Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 5 класс.
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 5 классов общеобразовательных учреждений Л. К. Ермолаева, Санкт-Петербург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass.doc | 286.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 497 Невского района Санкт – Петербурга
193079, Октябрьская набережная, дом 70, корп. 2, литер А, тел 446-17-62
«Принята к использованию» «Согласована»
Протокол № ___ от «___» ______________ 2013 г. заседания МО учителей прикладного цикла ГБОУ школы № 497 Невского района Председатель МО __________ / Л.Н.Алексеева / подпись расшифровка | Заместитель директора ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга ______________________ /Д.В. Кабакова./ подпись расшифровка |
«Утверждаю» Приказ № ___ от «____» ____________ 2013 г. Директор ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга _____________________________ /О.А. Коноплёва./ подпись расшифровка |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу истории и культуры Санкт-Петербурга для
учащихся 5 «Б» класса
(на 2013-2014 учебный год)
Составитель:
Корх Людмила Владимировна
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
учитель высшей квалификационной категории
г. Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 5 классов общеобразовательных учреждений Л. К. Ермолаева, Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2012 г. |
Целью прохождения настоящего курса является способствование эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец. Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач: а) образовательная: продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:
б) развивающая: способствует дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни: ориентироваться по карте города, ориентироваться в реальном городском пространстве, работать с источниками информации, применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни, совершенствовать общеучебные умения. в) воспитывающая: осознавать ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края, воспринимать наследие города и края как часть отечественного и культурного наследия. г) практическая: интересоваться жизнью края, уметь самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений о трудоустройстве,; активно использовать культурный потенциал Санкт-Петербурга. |
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год». 4. Распоряжения Комитета по образованию Правительства СПб от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений СПб, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год» 5. Авторской программы Л.К. Ермолаевой «История и культура Санкт-Петербурга», 5 класс, Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2012 год. 6. Учебный план образовательного учреждения ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на 2013/2014 учебный год, принят на заседании педагогического совета № 9 от 14.06.2013, утвержденный приказом директора школы № 497 №101 от 20.06.2013. |
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Основное её содержание составляют сведения: о городе, структуре города, знание основных символов города, сведения о повседневной жизни горожан, о героизме и мужестве жителей блокадного Ленинграда, об основных периодах итории города, о самых значимы культурных объектах города. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом истории 5 класса, где изучаются основные сведения о культуре Египта; с курсом природоведения 5 класса, где осуществляется знакомство с географическими картами; с прдметом музыки, где изучаются музыкальные призведения о городе, с литературой - стихи и проза о городе, русский язык –формирование правописания, изобразительное искусство - изображение объектов города и выражение цветом своего впечатления о нем. Методические особенности изучения предмета: Содержание курса «История и культура Санкт-Петербурга» открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения:
Программа направлена на формирование учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять. |
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Л.К. Ермолаевой Санкт-Петербург, изд-во СМИО Пресс, 2012 год. УМК состоит из:
Предложенная концепция краеведческого образования была одобрена кафедрой методики преподавания истории, обществоведения и права РГПУ им. А.И. Герцена, рекомендована Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга к использованию, внедрена в практику преподавания в ряде школ Санкт-Петербурга. |
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на изучение курса «История и культура Санкт-Петербурга» в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов ( 34 часа + 1 час резервное время) в год. На изучение данного предмета часы выделены из регионального компонента. |
Система контроля по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» включает проведение тестов2, повторительно-обобщающих-4, контрольных уроков-4. |
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме рефератов, тестов, четвертных контрольных работ, итоговой контрольной работы за учебный год. Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения В системе уроков планируются использование следующих типы уроков: Урок изучения нового матери Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал, разработанный учителем или учениками. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени. Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5». Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, развивающего обучения и воспитания. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
|
В результате обучения учащиеся 5 класса должны знать:
- петербуржские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного наследия;
- термины и понятия, обозначенные в программе;
- петербуржские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого;
- фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия.
В результате обучения учащиеся 5 класса должны уметь:
- Ориентироваться по карте-схеме и карте достопримечательностей города;
- комментировать прочитанный тект;
- самостоятельно «добывать» новую информацию;
- обьяснить влияние какой культуры нашло отражение в конкретном петербургском памятнике.
В результате обучения учащиеся 5 класса должны применять на практике: полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни
Литература и средства обучения
1. Учебники, допущенные к использованию
Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга
1. Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Петербурга). - СПб., СМИО Пресс, 2002.
- Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс, 2004.
2. Дидактические материалы к курсу
- Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы...»: Слайд-путешествие и пособие к учебному курсу. — СПб., 1997.
- Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».
- История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998.
- История и культура Санкт-Петербурга. «Средневековье» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1999.
Справочники, словари, путеводители
- Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.
- Детские энциклопедии.
- Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.
- Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.
- Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.
- Путеводители по Русскому музею.
- Путеводители по Эрмитажу.
- Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.
Литература общего характера
- Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. – Л.-М., 1965.
- Библия. Любое издание.
- Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. – СПб., 1996.
- Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2. – М., 1960.
- Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.
- Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.
- Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.
- Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.
- Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.
- Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.
- Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. – СПб., 1999.
- Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.
- Мифы Древнего мира. Любое издание.
- Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.
- Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. – Л., 1973.
- Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.
- Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.
- Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.
Литература к разделу №2 «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»
- Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.
- Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.
- Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. – Любое издание.
- Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. – Л., 1971.
- Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. – Л., 1963.
- Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. – Любое издание.
- Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.
- Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. – Л., 1973.
Интернет-ресурсы по истории и культуре Санкт-Петербурга
- Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
- Живой город http://www.save-spb.ru/
- Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
- Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
- Книги о Санкт-Петербурге http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
- Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
- Метрополитен Санкт-Петербурга http://www.karta-metro.ru/peter/
- Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
- Московский вокзал http://history.rzd.ru/isvp/public/history?STRUCTURE_ID=5066
- Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
- Музей политической истории http://www.polithistory.ru/
- Нева. Сайты о Санкт-Петербурга http://www.nevariver.ru/links.php
- Окрестности Петербурга http://www.aroundspb.ru/
- Петербург в деталях http://www.oldpeterburg.ru/
- Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus
- Петербург интерактивная карта http://peterburg2.ru/map/
- Петербургский генеалогический портал http://www.petergen.com/
- Питермания http://www.pitermania.ru/history/51-istorija-sankt-peterburga.html
- Прогулки по Петербургу http://walkspb.ru/
- Проект Санкт-Петербурга http://ru.wikipedia
- Санкт-Петербурга. Открытый город http://www.st-petersburg.ru/about/history/
- Санкт-Петербурга. Северный лес http://www.northern-forest.ru/ru/spb/spbhistory
- Фото сайт Санкт-Петербурга http://spbcity.info/
- Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/
- Экскурсионный Петербург http://www.gidspb.ru/
- Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru/index.php
- Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm
Формы контроля
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | ||
Экскурсии | тесты | Контрольные работы | |||
1. | Раздел №1 «Санкт-Петербург.Страницы жизни нашего края» | 16 | 1 | 1 | 2 |
2. | Раздел №2 Введение. Наследие стран древнего востока | 1 | |||
3. | Тема №1: Петербург – один из известных в мире научных центров востоковедения | 1 | |||
4. | Тема №2: «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы…» | 8 | 1 | 1 | |
5. | Тема №3: «Отголоски» Древнего Вавилона в Петербурге | 7 | 1 | 1 | |
6. | Повторение и обобщение раздела | 2 | 1 |
Содержание
Раздел №1. «Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края» (16 ч)
Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Герб города – главный символ города, его расшифровка.
Основные этапы развития города. Уникальный облик исторического центра города – результат деятельности разных поколений петербуржцев. Памятники – символы разных эпох. Значение Петербурга для России как центра экономики, образования, просвещения, науки, художественной культуры.
Традиции жизни и деятельности горожан. Знаменитые жители города.
Введение в новый курс. Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия.
Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.
Групповая работа, учебная прогулка, демонстрация слайдов, видеофильмов о Санкт-Петербурге.
Раздел №2. Наследие стран Древнего Востока.Введение.(1 час)
Введение. Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.
Актуализация знаний по истории Древнего мира. Демонстрация презентации.
Тема 1. Петербург - один из известных научных центров востоковедения (1 час)
Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку. Известные востоковеды.
Групповая работа с текстами учебного пособия и последующее обсуждение полученных результатов.
Презентация.
Тема 2. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы» (8 часов)
Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.
Пристань на Университетской набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств-напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.
Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, у фонтана на Пулковском шоссе, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института. Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.
Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие. Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.
Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.
Компьютерная презентация, учебная прогулка в Эрмитаж, учебная прогулка по городу.
Тема 3. «Отголоски» Древнего Вавилона в Петербурге. (7 часов)
Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе. Зимние сады в Петербурге.
Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72).
Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы.
Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие. Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).
Мода на использование художественных традиций Востока в оформлении зданий, интерьеров. Китайский дворец в Ломоносове.
Наследие Китая. Подлинные памятники китайской культуры в Эрмитаже. Мода на использование художественных традиций китайской культуры в декоративно-прикладном искусстве, в интерьерах, в архитектуре.
Повторение и обобщение разделов. (2 часа)
Тестовые работы.
Календарно-тематическое планирование по предмету «История и культура Санкт-Петербурга» 5 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа и 1 час – резервное время), Л.К. Ермолаева .
№ п/п | Дата проведе-ния | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания. Основные понятия. | Требования к уровню подготовки | Презентация «ТЕМА», ЦОРы | Домашнее задание |
«Санкт-Петербург.Страницы жизни нашего края» – 16 часа | |||||||
1.(1) | 3.09 | Что такое город? Как появляются города? | Комбинированный | Рассказ об основании города, его характеристики (герб, название, флаг, гимн) | Знать: причины осования городов. Уметь:рассказать о происхождении города и осимволах города. | Прослушивание гимна города.Прект «Герб,флаг,гимн города» | Города Ленинградской облости. |
2.(1) | 10.09 | Мир города. Из чего состоит город? | Комбинированный | Причины образования города. Особенности климата. | Знать:климатические особенности города. Уметь:читать карты-схемы;находить географические ориентиры. | Карта города,схема города. | Официальные символы СПб. |
3.(2) | 17.09 | Мир города. Из чего состоит город? | Комбинированный | Богатства Петербурга. Заводы, фабрики, порты, вокзалы, банки, магазины. | Знать: главные промышленные прдприятия . Уметь: определять направление роста территории города. | Карта города. | Неофициальные символы СПб. |
4.(3) | 24.09 | Мир города. Из чего состоит город? | Урок обобщения и систематизации знаний | Настоящие Петербуржцы – создатели богатств Петербурга. | Знать : фамилии известных людей города. Уметь:самостоятельно пользоваться краеведческими справочниками. | Схема города. | |
5.(1) | 1.10 | Удивительный Санкт-Петербург.(Петропавловская крепость-крепость-музей) | комбинированный | Главные достопримечательности, символы Санкт – Петербурга.История Петропавловской крепости. | Знать :основные символы города. Уметь: составить краткое описание символа города. | Презентация: «Петропавловская крепость» | Святые покровители СПб. |
6.(2) | 8.10 | Удивительный Санкт-Петербург.(Дворцовая площадь-главная площадь Санкт-Петербурга) | комбинированный | Зимний дворец – дворец «СЛАВЫ РОССИЙСКОЙ».Создатели дворца.Внутреннее убранство дворца. | Знать:историю обьекта. Уметь: находить памятники культурного наследия;узнавать объект по изображению;устно описывать обьект,используя памятку учителя. | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ | Стр.12-15 |
7.(3) | 15.10 | Удивительный Санкт-Петербург.(Адмиралтейство-владыка морей) | комбинированный | Значение Адмиралтейства для будущего города.Создатели Адмиралтейства. | Знать:историю обьекта. Уметь: находить памятники культурного наследия;узнавать объект по изображению;устно описывать обьект,используя памятку учителя. | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ | Стр.15-34 |
8.(4) | 22.10 | Удивительный Санкт-Петербург.(Сенатская площадь-«хоровод достопримечательностей») | комбинированный | Сенатская площадь – «хоровод достопримечательностей». Медный всадник-первый памятник в России.Здание Сената и Сенода.Исаакиевский собор. | Знать:историю обьекта. Уметь: находить памятники культурного наследия;узнавать объект по изображению;устно описывать обьект,используя памятку учителя . | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ | Стр.27-34 |
9.(5) | 29.10 | Удивительный Санкт-Петербург. (Стрелка Васильевского острова-единственная ,неповторимая) | комбинированный | Стрелка Васильевского острова – единственная, неповторимая.Ансамбль стрелки. Биржа. Ростральные колонны. | Знать:историю обьекта. Уметь: находить памятники культурного наследия;узнавать объект по изображению;устно описывать обьект,используя памятку учителя. | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ | |
10.(6) | 12.11 | Удивительный Санкт-Петербург | Урок лекция | Район, в котором я живу.Главные достопримечательности Невского района. | Знать: историю своего района. Уметь :находить район на карте города. | Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/ | Стр.40-45. |
11.(1) | 19.11 | Основные периоды формирования удивительного Петербурга (Что было на невских берегах до основания Петербурга?) | Урок лекция | Основные события на берегах Невы. Значение Санкт - Петербурга для России. | Знать: основные события края до основания города. Уметь: находить памятники культурного наследия по карте Ленинградской области. | Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/ | Доклады. |
12.(2) | 26.11 | Основные периоды формирования удивительного Петербурга (восемнадцатый век) | Изучеие нового материала | Санкт – Петербург:1703-1796г. Город – столица, центр кораблестроения ,город-порт. | Знать: центры кораблестроения. Уметь: находить местоположение изучаемых обьектов на карте города;грамотно произносить и писать термины и названия. | Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/ | Стр.46-56. |
13.(3) | 3.12 | Основные периоды формирования удивительного Петербурга (девятнаднадцатый век) | Урок-контрольная работа | Санкт- Петербург:1801-1861г. Центр экономики, образования, просвещения., художественной культуры. | Знать :основные учебные заведения города;памятники писателям,кмпозиторам. Уметь: определять их по изображению. | Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/ | Стр.66-76. |
14.(4) | 10.10 | Основные периоды формирования удивительного Петербурга (двадцатый век) | Изучеие нового материала | Ленинград: 1941-1991г. Облик города. События тех лет. Знаменитые ленинградцы. | Знать :основные события,связанные с блокадой Ленинграда. Уметь: добывать информацию из различных источников,обрабатывать её. | Стр.78-100. | |
15.(5) | 17.10 | Город, в котором мы живем (двадцать первый век) | Изучеие нового материала | Изменения в жизни страны и города. Изменения в облике центра, района, в котором находится школа. | Знать:основные тенденции развития современного города. Уметь: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя,одноклассника. | Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/ | Стр.124-160. |
16.(6) | 24.10 | Повторительно-обобщающий урок | Урок-тест | Тестовая работа | |||
Введение.Наследие стран древнего Востока. | |||||||
17.(1) | 14.01 | Вводный урок: Петербург – город-музей | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение ранее изученного материала. Всемирное культурное наследие. | Знать: и обьяснять официальные и неофициальные названия города,символику. Уметь:обьяснить понятия «музей» и «город-музей»;работать с иллюстрацией обьектов. | Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ | Петербургская тетрадь-город-музей.Стр.4-5. |
Петербург – один из известных в мире научных центров востоковедения | |||||||
18.(1) | 21.01 | Наследие Древнего Востока | Комбинированный урок | Страны Древнего Востока. Наследие стан Древнего Востока. | Знать:понятия:исторический памятник,стилизация,культурное и историческое наследие. Уметь:называть и описывать памятники культуры Древнего Египта,находящиеся в Петербурге. | Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/ | Стр.6-7. |
«От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы…» | |||||||
19.(1) | 28.01 | Здесь открывают тайны Древнего Востока | Комбинированный урок | Научные центы нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. | Знать: центры изучения Древнего мира в Санкт-Петербурге;знать фамилии ученых. Уметь :рассказать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия. | Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/ | Стр.7-10. |
20.(2) | 4.02 | Хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге | Комбинированный урок | Эрмитаж. | Знать: центры изучения Древнего мира в Санкт-Петербурге;знать фамилии ученых. Уметь: рассказать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия. | Демонстрация фильма «Эрмитаж» | Стр.11-15. |
21.(3) | 11.02 | Пристань на Университетской набережной | Комбинированный урок | Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств – напоминание о наследии древних. | Знать: историю объекта. Уметь: находить объекты на карте и в городе. | Стр.15-19. | |
22.(4) | 18.02 | Петербургские сфинксы – младшие «братья» и «сестры» египетских | Комбинированный урок | Сфинксы, созданные в Петербурге. | Знать :историю объекта. Уметь: находить объекты на карте и в городе. | Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/ | Стр.19-22. |
23.(5) | 25.02 | «Отголоски» загадочного Египта в Петербурге. | Комбинированный урок | Обелиски, созданные в Петербурге. | Знать :историю объекта. Уметь: находить объекты на карте и в городе. | Презентация «Обелиски» | Стр.23-25. |
24.(6) | 4.03 | «Отголоски» загадочного Египта в Петербурге. | Урок-контрольная работа | Значение обелисков в России. | Знать :историю объекта. Уметь: находить объекты на карте и в городе. | Стр.23-25. | |
25.(7) | 11.03 | Учебная прогулка или экскурсия (Эрмитаж или по городу) | Интерактивня экскурсия в Эрмитаж | Египетский зал. Эрмитаж. | Уметь: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя,одноклассников,демонстрации фильмов. | Интернет-экскурсия «Виртуальный Эрмитаж» | |
26.(8) | 18.03 | Петербург – наследник культуры древнего Египта. | Повторительно-обобщающий урок | Египетские мифы, застывшие в камне. Захарьевская улица д.23. | Знать: историю обьекта. Уметь :находить информацию в краеведческих справочниках. | Презентация «Егиипетский дом» | |
«Отголоски» Древнего Вавилона в Петербурге | |||||||
27.(1) | 1.04 | «Отголоски» культуры Вавилона в Петербурге. | Комбинированный урок | Висячий сад – «седьмое чудо света» | Знать :историю появления «Висячих садов» вПетербурге. Уметь: работать с текстом,выделять главную мысль. | Стр.28-31. | |
28.(2) | 8.04 | «Отголоски» культуры Вавилона в Петербурге. | Комбинированный урок | Изразцы – наследие древних. | Знать:терминологию. Уметь :находить обьекты по описанию в тексте. | Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/ | Стр28-31. |
29.(3) | 15.04 | Следы ассирийской культуры в убранстве Петербурга. | Комбинированный урок | Асирийские рельефы. | Знать:терминологию. Уметь: находить обьекты по описанию в тексте. | Стр.31-36. | |
30.(4) | 22.04 | Следы ассирийской культуры в убранстве Петербурга. | Комбинированный урок | Скульптура – наследие древнего мира. | Знать :понятие скльптуры. Уметь :описать памятники:львы,звери-труженики,быки,звери-эмблемы. | Стр.31-36. | |
31.(5) | 29.04 | Наследие Древней Индии и Китая в Петербурге. | Урок-игра | Звери в скульптурном убранстве города. | Знать: понятие скльптуры. Уметь: описать памятники:львы,звери-труженики,быки,звери-эмблемы. | Мастер кроссвордов «сказочный зверинец в Петербурге» | Стр.37-42. |
32.(6) | 6.05 | Наследие Древней Индии и Китая в Петербурге. | Комбинированный урок | Наследие Китая.Китайский дворец в Ломоносове. | Знать :понятие скльптуры. Уметь :описать памятники. | Презентация учителя | Стр.37-42. |
33.(7) | 13.05 | Итоговое повторение темы "Древний Восток в Петербурге». | Урок-контрольная работа. | Архитектурное убранство нашего города.Подлинные памятники Востока в Эрмитаже. | Знать:местонахождение памятника на карте. Уметь: определять памятник по изображению. | Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/ | Творческие задания. |
34.(1) | 20.05 | Творческие задания «Отголоски» загадочного Египта в Петербурге. | Повторительно-обобщающий урок | Презентация творческих заданий | Использование ранее полученных знаний | ||
35.(2) | 27.05 | РЕЗЕРВ «Отголоски» культуры Вавилона в Петербурге. Следы ассирийской культуры в убранстве Петербурга. Наследие Древней Индии и Китая в Петербурге. Итоговое повторение | Урок-тест | Выполнение тестовых заданий | Использование ранее полученных знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (элективный курс) по культуре и истории Санкт-Петербурга.9 класс.
Этот материал разработан мной для элективного курса по истории города....
Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 6 класс.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса история и культура Санкт-Петербурга для 6 классов общеобразовательных Л. К. Ермолаева Санкт-Петербург....
Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга Ермолова 8 класс
Данная рабочая программа составлена на основе образовательной программы Л.К.Ермолаевой «Санкт-Петербург – история и культура», рассчитанной на два года обучения по 1 часу в неделю. Рабочая программа д...
Проверочная работа по истории Санкт-Петербурга. 6 класс
проверочная тестовая работа...
История Санкт-Петербурга (5 класс)
Тема: "Скульптуры - аллегории"...
Рабочая программа "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга" 8 класс
Программа разработана для закрепления умений и навыков, полученных в результате освоения курса «Истории и культуры Санкт-Петербурга», широкого привлечения учащихся класса к проведени...
История Санкт-Петербурга. 8 класс. Урок Петербургские традиции
конспект урока и сопроводительные материалы по теме Петербургские традиции...