Программа внеурочной деятельности в5-6 классах "Дорога добра"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Дорога добра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности в 5-6 кл "Дорога добра" | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Больше – Подовеченская школа»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на педагогическом
Совете школы Директор школы_____________
Протокол №_____ Н.М.Евдокимова
от _____________2017г. Приказ №___от ________2017г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
на 2017 – 2018 учебный год
духовно-нравственное направление
«Дорога добра»
Класс : 5-6
Составитель: Власкина Н.В.
1 квалификационная категория
д.Селезневка
2017 г.
Пояснительная записка
Актуальность темы внеурочной деятельности «Дорога добра» определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.
Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить.
Цель программы: создание условий для формирования у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.
Задачи:
- развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;
- сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
- познакомить с правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Формы и режим занятий:
Внеурочная программа «Дорогою добра» рассчитана на 33 ч в 1 классе, на 34 часа в 2-4, 3, 5-6 классах: 1 час занятий в неделю. Общее количество часов — 135 ч.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседа, рисование, проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, экскурсии, виртуальные экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования).
Организация работы в основном – коллективная, индивидуальная, групповая, используются теоретические и практические занятия.
Результаты освоения курса
У младших школьников формируются духовно-нравственные основы личности, т.к. готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, понимания смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать; осознание себя гражданином России на основе принятие общих национальных нравственных ценностей; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Личностные УУД
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные УУД
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание курса
5-6 классы – 34 часа
№п/п | Раздел, тема | Краткое содержание занятия | Форма организации занятия | Вид деятельности | ||
I раздел. Познай себя | ||||||
1 | Тема: Кто я и как выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | Дискуссия, беседа, рассказ | Круглый стол | ||
2 | Тема: Плохо одному | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | Дискуссия, беседа | Познаватель- ная | ||
3 | Тема: Что такое этика и этикет. | Роль мимики, жестов и позы в общении. Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | Беседа, рассказ, игра | Игровая | ||
4 | Тема: Правила знакомства, представления и обращения. | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | Дискуссия. Беседа. | Практическое занятие | ||
5 | Тема: Правила приветствия и прощания. | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | Дискуссия. Беседа | Практическое занятие Работа в парах. | ||
6 | Тема: Правила извинения и просьбы. | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | Дискуссия. Беседа | Практическое занятие | ||
7 | Тема: Правила благодарности и отказа. | Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуации. | Дискуссия. Беседа | Практическое занятие | ||
II раздел. Культура поведения | ||||||
8 | Тема: Отношение к малышам
| Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | Беседа | Практическое занятие | ||
9 | Тема: Правила поведения с гостями, в гостях. | Приглашение гостей. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации «Мы в гостях» | Дискуссия. | Практическое занятие | ||
10 | Тема: Искусство делать подарки. | Как правильно выбрать и дарить подарки. Моделирование ситуации. | Беседа с творческим заданием | Практическое занятие | ||
11 | Тема: Как правильно разговаривать по телефону? | Понятие «Тактичность». Знакомство с правилами поведения по телефону. Ролевая игра: « Мы говорим по телефону». | Рассказ, игра. | Практическое занятие | ||
12 | Тема: Правило поведение в общественном транспорте. | Ролевая игра «В общественном транспорте» | Игра | Игровая | ||
III раздел. В мире добра | ||||||
13 | Тема: Жадность и щедрость. | Анализ понятий. Чтение и анализ притчи « Жадность, дай большую кастрюлю!» | Беседа. | Практическое занятие | ||
14 | Тема: Аккуратность | Формирование знаний об аккуратности | Беседа | Познавательная | ||
15-16 | Тема: Жестокость и сочувствие | Знакомство и разбор понятий. Моделирование ситуаций. Показ фрагментов видео « Теракт в школе Беслана»; Видео - ролики с Великой Отечественной войны. | Практическое занятие | Практическое занятие | ||
17 | Тема: Обида. Месть. Зависть. | Разбор и анализ понятий. Как они влияют на человека? Портят ли его душу? Чтение и анализ притч. | Беседа, диалог | Практическое занятие | ||
18-19 | Тема: от конфликта к войне. | Что такое конфликт? Смотрят видео ролик «Война глазами детей», анализируют. Проигрывают ситуацию «Начало ВО войны» (Как можно было разрешить конфликт?) | Видеоролик. Презентация. | Практическое занятие | ||
20-21 | В краю шахтерском | Узнают достопримечательности и особенности родного края | Беседа. Рефераты. | Практическое занятие | ||
22-23 | Посещение и поздравление ветерана(труженика тыла) | Подготовка поздравления и подарка ветерану (труженику тыла) | Конкурс рисунков Прогулка | Творческая | ||
24-31 | Герои земли Рязанской | Узнают о героях ВОВ, уроженцах Рязанской области | Презентации. Беседа. Рефераты. | Познавательная | ||
32 | Что мы узнали и чему научились? Заочное путешествие по школе вежливых наук. | Повторение изученного ранее материала. | Викторина | Познавательная | ||
33-34 | Посещение Свято-Димитриевского монастыря | Экскурсия в Свято – Димитриевский монастырь | Экскурсия | Ценностное общение |
Тематическое планирование
5-6 классы – 34 часа
№п/п | Тема урока | Количество часов, отводимое на изучение темы |
1 | Тема: Кто я и как выгляжу? | 1 |
2 | Тема: Плохо одному | 1 |
3 | Тема: Что такое этика и этикет. | 1 |
4 | Тема: Правила знакомства, представления и обращения. | 1 |
5 | Тема: Правила приветствия и прощания. | 1 |
6 | Тема: Правила извинения и просьбы. | 1 |
7 | Тема: Правила благодарности и отказа. | 1 |
8 | Тема: Отношение к малышам
| 1. |
9 | Тема: Правила поведения с гостями, в гостях. | 1 |
10 | Тема: Искусство делать подарки. | 1 |
11 | Тема: Как правильно разговаривать по телефону? | 1 |
12 | Тема: Правило поведение в общественном транспорте. | 1 |
13 | Тема: Жадность и щедрость. | 1 |
14 | Тема: Аккуратность | 1 |
15-16 | Тема: Жестокость и сочувствие | 2 |
17 | Тема: Обида. Месть. Зависть. | 1 |
18-19 | Тема: от конфликта к войне. | 1 |
20-21 | В краю шахтерском | 2 |
22-23 | Посещение и поздравление ветерана(труженика тыла) | 2 |
24-31 | Герои земли Рязанской | 8 |
32 | Что мы узнали и чему научились? Заочное путешествие по школе вежливых наук. | 1 |
33-34 | Посещение Свято-Димитриевского монастыря | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Творим добро на благо людям"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Творим добро на благо людям" (социальное направление)...
Внеурочная деятельность. Факультатив "Этика. Азбука добра" Тема занятия: "Как изобразить доброго и красивого человека"
Данная разработка занятия может быть использована учителем начальных классов не только во внеурочной деятельности, но и при проведении классного часа на темы этического воспитания...
Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...
Программа внеурочной деятельности 6 класс "Дорогою добра"
Программа внеурочной деятельности 6 класс "Дорогою добра"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ДОБРЫЕ СЕРДЦА».
Рабочая программа внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности по английскому языку "Добро пожаловать в Англию!"
Программа внеурочной деятельности «Поездка в Англию» для обучающихся 6- х классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Добро пожаловать в Германию!»
Данная программа рассчитана на обучающихся 5 – 8 классов и создает условия для культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой культуры. ...