"Дидактические игры и игровые упражнения для работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений по разделу "Количество и счёт"..
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов.
Тема: «Игры и игровые упражнения в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений по разделу «Количество и счёт».
Цель: Познакомить педагогов с играми и игровыми упражнениями, направленными на развитие элементарных математических представлений, по разделу «Количество и счёт».
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Приобретение элементарных математических представлений имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по разделу «Количество и счёт»:
1. Счёт предметов до 10:
- счёт в прямом порядке;
- счёт в обратном порядке;
- счёт от одного заданного числа до другого;
- счёт предметов на слух, по осязанию, счёт движений;
- присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?»
- порядковый счёт.
- называние пропущенного числа, соседних чисел.
2. Знакомство с цифрами:
- читать (называть) числа до10; (1год обучения – от 1 до 5; 2 год – до 10)
- записывать числа до10; (2 год обучения)
- соотнесение цифры, числа и количества.
3. Состав чисел.
Обучение дошкольников носит наглядно-действенный характер. Это значит, что все математические понятия дети усваивают в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания, упражнения по конструированию и моделированию.
Большое внимание уделяется поддерживанию интереса к выполнению практических действий, организации и контролю деятельности детей со стороны взрослого, формированию целенаправленной деятельности. Это достигается путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.
Любая деятельность начинается с формирования интереса, потребности в математической деятельности, стимулирования познавательной активности
Работа начинается с установления эмоционального контакта, налаживания сотрудничества с детьми. Каждое занятие может начинаться с элемента сюрприза. Использование в работе игровых эмоционально окрашенных ситуаций, включение в них сюжетных игрушек - будут способствовать преодолению равнодушия детей к деятельности, негативизма, формированию у них эмоционального отношения к материалу. Игрушка используется для стимуляции активности и сосредоточенности детей на выполнении задания. Эмоциональное решение игровых задач (поиграть с персонажем, помочь ему, научить), использование необычных игровых ситуаций, в ходе которых педагог стремится обеспечить выполнение детьми познавательных действий, дает возможность пробуждать интерес к занятиям, накапливать и расширять их жизненный опыт.
Примерные игровые упражнения: «Наведи порядок», «Поможем белочке», «Чудесный мешочек» и т.д.
Использование меж предметных связей. Лексическая тема, над которой мы работаем на занятиях по «Ознакомлению с окружающим миром и развитию речи» объединяет сюжетом формирование элементарных математических представлений, конструирование и другие виды деятельности. Например, по лексической теме «Фрукты» на занятиях по РЭМП дети выполняют математические действия на предметах: яблоках, грушах, лимонах. Таким образом, обеспечивается повторяемость в обучении детей, что позволяет выработать у них достаточно прочные знания и умения.
Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование навыка счёта:
- «Лесенка» - счёт в обратном порядке;
- «Дудочка», «Глазки спят, а ушки слушают» - счёт предметов на слух;
- «Чудесный мешочек», «Считай, не ошибись» - счёт предметов по осязанию;
- «На приём к доктору», «Числовые линейки» - порядковый счёт;
- «Да – Нет»; «Числовые линейки», - называние пропущенного числа, соседних чисел.
(ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, которое основано на теории решения изобретательских задач. Игра «Да – Нет» - метод «дихотомии» - мыслительный процесс дихотомического плана предполагает отсечение, как можно большего количества, неактуальной в данный момент информации. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных. Дихотомия – сужение поля поиска.)
Алгоритм сужения поля поиска в числовом ряду:
- Педагог представляет числовой ряд, в котором загадано какое-либо число.
- Вводится основное правило игры: не допускается перечисление чисел данного ряда.
- Играющие задают вопросы по поиску этого числа в ряду.
- Педагогом принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение половины обозначенного числового ряда).
- Выигрывает тот, кто выйдет на загаданное число, задав наименьшее количество вопросов.
Игра «Да – нет» с числами.
Игровое действие: угадать число в ряду от 0 до 10 (загадано число 3).
Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину числового ряда. Вопросы, на которые педагог отвечает «Да»:
- Это меньше пяти?
- Это больше двух?
- Это меньше четырёх?
- Это три?
Число отгадано после четырёх вопросов.
«Освоение числового ряда от 0 до 10».
Цель: - Обучение детей работе со зрительно представленным числовым рядом от 0 до 10.
- Обучение выявлению среднего числа с последующим отсечением половинного множества.
- Овладение словами, определяющими место данного числа.
- Обогащение речи словами «до», «после», «между», «перед».
Условия: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
Средства: демонстрационная и раздаточные ленты.
Педагогом загадано число 7.
Примеры вопросов детей:
- Это пять (выделение середины)? – Нет.
- Это до пяти? – Нет (на бумажной ленте закрывается та часть, которая не участвует в поиске, это цифры от 0 до 4).
- Это восемь? – Нет.
- Это после восьми? – Нет (бумажная лента закрывается таким образом, чтобы остались видны цифры 5, 6, 7).
- Это до шести? – Нет (остаются цифры 6 и 7).
Детям позволяется угадать, это 6 или 7.
Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование знаний о цифрах и числах:
1. - «Хлопни в ладоши» - развитие умения слышать и выделять заданное слово (формирование умений работать с информацией: внимательно прослушать текст, выделить главное, запомнить, донести информацию до слушателя – развитие навыков жизненной компетентности)
Развитие слухового восприятия: - Хлопни в ладоши, когда услышишь слово «три».
«Не сидит без дела Тройка,
Затевает тройка стройку.
Тройка главный командир,
И прораб, и бригадир!
Три веселых комара
Тащат краски три ведра,
Пилят доски три грача,
Волк несет три кирпича.
С молотками три котенка,
Гвозди носят три утенка.
Три крота траншею роют,
Три медведя крышу кроют.
Три козы сложили печку,
Красят окна три овечки.
Каждый зверь пришел, помог:
Получился теремок!»
- Кого из диких животных услышали в стихотворении? (крот, медведь, волк). Каких диких животных можете ещё назвать?
2. Изучаем цифры:
- «Найди цифру»:
Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую цифру среди других цифр.
- «Узнай цифру»:
Ребенок закрывает газа. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему цифру. Ребенок называет, какую цифру «написал» взрослый на его руке.
- «Выложи цифру»:
Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему цифру из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц и т.д.
- «Смастери цифру»:
Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему цифру из пластилина, проволоки.
- « Обведи цифру»
Педагог предлагает обвести цифру из бархатной бумаги или образец написания буквы.
- «Опиши цифру»:
Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая цифра и как они расположены.
- «Письмо цифры в воздухе;
- «Чудесный мешочек»;
Педагог предлагает определить цифру на ощупь.
- «На что похожа цифра»
Педагог предлагает на картинке найти спрятавшуюся цифру или подобрать образы для цифры, для лучшего запоминания. В этом случае активно «работают» тактильные и зрительные представления детей. Наиболее известный пример — стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет».
«Вот один, иль единица,
Очень тонкая как спица».
(Из истории - числовые знаки, применявшиеся в иероглифическом письме, имели вид рисунков. Некоторые из них сохраняли внешнее сходство с конкретными предметами. Такая характерная особенность числовых знаков используется для первоначального знакомства детей со знаками.)
3. Соотнесение цифры, числа и количества:
- « Картинке свою цифру»;
- «У кого столько же»;
- «Цифре свой дом».
Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование у детей знаний о составе числа:
- «Разложи книги в 2 стопки»;
- «Раздай грибы 2 белочкам»;
- «Разложи конфеты в 2 вазы»;
- «Разложи яблоки на 2 тарелки»;
- «Домик»; «Засели домик»;
- «Поезд - рассади пассажиров в 2 вагона»;
- «Разложи овощи в 2 корзины»;
- «Расставь цветы в 2 вазы»;
- «Добавь до заданного числа».
Включение на занятиях специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Это удерживает интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Результат вашего внимания к развитию математических способностей детей не заставит вас долго ждать. Желаю Вам успехов, терпения и творческого поиска в развитии юных математиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...
Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей грамоте «Сказочная страна» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Учить детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания (дыхание животом);2. Учить детей произвольно напрягать и расслаблять мышцы, сбрасывать мышечное напряжение;3. Развивать мелкую ...
Презентация дидактической игры «Прочитай слово по первым буквам названий картинок» (старший дошкольный возраст)
Прочитай по первым буквам - очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей старшего дошкольного возраста при обучению чтению. Это самые простые ребусы. В игре ...
Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от...
"Использование игровых нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ....