Программа внеурочной деятельности для 5 класса "Зерна добра".
рабочая программа на тему

Акыева Марина Руфимовна

Программа внеурочной деятельности общеинеллектуального направления для 5 класса "Зерна добра".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zerna_dobra1.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«ЗЕРНА ДОБРА»

Программа внеурочной деятельности для 5 класса

Срок реализации  - 35 часов

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

«Проблемно-ценностное общение во внеурочной деятельности»

(вариативный блок, 36 часов)

                                                                    Слушатель___________________

                                                                                (подпись,  дата)

                                                             Руководитель             Апасова С.В.

Самара, 2015

                                               1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Зерна добра» разработана для реализации в течение учебного года (с сентября по май, по 1ч. в неделю, т.е. на 35 часов) и рассчитана на учащихся 5 классов.  Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в 5 классе, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.

На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.

Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества, дифференциация и снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи. С другой стороны, чрезмерная занятость родителей во многих обеспеченных семьях, низведение воспитания до уровня материальной обеспеченности также создают неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой асоциальное поведение детей. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей.

Развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений.  

В последние годы несколько ослаб педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой информации, литературы и искусства. Книжная детская продукция оказывается недоступной для социально незащищенных слоев населения. Соответственно возрастает социальная роль библиотечной сети в условиях низкой покупательной способности населения.

Утеряна культура восприятия театрального искусства, разорваны связи между школой и театром. Репертуарная политика не способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Несмотря на происходящий в последние два-три года рост общественной активности детей и молодежи, участие подростков в социальной деятельности, опыт реализации активной гражданско-нравственной позиции остаются недостаточными. Ученические органы самоуправления в школах развиваются медленно.

Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Весь комплекс вышеназванных проблем в области духовно-нравственного воспитания требует целенаправленного разрешения.

                                 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель – создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся 5-х классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения. 

Для реализации этой цели представляются актуальными задачи:

  • образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;
  • формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;
  • развитие толерантности в общении учащихся;
  • формировать уважительное отношение школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения Родины;
  • вовлекать детей в деятельность ученического самоуправления;
  • воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ОБРЕСТИ УЧАЩИЕСЯ ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ДАННОГО КУРСА:

  • знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;
  • оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;
  • правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте  и т.д.), друг с другом, в семье;
  • быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
  • уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;
  • демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
  • осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
  • осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;
  • уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;
  • терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из  возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
  • управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);
  • добросовестно выполнять поручения актива класса, уметь поддерживать других; положительно оценивать трудолюбие одноклассников, стремиться принести личный вклад в общее дело; регулярно выполнять домашние задания; помогать другим и самому обращаться при необходимости за помощью;
  • действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека, вести ЗОЖ;
  • выглядеть опрятно и аккуратно;
  • осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать и гордиться символами Государства и страны; культурой  и традициями своей Родины.

2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Я, моя семья, мои друзья.

1 ЧЕТВЕРТЬ

2 ЧЕТВЕРТЬ

3 ЧЕТВЕРТЬ

4 ЧЕТВЕРТЬ

Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника?»

Дискуссия «зачем я хожу в школу?»

Откровенный раз-говор «Что в шко-ле хорошо, а что мне не нравится?»

Откровенно «Хорошо ли мне в школе, школе от меня?»

 «Как правильно отдыхать?»

«Заливается звонок – начинается урок»    (права  и обязанности учащегося)

«Это теперь моя школа!» (знакомство с историей школы)

Беседа «Что я знаю о своей школе?»

Конкурс рисунков «Моя 105-я  школа»

Конкурс сочинений о школе.

Родительское собрание «А дети – это яркие кометы»

 Родительское собрание «Не тревожиться, а удивляться».

 Семинар для родителей «Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?»

Школа Мальвины «Хорошие манеры»

Об истории хороших манер.

Тест для себя.

Несколько известных истин.

Твой внешний вид.

К тебе гости.

Наши праздники.

Культура речи.

Домашняя библиотека.

Откуда взялись правила поведения?

Ты хочешь быть красивым.

Разговор о разговоре.

После третьего звонка.

Чувство времени.

Каким я себя вижу?

Я и другие.

Прислушайся. Как ты разговариваешь?

Когда вам люди говорят спасибо?

«Я человек, но какой?»

Экслибрис «Портрет друга»

Этическая грам-матика «До дружбы надо вырасти».

Традиции воспитания в России.

Праздник «Будьте добры»

Дискуссионный клуб

«Идеальный друг»

«Все легче, если вместе»

«Не останься в стороне»(анализ книги А.Гайдара «Тимур и его команда»)

Выставочный зал «У Тюбика». Конкурс рисунков

 «Всякое дело вдвоем веселей»

«Доброе братство лучше богатства»

Откровенно

Конкурс рецептов «Как вылечиться от лени?»

 «Смеемся, грустим, задумываемся».

«Какое слово само крепкое?»

«Кого называют вежливым?»

Я работаю над собой

Тренинг «Учусь быть послушным и терпеливым».

Пословицы о нравственных качествах.

Вежливый ли ты?

Тайны хорошей памяти.

Поиграем – порешаем.

«Кого можно назвать вежливым человеком?»

Наука отдыхать. Остановись, подумай.

Тест-бюро «Познай себя».

Учение на каждый день.

Организация коммуникативных тренингов и игр «Школа общения»

Родительское собрание «Развитие у детей общественной активности».

Поговорим о семейных традициях:

Разговор «Я – надежда семьи».

Сбор пословиц о мамах.

Театрализованный семейный марафон.

Диспут «Что такое честь фамилии?»

Конкурс «Бабушкины секреты».

Раздумья на тему «Когда маме грустно».

Живая газета «Трудно ли быть мамой?»

Будем заботиться о младших.

Составление родословной.

Откровенный разговор «Старость – всегда слабость».

Викторина о ритуалах  гостеприимст-ва в культуре народов, проживающих на территории Самарской области.

Выставка «Вместе с мамой, вместе с папой».

Конкурс газет «Моя семья – моя радость».

Путешествие в Страну имен.

Праздник «Как вас звать – величать?»

Выпуск школьной газеты «Родительская академия», посвященный духовно-нравственному воспитанию в семье

Организация посещения музеев, выставочных залов, экскурсий с родителями.

Я – гражданин России.

1 ЧЕТВЕРТЬ

2 ЧЕТВЕРТЬ

3 ЧЕТВЕРТЬ

4 ЧЕТВЕРТЬ

Изучение символики Российской Федерации

Москва – столица России.

 «Знай свою улицу»

Гимн и флаг России.

Загадки Российской символики.

Уроки истории Отечества «Матушка Москва – золотая голова» (видеофильм).

Герб и гимн России как произведения искусства.

Герб РФ, история создания и его символы.

Конкурс рисунков «Моя улица»

Конкурс рисунков «Мой город»

Викторина «Кто лучше знает свой город»

Составление альбома «Мой город  Самара -самый лучший»

Школа правовых знаний

Дети и Конституция. Кто защищает наши права?

Конституция – основной закон нашей жизни.

Библиотечный урок"Ваши права, дети"

Конвенция о правах ребенка.

Игра «Имею право», посвященная Дню конституции

Моя Родина – Россия.

Встреча с работ-ником УВД.

Наше Отечество.

Диспут «Что важнее – знать или выполнять?»

Твоя Россия.

Мы и закон (разбор ситуаций).

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Про великих и знаменитых

Русские богатыри.

Час былины «Преданья старины глубокой»

А. Суворов и М. Кутузов,

Библиотечные уроки: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Федоров.

Поэтический час «Только доблесть живет вечно».

Звездный час «Защитники земли Русской».

Русь державная православная.

Как обувались и одевались в старину.

Зимние игры и забавы.

О чем расскажет народный костюм.

Песня народная сердце радует, душу согревает.

(кольцовка песен)

Народная национальная одежда. Конкурс народного кос-тюма «Бабушкин сундук»

Аукцион народной мудрости.

Посещение краеведческого музея им.П.Алабина.

Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня».

Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия».

Организация работы народных гостиных по темам: «Любовь к Родине в твор-честве композиторов», «Таинственный взмах кисти художника»

Мой язык – язык добра и света

Парад сказоч-ных героев.

Праздник «Язык родной, дружи со мной!»

Встреча с писателем (поэтом, корреспондентом) в литературной гостиной.

Библиотечный урок «Дар Владимира Ивановича Даля»

Брейн-ринг «Язык наш есть тайна».

Что за прелесть эти сказки! (час громкого чтения)

Инсценировка русских народных сказок.

Конкурс чтецов

«Любимые герои сказок Пушкина»

«Русскте поэты – детям»

Олимпиады

Заочная экскурсия в картинную галерею

Беседы о русских художниках «Нарисовал художник сказку»

Н. Пименов, Б. Кустодиев, М. Врубель

 М. Васнецов,     А. Саврасов;

И.Репин

Конкурс рисунков «Сказки Пушкина»

И. Левитан,                 И. Крамской, В. Серов;

Конкурс рисунков «Люблю пейзажи России»

Конкурс рисунков «Любимая сказка»

Защитники земли русской.           День Защитника Отечества

Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда»

Книжная выставка «Дни и ночи войны»

Книжная выставка «Ни шагу назад!»

Экскурсия в городской парк Победы.  «Мои земляки – герои воины»

Старты надежд «Вперед, мальчишки!»

Конкурс плакатов «Нет войне!»

Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!»

Защита проектов учащихся «Народные традиции и обычаи»

Родительское собрание «С чего начинается Родина»

Родительское собрание «Растить гражданина»

Праздник «Мы твои друзья, природа!»

Изучение правил поведения в природе

Дискуссия «Природа и мы»

Игра «Поиск нарушителей законов природы»

Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

1 ЧЕТВЕРТЬ

2 ЧЕТВЕРТЬ

3 ЧЕТВЕРТЬ

4 ЧЕТВЕРТЬ

«Что я должен делать в классе?»

«Кто ленив, тот и сонлив» - если ты не выучил урок или проспал?

«Кем я буду, когда вырасту?»

Почему так говорят «Делано наспех – сделано насмех»?

Конкурс поделок из природного материала «Лесные диковинки»

Конкурс «Самая лучшая классная комната»  

Конкурс «Самый чистый кабинет»

Конкурс «Самый «зеленый» класс»

Акция «Книжкина больница»

Изготовление подарков будущим первоклассникам

Изготовление книжек-самоделок для малышей.

Конкурс рисунков «Кто что любит делать»

«Зимняя фантазия» - украсим наш двор.

Народные промыслы. Выставка предметов декоративно прикладного искусства народов, населяющих Россию

Родительское собрание «Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!»

Выставка прикладного народного творчества «Умелые руки не знают скуки» (предметы стариной утвари,  бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями  в народном стиле).

«Умелые руки не знают скуки». Выставка поделок, выполненных учащимися.

Работа волшебной фабрики Деда Мороза. Игра «Почта»

Изготовление гирлянд

Изготовление снежинок

Изготовление фонариков

Объемные игрушки

Уроки Самоделкина. «Это дело наших рук» - подарки для родных и друзей.

«За что я отвечаю?» - наполним «Шкатулку добрых дел»

Выставка творческих работ детей «В семье единой», отражающая содружество культур народов России

«Играть играй, а дело знай»

«Всякий человек в деле познается»

«Кто любит труд, того люди чтут»

«Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается»

Конкурс-выставка семейных работ по техническому творчеству «Папа, мама, я – техническая семья»

Мы – друзья птиц

Акция «Кормушки для зимующих птиц»

Праздник птиц. Конкурс«Лучший домик для птиц»

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

1 ЧЕТВЕРТЬ

2 ЧЕТВЕРТЬ

3 ЧЕТВЕРТЬ

4 ЧЕТВЕРТЬ

Занятия проводит доктор Пилюлькин

Клуб «В гости к Мойдодыру»:

Дружи с водой.

Чтоб глаза видели.

Какого ухода требуют уши.

И о коже надо заботиться.

Приятного аппетита.

Крепкие- крепкие зубы.

Спокойной ночи.

Клуб «В гости к Мойдодыру»:

Руки и ноги тебе ещё пригодятся.

Держи осанку! Как уберечься от прос-туды. Что нужно знать о лекарствах.

Праздник «Как стать Неболейкой?»

Клуб «Румяные щеки»:Как живет организм?

Наши органы.

Признаки болезни. Болезни грязных рук.По-резы, ссадины и царапины. Диспут «Что может чело-век?»Смотрим телевизор.

Клуб «Неболейка»:

Уроки семьи … (Пригласить родителей,  дети которых редко болеют, с советами о ЗОЖ) Конкурс по-лезных советов «Здоровье – глав-ное богатство».Как одолеть болезнь?

Как настроение?

Конкурс газет «Правила здорового образа жизни».

Практикум «Как поступить в данной ситуации?»

«Драться или не драться?»

«Плохой поступок «за компанию»?

«Если тебе предложили сигарету?»

«Ты оказался в дурной компании!»

Родительское собрание

«Без простуд»

«Культура семейная и культура физическая».

«К здоровому образу жизни».

Игротерапия: Вспомним забытые игры. Подвижные перемены. Дни здоровья.

«Веселые старты»

«Мама, папа, я – спортивная семья».

«Старты надежд»

«Вперед, мальчишки!»

Зимние забавы. Спортивный праздник «Быстрые санки»

Будь здорова душа: Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире».

Тест «Ты – сова или жаворонок?»

Тест «Как ты к себе относишься?»

Тест «Доволен ли ты собой?»

Тест «Ты и твой характер»

Методика незаконченных предложений:

Мне нравится…

Я хочу…

Я боюсь …

Мне тревожно…

Час откровения:

Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости. Научись радоваться успехам одноклассников.

Никогда никому не завидуй.

Злые чувства – враг здоровья души.

Опасная сладость злых чувств. Как оберегать свою душу от дурного.

Этические беседы:

Будь непримирим к грубости

Недопустимость кличек и прозвищ

Не будь равнодушным

Ты против лжи, нечестности!

Конкурс «Здоровье и дружная семья».

                                 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

           Программа включает два основных блока:

I блок –направления развития духовно-нравственного воспитания детей.

II блок – система программных мероприятий.

I. Направления развития духовно-нравственного воспитания детей.

1. Я, моя семья, мои друзья.

2. Я – гражданин России.

3. Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

4. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

                       Задачи и содержание каждого раздела:

Я, моя семья, мои друзья.

Задачи раздела: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности. Воспитывать миролюбие, терпимость, уважения к нормам гражданского согласия. Воспитывать готовность следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению. Привлекать родителей к воспитательной работе с детским коллективом, внедрять в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Содержание раздела: ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимались его бабушка и дедушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать свой статус в семье («Я – надежда и помощник») и в обществе («Я – гражданин, я – ученик, я – товарищ, друг, одноклассник и т.д.»). Вовлечение учащихся в деятельность школьных органов самоуправления.

Я – гражданин России.

Задачи: воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре и природе России; пробудить интерес к прошлому своего народа. Знакомить с национальной культурой, развивать духовно-нравственный мир личности на основе применения в практике (семьи, школы) традиций этнопедагогики. Воспитывать патриотические чувства.

Содержание раздела предусматривает: развитие у детей эмоционально-нравственного отношения к Родине, уважения к  ее истории, гордости социально-культурными достижениями, бережного отношения к её окружающей среде; изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национально-прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения народных праздников. Развитие любви и бережного отношения к родному языку.

Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

Задачи раздела: воспитывать положительное отношение к труду; приобщать учащихся к достижениям духовной и материальной культуры народов, проживающих в России, воспитывать детей на основе приобщения к этнокультурным традициям, обычаям, связанным с трудом и ответственным отношением к делу; реализовывать воспитательный потенциал уроков технологии в процессе воспитания у детей стремления к профессионализму в будущей трудовой деятельности; развивать потребность в творческом труде; воспитывать культуру труда.

Содержание раздела предусматривает развитие трудовых ориентаций личности в системе духовно-нравственного воспитания; вовлечение детей в работу органов дополнительного образования, развитие творческого отношения к работе; создание условий для творческого самовыражения личности детей.

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

Задачи: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.

Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о свом организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит и от самого человека. Приобщать к занятиям физической культурой и спортом. Познакомить с правилами ЗОЖ: гигиена тела и жилища, правильное, режим труда и отдыха. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.

Примерное планирование занятий внеурочной деятельности в 5 классе

  1.  Вводное занятие. Давайте познакомимся!
  2. Я, моя семья, мои друзья.

Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника».

  1. Об истории хороших манер. Твой внешний вид. К тебе гости.
  2. Я – гражданин России. Москва –столица России. Самара – мой родной город.
  3.  Я- гражданин России. Герб, флаг, гимн.
  4. Конкурс рисунков «Моя улица». Город, в котором я живу.
  5. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. И о коже надо заботиться.
  6. Полезные и вредные привычки.
  7. Тест «Ты сова или жаворонок?» Час откровения «Не поддавайся унынию».
  8. Игротерапия. Вспоминаем забытые игры.
  9.  Я, моя семья, мои друзья. Ты хочешь быть красивым.
  10. Диспут «Что такое честь фамилии?»
  11. Я –гражданин России. Конвенция о правах ребенка.
  12. Практикум «Как поступить в данной ситуации?»
  13.  Будь здорова, душа. Тест «Как ты к себе относишься?»
  14. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. Что нужно знать о лекарствах.
  15.  Час откровения. Никогда никому не завидуй – возможно ли это?
  16. Я, моя семья, мои друзья.  Хорошие манеры. Каким я себя вижу.
  17. Я- гражданин России. Поиск нарушителей законов природы.
  18.  Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. Если тебе предложили сигарету (диспут).
  19. Этическая беседа «Не будь равнодушным» ( по итогам просмотра фильма).
  20. Я, моя семья, мои друзья. Откровенно: хорошо ли мне в школе, а школе от меня?
  21.  Дискуссия «Я – человек. Но какой?»
  22.  Составление родословной.
  23.  Я – гражданин России. Аукцион народной мудрости.
  24.  Игра «Поиск нарушителей законов природы».
  25.  Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. «Как настроение?»
  26.  Встреча с интересным человеком ( с врачом детской поликлиники: педиатром, логопедом, психологом и.т.п.)
  27.  Будь здорова, душа. Конкурс рисунков.
  28.  Тест «Ты и твой характер».
  29.  Диспут  «Ты против лжи, нечестности?»
  30.  Конкурс «Здоровая и дружная семья».
  31.  Экскурсия в краеведческий музей. Знакомимся с народными обрядами.
  32.  Я- гражданин России. Конкурс «Моя малая родина»
  33.  Круглый стол « Мы вместе». Итоговое занятие.

                   4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные формы работы с учащимися:

-индивидуальная;

-групповая;

-игры;

-беседы;

-творческие мастерские;

-экскурсии;

-конкурсы;

-собрания

Данные формы наиболее интересны ученикам 5-х классов, т.к. они только перешли из младшей ступени в среднюю.

Дидактические материалы:

  1. Архарова Л.И. и др. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
  2. Балабанова И.П. Счастливая этика. – М., 1997.
  3. Басаргина А.А. Народоведение. 1 – 4 кл. : Кн. для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  4. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1982.
  5. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997.
  6. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.  
  7. Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селивёрстова Н.А. Этика. Учебное пособие для учащихся. – М.: «СПЕКТР», 1994.
  8. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  9. Прутченков А.С. Наедине с собой. – М. 1996
  10. Фольклор и дети: Сборник материалов / Сост. Д.Л. Кредлина. – М., 1994.
  11. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  12. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
  13. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М., 1997.

                                 

               5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Алоева М.А. .Классные часы в 5-х классах / Под ред. Г.Н. Сибирцовой. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
  2. Аплетаев  М.Н.  Система  воспитания  личности   в   процессе   обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
  3. Ахматов А.Ф. Основы теории обучения: Курс лекций. Учебное пособие для студентов / Под ред. И.А. Тютьковой. Коломна, 2002.
  4. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003, № 8.
  5. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. – М.: Мнемозина, 1997.
  6. Божович Л.И. Личность школьника и проблемы воспитания. М., 1990.

  1.  Воспитание  личности  школьника  в  нравственной  деятельности:  Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 1998.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
  4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: «Линка-Пресс», 1998.
  5. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  6. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Спб.: Речь, 2001.  
  7. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1999.
  8. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2000
  9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

6.СПИСОК КНИГ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

  • А.  де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
  • Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»
  • Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель», «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»
  • Артюхова Н. «Трусиха
  • Барто А.Л. «Требуется друг», «Сережа», «Вежливость», «В театре», «Вовка –

    добрая душа»

  • Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин…»
  • Богданов Н.А «След человека»
  • Винокуров Е.М. «Мальчики»
  • Волков В. «Волшебник Изумрудного города»
  • Гайдар А.П. «Голубая чашка», «Тимур и его Команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише…», «Совесть», «Чук и Гек»
  • Драгунский В.Ю. «Друг детства»,  «Тайное становится явным»
  • Дриз О. «Мы мужчины», «Добрые слова»
  • Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет…», «Люди сильны друг другом»
  • Емельянов Б. «Мамины руки»
  • Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок», «Золотые слова»
  • Катаев В.П. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
  • Клюев Е. «Сказки простого карандаша»
  • Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Милн А. «Вини-Пух и все-все-все» («День рождения Иа»)
  • Михалков С.В. «Родина-мать», «Мы тоже воины», «Находка», «Одна рифма», «Прогулка», «Лапуся», «Недотепа», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша», «Хорошие товарищи», «Дядя Степа», «Просчитался»
  • Мошковская Э.Э. «Жадных нет», «Вежливое слово», «Не надо больше ссориться!»
  • Носов Н.Н. Рассказы
  • Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»
  • Осеева В.А. «Плохо», «Обидчики», «Печенье», «Волшебное слово», «Почему», «Что легче?», «Хорошее», «Сыновья», «Синие листья», «Отомстила», «Три товарища», «Просто старушка»
  • Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки», «Трус»
  • Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы»
  • Платонов А.П. «Сухой хлеб», «Ещё мама»
  • Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»
  • Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Моя Родина»
  • Пушкин А.С. Сказки
  • Родари Д. «Чиполлино», «Чем пахнут ремесла»
  • Симонов К.М. «Родина»
  • Яковлев Ю. «Мама»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Творим добро на благо людям"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Творим добро на благо людям" (социальное направление)...

Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса социальной направленности. Разработана по ФГОС....

Программа внеурочной деятельности "В добрый путь к самому себе!"

Программа предназначена для учащихся 1-3 классов. Имеет просветительскую направленность...

Программа внеурочной деятельности "Давайте Делать Добро"

Программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности...

Программа внеурочной деятельности в5-6 классах "Дорога добра"

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Дорога добра"...

Программа внеурочной деятельности 6 класс "Дорогою добра"

Программа внеурочной деятельности 6 класс "Дорогою добра"...