Программа внеурочной деятельности для 5 класса "Зерна добра".
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности общеинеллектуального направления для 5 класса "Зерна добра".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zerna_dobra1.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«ЗЕРНА ДОБРА»
Программа внеурочной деятельности для 5 класса
Срок реализации - 35 часов
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по программе курсов повышения квалификации
«Проблемно-ценностное общение во внеурочной деятельности»
(вариативный блок, 36 часов)
Слушатель___________________
(подпись, дата)
Руководитель Апасова С.В.
Самара, 2015
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Зерна добра» разработана для реализации в течение учебного года (с сентября по май, по 1ч. в неделю, т.е. на 35 часов) и рассчитана на учащихся 5 классов. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в 5 классе, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.
На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.
Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества, дифференциация и снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи. С другой стороны, чрезмерная занятость родителей во многих обеспеченных семьях, низведение воспитания до уровня материальной обеспеченности также создают неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой асоциальное поведение детей. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей.
Развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений.
В последние годы несколько ослаб педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой информации, литературы и искусства. Книжная детская продукция оказывается недоступной для социально незащищенных слоев населения. Соответственно возрастает социальная роль библиотечной сети в условиях низкой покупательной способности населения.
Утеряна культура восприятия театрального искусства, разорваны связи между школой и театром. Репертуарная политика не способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Несмотря на происходящий в последние два-три года рост общественной активности детей и молодежи, участие подростков в социальной деятельности, опыт реализации активной гражданско-нравственной позиции остаются недостаточными. Ученические органы самоуправления в школах развиваются медленно.
Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Весь комплекс вышеназванных проблем в области духовно-нравственного воспитания требует целенаправленного разрешения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся 5-х классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.
Для реализации этой цели представляются актуальными задачи:
- образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;
- формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;
- развитие толерантности в общении учащихся;
- формировать уважительное отношение школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения Родины;
- вовлекать детей в деятельность ученического самоуправления;
- воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ОБРЕСТИ УЧАЩИЕСЯ ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ДАННОГО КУРСА:
- знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;
- оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;
- правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;
- быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
- уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;
- демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
- осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
- осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;
- уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;
- терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
- управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);
- добросовестно выполнять поручения актива класса, уметь поддерживать других; положительно оценивать трудолюбие одноклассников, стремиться принести личный вклад в общее дело; регулярно выполнять домашние задания; помогать другим и самому обращаться при необходимости за помощью;
- действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека, вести ЗОЖ;
- выглядеть опрятно и аккуратно;
- осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать и гордиться символами Государства и страны; культурой и традициями своей Родины.
2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Я, моя семья, мои друзья.
1 ЧЕТВЕРТЬ | 2 ЧЕТВЕРТЬ | 3 ЧЕТВЕРТЬ | 4 ЧЕТВЕРТЬ | |
Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника?» | Дискуссия «зачем я хожу в школу?» | Откровенный раз-говор «Что в шко-ле хорошо, а что мне не нравится?» | Откровенно «Хорошо ли мне в школе, школе от меня?» | |
«Как правильно отдыхать?» | «Заливается звонок – начинается урок» (права и обязанности учащегося) | |||
«Это теперь моя школа!» (знакомство с историей школы) | Беседа «Что я знаю о своей школе?» | Конкурс рисунков «Моя 105-я школа» | Конкурс сочинений о школе. | |
Родительское собрание «А дети – это яркие кометы» | Родительское собрание «Не тревожиться, а удивляться». | Семинар для родителей «Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?» | ||
Школа Мальвины «Хорошие манеры» | ||||
Об истории хороших манер. Тест для себя. Несколько известных истин. Твой внешний вид. К тебе гости. Наши праздники. Культура речи. Домашняя библиотека. | Откуда взялись правила поведения? Ты хочешь быть красивым. Разговор о разговоре. После третьего звонка. Чувство времени. | Каким я себя вижу? Я и другие. Прислушайся. Как ты разговариваешь? Когда вам люди говорят спасибо? | «Я человек, но какой?» Экслибрис «Портрет друга» Этическая грам-матика «До дружбы надо вырасти». | |
Традиции воспитания в России. | ||||
Праздник «Будьте добры» | ||||
Дискуссионный клуб | ||||
«Идеальный друг» | «Все легче, если вместе» | «Не останься в стороне»(анализ книги А.Гайдара «Тимур и его команда») | ||
Выставочный зал «У Тюбика». Конкурс рисунков | ||||
«Всякое дело вдвоем веселей» | «Доброе братство лучше богатства» | |||
Откровенно Конкурс рецептов «Как вылечиться от лени?» «Смеемся, грустим, задумываемся». «Какое слово само крепкое?» «Кого называют вежливым?» | Я работаю над собой Тренинг «Учусь быть послушным и терпеливым». Пословицы о нравственных качествах. Вежливый ли ты? | Тайны хорошей памяти. Поиграем – порешаем. «Кого можно назвать вежливым человеком?» | Наука отдыхать. Остановись, подумай. Тест-бюро «Познай себя». Учение на каждый день. | |
Организация коммуникативных тренингов и игр «Школа общения» | ||||
Родительское собрание «Развитие у детей общественной активности». | ||||
Поговорим о семейных традициях: | ||||
Разговор «Я – надежда семьи». Сбор пословиц о мамах. Театрализованный семейный марафон. | Диспут «Что такое честь фамилии?» Конкурс «Бабушкины секреты». Раздумья на тему «Когда маме грустно». | Живая газета «Трудно ли быть мамой?» Будем заботиться о младших. | Составление родословной. Откровенный разговор «Старость – всегда слабость». | |
Викторина о ритуалах гостеприимст-ва в культуре народов, проживающих на территории Самарской области. | ||||
Выставка «Вместе с мамой, вместе с папой». | Конкурс газет «Моя семья – моя радость». | |||
Путешествие в Страну имен. | Праздник «Как вас звать – величать?» | |||
Выпуск школьной газеты «Родительская академия», посвященный духовно-нравственному воспитанию в семье | ||||
Организация посещения музеев, выставочных залов, экскурсий с родителями. |
Я – гражданин России.
1 ЧЕТВЕРТЬ | 2 ЧЕТВЕРТЬ | 3 ЧЕТВЕРТЬ | 4 ЧЕТВЕРТЬ | ||||
Изучение символики Российской Федерации | |||||||
Москва – столица России. «Знай свою улицу» | Гимн и флаг России. | Загадки Российской символики. Уроки истории Отечества «Матушка Москва – золотая голова» (видеофильм). | Герб и гимн России как произведения искусства. Герб РФ, история создания и его символы. | ||||
Конкурс рисунков «Моя улица» | Конкурс рисунков «Мой город» | Викторина «Кто лучше знает свой город» | Составление альбома «Мой город Самара -самый лучший» | ||||
Школа правовых знаний | |||||||
Дети и Конституция. Кто защищает наши права? | Конституция – основной закон нашей жизни. Библиотечный урок"Ваши права, дети" Конвенция о правах ребенка. | Игра «Имею право», посвященная Дню конституции | |||||
Моя Родина – Россия. Встреча с работ-ником УВД. | Наше Отечество. Диспут «Что важнее – знать или выполнять?» | Твоя Россия. Мы и закон (разбор ситуаций). «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». | |||||
Про великих и знаменитых | |||||||
Русские богатыри. Час былины «Преданья старины глубокой» | А. Суворов и М. Кутузов, Библиотечные уроки: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Федоров. | Поэтический час «Только доблесть живет вечно». Звездный час «Защитники земли Русской». | |||||
Русь державная православная. | |||||||
Как обувались и одевались в старину. Зимние игры и забавы. | О чем расскажет народный костюм. Песня народная сердце радует, душу согревает. (кольцовка песен) | Народная национальная одежда. Конкурс народного кос-тюма «Бабушкин сундук» | Аукцион народной мудрости. Посещение краеведческого музея им.П.Алабина. | ||||
Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня». Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия». Организация работы народных гостиных по темам: «Любовь к Родине в твор-честве композиторов», «Таинственный взмах кисти художника» | |||||||
Мой язык – язык добра и света | |||||||
Парад сказоч-ных героев. Праздник «Язык родной, дружи со мной!» | Встреча с писателем (поэтом, корреспондентом) в литературной гостиной. | Библиотечный урок «Дар Владимира Ивановича Даля» | Брейн-ринг «Язык наш есть тайна». | ||||
Что за прелесть эти сказки! (час громкого чтения) Инсценировка русских народных сказок. | Конкурс чтецов | ||||||
«Любимые герои сказок Пушкина» | «Русскте поэты – детям» | ||||||
Олимпиады | |||||||
Заочная экскурсия в картинную галерею | |||||||
Беседы о русских художниках «Нарисовал художник сказку» | Н. Пименов, Б. Кустодиев, М. Врубель | М. Васнецов, А. Саврасов; И.Репин Конкурс рисунков «Сказки Пушкина» | И. Левитан, И. Крамской, В. Серов; Конкурс рисунков «Люблю пейзажи России» | ||||
Конкурс рисунков «Любимая сказка» | |||||||
Защитники земли русской. День Защитника Отечества | |||||||
Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда» | Книжная выставка «Дни и ночи войны» | Книжная выставка «Ни шагу назад!» | |||||
Экскурсия в городской парк Победы. «Мои земляки – герои воины» | |||||||
Старты надежд «Вперед, мальчишки!» | Конкурс плакатов «Нет войне!» Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!» | Защита проектов учащихся «Народные традиции и обычаи» | |||||
Родительское собрание «С чего начинается Родина» | Родительское собрание «Растить гражданина» | ||||||
Праздник «Мы твои друзья, природа!» Изучение правил поведения в природе | Дискуссия «Природа и мы» Игра «Поиск нарушителей законов природы» |
Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
1 ЧЕТВЕРТЬ | 2 ЧЕТВЕРТЬ | 3 ЧЕТВЕРТЬ | 4 ЧЕТВЕРТЬ | ||
«Что я должен делать в классе?» | «Кто ленив, тот и сонлив» - если ты не выучил урок или проспал? | «Кем я буду, когда вырасту?» | Почему так говорят «Делано наспех – сделано насмех»? | ||
Конкурс поделок из природного материала «Лесные диковинки» | |||||
Конкурс «Самая лучшая классная комната» | |||||
Конкурс «Самый чистый кабинет» | Конкурс «Самый «зеленый» класс» | ||||
Акция «Книжкина больница» | |||||
Изготовление подарков будущим первоклассникам | Изготовление книжек-самоделок для малышей. | ||||
Конкурс рисунков «Кто что любит делать» | «Зимняя фантазия» - украсим наш двор. | ||||
Народные промыслы. Выставка предметов декоративно прикладного искусства народов, населяющих Россию | |||||
Родительское собрание «Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!» | |||||
Выставка прикладного народного творчества «Умелые руки не знают скуки» (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле). | |||||
«Умелые руки не знают скуки». Выставка поделок, выполненных учащимися. | |||||
Работа волшебной фабрики Деда Мороза. Игра «Почта» | |||||
Изготовление гирлянд | Изготовление снежинок | Изготовление фонариков | Объемные игрушки | ||
Уроки Самоделкина. «Это дело наших рук» - подарки для родных и друзей. | |||||
«За что я отвечаю?» - наполним «Шкатулку добрых дел» | |||||
Выставка творческих работ детей «В семье единой», отражающая содружество культур народов России | |||||
«Играть играй, а дело знай» | «Всякий человек в деле познается» | «Кто любит труд, того люди чтут» | «Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается» | ||
Конкурс-выставка семейных работ по техническому творчеству «Папа, мама, я – техническая семья» | |||||
Мы – друзья птиц | |||||
Акция «Кормушки для зимующих птиц» | Праздник птиц. Конкурс«Лучший домик для птиц» |
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
1 ЧЕТВЕРТЬ | 2 ЧЕТВЕРТЬ | 3 ЧЕТВЕРТЬ | 4 ЧЕТВЕРТЬ | |||
Занятия проводит доктор Пилюлькин | ||||||
Клуб «В гости к Мойдодыру»: Дружи с водой. Чтоб глаза видели. Какого ухода требуют уши. И о коже надо заботиться. Приятного аппетита. Крепкие- крепкие зубы. | Спокойной ночи. Клуб «В гости к Мойдодыру»: Руки и ноги тебе ещё пригодятся. Держи осанку! Как уберечься от прос-туды. Что нужно знать о лекарствах. Праздник «Как стать Неболейкой?» | Клуб «Румяные щеки»:Как живет организм? Наши органы. Признаки болезни. Болезни грязных рук.По-резы, ссадины и царапины. Диспут «Что может чело-век?»Смотрим телевизор. | Клуб «Неболейка»: Уроки семьи … (Пригласить родителей, дети которых редко болеют, с советами о ЗОЖ) Конкурс по-лезных советов «Здоровье – глав-ное богатство».Как одолеть болезнь? Как настроение? | |||
Конкурс газет «Правила здорового образа жизни». | ||||||
Практикум «Как поступить в данной ситуации?» | ||||||
«Драться или не драться?» | «Плохой поступок «за компанию»? | «Если тебе предложили сигарету?» | «Ты оказался в дурной компании!» | |||
Родительское собрание | ||||||
«Без простуд» | «Культура семейная и культура физическая». | «К здоровому образу жизни». | ||||
Игротерапия: Вспомним забытые игры. Подвижные перемены. Дни здоровья. | ||||||
«Веселые старты» | «Мама, папа, я – спортивная семья». | «Старты надежд» | «Вперед, мальчишки!» | |||
Зимние забавы. Спортивный праздник «Быстрые санки» | ||||||
Будь здорова душа: Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире». | ||||||
Тест «Ты – сова или жаворонок?» | Тест «Как ты к себе относишься?» | Тест «Доволен ли ты собой?» | Тест «Ты и твой характер» | |||
Методика незаконченных предложений: | ||||||
Мне нравится… | Я хочу… | Я боюсь … | Мне тревожно… | |||
Час откровения: | ||||||
Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости. Научись радоваться успехам одноклассников. | Никогда никому не завидуй. Злые чувства – враг здоровья души. | Опасная сладость злых чувств. Как оберегать свою душу от дурного. | ||||
Этические беседы: | ||||||
Будь непримирим к грубости | Недопустимость кличек и прозвищ | Не будь равнодушным | Ты против лжи, нечестности! | |||
Конкурс «Здоровье и дружная семья». |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает два основных блока:
I блок –направления развития духовно-нравственного воспитания детей.
II блок – система программных мероприятий.
I. Направления развития духовно-нравственного воспитания детей.
1. Я, моя семья, мои друзья.
2. Я – гражданин России.
3. Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
4. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
Задачи и содержание каждого раздела:
Я, моя семья, мои друзья.
Задачи раздела: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности. Воспитывать миролюбие, терпимость, уважения к нормам гражданского согласия. Воспитывать готовность следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению. Привлекать родителей к воспитательной работе с детским коллективом, внедрять в семейное воспитание традиций народной педагогики.
Содержание раздела: ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимались его бабушка и дедушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать свой статус в семье («Я – надежда и помощник») и в обществе («Я – гражданин, я – ученик, я – товарищ, друг, одноклассник и т.д.»). Вовлечение учащихся в деятельность школьных органов самоуправления.
Я – гражданин России.
Задачи: воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре и природе России; пробудить интерес к прошлому своего народа. Знакомить с национальной культурой, развивать духовно-нравственный мир личности на основе применения в практике (семьи, школы) традиций этнопедагогики. Воспитывать патриотические чувства.
Содержание раздела предусматривает: развитие у детей эмоционально-нравственного отношения к Родине, уважения к ее истории, гордости социально-культурными достижениями, бережного отношения к её окружающей среде; изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национально-прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения народных праздников. Развитие любви и бережного отношения к родному языку.
Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
Задачи раздела: воспитывать положительное отношение к труду; приобщать учащихся к достижениям духовной и материальной культуры народов, проживающих в России, воспитывать детей на основе приобщения к этнокультурным традициям, обычаям, связанным с трудом и ответственным отношением к делу; реализовывать воспитательный потенциал уроков технологии в процессе воспитания у детей стремления к профессионализму в будущей трудовой деятельности; развивать потребность в творческом труде; воспитывать культуру труда.
Содержание раздела предусматривает развитие трудовых ориентаций личности в системе духовно-нравственного воспитания; вовлечение детей в работу органов дополнительного образования, развитие творческого отношения к работе; создание условий для творческого самовыражения личности детей.
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
Задачи: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.
Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о свом организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит и от самого человека. Приобщать к занятиям физической культурой и спортом. Познакомить с правилами ЗОЖ: гигиена тела и жилища, правильное, режим труда и отдыха. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.
Примерное планирование занятий внеурочной деятельности в 5 классе
- Вводное занятие. Давайте познакомимся!
- Я, моя семья, мои друзья.
Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника».
- Об истории хороших манер. Твой внешний вид. К тебе гости.
- Я – гражданин России. Москва –столица России. Самара – мой родной город.
- Я- гражданин России. Герб, флаг, гимн.
- Конкурс рисунков «Моя улица». Город, в котором я живу.
- Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. И о коже надо заботиться.
- Полезные и вредные привычки.
- Тест «Ты сова или жаворонок?» Час откровения «Не поддавайся унынию».
- Игротерапия. Вспоминаем забытые игры.
- Я, моя семья, мои друзья. Ты хочешь быть красивым.
- Диспут «Что такое честь фамилии?»
- Я –гражданин России. Конвенция о правах ребенка.
- Практикум «Как поступить в данной ситуации?»
- Будь здорова, душа. Тест «Как ты к себе относишься?»
- Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. Что нужно знать о лекарствах.
- Час откровения. Никогда никому не завидуй – возможно ли это?
- Я, моя семья, мои друзья. Хорошие манеры. Каким я себя вижу.
- Я- гражданин России. Поиск нарушителей законов природы.
- Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. Если тебе предложили сигарету (диспут).
- Этическая беседа «Не будь равнодушным» ( по итогам просмотра фильма).
- Я, моя семья, мои друзья. Откровенно: хорошо ли мне в школе, а школе от меня?
- Дискуссия «Я – человек. Но какой?»
- Составление родословной.
- Я – гражданин России. Аукцион народной мудрости.
- Игра «Поиск нарушителей законов природы».
- Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. «Как настроение?»
- Встреча с интересным человеком ( с врачом детской поликлиники: педиатром, логопедом, психологом и.т.п.)
- Будь здорова, душа. Конкурс рисунков.
- Тест «Ты и твой характер».
- Диспут «Ты против лжи, нечестности?»
- Конкурс «Здоровая и дружная семья».
- Экскурсия в краеведческий музей. Знакомимся с народными обрядами.
- Я- гражданин России. Конкурс «Моя малая родина»
- Круглый стол « Мы вместе». Итоговое занятие.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные формы работы с учащимися:
-индивидуальная;
-групповая;
-игры;
-беседы;
-творческие мастерские;
-экскурсии;
-конкурсы;
-собрания
Данные формы наиболее интересны ученикам 5-х классов, т.к. они только перешли из младшей ступени в среднюю.
Дидактические материалы:
- Архарова Л.И. и др. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
- Балабанова И.П. Счастливая этика. – М., 1997.
- Басаргина А.А. Народоведение. 1 – 4 кл. : Кн. для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1982.
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997.
- Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
- Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селивёрстова Н.А. Этика. Учебное пособие для учащихся. – М.: «СПЕКТР», 1994.
- Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Прутченков А.С. Наедине с собой. – М. 1996
- Фольклор и дети: Сборник материалов / Сост. Д.Л. Кредлина. – М., 1994.
- Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
- Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
- Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М., 1997.
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Алоева М.А. .Классные часы в 5-х классах / Под ред. Г.Н. Сибирцовой. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
- Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
- Ахматов А.Ф. Основы теории обучения: Курс лекций. Учебное пособие для студентов / Под ред. И.А. Тютьковой. Коломна, 2002.
- Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003, № 8.
- Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. – М.: Мнемозина, 1997.
- Божович Л.И. Личность школьника и проблемы воспитания. М., 1990.
- Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 1998.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: «Линка-Пресс», 1998.
- Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Спб.: Речь, 2001.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1999.
- Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2000
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
6.СПИСОК КНИГ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
- Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»
- Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель», «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»
- Артюхова Н. «Трусиха
- Барто А.Л. «Требуется друг», «Сережа», «Вежливость», «В театре», «Вовка –
добрая душа»
- Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин…»
- Богданов Н.А «След человека»
- Винокуров Е.М. «Мальчики»
- Волков В. «Волшебник Изумрудного города»
- Гайдар А.П. «Голубая чашка», «Тимур и его Команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише…», «Совесть», «Чук и Гек»
- Драгунский В.Ю. «Друг детства», «Тайное становится явным»
- Дриз О. «Мы мужчины», «Добрые слова»
- Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет…», «Люди сильны друг другом»
- Емельянов Б. «Мамины руки»
- Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок», «Золотые слова»
- Катаев В.П. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
- Клюев Е. «Сказки простого карандаша»
- Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- Милн А. «Вини-Пух и все-все-все» («День рождения Иа»)
- Михалков С.В. «Родина-мать», «Мы тоже воины», «Находка», «Одна рифма», «Прогулка», «Лапуся», «Недотепа», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша», «Хорошие товарищи», «Дядя Степа», «Просчитался»
- Мошковская Э.Э. «Жадных нет», «Вежливое слово», «Не надо больше ссориться!»
- Носов Н.Н. Рассказы
- Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»
- Осеева В.А. «Плохо», «Обидчики», «Печенье», «Волшебное слово», «Почему», «Что легче?», «Хорошее», «Сыновья», «Синие листья», «Отомстила», «Три товарища», «Просто старушка»
- Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки», «Трус»
- Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы»
- Платонов А.П. «Сухой хлеб», «Ещё мама»
- Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»
- Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Моя Родина»
- Пушкин А.С. Сказки
- Родари Д. «Чиполлино», «Чем пахнут ремесла»
- Симонов К.М. «Родина»
- Яковлев Ю. «Мама»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Творим добро на благо людям"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Творим добро на благо людям" (социальное направление)...
Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел»
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса социальной направленности. Разработана по ФГОС....
Программа внеурочной деятельности "В добрый путь к самому себе!"
Программа предназначена для учащихся 1-3 классов. Имеет просветительскую направленность...
Программа внеурочной деятельности "Давайте Делать Добро"
Программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности...
Программа внеурочной деятельности в5-6 классах "Дорога добра"
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Дорога добра"...
Программа внеурочной деятельности 6 класс "Дорогою добра"
Программа внеурочной деятельности 6 класс "Дорогою добра"...