сказки расшифровываются все символы, дети раскрывают количественные соотношения этих символов, вспоминают «особое имя» каждой птицы и каждого пера.
2) Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.);
Детям предлагаются задания.
• Сопоставить понятия: дед — отец — сын — брат, бабушка — мать — дочь — сестра.
• Дать варианты этих понятий (кто кому кем приходится): Дед — отец отца (или матери) Бабушка —...
Отец— сын деда Мать —... Петя — сын отца, Катя — ... внук деда, брат Кати
• Расскажи про свою семью. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Перечисли, кто есть в твоей семье? Есть ли у тебя братья и сестры? Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев? Кем и где работают твои родители? Есть ли у тебя домашние животные? Твое любимое занятие? Что вы всей семьей любите делать в свободное время?
• Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других?
• Составить рассказ о своей семье, используя понятия: старше, младше, сестра, брат, внук, внучка, сын, дочка и др.
Запомнить данную ниже схему состава семьи.
• Составить схему состава собственной семьи. Объяснить Устно, кем ты приходишься каждому члену семьи.
• Объяснить смысл пословицы: «Ноябрь - сентябрю внук, октябрю - сын,
зиме - родной батюшка».
Начертить схему, отражающую эти отношения.
3) Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок (подбираются логопедом в соответствии с возможностями детей).
4) Наблюдение последовательности каких-либо явлений и действий, описание этих явлений или воспроизведение действий.
5) Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и т.п. рядах, диктуемых логопедом с намеренной перестановкой либо пропуском. (Материал подбирается логопедом.)
6) Повторить отраженно и записать под диктовку серии из 2 — 5 цифр, звуков, слогов (записывается только после прослушивания серии).
В дальнейшем навык определения временной последовательности звуковых комплексов у детей будет развиваться и закрепляться в заданиях по звуковому анализу слов. При изучений темы «Предлоги» работа по развитию и уточнению пространственных представлений будет продолжена.
Таким образом, включение в систему коррекционной работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственно-временных представлений, будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразится на формировании неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), создаст основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов, предупредит возникновение оптических ошибок на письме. Все это положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Интегрированный подход к коррекции связной речи младших школьников на логопедических занятиях"
Проект по системе работы с учащимися начальных классов по развитию связной речи....
Преемственность игровой и учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях в условиях дистанционного обучения.
В статье раскрываются способы коррекционно-развивающего логопедического воздействия на учащихся начальной школы, при которых у детей осуществляется плавный переход от игровой к учебной деятельности в ...
Наглядный материал по методике Рыжиковой Д.С "Развитие временных представлений у младших школьников"
Методическое пособие "Развитие временных представлений у младших школьников" Д.С. Рыжиковой содержит подробные рекомендации по созданию наглядного материала для данной методики. Все иллюстрации предст...
Активизация речемыслительной деятельности у младших школьников на логопедических занятиях. Работа с пословицами
Предлагаю опыт работы по использованию пословиц при коррекции и профилактике нарушений письменной речи. В статье размещен практический материал с разными видами заданий и криптограмма по теме "Пт...
Практические приёмы коррекции нарушения чтения и письма у младших школьников на логопедических занятиях
Материал используется на логопедических звнятиях с детьми начальной школы. Дает положительныф результат и очень нравяится детям, так как основная часть заданий проходит в игровой форме....
Презентация "Игровые приемы коррекции дислексии у младших школьников на логопедических занятиях"
Коррекционная педагогика...
Развитие пространственных представлений у младших школьников
Развитие пространственных представлений у младших школьников...