Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 6 класс.
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса история и культура Санкт-Петербурга для 6 классов общеобразовательных Л. К. Ермолаева Санкт-Петербург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass.doc | 274.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 497 Невского района Санкт – Петербурга
193079, Октябрьская набережная, дом 70, корп. 2, литер А, тел 446-17-62
«Принята к использованию» «Согласована»
Протокол № ___ от «___» ______________ 2013 г. заседания МО учителей прикладного цикла ГБОУ школы № 497 Невского района Председатель МО __________ / Л.Н.Алексеева / подпись расшифровка | Заместитель директора ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга ________________ / Д.В.Кабакова./ подпись расшифровка |
«Утверждаю» Приказ № ___ от «____» ____________ 2013 г. Директор ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга ____________________________ / О.А.Коноплева./ подпись расшифровка |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории и культуре Санкт-Петербурга
для учащихся 6 «В» класса
(на 2013-2014 учебный год)
Составитель:
Корх Людмила Владимировна
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
учитель высшей квалификационной категории
г. Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса история и культура Санкт-Петербурга для 6 классов общеобразовательных Л. К. Ермолаева Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2012 г. |
Целью прохождения настоящего курса является способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец. Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач: а) образовательная: продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания: о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов; о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия. б) развивающая: способствует дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни: ориентироваться оп карте города, ориентироваться в реальном городском пространстве, работать с источниками информации о городе, применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневоной жизни, совершенствовать общеучебные умения. в) воспитывающая: осознавать ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края, воспринимать наследие города и края как часть отечественного и культурного наследия. г) практическая: интересоваться жизнью края, уметь самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений о трудоустройстве,; активно использовать культурный потенциал Санкт-Петербурга. |
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год». 4. Распоряжения Комитета по образованию Правительства СПб от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений СПб, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год» 5. Авторской программы Л.К. Ермолаевой «История и культура Санкт-Петербурга», 6 класс, Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2012 год. 6. Учебный план образовательного учреждения ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на 2013/2014 учебный год, принят на заседании педагогического совета № 9 от 14.06.2013, утвержденный приказом директора школы № 497 №101 от 20.06.2013. |
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Основное её содержание составляют сведения: о наследии античной культуры, о подлинных памятниках античной культуры в Санкт-Петербурге, о влиянии античности на культуру, литературу, живопись, архитектуру, XVIII в., о наследии Средневековья, Византии, православной Руси и Европы. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом истории 6 класса, где изучаются основные сведения о культуре Греции,Римской империи,Византии. С курсом литературы 6 класса, где осуществляется знакомство с баснями И.А. Крылова . Методические особенности изучения предмета: Содержание курса «История и культура Санкт-Петербурга» открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения: 1) работать с источниками информации о городе; 2) выполнять простые задания по ориентированию в городском пространстве; 3) выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изуению. Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять. |
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Л. К. Ермолаева. – СПб., СМИО Пресс, 2012г.. УМК состоит из: 1. Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Наследие античности и наследие Петербурга ч.2 - СПб., СМИО Пресс, 2010г. 2. Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Наследие Средневековья и наследие Петербурга. ч..3 — СПб., СМИО Пресс, 2010г. 3. Программа: Л.К. Ермолаева «История и культура Санкт-Петербурга», 6 класс, Санкт-Петербург СМИО Пресс, 2012 год. Предложенная концепция краеведческого образования была одобрена кафедрой методики преподавания истории, обществоведения и права РГПУ им. А.И. Герцена, рекомендована Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга к использованию, внедрена в практику преподавания в ряде школ Санкт-Петербурга. |
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на изучение «История и культура Санкт-Петербурга» в 6 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов (34 часа + 1 час резервное время) в год. На изучение данного предмета часы выделены из регионального компонента |
Система контроля по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» включает проведение тестов-2, повторительно–обобщающих-2, контрольных уроков-4. |
Описать особенности класса (классный руководитель), учитель-предметник корректирует их с позиции понимания обучающимися предмета, который он ведет с целью определения технологий обучения, типов уроков, методов и методических приемов в этом Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения В системе уроков планируются использование следующих типы уроков: Урок изучения нового материала. Урок закрепления знаний. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал, разработанный учителем или учениками. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени. Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5». Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся; методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр; методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ; степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового. Используются следующие средства обучения: Дидактические материалы к курсу Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998. История и культура Санкт-Петербурга. «Средневековье» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1999. Интернет-ресурсы по истории и культуре Санкт-Петербурга Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/ Живой город http://www.save-spb.ru/ Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/ Книги о Санкт-Петербурге http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/ Метрополитен Санкт-Петербурга http://www.karta-metro.ru/peter/ Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/ Московский вокзал http://history.rzd.ru/isvp/public/history?STRUCTURE_ID=5066 Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/ Музей политической истории http://www.polithistory.ru/ Нева. Сайты о Санкт-Петербурга http://www.nevariver.ru/links.php Окрестности Петербурга http://www.aroundspb.ru/ Петербург в деталях http://www.oldpeterburg.ru/ Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus Петербург интерактивная карта http://peterburg2.ru/map/ Петербургский генеалогический портал http://www.petergen.com/ Питермания http://www.pitermania.ru/history/51-istorija-sankt-peterburga.html Прогулки по Петербургу http://walkspb.ru/ Проект Санкт-Петербурга http://ru.wikipedia Санкт-Петербурга. Открытый город http://www.st-petersburg.ru/about/history/ Санкт-Петербурга. Северный лес http://www.northern-forest.ru/ru/spb/spbhistory Фото сайт Санкт-Петербурга http://spbcity.info/ Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/ Экскурсионный Петербург http://www.gidspb.ru/ Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru/index.php Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm Я люблю Петербург http://www.ilovepetersburg.ru/history Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ |
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме рефератов, тестов-4,докладов,итоговой контрольной работы-4. |
В результате прохождения программного материала обучающийся должен: знать: петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); уникальные традиции всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; фамилию зодчего и конкретный памятник; о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; причины появления подлинных и сттилизованных памятников, а также причины их сохранения. уметь: находить объекты на карте-схеме находить объекты в реальном городе находить нужную информацию в краеведческих искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем и библиотекарем узнавать объект по изображению разъяснять объяснять влияние какой культуры нашло отражение в конкретном петербуржском памятнике или традиции применять знания и умения на уроках. |
Литература и средства обучения
1. Основная литература
Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Наследие античности и наследие Петербурга. ч.2 - СПб., СМИО Пресс, 2010г.
Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Наследие Средневековья и наследие Петербурга. ч.3 — СПб., СМИО Пресс, 2010г.
2. Дидактические материалы к курсу
1. Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».
История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998.
История и культура Санкт-Петербурга. «Средневековье» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1999.
Справочники, словари, путеводители
1.Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.
2.Детские энциклопедии.
3.Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.
4.Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.
5.Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.
6.Путеводители по Русскому музею.
7.Путеводители по Эрмитажу.
8.Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.
Литература общего характера
1.Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. – Л.-М., 1965.
2.Библия. Любое издание.
3.Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. – СПб., 1996.
4.Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2. – М., 1960.
5.Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.
6.Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.
7.Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.
8.Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.
9.Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.
10.Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.
11.Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.
12.Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.
13.Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. – СПб., 1999.
14.Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.
15.Мифы Древнего мира. Любое издание.
16.Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.
17.Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. – Л., 1973.
18.Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.
19.Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.
20.Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.
Литература к разделу №3 «Античное наследие и наследие Петербурга»
Арский Ф. Н. В стране мифов. – М., 1965.
Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. – СПб., 1993.
Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. – М., 1967.
Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. – СПб., 1992.
Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. – Л., 1973.
Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. – Л., 1971.
Буслович Д. С. Люди, боги, герои. – СПб., 1992.
Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.
Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. – М., 1969.
Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. – Любое издание.
Раскин Г. А. Триумфальные арки Ленинграда. – Л., 1985.
Санкт-Петербург и античность. – СПб., 1993.
Сашонко В. Н. Адмиралтейство. – Л., 1982.
Литература к разделу №4 «Наследие Средневековья и наследие Петербурга»
Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. – СПб., 1996.
Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи / Сост. П. П. фон Винклер. – М., 1990 (репринтное воспроизведение издания 1899 года).
Дворянские роды Российской империи. Т. 1. – СПб., 1993.
Кепп Е. Е. Архитектурные памятники Выборга. – Л., 1977.
Лебедев Г. С. Археологические памятники Ленинградской области. – Л., 1977.
Памятные места Ленинградской области. – Л., 1973.
Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. – Л., 1990.
Туйск Ю. В. Каменные грани Петербурга. – СПб., 2000.
Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. – СПб., 1994.
Эйдельман Н. Грань веков. – М., 1986.
Формы контроля
№п/п. | Наименование темы | Всего часов | Из них | |
Тесты | Контрольные работы | |||
Раздел 3. Античное настледие и наследие Петербурга. | ||||
Введение | 1 | |||
Мир образования и науки | 2 | |||
Подлинные памятники античности Санкт-Петербурга | 2 | 1 | ||
«Отголоски» Античного наследия по литературе, живописи, скульптуре, интерьерах | 4 | 1 | ||
«Отголоски» Античного наследия в архитектурных сооружениях | 7 | 1 | 1 | |
Раздел 4. Наследие средневековья и наследие Петербурга | ||||
Наследие средневековья и наследие Петербурга | 1 | |||
Наследие Византии, православной Руси, Петербурга | 8 | 1 | 1 | |
Наследие Европы и наследие нашего края | 10 | 1 | 1 |
Содержание программы
Раздел №3. Античное наследие и наследие Петербурга
Тема 1.Введение: Наследие античного мира.
Тема 2. Мир образования и науки
Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности.Петербургские ученые-антиковеды, внесшие вклад в отечественную и мировую науку.
Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.
Тема 3. Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге
Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.
Тема4.«Отголоски» античного наследия в литературе, живописи, скульптуре, интерьерах
Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности. Библиотеки — хранилища литературного наследия.
Классический стиль в литературе. Классические произведения литературы.
Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада.
Классический стиль в живописи, в скульптуре.
Тема 5. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях
Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия. Классический стиль архитектуры.
Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга.
Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам (выбор объектов по усмотрению учителя). Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.
Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре..
Повторение и обобщение разделов I, II.
Раздел №4. Наследие средневековья и наследие Петербурга
Тема 6. Введение
Повторение и обобщение материала предыдущих курсов.
Наследие V-XV вв. Наш край - участник истории средних веков. Наш край - часть России и Европы.
Научные центры Петербурга, изучающие всемирное культурное наследие. Петербургские ученые — исследователи Средневековья. Подлинные памятники средневековья в Петербурге и на территории нашего края – Ленинградской области.
Тема 7. Наследие Византии, православной Руси, Петербурга
Наследие Византии. Наследие православной Московской Руси. Преемственность в религиозной культуре: Византия — Московская Русь — Петербург.
Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге: в Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии.
Средневековые храмы и монастыри нашего края (Ленинградской области). Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь.
Православные храмы Петербурга – памятники православной культуры, художественной культуры (в том числе, живописи, мозаика, скульптуры и т. д.), истории города (храмы – памятники военной славы России, императорской семьи и др.).
Монастыри в Петербурге – памятники православной культуры, художественной культуры, истории города.
Тема 8. Наследие Европы и наследие нашего края
Вступление: подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. Старая Ладога – заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, город Выборг.Петербургский памятник «Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц».
Подлинные памятники средневековой Европы в Петербурге. Экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии.
«Следы» средневековья в петербургской архитектуре: храмы, доходные дома, замки. Памятники, напоминающие о средневековом зодчестве, – памятники истории и культуры Петербурга.
«Отзвуки» средневековья в художественной культуре Петербурга: в литературе, в интерьерах дворцов. «Отголоски» средневековых традиций в жизни города и горожан: городское самоуправление, университет, музыкальная культура, «рыцарское поведение».
Наследие средневековья – наука геральдика. Петербургские гербы – источники информации: герб города, родовые гербы, гербы городов Ленинградской области, гербы городов России на петербургских памятниках.
Календарно-тематическое планирование по предмету «История и культура Санкт-Петербурга» 6 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов и 1 час – резервное время), Л.К. Ермолаева.
№ п/п | Дата проведе-ния | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания. Основные понятия. | Требования к уровню подготовки | Презентация «ТЕМА», ЦОРы | Домашнее задание | ||||
Античное наследие и наследие Петербурга-16часов | |||||||||||
1.(1) | 3.09 | Наследие цивилизации античного мира. | Урок-лекция | Петербург – центр исследования античности в России. | Знать: понятия культура, произведение искусства, архитектор, стиль, колонна, маски. Уметь: объяснить интерес к истории античности и греческому языку жителей Санкт-Петербурга.. | Петербургская тетрадь. Часть 2. Стр. 5-6 | |||||
2.(1) | 10.09 | Наследие античного мира в образовании и науке | Комбинированный урок | Петербуржские школы, гимназии, лицеи, академии. | Знать: определение понятий: школа, гимназия, лицей, академия. Уметь: рассказать о развитии образования в Петербурге под влиянием античных образцов. | Презентация: «Гимназия К.И. Майя» | Стр. 6-10 | ||||
3.(2) | 17.09 | Раскрытие тайн античного мира в Петербурге. | Комбинированный урок | Петербуржские ученые, раскрывающие тайны античного мира. | Знать: имена и открытия исследователей античности, живших в Петербурге. Уметь: рассказать как проходило открытие Древнего Рима иДревней Греции в Петербурге. | Презентация: «Генрих Шлиман» | Стр. 10-13 | ||||
4.(1) | 24.09 | Памятники античности в современном мире. | Урок-контрольная работа | Экспонаты Эрмитажа. | Знать: понятия: исследователь, коллекция, античные памятники, музей Эрмитаж. Уметь: рассказать об античных коллекциях Эрмитажа и их хранителях. | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ | Стр. 13-19 | ||||
5.(2) | 1.10 | Экскурсия в Эрмитаж по залам античности. | Урок-виртуальная экскурсия | Античные залы Эрмитажа. | Знать: понятия: исследователь, коллекция, античные памятники, музей Эрмитаж. Уметь: рассказать об античных коллекциях Эрмитажа и их хранителях. | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ | Доклады | ||||
6.(1) | 8.10 | Литературное наследие античности в Петербурге. | Комбинированный урок | Петербуржские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности. Библиотеки. | Знать: определение мифа, эзопова языка, комедии, трагедии. Уметь: рассказать об античных богах и героях в литературных произведениях. | Презентация: «Эзоп» | Стр. 20-25 | ||||
7.(2) | 15.10 | Литературное наследие античности в Петербурге. | Урок-игра | Классический стиль в литературе. | Знать: понятие классический стиль в литературе. Уметь: рассказать о жанре трагедии и комедии на сценах петербургских театров. | Презентация: «В.Тредиаковский» | Стр. 20-25 | ||||
8.(3) | 22.10 | Произведения живописи на античные сюжеты в Эрмитаже. | Комбинированный урок | Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. | Знать: определение понятий: музей, экспонат, экспозиция. Уметь: рассказать о создании и роли русского музея как центра сохранения культурного наследия. | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ | Стр. 26-34 | ||||
9.(4) | 29.10 | Произведения живописи на античные сюжеты в Эрмитаже. | Комбинированный урок | Русский музей. Аничков дворец. | Знать: несколько картин на античную тему. Уметь: рассказать о сюжете картины. (Последний день Помпеи.) | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ | |||||
10.(1) | 12.11 | Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне». | Комбинированный урок | Академия художеств. Классический стиль. | Знть: определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, ордер, фронтон. Уметь: отмечать черты классицизма в Петербурге. | Презента ция: «Классический стиль» | Стр. 34-39 | ||||
11.(2) | 19.11 | Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне». | Урок-тест | Архитектурное наследие античного мира. Архитектурные ансамбли города. | Знать: определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, ордер, фронтон. Уметь: рассказывать о памятниках в классическом стиле. | Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus | Стр. 39-44 | ||||
12.(3) | 26.11 | Архитекторы Петербурга | Комбинированный урок | К. И. Росси, Ж – Б. Валлен – Деламот, А. Н. Воронихин, И. Е. Старов , Д. Кваренги, В. П. Стасов | Знать: великих архитекторов. Уметь: рассказывать о творчестве выдающихся архитекторов Птербурга и их творениях. | Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus | Стр. 40-44 | ||||
13.(4) | 3.12 | Герои античных мифов – гости Петербурга. | Урок-контрольная работа | Античные боги, герои мифов на петербургских зданиях, улицах и площадях. | Знать: определение понятий -античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология. Уметь: рассказать о мифических сюжетах в убранстве Петербурга. | Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus | Стр. 44-56 | ||||
14.(5) | 10.12 | Античные боги в убранстве Петербурга. | Комбинированный урок | Создание скульптурного убранства Петербурга. | Знать: определение понятий - античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология. Уметь: описать памятники античным героям в Петербурге. | Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus | Стр. 44-56 | ||||
15.(6) | 17.12 | Памятники реальным людям. | Комбинированный урок | Памятники писателям, педагогам, композиторам… | Знать: определения понятий - скульптура, бюст, статуя, знаменитые россияне, памятник, монумент. Уметь: рассказать о памятниках знаменитым петербуржцам. | Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus | Стр. 57-64 | ||||
16.(7) | 24.12 | Повторение и обобщение к разделу | Урок-обобщения знаний | Знать: материал об античном наследии и наследии Перербурга. Уметь: работать с тестами. | |||||||
Наследие средневековья и наследие Петербурга-19 часов. | |||||||||||
17. (1) | 14.01 | От средневековья до наших дней. Петербург - центр науки о средневековье. | Урок-лекция | Наследие средневековья . Наш край – часть России и Европы – участник истории средних веков. Петербургские ученые. | Знать: ветви христианства, основные государства образованные в этот период, центры изучения в Санкт-Петербурге. Уметь: рассказать о странах Европы. | Петербургская тетрадь. Часть 3. Стр. 7-12 | |||||
Московская Русь. Преемственность в религиозной культуре. | |||||||||||
18.(1) | 21.01 | Наследие Византии | Комбинированный урок | Московская Русь. Преемственность в религиозной культуре. Музей истории религии. | Знать: что является подлинными памятниками средневековья, Византия и её влияние на мировую культуру. Уметь: называть подлинные памятники Византийской культуры, хранящиеся в музеях грода. | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ | Стр. 12-15 | ||||
Картины Русского музея. | |||||||||||
19.(2) | 28.01 | Подлинные памятники Византии. | Комбинированный урок | Объекты Эрмитажа, Русского музея, Музея истории религии. | Знать: что является подлинными памятниками средневековья, Византия и её влияние на мировую культуру. Уметь: называть подлинные памятники Византийской культуры, хранящиеся в музеях грода | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ | Стр. 15-17 | ||||
20.(3) | 4.02 | Религиозные сюжеты в живописных произведениях Русского музея . | Комбинированный урок | Картины Русского музея | Знать: картины и их названия. Уметь: рассказать о картине по плану в учебнике. | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ | Стр. 17-19 | ||||
21.(4) | 11.02 | Средневековые православные храмы и монастыри нашего края. | Комбинированный урок | Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский монастырь. | Знать: элементы храма, значение монастырей для развития края. Уметь: воспринимать памятники культурного наследия, как источник информации. | Презента ция: «Тихвинский монастырь» | Стр. 20-23 | ||||
22.(5) | 18.02 | Средневековые православные храмы и монастыри нашего края. | Комбинированный урок | Традиции сооружения православных храмов. Православные храмы Петербурга. | Знать: элементы храма, значение монастырей для развития края. Уметь: воспринимать памятники культурного наследия, как источник информации. | Презента ция: «Георгиевский храм» | Стр. 20-23 | ||||
23.(6) | 25.02 | Храмы Петербурга-памятники…(православной культуры, художественной культуры и памятники истории города) | Комбинированный урок | Храмы – памятники военной славы России. Православные памятники нашего района. | Знать: устройство православного храма, имена архитекторов. Уметь: работать в коллективе, ориентироваться по карте, работать с наглядным материалом. | Презента ция: «Исаакиевский собор» | Стр. 23-34 | ||||
24.(7) | 4.03 | Храмы Петербурга-памятники…(православной культуры,художественной культуры и памятники истории города) | Комбинированный урок | Храмы – памятники художественно культуры (живопись, мозаика, скульптура ...) | Знать: устройство православного храма, имена архитекторов, основные храмы Петербурга, внутреннее убранство храма. Уметь: рассказать об истории храмов и их особенностях. | Презента ция: «Храмы Петербурга» | Стр. 23-34 | ||||
25.(8) | 11.03 | Православные монастыри в Петербурге | Комбинированный урок | Монастыри Петербурга | Знать: историю создания монастырей. Уметь: добывать информацию из разнообразных источников. | Презента ция: «Монастыри Санкт Петербурга» | Стр. 34-37 | ||||
26.(1) | 18.03 | Культурное наследие средневековой Европы, Балтийского региона. Подлинный памятник на территории нашего края – Старая Ладога. | Комбинированный урок | Наследие средневековой северной Европы. Старая Ладога. | Знать: памятники средневековья Балтийского региона. Уметь: отвечать на познавательные вопросы. | Презента ция: «Старая Ладога» | Стр. 38-40 | ||||
Экспонаты Эрмитажа. | |||||||||||
27.(2) | 1.04 | Памятные места и памятники средневековья на территории края. | Урок-игра | Экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии, г. Выборг. | Знать: наследие средневековья. Уметь: работать с наглядным материалом. | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ Презента ция: «Город Выборг» | Стр. 40-44 | ||||
28.(3) | 8.04 | Памятники Петербурга, напоминающие о русско-шведских отношениях до основания Петербурга. | Новый материал. | « Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц . | Знать: памятники до основания города. Уметь: добывать информацию из разнообразных источников, готовить сообщения, работать с географической картой Ленинградской области. | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ | Стр. 38-47 | ||||
29.(4) | 15.04 | Подлинные памятники средневековой Европы в Петербурге. | Урок-экскурсия | Экспонаты Эрмитажа, музея истории религии. | Знать: примеры подлинных и стилизованных памятников средневековой Европы в Петербурге, экспонаты Эрмитажа, Рыцарского зала, музея истории религии. | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ | Стр. 49-53 | ||||
30.(5) | 22.04 | «Следы» средневековой архитектуры в облике Петербурга. | Комбинированный урок | Храмы, доходные дома, замки, готический стиль, романский стиль. | Знать: определение стилей, традиции средневекового зодчества. Уметь: находить элементы готического и романского стиля в архитектурных памятниках. | Презента ция: «Романский и готический стили» | Стр. 53-61 | ||||
31.(6) | 29.04 | Петербургские замки. | Комбинированный урок | Михайловский замок. | Знать: историю основания замка. Уметь: рассказать о всех этапах и легендах замка, связанных с его постройкой. | Презента ция: «Михайловский замок» | Стр. 61-65 | ||||
32.(7) | 6.05 | Отзвуки средневековья в жизни петербуржцев и Петербурга. | Комбинированный урок | Традиции Петербуржцев: самоуправление, музыкальная культура, Ратуша, Городская дума. Университет, декан, факультет, ректор, кафедра. Романтизм, баллады, рыцарский роман, «рыцарское поведение». Здание двенадцати коллегий. | Знать: основные понятия, связанные с «отзвуками» средневековой жизни. Уметь: грамотно их писать, воспринимать разнообразные памятники культурного наследия, как многоплановые источники информации для подготовки сообщений. | Презента ция: «Санкт Петербургский Университет» | Стр. 65-73 | ||||
33.(8) | 13.05 | Петербургские гербы. | Урок-игра | Наука геральдика. Петербургские гербы. Герб города. Родовые гербы. Строгановский дворец. | Знать: составляющие элементы герба. Уметь: характеризовать гербы, как источники информации. | Презента ция: «Символика гербов» | Стр. 73-79 | ||||
34.(9) | 20.05 | Обобщение к разделу | Урок обобщения знаний | Гербы городов Ленинградской области, неродовые гербы. | Знать: основы науки геральдики. Уметь: составить герб своей семьи. | Презента ция: «Гербы городов Ленинградской облости» | Стр. 80-81 | ||||
35.(10) | 27.05 | Тестирование по разделу «Наследие средневековья и наследие Петербурга» | Комбинированный урок | Наследие Европы. Наследие нашего края. | Знать: примеры культурного наследия. Уметь: работать с тестами. | Тесты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (элективный курс) по культуре и истории Санкт-Петербурга.9 класс.
Этот материал разработан мной для элективного курса по истории города....
Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 5 класс.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 5 классов общеобразовательных учреждений Л. К. Ермолаева, Санкт-Петербург....
Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга Ермолова 8 класс
Данная рабочая программа составлена на основе образовательной программы Л.К.Ермолаевой «Санкт-Петербург – история и культура», рассчитанной на два года обучения по 1 часу в неделю. Рабочая программа д...
Проверочная работа по истории Санкт-Петербурга. 6 класс
проверочная тестовая работа...
История Санкт-Петербурга (5 класс)
Тема: "Скульптуры - аллегории"...
Рабочая программа "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга" 8 класс
Программа разработана для закрепления умений и навыков, полученных в результате освоения курса «Истории и культуры Санкт-Петербурга», широкого привлечения учащихся класса к проведени...
История Санкт-Петербурга. 8 класс. Урок Петербургские традиции
конспект урока и сопроводительные материалы по теме Петербургские традиции...