Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга Ермолова 8 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Бойко Екатерина Николаевна

Данная рабочая программа составлена на основе образовательной программы Л.К.Ермолаевой «Санкт-Петербург – история и культура», рассчитанной на два года обучения по 1 часу в неделю. Рабочая программа для 8-х классов охватывает второй год обучения по указанной образовательной программе,  и рассчитана на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_spb._8klass.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Еще в XIX веке была осознана важность изучения своего  города и края в воспитании детей. В современном российском обществе происходит падение патриотического отношения к своей стране, недооценивается истинная ценность наследия России. Особое значение имеет изучение в рамках курса культурного наследия разных стран и народов, учитывая, что Петербург и Ленинградская область – полиэтничны и многонациональны. Воспитание в будущих гражданах нашего государства толерантности – одна из важнейших задач российской воспитательно-образовательной политики. Кроме того, изучение своего «жизненного пространства», его особенностей и проблем, позволяет сформироваться личности, активно и продуктивно взаимодействующей с окружающим миром, не только понимающей его проблемы, но и способной искать пути их решения. Все это будет способствовать и социальной адаптации ребенка.

Курс «История и культура Санкт-Петербурга» - это комплекс программ для разных возрастных групп, объединенных единой целевой установкой: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся. Между содержанием программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. Используется повседневный опыт школьников и знания, полученные при изучении других предметов: истории и обществознания, географии и биологии, литературы и русского языка. А приобретенные знания в области истории и культуры края могут быть актуализированы как на уроках по другим учебным дисциплинам, так и в повседневной жизни.

Данная рабочая программа составлена на основе образовательной программы Л.К.Ермолаевой «Санкт-Петербург – история и культура», рассчитанной на два года обучения по 1 часу в неделю. Рабочая программа для 8-х классов охватывает второй год обучения по указанной образовательной программе,  и рассчитана на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю). Программа скорректирована по результатам усвоения материала учащимися в 5 классе – в начале курса добавлен повторительно-обобщающий раздел, задачей которого является не только повторение курса в целом, но и более глубокое усвоение материала по наследию эпохи Просвещения как основы в формировании европейской культуры. Согласно образовательной программе Л.К.Ермолаевой, в 8-х классах изучается наследие Петербурга и его пригородов, сохраняющее преемственность традиций Средневековья и хранящее подлинные памятники эпохи на своей территории. В то же время, памятники и традиции Петербурга, напоминающие о различных сторонах  культуры средних веков в Европе и Древней Руси, сами являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями и символами северной столицы.

Цель курса: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но и мирового художественного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, носителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Задачи курса:

  1. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
  2. Способствовать пониманию учащимися ценности петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо познакомить их:
  • с петербургскими музейными экспозициями, памятниками городской среды и традициями, имеющими «связь» с культурой средневековья;
  • с создателями и хранителями петербургского наследия
  1. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых в учебной и повседневной жизни:
  • ориентироваться по карте города;
  • ориентироваться в реальном городском пространстве;
  • работать с источниками знаний о городе;
  • применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни
  1. Совершенствовать общеучебные умения;
  2. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

Уровень программы: базовый

Содержание учебного предмета, курса

Раздел 4. Столица крепостнической России(первая половина 19в.)- 16 часов

Петербург – императорский город. Петербург – Центр российского образования и просвещения, город мастеров кисти и резца.

Раздел 5. Капиталистический Петербург(вторая половина 19-начало 20в.)  – 15 часов

Петербург – промышленный центр, финансовая и торговая столица России. Город технических новинок. Архитектурный облик города

Раздел 6. Наш край в 19- начале 20 вв – 3 часа

Планируемые результаты освоения курса

  • Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности
  • Ученики

- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятии, обозначенные в программе;

- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного наследия;

- называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как о памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой); объясняют их историко-культурную значимость; - перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой);

- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование культурного наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения;

- находят объекты на карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга;

- находят объекты в реальном городе (по пригородным ориентирам и доминантам; по маршрутному листу, по карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга;);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами, бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время учебных прогулок, совершенных с родителями

- умеют находить нужную информацию в справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;

- умеют узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;

- умеют рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значении этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- умеют обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы, записывать ответы);

- умеют применять полученные знания и умения;

- умеют сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также их изображения;

- умеют комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2-х источников);

- умеют обосновывать, аргументировать свой ответ (мнение, оценку);

- умеют извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания;

- выражают впечатление от памятников наследия и их создателей при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам; при мотивированном выполнении творческих заданий;

- стремятся применить свои знания в реальной жизни; умеют производить самооценку («я знаю», «я умею», «я хочу знать»)

Календарно-тематическое планирование.

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

Материалы и оборудование

д/з

Примечания

1

Карта и облик Петербурга первой половины 19в.

1

Город островов

карта

П.1

2-3

Императорский город.

2

«золотой век» русской культуры

презентация

П.2

4

Столица-центр управления империей.

1

Чиновники, военная столика, город веротерпимости

П.3

5

История, запечатленная в памятниках.

1

презентация

П.4, вопр.5

6

Город-центр российского образования и просвещения

1

П.5

7

Город-центр российской науки.

1

презентация

П.6

8

Литературный Петербург.

1

Аристократические салоны

презентация

П.7

9

Театральный и музыкальный Петербург.

1

Императорские театры, филармония

П.8, доклад

10

Санкт-Петербург-город Мастеров кисти и резца.

1

Жанровые сцены, классицизм

презентация

П.9 в.4 презентации

11

Город архитектурных шедевров.

1

Поздний классицизм, ампир

презентация

П.10 в.4 табл.

12

Деловой Петербург.

1

П.11

13

Такие разные петербуржцы, а проблемы общие

1

Стр. 92 схема

П.12

14

Повседневная жизнь петербуржцев

1

П.13

15

Петербургские традиции

1

П.14, повторить тему

16

Поу по теме «Столица крепостнической России»

тест

Тетр.

17

Изменения на карте и в облике города

1

карта

П.15

18

Столица империи в период перемен.

1

П.16 в.5 табл.

19

Санкт-Петербург-промышленный центр России и Европы.

1

Таблица карта

П.17

20

Санкт-Петербург – финансовая и торговая столица России.

1

биржа

схема

П.18

21

Город учебных заведений и центров просвещения

1

Народные дома

П.19

22

Город технических новинок и научных открытий

1

П.20

23

Памятные литературные места города

1

реализм

П.21

24

Петербургский театральный, музыкальный мир и… кино

1

П.22

25

Центры художественной культуры в столице

1

П.23

26

Многоликий архитектурный облик Петербурга

1

Доходные дома, эклектика, ретроспективный стиль, необарокко

презентация

П.24

27

Петербургские жители

1

конка

схемы

П.25

28

Многоликий Петербург

1

П.26

29

В свободное от работы время

1

П.27

30

Последние десятилетия столицы Российской империи

1

Русско-японская война, первая русская революция

П.28, повторить тему

31

Поу по теме: «Капиталистический Петербург»

1

Тетр.

32

Жизнь нашего края в 19-начале 20вв.

1

карта

П.29, в.3 табл

33

Вокруг Петербурга

1

П.30

34

Итоговое повторение

1

тесты

Материально-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса

Применение ИКТ в преподавании краеведения играет значительную роль, т. к. на уроках систематически возникает необходимость демонстрации различных наглядных материалов.

Применяемые на уроках ИКТ  выполняют необходимые функции:

  • стимулировать творческую активность в изучении материала;
  • реализовывать возможности информационных систем;
  • гибкость, адаптивность и учет познавательных возможностей обучающихся;
  • тренировать выполнение навыков, необходимых для успешного учения;
  • принимать различные способы ответа.

Основная  задача  ИКТ, применяемых на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  – обеспечение высокого качества образования при сохранении сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка. Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  • создание ситуации успеха;

Применение ИКТ на уроках в 5 классе позволяет проводить уроки различных типов:

  • демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
  • уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся. укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
  • уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.

Средства ИКТ применяются на различных типах и этапах урока. В зависимости от этих условий роль ИКТ на уроке может быть следующей:

  • при изучении нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, задействовать различные  виды памяти. На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.

Программное обеспечение курса истории и культуры Санкт-Петербурга включает:

  • текстовый редактор Microsoft Word;
  • мультимедиаредакторы Microsoft Power Point или ОpenOfis;
  • программы для воспроизведения аудио- и видео-файлов;
  • программа для создания видео- и аудио-роликов

Литература общего характера

1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб, 1996.

2. Библия. Любое изд.

3. Валова-Шамшурина Е.А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. СПб, 1996.

4. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб, 1993.*

5. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи/Сост. П.П.фон Винклер. М., 1990.

6. Голубева О.Д., Гольдберг А.Л. На полках публичной библиотеки. М., 1983.

7. Демиденко Ю.Б. Музеи Санкт!Петербурга. Справочник. СПб, 1994.

8. Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., люб. изд.

9. Косидовский З. Библейские сказания. Люб. изд.

10. Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977.

11. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973.

12. Пукинский Б. Санкт!Петербург. 1000 вопросов и ответов. СПб, 1999.

13. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990 г.

14. Путеводителю по Русскому музею.

15. Путеводители по Эрмитажу.

16. Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. М., 1992.

17. Туйск Ю.В. Каменные грани Петербурга. СПб, 2000 г.

18. Эйдельман Н. Грань веков. М., 1986.

19. Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история/Сост. Елманова Н.С., Савичева Г.М. М.,1993.

20. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. СПб, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 5 класс.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 5 классов общеобразовательных учреждений Л. К. Ермолаева, Санкт-Петербург....

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 6 класс.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса история и культура Санкт-Петербурга для 6 классов общеобразовательных Л. К. Ермолаева Санкт-Петербург....

Конспект урока по истории Санкт-Петербурга для 6 класса "Стрелка Васильевского острова"

Конспект урока для 6 класса по предмету "История Санкт-Петербурга" предлагает материал по формированию стрелки Васильевского острова.Рассматривается топонимика названий, история создания ансамбля стре...

Игровые методы работы на внеурочных занятиях по истории Санкт-Петербурга в 5 классе.

Использование игровых приёмов работы на внеурочных занятиях по Истории Санкт-Петербурга. Предлагаеся вариант проведения внеурочных занятий, целью которых является не только    повысить интер...

Олимпиада по истории Санкт-Петербурга в 5 классе на внеурочной работе.

Разработка Олимпиады по истории Санкт-Петербурга в 5 классе.  Предлагается получение новых знаний на внеурочных занятиях в форме Олимпиады....

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.

Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится    2 часа в неделю, всего    68...

Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...