Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
материал по теме
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voevodina.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Этика: азбука добра».
Направление – духовно-нравственное
Срок реализации 4 года.
Воспитатель Воеводина Елена Валерьевна
с. Ижморка 2
Паспорт программы
Наименование программы «Этика: азбука добра».
Основание для разработки
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
•формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
•формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
•развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
•развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Срок реализации программы- 4 года (1-4 класс)
Ожидаемые результаты:
•-активная жизненная позиция школьника;
•-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
•-патриотическое и гражданское самосознание;
•-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
•-соблюдение народных традиций;
•-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
•-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС, ориентированными на обучающихся и воспитанников школы-интерната VIII вида, для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основной целью курса является формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- способствовать формированию навыков поведения в обществе,
- способствовать воспитанию чувства коллективизма,
- способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
- способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит педагогу использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны с взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.
Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Тематический план
(1 класс)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Этика – наука о морали. | 1 |
2 | Как я выгляжу | 4 |
3 | Школьный этикет | 3 |
4 | Зачем быть вежливым | 1 |
5 | Сказка о вежливости | 4 |
6 | Добро и зло в сказках | 2 |
7 | Твои поступки | 1 |
8 | Обязанности ученика в школе | 2 |
9 | Чем богат человек | 1 |
10 | Ты и твое здоровье | 2 |
11 | Праздничный этикет | 2 |
12 | Наш класс | 2 |
13 | Моя мама – самая лучшая | 1 |
14 | День рождения | 2 |
15 | Учимся общаться | 3 |
16 | Сказка в нашей жизни | 2 |
33 |
Обучающийся должен знать: правила этикета и социального быта. Вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой, в транспорте, на улице. Раскрыть сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине.
Обучающийся должен уметь: для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, употреблять вежливые слова и соблюдать правила этикета.
Тематический план
(2 класс)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Я среди людей | 2 |
2 | Кто я и как выгляжу? | 2 |
3 | Я – личность | 1 |
4 | Я и мои роли | 2 |
5 | Добро и зло в сказках | 1 |
6 | Что за прелесть эти сказки! | 1 |
7 | Сказки – волшебство, чудо, правда | 2 |
8 | Сказка ложь – да в ней намек | 1 |
9 | Кто сочиняет сказки? | 1 |
10 | Русские народные сказки | 1 |
11 | Праздники в жизни человека | 1 |
12 | Отношение к старшим | 2 |
13 | Отношение к учителю | 1 |
14 | Плохо одному | 1 |
15 | Речевой этикет | 3 |
16 | Вежливость и этикет | 3 |
17 | Товарищи и друзья | 1 |
18 | Что в нашем имени? | 1 |
19 | Удовольствие – в игре | 1 |
20 | Повторно – обобщающие занятия | 5 |
33 |
Обучающийся должен усвоить сущность понятий: интерес, любовь к ближним, любовь к труду, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, подлость, обман, щедрость души.
Обучающийся должен знать: как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь, как вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке. Гигиенические требования к еде, жилищу, одежде. Основные средства связи.
Обучающийся должен уметь: достойно вести себя в кинотеатре, театре, музее, библиотеке. Правильно выбирать книгу. Уметь закаливать свой организм. Следить за результатами. Производить мелкий ремонт одежды. Знать состав своей семьи и уметь с ним общаться. Знать основные средства связи. Записать адрес на конверте. Находить по справочнику индекс.
Тематический план
(3 класс)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Азбука этики. Основные понятия этики | 2 |
2 | Как я выгляжу | 2 |
3 | Я – личность. Мои роли | 2 |
4 | Нравственный мир сказок | 2 |
5 | Устав – основной закон школы | 1 |
6 | Человек и его имя | 1 |
7 | Я и мои друзья | 2 |
8 | Верность слову | 2 |
9 | Речевой этикет | 1 |
10 | Умение общаться | 1 |
11 | Этикет в общественных местах | 2 |
12 | Библиотека – хранительница знаний | 2 |
13 | Отзывчивость и доброта | 2 |
14 | Я познаю себя и других | 2 |
15 | Формы моральной оценки и самооценки | 2 |
16 | Культура поведения человека | 2 |
17 | Праздничный этикет | 1 |
18 | Повторно – обобщающие занятия | 4 |
33 |
Обучающийся должен усвоить сущность понятий: доверие, верность, взаимопомощь, вранье, мужество, обязанность, поведение, поступок, смелость, сочувствие, страх, трудолюбие, честность, семья, труд.
Обучающийся должен знать: как помочь товарищу в учебе, труде. Как вести себя за столом и как едят разную пищу. Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Обучающийся должен уметь: оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу и учителю. Пользоваться столовыми приборами и есть разные виды пищи. Правильно играть и вести себя во время любой игры. Выполнять правила этикета в школе и обязанности ученика.
Тематический план
(4класс)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Азбука этики. Культура поведения и такт. | 1 |
2 | Культура общения | 2 |
3 | Человек и его имя | 1 |
4 | Моя малая Родина | 1 |
5 | Устав – основной закон школы | 2 |
6 | Речевой этикет | 2 |
7 | Чувство, настроение и характер | 2 |
8 | Школьный этикет | 1 |
9 | Праздники в жизни человека | 1 |
10 | Цветы в жизни человека | 1 |
11 | Поступки человека и его характер | 2 |
12 | Нравственные отношения в коллективе | 2 |
13 | Мода и школьная одежда | 2 |
14 | Приветствия и знакомства | 2 |
15 | Поведение в общественных местах | 2 |
16 | Человек в природе и его здоровье | 2 |
17 | Нравственное отношение в семье | 2 |
18 | Повторно – обобщающие занятия | 5 |
33 |
Обучающийся должен усвоить сущность понятий: бережливость, героизм и герой, оценка поступков товарищей и своих, малодушие, ненависть, привычки, сострадание, характер человека, физическая культура человека.. Обращение и его формы.
Обучающийся должен знать: как и в чем помочь другу. Правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизора. Какая обувь должна быть у человека по сезону. Как дарить подарки. Как вести себя за столом. Правила в походе, на экскурсии, при отдыхе на природе. Правила этикета в общении.
Обучающийся должен уметь: выбрать себе прическу. Подбирать себе одежду, головной убор, обувь в зависимости от сезона и необходимости(повседневная, праздничная, спортивная). Чистить, сушить обувь. Следить за походкой и жестикуляцией. Культурно вести себя в гостях. Изготовить подарок своими руками, дружить со сверстниками, помогать дома, учителю, однокласснику, младшему.
Содержание программы
1класс
1.Введение. Этика – наука о морали
Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило, поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.
Тема 2. Как я выгляжу
Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек.
Тема 3. Школьный этикет
Понятия «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно – ролевая игра «Я – на уроке».
Тема 4. Зачем быть вежливым
Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение, «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость – самая нужная и необходимая привычка человека.
Тема 5. Сказка о вежливости
Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».
Тема 6. Добро и зло в сказках
Объяснить понятия «добро – хорошо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди.
Тема 7. Твои поступки
Объяснить понятия «поступок», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.
Тема 8. Обязанности ученика в школе и дома
Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.
Тема 9. Чем богат человек
Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека – в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.
Тема 10. Ты и твое здоровье
Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита.
Тема 11. Праздничный этикет
Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости.
Тема 12. Наш класс
Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе.
Тема 13. Моя мама – самая лучшая
Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.
Тема 14. День рождения
Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно – ролевая игра «мы на дне рождения».
Тема 15. Учись общаться
Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении со взрослыми. Сюжетно – ролевые игры.
Тема 16. Сказки в нашей жизни
Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.
2класс
1.Я среди людей
Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно – ролевая игра «Я и другие люди».
Тема 2. Кто я и как я выгляжу?
Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
Тема 3. Я – личность
Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я – мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.
Тема 4. Я и мои роли
Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.
Тема 5. Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом.
Тема 6. Что за прелесть эти сказки!
Отличие сказки от рассказа. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки.
Тема 7. Сказки – волшебство, чудо и правда
Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
Тема 8. Сказка ложь – да в ней намек
Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду – тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках.
Тема 9. Кто сочиняет сказки
А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, братья Гримм, Г.Х.Андерсен, Ш.Перро и другие писали сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказок?
Тема 10. Русские народные сказки
Русские сказки – это представление народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки – предания старины глубокой. Сказка – это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла.
Тема 11. Праздники в жизни человека
Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме.
Тема 12. Отношения к старшим
Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим.
Тема 13. Отношение к учителю
Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика.
Тема 14. Плохо одному
Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.
Тема 15. Речевой этикет
Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.
Тема 16. Вежливость и этикет
Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.
Тема 17. Товарищи и друзья
Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.
Тема 18. Что в нашем имени?
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.
Тема 19. Удовольствие – в игре
Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу – время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле – здоровый дух.
3класс
1.Азбука этики. Основные понятия этики
Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.
Тема 2. Как я выгляжу
Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.
Тема 3. Я – личность, Мои роли
Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.
Тема 4. Нравственный мир сказок
Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки – «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.
Тема 5. Устав – основной закон школы
Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика.
Тема 6. Человек и его имя
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.
Тема 7. Я и мои друзья
Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в
жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе – нам веселей, вместе мы вдвое сильней.
Тема 8. Верность слову
Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.)
Тема 9. Речевой этикет
Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).
Тема 10. Умение общаться
Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.
Тема 11. Этикет в общественных местах
Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее».
Тема 12. Библиотека – хранительница знаний
Книга – твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке.
Тема 13. Отзывчивость и доброта
Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?
Тема 14. Я познаю себя и других
Понятие «потребности человека». Биологические, социальные и духовные потребности. Способности: наследственные и приобретенные. Разбор ситуации: «Если я что – то хочу, то поступаю так».
Тема 15. Формы моральной оценки и самооценки
Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.
Тема 16. Культура поведения человека
Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения».
Тема 17. Праздничный этикет
Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике.
4 класс
Тема 1. Азбука этики. Культура поведения и такт.
Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо».
Тема 2. Культура общения
Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.
Тема 3. Человек и его имя
Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками.
Тема 4. Моя малая Родина
Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война – проверка любви к Родине у всего народа, живущего в стране.
Тема 5. Устав – основной закон школы
Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности.
Тема 6. Речевой этикет
Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным
является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.
Тема 7. Чувство, настроение, характер человека
Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других.
Тема 8. Школьный этикет
Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе».
Тема 9. Праздники в жизни человека
Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране».
Тема 10. Цветы в жизни человека
Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов.
Тема 11. Поступки человека и его характер
Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании характера.
Тема 12. Нравственные отношения в коллективе
Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомые, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии.
Тема 13. Мода и школьная одежда
Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе.
Тема 14. Приветствия и знакомство
Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран.
Тема 15. Поведение в общественных местах
Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. Что и как едят.
Тема 16. Человек в природе и его здоровье
Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным.
Тема 17. Нравственные отношения в семье
Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье.
Список литературы
1.Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / Омск.гос. пед. ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
2.Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003, №8.
3.Божович Л.И. Личность школьника и проблемы воспитания. М., 1990.
4.Валеев И.И. Педагогика Мустая Карима. – Уфа: Китап, 2002.
5.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации / Ом.гос. пед. ин-т им. Горького – Омск: ОГПИ, 1991
6.Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки в 1–2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
7.Дик Н.Ф. Классные часы в 3–4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
8.Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 1979.
9.Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, №3 – 6.
10.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
11.Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
12.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М. 1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса
Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 2 класса
Программа для работы с детьми 2 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" предназначена для младших школьников с ОВЗ....
рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"
программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"
Курс «Азбука профессий» реализует познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начальн...
программа внеурочной деятельности "Азбука домашних животных"
рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука домашних животных"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука Добра" для 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Азбука добра» с учащимися 7 класса рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе....