Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.
статья по истории (9 класс)

Муль Лидия Владимировна

      Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС».

 

         В статье представлен опыт работы учителя ГБОУ гимназия № 524 Московского района Санкт-Петербурга Муль Л. В. по организации  системы проектной деятельности. Определены факторы, обусловливающие успешность данного вида деятельности, направления работы, типы проектов,  пользующиеся наибольшей популярностью у учащихся на разных ступенях ОО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

Расскажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Дай мне действовать самому — и я научусь.

                                                                                                        Китайская мудрость

                                                       

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

 

         Целью образования в современном мире становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться. Новый стандарт предполагает уменьшение роли классно-урочной системы в школе. В связи с этим, с 1 по 11 класс предусмотрена проектная деятельность,  способствующая развитию и воспитанию личности ребенка, способного к самоидентификации и осмыслению своих ценностных приоритетов. При разработке ФГОС третьего поколения приоритетом образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность не только  последующего обучения, но всего жизненного пути подростка. Одной из главных ценностей жизни в гимназии выступает приобретение способности личности к постоянному пополнению знаний, лежащих в основе целостного восприятия картины современного мира, и к их творческому применению. Процесс освоения ценностных ориентаций может быть представлен как расширяющееся жизненное пространство, в котором становящаяся личность строит определенную траекторию своего движения, сообразуясь с ценностями самопознания, самооценки и саморазвития.  Такими ценностными приоритетами развития в гимназии являются гуманистически-нравственные ценности: творчество, толерантность, ценности человеческого общения и социального взаимодействия, ценностное отношение к себе и другим. Важнейшим фактором развития становится совместная деятельность субъектов образования, направленная на  развитие способностей к смыслотворчеству. Личностный смысл – это особое, пристрастное отношение личности к жизненным ценностям. В процессе такого педагогического взаимодействия происходит развитие, поиск смысла, самореализация как учащихся, так и педагогов гимназии. Проектная деятельность (специфическая форма творчества и универсальное средство развития человека) расширила возможности и учащихся, и преподавателей.  Реализуемый учащимся проект -  это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, т. к. он позволяет проявить себя в группе, паре, индивидуально, самостоятельно выстроить маршрут решения проблемы, продемонстрировать достигнутый результат. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о сформированной и реально  функционирующей системе проектной  деятельности вгимназии. К факторам, обусловливающим успешность проектной, исследовательской деятельности учащихся гимназии,  относятся:

  • разработка и реализация программы внеурочной деятельности (включающая  модель организации внеурочной деятельности, планы организации внеурочной деятельности  младших подростков 5-7 классов и старших подростков 8-9 классы;  систему оценки результатов; основные принципы организации и проведения мониторинга эффективности  внеурочной деятельности ОУ);
  • добровольность выбора темы, типа проекта учащимися;
  • максимальная самостоятельность гимназиста в процессе работы над проектом;
  • компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической работой;
  • информационная открытость (создание страницы по проектной, исследовательской деятельности гимназии на сайте гимназии);
  • публичная защита работы.

         Защита проходит  на гимназическом уровне (ежегодная гимназическая научно-практическая конференция),  на конкурсах и конференциях различного уровня («Сахаровские чтения», «Интеллектуальное  Возрождение», «Молодые ученые 21 века», «Сервантесовские чтения», «Твори, выдумывай, представляй», «Многонациональный Санкт-Петербург», межгимназические конференции, конкурсы исследовательских работ районного и регионального уровня, т. д.).  Немаловажным фактором является уважительное отношение к проектной, исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей и учителей гимназии, осознание гимназистами значимости и полезности этого вида работы.  Престижность исследовательской деятельности во многом определяется публичным представлением результатов работы. Младшие подростки видят презентации исследовательских работ старшеклассников, присутствуют на награждении победителей, знакомятся с работами в школьном архиве. Этим объясняется значительный процент именно исследовательских проектов среди всех остальных типов проектов, выполняемых учащимися не только старшей, но и основной школы.  В подготовке проектов в 2020-2021 учебном году приняли участие более 60% учащихся гимназии. Приоритетные виды проектов учащихся 2-7 классов – творческие, информационные, что соответствует возрастной категории учащихся. Приоритетные виды проектов учащихся 9-11 классов – исследовательские, практико-ориентированные. Традиции, приоритет  исследовательской деятельности в гимназии оказали влияние на формирование запросов учащихся 5-6 х классов (49% учащихся 5-6 классов планирует попробовать свои силы в исследовательской работе в следующем учебном году). Ежегодная гимназическая научно-практическая конференция подвела итоги проектной, исследовательской деятельности в гимназии за прошедший год. НПК, как и раньше, была разбита на два этапа: «малая» конференция и «большая» конференция. В «малой» конференции приняли участие  учащиеся 2 - 7-х классов. Четырехлетний опыт проведения отдельной «малой» конференции показал целесообразность ее сохранения в перспективе.  

Типология представленных на конференции проектов:

-        информационные;

-        практико-ориентированные;

-        исследовательские;

-        творческие.

60% работ учащихся – исследовательские.  Секции были сформированы в основном по межпредметно - циклическому принципу с учетом типа проекта. Были представлены проекты практически по всем учебным дисциплинам. В каждой из 13 секций презентации результатов своей исследовательской работы сделали по 4-5 гимназистов. Качество продукта – высокое, как отмечалось членами жюри конференции. Победителям секций были вручены сборники исследовательских работ гимназистов за прошлый учебный год. Тезисы работ победителей этого года будут, в свою очередь, опубликованы в сборнике ученических исследовательских работ.

              Новым направлением проектной деятельности в гимназии стало оформление сетевых проектов. Нашими учителями созданы уникальные проекты, объединившие детей не только разных классов и параллелей, но и различных школ.         На сайте гимназии создана страница по проектной, исследовательской деятельности гимназии, где обобщен опыт теоретической и практической работы по данному виду деятельности:

- «Положение о проектной деятельности в гимназии»;

В приложениях:

- требования к оформлению проектной работы;

- требования к публичной защите проектной работы;

Памятки для учителя (в приложениях):

- советы учителю, работающему в технологии проектной деятельности;

- рекомендации по подготовке проектной исследовательской работы;

- алгоритм работы над проектом.

К ежегодной научно-практической конференции в гимназии:

- экспертный лист оценки проекта;

- памятка руководителям секций на НПК.

На сайте гимназии выложены:

-  материалы НПК (большой и малой) за два года, в т. ч. расписание и содержание секций конференции;

- материалы, вошедшие в сборник «Из опыта проектной, исследовательской деятельности учащихся гимназии № 524» (за три года);

- материалы семинаров по организации проектной деятельности в гимназии;

- материалы ПДС для учителей гимназии;

- публикуются результаты проектной деятельности (различные продукты проектной деятельности, в т. ч. сетевые проекты учащихся различных возрастных групп).  

      Проектная деятельность в новом формате требует дальнейшего осмысления и доработки, чему будет уделяться внимание при работе в дальнейшей перспективе.

          Муль Л. В. , учитель высшей квалификационной категории ГБОУ гимназия № 524 Московского района, почетный работник ОО РФ, м. т. 8981.795.74.43, lidia.v.kuzmina@gmail.com

                      Список  литературы

  1. Гущина Э. В. «Проектная деятельность в школе: ступень за ступенью», СПб: «Крисмас +», 2010
  2. Колесникова И.А. «Педагогическое проектирование», М.: «Академия», 2007
  3. Лазарев Т. С. «Проектный метод: ошибки в использовании», «Первое сентября»,  № 1, 2011
  4. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», под ред. Полат Е.С.,  М.: «Академия», 2013
  5. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», М.: «АРКТИ», 2015
  6. Пахомова Н.Ю. «Проектное обучение – что это? Из опыта методической работы», «Методист», М.: АПК и ПРО, 2014
  7. Поливанова К. Н. «Проектная деятельность школьников», М.: «Просвещение», 2017 г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность по краеведению как средство развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС

В статье идёт речь об опыте работы в учебно-исследовательской деятельности посредством дополнительного образования, сотрудничестве и партнёрстве школы, семьи, очно-заочной краеведческой школы при КОЦД...

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хо...

Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»

Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...

Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся в рамках реалихации ФГОС ООО...

Статья " Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения".

В данной статье рассматроиваются основные вопросы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО....

Проектная деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС

Цель данной статьи- рассмотреть некоторые виды проектов на уроках русского языка и литературы....