Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.
статья по истории (9 класс)
Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС».
В статье представлен опыт работы учителя ГБОУ гимназия № 524 Московского района Санкт-Петербурга Муль Л. В. по организации системы проектной деятельности. Определены факторы, обусловливающие успешность данного вида деятельности, направления работы, типы проектов, пользующиеся наибольшей популярностью у учащихся на разных ступенях ОО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Расскажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Дай мне действовать самому — и я научусь.
Китайская мудрость
Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.
Целью образования в современном мире становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться. Новый стандарт предполагает уменьшение роли классно-урочной системы в школе. В связи с этим, с 1 по 11 класс предусмотрена проектная деятельность, способствующая развитию и воспитанию личности ребенка, способного к самоидентификации и осмыслению своих ценностных приоритетов. При разработке ФГОС третьего поколения приоритетом образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность не только последующего обучения, но всего жизненного пути подростка. Одной из главных ценностей жизни в гимназии выступает приобретение способности личности к постоянному пополнению знаний, лежащих в основе целостного восприятия картины современного мира, и к их творческому применению. Процесс освоения ценностных ориентаций может быть представлен как расширяющееся жизненное пространство, в котором становящаяся личность строит определенную траекторию своего движения, сообразуясь с ценностями самопознания, самооценки и саморазвития. Такими ценностными приоритетами развития в гимназии являются гуманистически-нравственные ценности: творчество, толерантность, ценности человеческого общения и социального взаимодействия, ценностное отношение к себе и другим. Важнейшим фактором развития становится совместная деятельность субъектов образования, направленная на развитие способностей к смыслотворчеству. Личностный смысл – это особое, пристрастное отношение личности к жизненным ценностям. В процессе такого педагогического взаимодействия происходит развитие, поиск смысла, самореализация как учащихся, так и педагогов гимназии. Проектная деятельность (специфическая форма творчества и универсальное средство развития человека) расширила возможности и учащихся, и преподавателей. Реализуемый учащимся проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, т. к. он позволяет проявить себя в группе, паре, индивидуально, самостоятельно выстроить маршрут решения проблемы, продемонстрировать достигнутый результат. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о сформированной и реально функционирующей системе проектной деятельности вгимназии. К факторам, обусловливающим успешность проектной, исследовательской деятельности учащихся гимназии, относятся:
- разработка и реализация программы внеурочной деятельности (включающая модель организации внеурочной деятельности, планы организации внеурочной деятельности младших подростков 5-7 классов и старших подростков 8-9 классы; систему оценки результатов; основные принципы организации и проведения мониторинга эффективности внеурочной деятельности ОУ);
- добровольность выбора темы, типа проекта учащимися;
- максимальная самостоятельность гимназиста в процессе работы над проектом;
- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической работой;
- информационная открытость (создание страницы по проектной, исследовательской деятельности гимназии на сайте гимназии);
- публичная защита работы.
Защита проходит на гимназическом уровне (ежегодная гимназическая научно-практическая конференция), на конкурсах и конференциях различного уровня («Сахаровские чтения», «Интеллектуальное Возрождение», «Молодые ученые 21 века», «Сервантесовские чтения», «Твори, выдумывай, представляй», «Многонациональный Санкт-Петербург», межгимназические конференции, конкурсы исследовательских работ районного и регионального уровня, т. д.). Немаловажным фактором является уважительное отношение к проектной, исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей и учителей гимназии, осознание гимназистами значимости и полезности этого вида работы. Престижность исследовательской деятельности во многом определяется публичным представлением результатов работы. Младшие подростки видят презентации исследовательских работ старшеклассников, присутствуют на награждении победителей, знакомятся с работами в школьном архиве. Этим объясняется значительный процент именно исследовательских проектов среди всех остальных типов проектов, выполняемых учащимися не только старшей, но и основной школы. В подготовке проектов в 2020-2021 учебном году приняли участие более 60% учащихся гимназии. Приоритетные виды проектов учащихся 2-7 классов – творческие, информационные, что соответствует возрастной категории учащихся. Приоритетные виды проектов учащихся 9-11 классов – исследовательские, практико-ориентированные. Традиции, приоритет исследовательской деятельности в гимназии оказали влияние на формирование запросов учащихся 5-6 х классов (49% учащихся 5-6 классов планирует попробовать свои силы в исследовательской работе в следующем учебном году). Ежегодная гимназическая научно-практическая конференция подвела итоги проектной, исследовательской деятельности в гимназии за прошедший год. НПК, как и раньше, была разбита на два этапа: «малая» конференция и «большая» конференция. В «малой» конференции приняли участие учащиеся 2 - 7-х классов. Четырехлетний опыт проведения отдельной «малой» конференции показал целесообразность ее сохранения в перспективе.
Типология представленных на конференции проектов:
- информационные;
- практико-ориентированные;
- исследовательские;
- творческие.
60% работ учащихся – исследовательские. Секции были сформированы в основном по межпредметно - циклическому принципу с учетом типа проекта. Были представлены проекты практически по всем учебным дисциплинам. В каждой из 13 секций презентации результатов своей исследовательской работы сделали по 4-5 гимназистов. Качество продукта – высокое, как отмечалось членами жюри конференции. Победителям секций были вручены сборники исследовательских работ гимназистов за прошлый учебный год. Тезисы работ победителей этого года будут, в свою очередь, опубликованы в сборнике ученических исследовательских работ.
Новым направлением проектной деятельности в гимназии стало оформление сетевых проектов. Нашими учителями созданы уникальные проекты, объединившие детей не только разных классов и параллелей, но и различных школ. На сайте гимназии создана страница по проектной, исследовательской деятельности гимназии, где обобщен опыт теоретической и практической работы по данному виду деятельности:
- «Положение о проектной деятельности в гимназии»;
В приложениях:
- требования к оформлению проектной работы;
- требования к публичной защите проектной работы;
Памятки для учителя (в приложениях):
- советы учителю, работающему в технологии проектной деятельности;
- рекомендации по подготовке проектной исследовательской работы;
- алгоритм работы над проектом.
К ежегодной научно-практической конференции в гимназии:
- экспертный лист оценки проекта;
- памятка руководителям секций на НПК.
На сайте гимназии выложены:
- материалы НПК (большой и малой) за два года, в т. ч. расписание и содержание секций конференции;
- материалы, вошедшие в сборник «Из опыта проектной, исследовательской деятельности учащихся гимназии № 524» (за три года);
- материалы семинаров по организации проектной деятельности в гимназии;
- материалы ПДС для учителей гимназии;
- публикуются результаты проектной деятельности (различные продукты проектной деятельности, в т. ч. сетевые проекты учащихся различных возрастных групп).
Проектная деятельность в новом формате требует дальнейшего осмысления и доработки, чему будет уделяться внимание при работе в дальнейшей перспективе.
Муль Л. В. , учитель высшей квалификационной категории ГБОУ гимназия № 524 Московского района, почетный работник ОО РФ, м. т. 8981.795.74.43, lidia.v.kuzmina@gmail.com
Список литературы
- Гущина Э. В. «Проектная деятельность в школе: ступень за ступенью», СПб: «Крисмас +», 2010
- Колесникова И.А. «Педагогическое проектирование», М.: «Академия», 2007
- Лазарев Т. С. «Проектный метод: ошибки в использовании», «Первое сентября», № 1, 2011
- «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», под ред. Полат Е.С., М.: «Академия», 2013
- Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», М.: «АРКТИ», 2015
- Пахомова Н.Ю. «Проектное обучение – что это? Из опыта методической работы», «Методист», М.: АПК и ПРО, 2014
- Поливанова К. Н. «Проектная деятельность школьников», М.: «Просвещение», 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская деятельность по краеведению как средство развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС
В статье идёт речь об опыте работы в учебно-исследовательской деятельности посредством дополнительного образования, сотрудничестве и партнёрстве школы, семьи, очно-заочной краеведческой школы при КОЦД...
Рабочая программа учебного предмета «Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения».
5 – 6 класс, базовый уровень...
Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС
Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хо...
Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»
Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...
Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО
Организация проектной деятельности учащихся в рамках реалихации ФГОС ООО...
Статья " Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения".
В данной статье рассматроиваются основные вопросы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО....
Проектная деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС
Цель данной статьи- рассмотреть некоторые виды проектов на уроках русского языка и литературы....