Программа внеурочной деятельности в5-6 классах "Дорога добра"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Власкина Наталья Викторовна

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Дорога добра"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное общеобразовательное учреждение

                      «Больше – Подовеченская школа»

«Рассмотрено»                                                                                       «Утверждаю»

на педагогическом

Совете  школы                                                                                         Директор школы_____________                                                                          

Протокол   №_____                                                                                               Н.М.Евдокимова

от  _____________2017г.                                                                        Приказ №___от   ________2017г

               

                                                                                                                                                 

                                                                                                                               

        

                                             Рабочая программа

по внеурочной деятельности

на 2017 – 2018 учебный год

  духовно-нравственное направление

«Дорога добра»

Класс : 5-6

                                                                                                                     

                                                                                                        Составитель: Власкина Н.В.

                1 квалификационная категория

д.Селезневка

 2017 г.

Пояснительная записка

Актуальность темы внеурочной деятельности «Дорога добра» определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

В младшем школьном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей  страны, укорененный в духовных и культурных  традициях российского народа. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить.

Цель программы: создание условий для формирования  у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.

Задачи:

  • развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;
  • сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
  • познакомить с  правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
  • раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Формы и режим занятий:

Внеурочная программа «Дорогою добра» рассчитана на 33 ч в 1 классе, на 34 часа в 2-4, 3, 5-6 классах:  1 час занятий в неделю. Общее количество часов — 135 ч.

Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседа, рисование, проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, экскурсии, виртуальные экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования).

Организация работы в основном – коллективная,  индивидуальная, групповая, используются теоретические и практические занятия.

 

                                         Результаты освоения курса

 У младших школьников формируются духовно-нравственные основы личности, т.к. готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, понимания смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали  как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе  представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать; осознание себя гражданином России на основе принятие общих национальных нравственных ценностей; понимание и поддержание таких нравственных устоев  семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

            Личностные УУД

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные УУД

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Содержание курса

5-6 классы – 34 часа

№п/п

Раздел, тема

Краткое содержание занятия

Форма организации

занятия

Вид

деятельности

I раздел. Познай себя

1

Тема: Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

Дискуссия, беседа, рассказ

Круглый стол

2

Тема: Плохо одному

 Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

Дискуссия, беседа

Познаватель-

ная

3

Тема: Что такое этика и этикет.

Роль мимики, жестов и позы в общении.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

Беседа, рассказ, игра

Игровая

4

Тема: Правила знакомства, представления  и обращения.

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

Дискуссия.

Беседа.

Практическое занятие

5

Тема: Правила приветствия и прощания.

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

Дискуссия.

Беседа

Практическое занятие

Работа в парах.

6

Тема: Правила извинения и просьбы.

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

Дискуссия.

Беседа

Практическое занятие

7

Тема: Правила благодарности и отказа.

Знакомство с правилами благодарности и отказа.

Моделирование ситуации.

Дискуссия.

Беседа

Практическое занятие

II раздел. Культура поведения

8

Тема: Отношение к малышам

 

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам?

Помощь и забота по отношению к маленьким.

Беседа

Практическое занятие

9

Тема: Правила поведения с гостями, в гостях.

Приглашение гостей.

Знакомство с правилами поведения в гостях.

Разыгрывание ситуации «Мы в гостях»

Дискуссия.

Практическое занятие

10

Тема: Искусство делать подарки.

Как правильно выбрать и дарить подарки.

Моделирование ситуации.

Беседа с творческим заданием

Практическое занятие

11

Тема: Как правильно разговаривать по телефону?

Понятие «Тактичность».

Знакомство с правилами поведения по телефону.

Ролевая игра: « Мы говорим по телефону».

Рассказ, игра.

Практическое занятие

12

Тема: Правило поведение в общественном транспорте.

Ролевая игра «В общественном транспорте»

Игра

Игровая

III раздел. В мире добра

13

Тема: Жадность и щедрость.

Анализ понятий.

Чтение и анализ притчи

« Жадность, дай большую кастрюлю!»

Беседа.

Практическое занятие

14

Тема: Аккуратность

 Формирование знаний об аккуратности

Беседа

Познавательная

15-16

Тема: Жестокость и сочувствие

 Знакомство и разбор понятий.

Моделирование ситуаций.

Показ фрагментов видео « Теракт в школе Беслана»; Видео - ролики с Великой Отечественной войны.

Практическое занятие

Практическое занятие

17

Тема: Обида. Месть. Зависть.

Разбор и анализ понятий.

Как они влияют на человека? Портят ли его душу?

Чтение и анализ притч.

Беседа, диалог

Практическое занятие

18-19

Тема: от конфликта к войне.

Что такое конфликт?

Смотрят видео ролик «Война глазами детей», анализируют.

Проигрывают ситуацию «Начало ВО войны» (Как можно было разрешить конфликт?)

Видеоролик. Презентация.

Практическое занятие

20-21

В краю шахтерском

Узнают достопримечательности и особенности родного края

Беседа.

Рефераты.

Практическое занятие

22-23

Посещение и поздравление ветерана(труженика тыла)

Подготовка поздравления и подарка ветерану (труженику тыла)

Конкурс рисунков

Прогулка

Творческая

24-31

Герои земли Рязанской

Узнают о героях ВОВ, уроженцах Рязанской области

Презентации. Беседа.

Рефераты.

Познавательная

32

Что мы узнали и чему научились?

Заочное путешествие по школе вежливых наук.

Повторение изученного ранее материала.

Викторина

Познавательная

33-34

 Посещение Свято-Димитриевского монастыря

Экскурсия в Свято – Димитриевский монастырь

Экскурсия

Ценностное общение

Тематическое планирование        

5-6 классы – 34 часа

№п/п

 Тема урока

Количество часов, отводимое на изучение темы

1

Тема: Кто я и как выгляжу?

1

2

Тема: Плохо одному

1

3

Тема: Что такое этика и этикет.

1

4

Тема: Правила знакомства, представления  и обращения.

1

5

Тема: Правила приветствия и прощания.

1

6

Тема: Правила извинения и просьбы.

1

7

Тема: Правила благодарности и отказа.

1

8

Тема: Отношение к малышам

 

1.

9

Тема: Правила поведения с гостями, в гостях.

1

10

Тема: Искусство делать подарки.

1

11

Тема: Как правильно разговаривать по телефону?

1

12

Тема: Правило поведение в общественном транспорте.

1

13

Тема: Жадность и щедрость.

1

14

Тема: Аккуратность

1

15-16

Тема: Жестокость и сочувствие

2

17

Тема: Обида. Месть. Зависть.

1

18-19

Тема: от конфликта к войне.

1

20-21

В краю шахтерском

2

22-23

Посещение и поздравление ветерана(труженика тыла)

2

24-31

Герои земли Рязанской

8

32

Что мы узнали и чему научились?

Заочное путешествие по школе вежливых наук.

1

33-34

 Посещение Свято-Димитриевского монастыря

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Творим добро на благо людям"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Творим добро на благо людям" (социальное направление)...

Внеурочная деятельность. Факультатив "Этика. Азбука добра" Тема занятия: "Как изобразить доброго и красивого человека"

Данная разработка занятия может быть использована учителем начальных классов не только во внеурочной деятельности, но и при проведении классного часа на темы этического воспитания...

Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...

Программа внеурочной деятельности 6 класс "Дорогою добра"

Программа внеурочной деятельности 6 класс "Дорогою добра"...

Программа внеурочной деятельности по английскому языку "Добро пожаловать в Англию!"

Программа внеурочной деятельности «Поездка в Англию» для обучающихся 6- х классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Добро пожаловать в Германию!»

Данная программа рассчитана на обучающихся 5 – 8 классов и создает условия для культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой культуры. ...