"Использование игровых нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
методическая разработка
Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_30.11.21.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование игровых нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»
За годы своей логопедической практики я пришла к выводу, что научить ребенка скорректировать его знания и умения, гораздо легче, если ребенок захочет этого сам. Изучив литературу по данной теме, на своих занятиях я стала применять новые формы работы с детьми, а именно использовать нетрадиционные игровые технологии.
В настоящее время использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР все чаще приобретает особую актуальность. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологии, которыми мы пользуемся, не всегда могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
В то время как нетрадиционные технологии вызывают более положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, и не требуя особых усилий, оптимизируют коррекционно-образовательный процесс ,а также способствуют оздоровлению всего организма.
На сегодняшний день нетрадиционных технологий известно достаточно много и вы их знаете:
- Су-Джок – японская технология пальцевого массажа
- Фитотерапия – воздействие с помощью лекарственных растений
- Ароматерапия – воздействие с помощью ароматов
- Литотерапия – терапевтическое воздействие с помощью натуральных камней
или стеклянные разноцветные камешки «Марблс».
-Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка
- Крупотерапия – игры с крупой
-Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.
-Прищепкотерапия - игры с прищепками.
В своей коррекционной работе (в группах компенсирующей направленности),
я использую несколько нетрадиционных игровых технологий ,которые очень нравятся детям и хочу очень коротко о них рассказать.
1.Прищепкотерапия (Игры с прищепками)
Мария Монтессори – известный итальянский педагог и психолог, именно она открыла, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления. Первая предложила использовать в педагогике бельевые прищепки. Игры с разноцветными прищепками доставляют радость и веселье детям, а
включение данных игр в коррекционную работу способствует лучшему усвоению речевого материала, развитию мелкой моторики.
Предлагаю Вашему вниманию следующие игры:
Игра «Бусы для мамы»
Детям предлагается собрать звуковые бусы для мамы, в которой будут чередоваться синие и красные прищепки. Собираем слово из прищепок : Красные прищепки символизируют гласный звук, синие – согласный.(БАБОЧКА)
Игра «Чья гусеница длиннее»
Дети делятся на 2 команды.
Первой команде предлагается назвать овощи, второй – фрукты. При назывании каждого, дети прикрепляют прищепку к прищепке. Выигрывает та команда, у которой длиннее гусеница.
Данную игру можно провести и по другим лексическим темам, например: цветы и деревья, домашние и дикие животные, животные и их детеныши, перелетные и зимующие птицы и т. д.
Игра «Кошка»
Логопед: «Кошка – животное любопытное, играет со всем, что понравится. А нашей кошке нравится только такие картинки, в которых есть звук «Ш».»
Логопед показывает, как кошка «хватает» звук (прикрепляет прищепку к нужной картинке).
Игра «Что не так?»
Логопед: « Посмотри внимательно на картинки. Что с ними не так? Каждый недостающий элемент на картинках замени прищепками нужного цвета».
( у солнышка добавь лучики, у ежика добавь иголки, рыбка- плавники, цветок-лепестки, тучка-дождик и т.д.)
И многие другие игры на нашу фантазию.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
2. Крупотерапия (Игры с крупой)
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, с открытыми и закрытыми глазами.
Использую такие приемы:
- Рисование на цветном подносе.
Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. (манная крупа, пшено, и т.д) Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка.
При рисовании и письме на подносе можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно :линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица. Можно рисовать буквы и цифры.
После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению.
- Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.
- Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание, цифр, букв.
- Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
- Массаж ладоней помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливайте горошину к столу и вращайте ее каждым пальчиком).
3. Цветотерапия (хромотерапия)– воздействие на состояние человека цветом.
С помощью цвета можно скорректировать психоэмоциональное состояние ребёнка, повысить уровень речевых навыков.
Красный цвет - иногда помогает бороться с сильными стрессами. Однако для слишком эмоциональных людей красный в большом количестве может оказаться вредным.
Оранжевый цвет - улучшает пищеварение, повышает аппетит.
Желтый цвет - Поможет при грустном настроении, постоянной пассивности.
Зеленый цвет - делает характер уравновешенным, одновременно освежает и успокаивает.
Зеленый способствует стабильному росту умственной работоспособности, концентрации внимания.
Голубой цвет - Выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Однако не стоит и забывать, что лишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.
Синий цвет - он создает положительный психотерапевтический эффект при меланхолии, истерии, эпилепсии.
Фиолетовый цвет - благодаря сильному воздействию на подсознание фиолетовый помогает бороться с глубинными страхами, различными психическими и нервными расстройствами.
Белый цвет- Символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха.
Черный цвет - Этот цвет способствует собранности, дисциплине, выдержке и стойкости.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются.
Цветотерапия как раз направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
«Угости гномов фруктами и овощами»
Задачи:
- Учить распространять предложения
- Развивать мелкую моторику
- Развивать зрительное восприятие, мышление.
- Закреплять знания цветового спектра у детей
Оборудование: Гномы (жёлтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый, оранжевый), набор фруктов и овощей.
Ход игры: Гномики пришли в гости. Они очень устали проголодались. Угостим их? Какими фруктами овощами ты его угостишь? Педагог предлагает детям угостить гномов фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы? Например, Жёлтый гномик любит банана, красный – яблоко. Как вы думаете, почему?
«Письмо от Незнайки»
Задачи:
- Развивать слуховое восприятие.
- Учить сопоставлять цвета с предметами.
Ребята, а вы помните кто такой незнайка?
Незнайка прислал письмо и просит исправить в нем ошибки. Поможем ему?
Ход игры: Педагог читает детям письмо от Незнайки, и предлагает найти в нём ошибки. (ИСПРАВИТЬ ЦВЕТА В ТЕКСТЕ)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Давненько мы с вами не виделись. Это лето я провёл в Солнечном городе. Было очень жарко, синее солнце так и палило ( Все ли верно в этом предложении) В зеленом небе не было ни одного облачка. Целыми днями я купался в оранжевой реке, загорал. Стал фиолетовым, прямо как огурец. Но вот лето закончилось, наступила осень. Листья на деревьях посинели, стали опадать. Совсем скоро наступит зима, выпадет жёлтый снег, все поставят в домах красные ёлки. После Нового года я приеду к вам в гости и привезу угощение – розовые апельсины и сиреневые бананы. До свидания ваш друг Незнайка».
«Слова и краски»
Задачи:
- Обогащать словарь детей эпитетами.
- Развивать чувство цвета у детей.
- Учить видеть связь между цветом и настроением.
Оборудование: иллюстрации или открытки-репродукции, на которых изображена природа в разное время года.
Ход игры: Педагог показывает детям иллюстрацию и предлагает поиграть в игру-соревнование, кто больше придумает слов и цвета к ним.
- Небо какое? (голубое, ясное, безоблачное, высокое и т.д.)
- Когда небо голубое? (летом, утром, когда тепло, нет туч, в ясный день)
- Когда небо голубое, погода хорошая, ясный солнечный день, то настроение у нас какое? (радостное, весёлое, хорошее и т.д.)
Игра «Разноцветный дождик»
Позволит ребенку закрепить представления об основных цветах радуги, будет способствовать развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук.
Пальчиковые гимнастики с использованием разноцветных шариков способствуют развитию ловкости пальцев; активизируют речевые центры; развивают внимание, память, воображение; вызывают положительные эмоции, создают позитивную атмосферу в группе.
«Твистер»
Эта игра очень хорошо помогает развивать логическое мышление, внимание, речь, ориентировку в пространстве, а также закрепляет понятие о цвете.
«Выложи радугу»
Раскладываем перед ребёнком белый холст или лист бумаги и предлагаем выложить на нем радугу из определенных цветов. В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной или прямой формы из тесьмы или картона различных оттенков.
«Разноцветные сказки »
В коррекционной работе удачно используются «цветные сказки». В зависимости от времени года, настроения, лексической темы, выбирается соответствующая «цветная сказка», например, в «желтой сказке» речь идет о осени и все что желтого цвета, аналогично используются «зеленая сказка», «розовая сказка», «голубая сказка». Текст каждой сказки соответствует названию сказки, лексической теме занятия или выбранных сказочных персонажей (путешествия, приключения и т.д.).
«Цветные фишки»
Проговаривая слова на нужный звук, дети раскладывают разноцветные фишки, что способствует и развитию мелкой моторики в силу их маленького размера.
«Цветные стаканчики»
Повторяя за логопедом слова, робким детям можно выкладывать фишки в стаканчики с яркими цветами, а гиперактивным в стаканчики спокойных цветов.
«Цветик-семицветик»
Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и взять лепесток и подуть на него.
Таким образом, использование хромотерапии или цветотерапии в коррекционной деятельности позволяет не только оказывать положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения речевого материала и оказывает воздействие на формирование личности ребенка в целом.
Вывод:
Нетрадиционные технологии в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом"
Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом" был представлен на окружном обучающем семинаре "Теоретические и практические а...
Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от...
Использование технологии мультипликации в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Государственные образовательные стандарты требуют от педагога:-создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;-развитие способностей и тв...
Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных пережив...
"Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"
Методическая разработка из опыта работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (онр).Может быть интересна воспитателям как логопедических групп, так и восп...