Модель организации внеурочной деятельности в МБОУ Лицей №12в условиях реализации ФГОС ООО.
статья на тему

Разработка механизмов организации внеурочной деятельности обучающихся 6-х классов в рамках апробирования Федеральных государственных стандартов основного общего образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия Имя Отчество

Нестеренко Лариса Владимировна

Должность

Директор лицея                                                                               учитель химии высшей квалификационной  категории

Личный E-Mail

Licey12ximki@yandex.ru

Телефон

8 (495) 571 14 87

Место работы

МБОУ Лицей № 12 г.Химки Московской области

Образование

Высшее

Опыт работы

25 лет.

Профессиональные достижения

награждена грамотами Министерства РФ и Московской области

Почетный работник общего образования РФ.

Модель организации внеурочной деятельности в  МБОУ  Лицей  №12в условиях реализации ФГОС ООО.

Для организации внеурочной деятельности в МБОУ Лицей №12 г.Химки используется оптимизационная модель, основанная на объединении всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. В ее реализации принимают участие все педагогические работники Лицея.

Координирующая роль принадлежит классному руководителю, который в соответствии со своими функциями:

- координирует организацию внеурочной деятельности в своем классе;

- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

- организует  образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе  через органы самоуправления.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Основная идея, созданной модели в лицее:  создание  развивающей среды и условий  для воспитания и социализации обучающихся 6-х классов во внеурочной деятельности.

Цель: разработка механизмов организации внеурочной деятельности обучающихся 6-х классов в рамках апробирования Федеральных государственных стандартов основного общего образования.апробирования Федеральных государственных стандартов основного общего образования.

Основные задачи:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

- выявление интересов, склонностей, способностей

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества

- развитие личности обучающихся, их творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения

-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества

- развитие личности обучающихся, их творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения.

Планируя организацию внеурочной деятельности в основной школе, мы используем уже имеющиеся в лицее опыт проведения внеурочных занятий, а также сложившуюся систему воспитательной работы учиться, ответственности за результаты своего труда Коллектив лицея совместно с педагогами дополнительного образования стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

На основании опыта работы лицея составлен алгоритм действий по организации внеурочной деятельности  в  основной школе.

Анализ  материально-технической базы лицея.

Материально - техническая база лицея позволяет реализовывать данные программы внеурочной деятельности. В лицее есть специализированные кабинеты  предметной направленности, оснащенные современным компьютерным оборудованием, единой локальной компьютерной сетью с  выходом в Internet.      Имеются:  2  спортивных зала, светлая столовая, медицинский кабинет, хореографический зал. Школьная библиотека располагает комфортным  читальным залом, обширной базой научно-популярной, художественной, методической и справочной литературы.

Выявление потребностей родительской общественности и обучающихся. 

Мы начали подготовительную работу по организации внеурочной деятельности в 6 классах   в  апреле 2014 учебного года.

Работа велась поэтапно и планомерно. Были проведены родительские собрания, на которых родители обучающихся 5-х классов были ознакомлены  с перспективным учебным планом и планом внеурочной деятельности.   

В сентябре 2014 года в 6 классах  было проведено родительское собрание, на котором были представлены презентации всех  программ по внеурочной деятельности. Для выявления потребностей родителей и обучающихся проводилось анкетирование с целью выявления потребностей и интересов обучающихся.

Стоит отметить, что без специально организованной просветительской работы  около половины родителей не могут адекватно определить, какие программы необходимы их детям.

     На классных часах школьный психолог -  Белова Н.Н. провела тестирование шестиклассников по определению мотивации обучения урочной и внеурочной деятельности. По итогам анкетирования были организованы психологические консультации родителей по итогам диагностики обучающихся.

 После консультации с психологом и знакомства с программами, родителями был сделан выбор программ для своего ребёнка. Выбор программ осуществлялся на добровольной основе. Для того чтобы избежать нагрузки обучающихся, с родителями, которые выбрали  чрезмерно большое количество программ, проводилась индивидуальная беседа. Им были даны рекомендации по выбору необходимых форм домашнего воспитания для ребёнка на данном этапе обучения

Образовательные потребности обучающихся 6-х классов по внеурочной деятельности в 2013-2014 учебном году

Разработка учебного плана урочной и внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в лицее  реализуется через:

- учебный план, часть, формируемую участниками образовательного процесса;

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа;

- классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования);

- деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

 - инновационную (экспериментальную) деятельность.

В соответствии с ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется по направлениям:  спортивно - оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Учебный планвнеурочной деятельности в 6-х классах  

Направления

внеурочной

 деятельности

в соответствии

с ФГОС ООО

Программы

Количество часов

Обще

интеллектуальное

Математическая логика

1

Путешествие в мир слов

1

Великобритания. Страницы истории.

1

Духовно-нравственное

Родной город в прошлом и настоящем

1

Я - гражданин

1

Литературная гостиная

1

Общекультурное

Художественная роспись по дереву «Истоки»

2

Хоровая студия

1

Спортивно - оздоровительное

Спортивные игры. Бадминтон.

1

Спортивные игры.

Аэробика

1

Эстрадный танец

1

Социальное

Современный этикет

2

Учусь учиться

1

По результатам данной работы  из трех классов (79 обучающихся) были сформированы группы обучающихся по интересам. В рамках организации внеурочной деятельности осуществляется построение индивидуальной образовательной траектории (индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности)

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного обучающегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

       Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося. Изучение и поддержка индивидуальной образовательной траектории – основная ценность личностно-ориентированной школы, где все дети равны по возможностям и различны по способностям (И.С. Якиманская).

Существующее понятие «индивидуальная образовательная траектория» предполагает несколько направлений реализации:

-  содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный  образовательный маршрут);

- деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Схема построения индивидуального образовательного маршрута:

  1. Диагностика  уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей;
  2. Определение целей и задач, которые должны быть достигнуты обучающимися по окончании прохождения индивидуального образовательного  маршрута;
  3. Определение времени, которое должен затратить обучающийся на освоение базовой и специальной программ;
  4. Определение роли родителя обучающегося в реализации маршрута;
  5. Разработка и определение содержания учебного плана (почасового), формы занятий, приёмов и методов;
  6. Интеграция с другими специалистами;
  7. Определение способов оценки успехов обучающегося.

Индивидуальный образовательный маршрут шестиклассника.

На примере индивидуального маршрутного листа Артамоновой  Дарьи (6-А класс) мы видим, что после перерыва в основной деятельности, она посещает:

Направления

внеурочной

деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Общеинтеллектуальное

Путешествие в мир слов

Социальное

Учусь учиться

Общекультурное

Хоровая студия

Духовно-нравственное

Я- гражданин

Спортивно-оздоровительное

 

Современный танец

Индивидуальный маршрут предполагает наличие кружков и секций вне лицея. Очень важно о них знать классному руководителю, чтобы ученик не был перегружен.

       Проблема, с которой мы столкнулись при составлении маршрутных листов, была в том, что некоторые дети стали переходить из одной группы в другую. К этому надо относиться спокойно, так как выбор осуществляется не сразу. Это длительный процесс, который формируется не за один день. Поэтому были составлены сначала предварительные маршрутные листы, затем были внесены корректировки.

Участие детей во внеурочной деятельности помогает развивать основные учебные навыки умения учиться, организовывать свою деятельность, взаимодействовать с педагогами и сверстниками, умения ставить перед собой цели и следовать им в учебной и иной деятельности, заботиться о своём здоровье. Всё вышесказанное готовит обучающегося уверенно смотреть в будущее и соответствует характеристикам «портрета» выпускника основной школы. 

заботиться о своём здоровье. Всё вышесказанное готовит обучающегося уверенно смотреть в будущее и соответствует характеристикам «портрета» выпускника основной школы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках введения ФГОС ООО

Разработка внедрения ФГОС по внеурочную работу в среднем звене....

Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС ООО

Слайдовая презентация составленная для районного метеодического объединения....

Организация внеурочной деятельности ребенка в условиях реализации ФГОС

Организация внеурочной деятельности ребенка в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на примере курса "Наглядная геометрия" 5-6 класс...

Нормативные и методические основы и пути решения организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО

В работе  рассматриваются вопросы:·        Нормативные правовые основания организации внеурочной деятельности·        Понятие...

Организация внеурочной деятельности как эффективное условие реализации ФГОС

Внеурочная деятельность более эффективно, чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные, познавательные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие  конкрет...

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

    Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....