Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 26.02.03 Судовождение (углублённая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2010года № 680.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ogse.01_osnovy_filosofii.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной профессиональной образовательной программе
по специальности среднего профессионального образования
26.02.03 Судовождение (углублённая подготовка)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Тюмень, 2014 г.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии гуманитарных и естественно-научных дисциплин Протокол №__от «___»____20__г. Председатель ЦК___________Т.В. Захарова | Заместитель директора по УР ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта» _____________ О.П. Телина |
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 26.02.03 Судовождение (углублённая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2010года № 680.
Организация-разработчик:
ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта»
Разработчик:
Петрова А.И., преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта»
Рецензенты:
Белоконь А.В., преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта»;
Михеева Л.В., зав. ЦК общественных и социально - экономических дисциплин ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 4 |
| 6 |
| 7 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности СПО 26.02.03. Судовождение, входящей в укрупненную группу специальностей 180000 Морская техника.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ.01. Основы философии входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл обязательной части циклов ОПОП.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины: дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре, понятие об исторических типах философии, концепциях и направлениях философской мысли, воспитывать культуру разумного мышления.
Задачи дисциплины:
- ознакомить студентов с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;
- дать студентам знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- условия формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -48 часов;
самостоятельной работы обучающегося -24 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия (семинары) | 12 |
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) - заполнение таблицы - составление тематического глоссария - составление кроссворда | 24 6 16 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | 1. | Философия, ее смысл, функции и роль в обществе | 2 | 1 |
Тема 1. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени | Содержание учебного материала | 14/10 | ||
1. | Античная философия | 2 | 2 | |
2. | Философия Средних веков | 2 | 2 | |
3. | Философия Нового времени | 2 | 2 | |
4. | Постклассическая философия второй половины XIX начала XX века | 2 | 2 | |
5. | Русская философия XIX - XX веков | 2 | 2 | |
6. | Практическая работа № 1. Семинар по теме «Русская философия XIX- начала XX веков» | 2 | 2 | |
7. | Философия Новейшего времени | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся № 1:
Самостоятельная работа обучающихся № 2: 2) Составление глоссария к разделу «Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени» | 6 4 | |||
Тема 2. Человек – сознание - познание | Содержание учебного материала | 14/6 | ||
1. | Основные проблемы философской антропологии | 2 | 2 | |
2. | Фундаментальные характеристики человека | 2 | 2 | |
3. | Основополагающие категории человеческого бытия | 2 | 2 | |
4. | Практическая работа № 2. Семинар по теме «Человек как главная философская проблема» | 2 | 2 | |
5. | Проблема сознания | 2 | 2 | |
6. | Учение о познании | 2 | 2 | |
7. | Практическая работа № 3. Семинар по теме «Познание, его сущность и структура» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся № 3:
Самостоятельная работа обучающихся № 4: 2) Составление кроссворда по теме «Сознание» | 4 2 | |||
Тема 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) | Содержание учебного материала | 8/4 | ||
1. | Философия и научная картина мира | 2 | 2 | |
2. | Философия и религия | 2 | 2 | |
3. | Философия и искусство | 2 | 2 | |
4. | Практическая работа № 4. Семинар по теме «Ценность как способ освоения мира человеком» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся № 5:
| 4 | |||
Тема 4. Социальная жизнь | Содержание учебного материала | 8/4 | ||
1. | Философия и история | 2 | 2 | |
2. | Философия и культура | 2 | 2 | |
3. | Философия глобализации и глобальных проблем современности | 2 | 2 | |
4. | Практическая работа № 5. Семинар по теме «Будущее человечества. Социальные проблемы информационной цивилизации» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся № 6:
| 4 | |||
Дифференцированный зачет | 2 | 2 | ||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрено) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)(если предусмотрено) | - | |||
Всего: | 72 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся - 30;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
- Горелов, А.А. Основы философии [Текст]: Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений /А.А. Горелов. - М.: ОИЦ.- Академия.- 2011.- 256 с.
Дополнительная литература:
- Губин В.Д. Основы философии [Текст]: Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений /В.Д. Губин. - М.: ТОН.- 2008.-274с.
- Гуревич П.С. Основы философии [Текст]: Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений/ П.С. Гуревич. – М.: ООО УИЦ Гардарики.- 2009.- 438 с.
- Ерина, Е.Б. Основы философии [Текст]: карманное учебное пособие. / Е.Б. Ерина – 2-е изд. М.: ИД Риор.- 201.-, 90 с.
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/ Лекции по философии истории (Гегель)
http://kursoviki.spb.ru/lekcii/lekcii_filosofy.php Лекции по философии. Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа. Декарт, Спиноза, Лейбниц и т.д.
http://filosfak.ru/category/lekz/ Философский факультет МГУ Видео-лекции по философии.
www.philgazeta.ru - Российская философская газета
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать: - основные категории и понятия философии; | Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы № 1, дифференцированный зачет |
- роль философии в жизни человека и общества; | Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы № 2, дифференцированный зачет |
- основы философского учения о бытии; | Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы № 3, дифференцированный зачет |
- сущность процесса познания; | Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы № 3, дифференцированный зачет |
- основы научной, философской и религиозной картин мира; | Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы № 4, дифференцированный зачет |
- условия формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; | Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы № 5, дифференцированный зачет |
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы № 6, дифференцированный зачет |
Уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | Выполнение практических работ № 1-5, дифференцированный зачет |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся развитие общих компетенций
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - демонстрация интереса к будущей профессии | Экспертное наблюдение на уроках при выполнении учебных заданий |
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - выбор и применение безопасных методов и способов решения профессиональных задач - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач | Экспертное наблюдение на уроках при выполнении учебных заданий, самоконтроль, тестирование, собеседование, внеаудиторная самостоятельная деятельность |
ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Экспертное наблюдение и оценка на уроках; тестирование. |
ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личностного развития | -эффективный поиск необходимой информации; - получение информации из различных источников, включая электронные | Экспертное наблюдение на уроках при выполнении учебных заданий, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - демонстрация навыков использования ИКТ в профессиональной деятельности. | Экспертное наблюдение и оценка на учебных занятиях, во время выполнения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы |
ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - взаимодействие обучающихся и преподавателей в процессе обучения. | Экспертное наблюдение за применением способов бесконфликтного общения и саморегуляции в процессе организации устного опроса, самостоятельной деятельности. |
ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий | - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения задания | Экспертное наблюдение и оценка на учебных занятиях, в ходе выполнения самостоятельной деятельности |
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - организация самостоятельных занятий при изучении дисциплины; -планирование обучающимся повышения личностного и профессионального уровня | Экспертное наблюдение и оценка организации самостоятельных занятий при изучении дисциплины |
ОК9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности | Экспертное наблюдение и оценка на учебных занятиях, в ходе выполнения аудиторной самостоятельной работы |
ОК 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке | -демонстрация навыков владения письменной и устной речью на русском и иностранном (английском) языке | Текущих контроль знаний в форме устного опроса и контрольных работ |
ОК11.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний | - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности | Экспертное наблюдение и оценка на учебных занятиях, в ходе выполнения аудиторной самостоятельной работы |
Эксперты:
ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта» И.П. Пивнева
зам.директора по
научно-методической работе
ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж» Л.В. Михеева
зав. ЦК общественных и социально
-экономических дисциплин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам философии
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии» 1.1. Область применения программы. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образо...
Рабочая программа кружка "Основы философии"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа кружка «Основы философии» для 10, 11 классов составлена на основе Примерной программы по обществознанию: Федеральный компон...
Рабочая программа по Основам философии
Рабочая программа...
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"...
Рабочая программа по Основам философии
Рабочая программа по Основам философии...
ОГСЭ.04 Физическая культура. Индикаторы оценки. Приложение к рабочей программе ОГСЭ.04 Физическая культура специальность: 31.02.01 Лечебное дело Форма обучения: очная 1 курс 1 семестр – 4 курс 8 семестр.2021г.
Приложение к рабочей программе ОГСЭ.04 Физическая культура специальность: 31.02.01 Лечебное дело Форма обучения: очная 1 курс 1 семестр – 4 курс 8 семестр включает себя оценочные листы (чек...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОГСЭ. 03 Иностранный язык (Английский) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для специальности технического профиля 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению...