Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»
консультация
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Нервные импульсы, идущие в кору головного мозга от движущихся пальцев рук, тревожат и расположенные по соседству речевые зоны коры, стимулируя их к активной деятельности.
У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игровой самомассаж | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных технологий
в работе с детьми старшего дошкольного возраста
«Игровой самомассаж»
Данные статистики убедительно свидетельствуют о неуклонном росте числа речевых нарушений у детей. В связи с этим возрастает необходимость повышения эффективности взаимодействия различных специалистов: учителя-логопеда,воспитателей, педагога-психолога, музыкального работника т. д. и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей. Процесс коррекции речи - длительный путь, который требует огромного терпения его родителей и близких, педагогов, дисциплины со стороны самого ребёнка. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений зна-чительно повышает ее эффективность.
Также овладение основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни.
Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы во время НОД. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться.
Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Игровой самомассаж является прекрасным средством профилактики различных заболеваний, также способствуют укреплению различных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы. Приемы самомассажа развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, содействуют закаливанию. Делая игровой самомассаж для определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом.
В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании.
Приёмы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. Взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, а ребёнка может научить педагог.
Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья и приобщение дошкольников к основам ЗОЖ через игровой самомассаж.
Задачи:
- - подбор и создание картотеки упражнений для игрового самомассажа;
- - снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей;
- - общеукрепляющее воздействие на функциональные системы ребенка;
- - нормализация тонуса и эластичности мышц, повышение работоспособности;
- - улучшение функционального состояния центральной нервной системы;
- - мобилизация защитных и приспособительных сил организма;
- - укрепление здоровья дошкольников.
- - приобщение дошкольников к ЗОЖ;
- - привитие навыков элементарного самомассажа.
Предполагаемые результаты:
- - снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья;
- - cнижение уровня переутомления у детей;
- - cнижение уровня тревожности и гиперактивности у детей;
- - формирование желания заботиться о сохранении своего здоровья;
- - овладение детьми приемами самомассажа в игровой форме.
Основные методы работы с дошкольниками:
- словесный: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру упражнения;
- наглядный: создает зрительное, слуховое мышечное представление об упражнении;
- практический: закрепляет на практике знания, умения и навыки, способствует созданию мышечных представлений об упражнении;
- игровой: способствует быстрому запоминанию этапов упражнения, поднимает эмоциональный настрой ребенка.
Виды развивающего массажа:
- - самомассаж лица;
- - самомассаж кистей и пальцев рук;
- - аурикулярный самомассаж (массаж ушных раковин);
- - самомассаж ног.
Использование игрового самомассажа в режимные моменты:
- утренняя гимнастика;
- динамические паузы;
- индивидуальная работа;
- корригирующая гимнастика после сна;
- свободная деятельность;
- физкультурные занятия.
Картотека «Игровой самомассаж»
«Божья коровка» Божья коровушка, полети на облышко, Принеси нам с неба, чтобы были летом в огороде бобы, в лесу ягоды, грибы, в роднике водица, во поле пшеница. | «Пробегают» пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу, затем по правой руке. Поглаживают правой ладонью левую руку от кисти к плечу. Также поглаживают правую руку. |
«Утка и кот» Утка крякает, зовет всех утят с собою, А за ними кот идет, словно к водопою. У кота хитрющий вид, их поймать мечтает! Не смотри ты на утят - не умеешь плавать! | Дети поглаживают шею ладонями сверху вниз Указательными пальцами растирают крылья носа Пальцами поглаживать лоб от середины к вискам Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха. |
«Белый мельник» Белый-белый мельник сел на облака. Из мешка посыпалась белая мука. Радуются дети, лепят колобки. Заплясали сани, лыжи и коньки. | Провести пальцами по лбу от середины к вискам Легко постучать пальцами по щекам Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа Раздвинув указательный и средний пальцы, массировать |
«Ушки на макушке» Взяли ушки мы за мочки, вниз потянем их, А теперь потрем немножко раз, два, три. Взяли ушки за макушки, вверх потянем их. Вниз по ушкам побежали, хорошенько все размяли. | Выполняем движения по тексту |
«Озорные мишки» Оттяну вперёд я ушки, А потом назад. Словно плюшевые мишки Детки в ряд сидят. Раз, два, три - скажу, четыре, Пять и шесть и семь. Не забудь: массаж для ушек Нужно делать всем. Оттяну вперёд я ушки, А потом назад. Словно плюшевые мишки Детки в ряд сидят | Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки, оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. |
"Весёлая зарядка для глаз" Понедельник Всю неделю по — порядку, глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся, вниз посмотрят на траву и обратно в высоту. Вторник Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда. Среда В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать. Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем. Четверг По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль. Что вблизи и что вдали глазки рассмотреть должны. Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации). Пятница В пятницу мы не зевали, глаза по кругу побежали. Остановка, и опять в другую сторону бежать. Суббота Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки. Воскресенье В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись, Нужно воздухом дышать.
| Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения). Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации) Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз). Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз). Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение). |
«Блины» Мы блинов напекли: первый дали зайке, зайке - попрыгайке. А второй лисенке, рыженькой сестричке. Третий дали мишке, бурому братишке. Блин четвертый – котику, котику с усами. Пятый блин поджарили и съедим мы сами. | Хлопают: то одна рука сверху, то другая рука. Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца.
|
«Молоток» Туки-токи, туки-токи,
застучали молоточки.
Туки-туки-туки-точки,
застучали молоточки.
Туки-ток, туки-ток,
так стучит молоток.
| Похлопывают ноги ладонями снизу вверх. Покалачивают кулачками Растирают ребрами ладоней. Растирают кулачками.
|
«Акула» Нам акула- каракула нипочём, нипочём. Мы акулу -каракулу , Кирпичом, кирпичом Мы акулу- каракулу кулаком, кулаком. Мы акулу- каракулу каблуком, каблуком. Испугалася акула и со страху утонула.
| Покалачивают кулачками от лодыжек вверх по икрам и бедрам. Постукивают ребрами ладоней. Растирают кулачками. Постукивают пальчиками. Растирают ладонями. Поглаживают. |
«Ай тари, тари, тари….» Ай тари, тари, тари ,куплю Маше янтари. Останутся деньги, куплю Маше серьги. Останутся пятаки, куплю Маше башмаки. Останутся грошки, куплю Маше ложки. Останутся полушки, куплю Маше подушки. «Мыло» Каждый день я мыло мою, под горячею водою И в ладонях поутру, сильно, сильно мыло тру. Мойся мыло не ленись, не выскальзывай, не злись! | Растирают ладоши от медленного темпа до быстрого , проговаривая весь текст.
Разогретыми руками греют горло. Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались.
Неплотно сжимают в кулак пальцы одной руки и ударяют тыльной стороной ладони о середину другой ладошки |
«Цветы» Как у нас на грядке, сколько цветиков цветут: розы, маки, ноготки, астры пестрые цветки, георгины и левкой. Выбираешь ты какой? | Сжимают и разжимают кулачки. Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца. Протягивают ладошки вперед. |
«Водичка» Знаем, знаем да-да-да, где ты прячешься вода! Выходи водица , мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку. Нет, не понемножку, посмелей, будем умываться веселей. | Поочередно массажируют каждый палец.
Энергично растирают ладони и кисти рук.
|
«Улитка» Домик едет по травинке, объезжает все росинки. Это улитка ползет, домик на себе везет. Вот подул ветерок, закачался листок и опять по тропинке медленно ползет улитка.
| Делают растирающие круговые движения кулачками от кисти к плечу. «Пробегаются» пальчиками от кисти к плечу. Покалачивают кулачками. Поглаживают руки ладонями.Затем массажируют другую руку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дидактические игры и игровые упражнения для работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений по разделу "Количество и счёт"..
Семинар-практикум для педагогов ДОУ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТСКОГО КЛУБА «МАЛЫШОК»
Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и инт...
Использование технологии мультипликации в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Государственные образовательные стандарты требуют от педагога:-создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;-развитие способностей и тв...
Создание видеороликов - инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Использование видеороликов в коррекционной работе учителя-логопеда...
"Использование игровых нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ....