Программа внеурочной деятельности "Творим добро на благо людям"
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Творим добро на благо людям" (социальное направление)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorim_dobro.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа с. Большая Малышевка
муниципального района Кинельский Самарской области
Утверждаю и.о. директора __________ /Нармуканова А.Г./ «___» ____________ 2013 г. | Согласовано «___»____________2013 г. И.о.зам.директора по УВР ___________/Щелокова Н.И./ | Программа рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол № ___ от __________ Руководитель МО ____________ /Щелокова Н.И./ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Творим добро на благо людям»
(социальное направление)
Класс 5
Составитель:
Полудинская Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творим добро на благо людям» составлена на основе авторской программы «Творим добро» Боевой Ольги Валентиновны, учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 15», программы внеурочной деятельности младших школьников Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48»
Под традиционное определение труда, как осознанной, энергозатратной, общепризнанной, целесообразной деятельности, требующей от человека приложения усилий и осуществления работы, попадает и учебная деятельность. Однако справедливо возвышающий учение принцип «хорошая учёба – это настоящий труд» в последнее время стал использоваться, к сожалению, и как прикрытие исчезновения прочих, неучебных форм трудовой активности детей из школьной жизни. Именно поэтому, говоря о трудовой деятельности школьников, мы имеем в виду труд, в котором мальчишки и девчонки производят продукт (вещь), причём значимый не только для них, но и для других людей. У труда, помимо продуктивности, есть и другие свойства, очень важные для развития и воспитания детей. А.С.Макаренко подчёркивал, что в воспитании важен не сам по себе трудовой процесс – то есть не определённая последовательность действий, ведущая к определённому результату (это «труд – работа»), и не овладение необходимыми для работы знаниями и навыками (это «труд – учёба, обучение труду»). Воспитывающий труд – это, по словам А.С.Макаренко «труд – забота» о себе и других, ближних и дальних. Только если труд организован этим особым, «заботливым» образом, если в нём складываются особые, взаимно заинтересованные, сотруднические отношения между работающими, он становиться трудом духовно преобразующим.
Достижение в социально-значимой трудовой деятельности школьников воспитательных результатов возможно в рамках программы «Творим добро на благо людям», где закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности к миру трудящихся взрослых, значимость производимого продукта для окружающих людей.
Актуальность программы обусловлена тем, что занятия с детьми творческим и созидательным трудом представляют благодатную почву для творческой самореализации личности, проявления и развития индивидуальных способностей ребёнка. Занятия, практическая деятельность которых направлена на создание социально-значимого продукта труда, развивают кругозор ребёнка, его эстетические и интеллектуальные способности, и решают задачи духовного становления личности.
Новизна программы: данная программа является интегрированной, включающей в себя изучение окружающего мира, экологии, изобразительного искусства, художественного труда и технологии, знакомство учащихся с миром профессий. Программа «Творим добро на благо людям» существенно дополняет школьное базовое образование, предоставляя каждому ребенку возможность погружения в мир социально-значимой творческой деятельности.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Творим добро» являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Направление программы - социально-значимая трудовая деятельность.
Место проведения занятий – кабинет учащихся в школе, учебно-опытный участок.
Цель программы: воспитание школьников посредством включения их в социально-значимую, творческую трудовую деятельность.
Задачи:
образовательные:
- дать первоначальные представления о ведущей роли труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- дать первоначальные представления о нравственных основах труда и творчества;
- дать элементарные представления об основных профессиях;
- дать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
развивающие:
- формировать навыки коллективной работы и работы в группах;
- формировать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
- формировать умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- развивать самостоятельность, аккуратность;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде, небережливому отношению к результатам труда людей;
- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников.
социально педагогические:
- формирование общественно активной личности, способной реализовать себя в социуме.
Рабочая программа разработана для учащихся первого года обучения в рамках внеурочной образовательной деятельности по социальному направлению и рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Программа предназначена для детей 10-11 лет. Продолжительность реализации программы один год. Продолжительность занятий 40 минут.
Формы и методы работы
- индивидуальные;
-групповые (экскурсии, викторины, беседы, обсуждение)
- работа в парах;
- обсуждение результатов;
- подведение итогов.
- беседа;
- рассказ;
- путешествие;
- игра;
- викторина;
- экскурсия;
- конкурс;
- сказка.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные общеучебные действия
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
- прогнозирование уровня усвоения;
- оценка;
- коррекция.
Личностные УУД
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка;
- самоопределение
.
В программу включены как теоретическая, так и практическая части. Теоретическая — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, встречи с людьми интересных профессий. Практические работы включают изготовление поделок, выгонку цветочных культур, посадку и уход за комнатными растениями, выращивание рассады, экскурсии в природу, работу на учебно-опытном участке, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие игры, участие в акциях.
Учитывая особенности ребёнка 5 класса, основной формой организации является коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельная работа. Можно использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие игры. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков.
Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное - ребята все проделывают сами.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсудить их.
Социально-значимая творческая деятельность:
1. Проект «Наши руки не знают скуки» (12 часов).
Операция «Наш классный уголок». Работа мастерской по оформлению классного уголка. Изготовление гербариев. Операция «Сувенир». Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, к праздникам. Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений. Выпуск новогоднего плаката. Выращивание зелени для школьной столовой.
2. Проект «Добрые дела для моего класса» (8 часов).
Операция «Чистый класс». Знакомство с обязанностями дежурного в классе. Дежурство в классе. Уход за комнатными растениями в классе. Акция «Книжкина больница». Экскурсия в библиотеку. Ремонт книг в библиотеке. Благоустройство территории школьного двора, класса. Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.
3. Проект «Цветы для школьного двора» (6 часов).
Подготовка почвы для посадки семян. Посев семян цветов. Уход за посевами (полив, рыхление). Пикирование ростков. Пересадка. Опыт. Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений». Высадка рассады в грунт на территории школьного двора. Уход за высаженными растениями.
4. Проект «Мир профессий». (8 часов)
Разнообразие профессий. Знакомство с миром профессий. Сельскохозяйственные профессии. Профессии в моей семье.
Формы аттестации:
- классный уголок
- выставка гербариев
- выставка новогодних плакатов
- оформление альбома «Профессии в моей семье»
- фотоотчеты
- творческие работы
УЧЕБНо-тематический план
№ | Разделы программы и темы занятий | Количество часов | ||
Общее кол – во часов | Теория | Практика | ||
Введение | 1 | 1 | ||
I. | Проект «Наши руки не знают скуки» | 12 | 1,5 | 10,5 |
1. | Операция «Наш классный уголок» | 2 | 0,5 | 1,5 |
Работа мастерской по оформлению классного уголка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2. | Изготовление гербариев | 2 | 2 | |
Экскурсия в лес | 1 | 1 | ||
Изготовление гербария, коллекции плодов, семян деревьев и кустарников | 1 | 1 | ||
3. | Операция «Твори, выдумывай, пробуй» | 3 | 3 | |
Работа мастерской Деда Мороза. Изготовление елочных украшений. Украшение школьного кабинета. Выпуск новогоднего плаката | 3 | 3 | ||
4. | Операция «Сувенир» | 2 | 2 | |
Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток для родителей, бабушек, дедушек к праздникам. | 2 | 2 | ||
5. | Выращивание зелени для школьной столовой | 3 | 1 | 2 |
Витаминная семья | 1 | 1 | ||
Посадка и выращивание петрушки, укропа | 1 | 1 | ||
Посадка и выращивание лука | 1 | 1 | ||
II. | Проект «Добрые дела для моего класса» | 8 | 1,5 | 6,5 |
1. | Операция «Чистый класс» | 4 | 0,5 | 3,5 |
Знакомство с обязанностями дежурного | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Уход за комнатными растениями в классе | 1 | 1 | ||
Благоустройство класса | 1 | 1 | ||
Подкормка комнатных цветов школы | 1 | 1 | ||
2 | Акция «Книжкина больница» | 2 | 1 | 1 |
Экскурсия в библиотеку. | 1 | 1 | ||
Ремонт книг в библиотеке | 1 | 1 | ||
3 | Акция «Чистый двор» | 2 | 2 | |
Благоустройство территории школьного двора | 2 | 2 | ||
III. | Проект «Мир профессий» | 8 | 4 | 4 |
Все профессии важны | 1 | 1 | ||
Профессия — врач. Викторина «Правила ЗОЖ» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Профессия – повар Игра «Ресторан» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Профессия – водитель. Игра «Дорожные знаки» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Игра «Я – строитель». Работа с конструктором «Лего» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Сельскохозяйственные профессии | 1 | 1 | ||
Профессии в моей семье | 2 | 2 | ||
IV. | Проект «Цветы для школьного двора» | 6 | 1,5 | 4,5 |
1. | Выращивание рассады цветов для школьных клумб | 6 | 1,5 | 4,5 |
Семена цветов. Однолетники. Многолетники. | 1 | 1 | ||
Подготовка почвы к посеву семян | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Посев семян | 1 | 1 | ||
Выращивание цветов из семян | 2 | 2 | ||
Итого: | 35 ч. | 9,5 ч. | 25,5 ч. |
Календарно – тематическое ПЛАНирование
№ | Разделы программы и темы занятий | Количество часов | Дата | ||
Общее кол – во часов | Теория | Практика | |||
1. | Введение | 1 | 1 | 03.09 | |
2. | Знакомство с обязанностями дежурного | 1 | 0,5 | 0,5 | 10.09 |
3. | Работа мастерской по оформлению классного уголка | 2 | 0,5 | 1,5 | 17.09, 24.09 |
4. | Экскурсия в лес | 1 | 1 | 01.10 | |
5. | Изготовление гербария, коллекции плодов, семян деревьев и кустарников | 1 | 1 | 08.10 | |
6. | Экскурсия в библиотеку. | 1 | 1 | 15.10 | |
7. | Ремонт книг в библиотеке | 1 | 1 | 22.10 | |
8. | Уход за комнатными растениями в классе | 1 | 1 | 29.10 | |
9. | Благоустройство класса | 1 | 1 | 12.11 | |
10. | Подкормка комнатных цветов школы | 1 | 1 | 19.11 | |
11. | Все профессии важны | 1 | 1 | 26.11 | |
12. | Профессия — врач. Викторина «Правила ЗОЖ» | 1 | 0,5 | 0,5 | 03.12 |
13. | Работа мастерской Деда Мороза. Изготовление елочных украшений. Украшение школьного кабинета. Выпуск новогоднего плаката | 3 | 3 | 10.12, 17.12, 24.12 | |
14. | Профессия – повар Игра «Ресторан» | 1 | 0,5 | 0,5 | 14.01 |
15. | Профессия – водитель. Игра «Дорожные знаки» | 1 | 0,5 | 0,5 | 21.01 |
16. | Игра «Я – строитель». Работа с конструктором «Лего» | 1 | 0,5 | 0,5 | 28.01 |
17. | Профессии в моей семье | 2 | 2 | 04.02, 11.02 | |
18. | Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток для пап, дедушек ко Дню Защитника Отечества | 1 | 1 | 18.02 | |
19. | Витаминная семья | 1 | 1 | 25.02 | |
20. | Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток для мам, бабушек к 8 Марта | 1 | 1 | 04.03 | |
21. | Посадка и выращивание петрушки, укропа | 1 | 1 | 11.03 | |
22. | Посадка и выращивание лука | 1 | 1 | 18.03 | |
23. | Сельскохозяйственные профессии | 1 | 1 | 01.04 | |
24. | Семена цветов. Однолетники. Многолетники. | 1 | 1 | 08.04 | |
25. | Подготовка почвы к посеву семян | 2 | 0,5 | 1,5 | 15.04, 22.04 |
26. | Посев семян | 1 | 1 | 29.04 | |
27. | Выращивание цветов из семян | 2 | 2 | 06.05, 13.05 | |
28. | Благоустройство территории школьного двора | 2 | 2 | 20.05, 27.05 | |
Итого: | 35 ч. | 9,5 ч. | 25,5 ч. |
Содержание программы
- Введение.
Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с работами которые необходимо будет выполнить в течение всего времени занятий кружка, с мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка. Инструктаж по ТБ на занятиях.
- Проект «Наши руки не знают скуки»
Теоретическая часть: Каким может быть классный уголок. Знакомство с разнообразием деревьев, лекарственных растений, трав и цветов. Польза лука и петрушки. Выращивание лука.
Практическая работа; Оформление классного уголка. Знакомство с техникой изготовления гербариев. Изготовление гербариев. Выращивание лука, петрушки, укропа.
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская, экскурсия.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: книги, картины., раздаточный материал, гербарии.
- Проект «Добрые дела для моего класса»
Теоретическая часть: Обязанности дежурного. Разнообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями (полив, рыхление, удаление пыли с листьев). Способы размножения комнатных растений (черенкование). Выращивание комнатных растений.
Практическая работа: Подбор горшков, приготовление смесей для комнатных цветов. Рыхление, полив комнатных растений.
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская, экскурсия, просмотр презентаций.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: книги, картины, лейка, палочки для рыхления земли.
- Проект «Мир профессий»
Теоретическая часть: Разнообразие профессий. Сельскохозяйственные профессии (доярка, полевод, пчеловод). Профессии в семье. Профессия водитель, врач, строитель, повар
Практическая работа: Проведение ролевых игр, работа с конструктором «Лего».
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская, экскурсия, просмотр презентаций.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: книги, картины, конструктор «Лего».
- Проект «Цветы для школьного двора»
Теоретическая часть: Растения цветников. Семена. Подготовка почвы к посеву. Выращивание цветов из семян. Уход за растениями
Практическая работа: Подготовка ящиков, плошек, земли для посева, работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады. Посев рассады
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская, экскурсия, просмотр презентаций.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: книги, картины, лейка, палочки для рыхления земли, семена однолетников, грунт, ящики для посадки.
Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия:
Натуральные живые пособия – комнатные растения, семена луковичных растений, семена однолетников, петрушки, укропа, лука
Предметы, связанные с миром профессий.
Технические средства обучения (ТСО)
Аудиторная доска с набором магнитов для крепления карт и таблиц.
Персональный компьютер.
Ноутбуки
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета Окружающий мир (лото, игры-путешествия).
Интернет ресурсы:
Изготовление гербариев
http://www.zoodrug.ru/topic1917.html
http://www.clow.ru/a-priroda/2630.htm
http://www.blumgarden.ru/herbariy.html
http://www.nature-archive.ru/herbariums/
http://www.babyroom.narod.ru/herb.html
Комнатное цветоводство
http://www.florets.ru/komnatnoe-tsvetovodstvo/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Комнатное_цветоводство
Мир профессий
http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14.htm
http://festival.1september.ru/articles/593602/
http://www.rusedu.info/Article810.html
http://www.o-urok.ru/files/sbornik.pdf
Выращивание рассады цветочно-декоративных растений
Предполагаемые результаты реализации программы
Разделы программы | Ожидаемые результаты |
Проект «Наши руки не знают скуки» | Обучающиеся знают: - что такое классный уголок; - что такое гербарии, виды гербариев; - технику изготовления гербариев; - о роли растений, как средства оздоровления организма человека; - правила и условия выращивания лука, петрушки, укропа |
Проект «Добрые дела для моего класса» | Обучающиеся знают: - обязанности дежурного по классу; - название некоторых комнатных растений; - виды размножения комнатных растений (вегетативное размножение, размножение семенами и т. д.) - правила пересадки и ухода за комнатными растениями, световые условия, тепловой режим, водный режим; Обучающиеся умеют: - правильно ухаживать за комнатными растениями (полив, подкормка, рыхление); - готовить почвенные смеси, используемые в цветоводстве; - провести посадку комнатных растений |
Проект «Мир профессий» | Обучающиеся имеют элементарные представления о некоторых профессиях людей Обучающиеся умеют: конструировать простейшие модели, работать с конструктором «Лего» |
Проект «Цветы для школьного двора» | Обучающиеся умеют: - вести правильный уход за уличными растениями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Твори добро на благо ближнему"
Заметка об участии в марафоне "Твори добро на благо ближнему" учеников 6и 7 классов Платовской школы....
Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье"
Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье" для начальной школы...
Социальный проект "Твори добро на благо людям"
Выбор проблемы (введение)Как всё начиналось……В один из мартовских дней произошла реорганизация Детского сада «Огонёк» с. Ананьевка и МБОУ АСОШ в форме присоединения. Было создано структурное подраздел...
Программа внеурочной деятельности " Жизнь замечательных людей" 5 класс.
В данной программе представлена информация для работы в творческом объединении " Жизнь замечательных людей" для 5 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Добро пожаловать в Великобританию» по общеинтеллектуальному направлению
Рабочая программа внеурочной деятельности «Добро пожаловать в Великобританию» по общеинтеллектуальному направлению...
Программа внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Великобританию"
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5-9 классов. Программа направлена на знание истории Британии. Цель программы- формирование социокультурной компетенции- приоб...