Рабочая программа по Основам философии
рабочая программа на тему
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_osnovam_filosofii_dlya_spetsialnosti_sestrinskoe_delo.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Сызранский медико-гуманитарный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Сызрань, 2013 г.
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК ОГСЭМЕД Протокол № ____ от «___»________г. Председатель ЦМК _________________ /Т.А. Назарова/ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________________ /Н.А. Шигина/ |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело.
Разработчик:
Студеникин Ю.Е. преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 5
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060501 Лечебное дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающихся 72 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 48 часов;
самостоятельной работы обучающихся 24 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа (подготовка реферата, эссе, сообщений, оформление таблиц, поиск дополнительного материала по теме) | 24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Предмет философии и её история | 36 | ||
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Теоретические занятия: 1.Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. 2.Предмет и определение философии. | |||
Самостоятельная работа: Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность», «логос», «миф». | 2 | ||
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия | Содержание учебного материала | 8 | 2,3 |
Теоретические занятия: 1.Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). 2.Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. 3.Философия Древнего Рима. 4.Средневековая философия: патристика и схоластика | |||
Практические занятия: Врачи - философы античности и средневековья (Гиппократ, Аристотель, Эмпедокл, Авиценна) | 2 | ||
Самостоятельная работа: работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Работа с философским словарём | 2 | ||
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени | Содержание учебного материала | 6 | 2,3 |
Теоретические занятия: 1.Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. 2.Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. | |||
Практические занятия: Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени | 2 | ||
Самостоятельная работа: Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений Работа с философским словарём | 2 | ||
Тема 1.4. Современная философия | Содержание учебного материала | 6 | 2,3 |
Теоретические занятия: 1.Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. 2.Особенности русской философии. Русская идея. | |||
Самостоятельная работа: Работа с текстами Э. Фромма «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея» Основные направления философии ХХ в. «Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с философским словарем. | 4 | ||
Раздел 2. Структура и основные направления философии | 36 | ||
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение | Содержание учебного материала | 4 | 2,3 |
Теоретические занятия: 1.Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). 2.Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления | |||
Самостоятельная работа: Философская система нашего времени: основные черты | 4 | ||
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания | Содержание учебного материала | 4 | 2,3 |
Теоретические занятия: 1.Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. 2.Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. | |||
Самостоятельная работа: выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира» Работа с философским словарем Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин. | 2 | ||
Тема 2.3. Этика и социальная философия | Содержание учебного материала | 4 | 2,3 |
Теоретические занятия: 1.Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. 2.Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности. | |||
Практические занятия: Проблемы медицинской этики. Деонтология. | 2 | ||
Самостоятельная работа: Работа с текстами Сенеки «Нравственные письма к Лукрецию» Работа с философским словарём — этика, деонтология, добродетель. | 4 | ||
Тема 2.4.Место философии в духовной культуре и её значение | Содержание учебного материала | 4 | 2,3 |
Теоретические занятия: 1.Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. 2.Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. | |||
Практические занятия: Философия и медицина. Философские взгляды на медицину. Современные теории философии медицины. | 4 | ||
Самостоятельная работа: «Философия и смысл жизни» | 2 | ||
Дифференцированный зачёт | 2 | ||
Всего: | 72 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета философии, или кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с (с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.
Дополнительные источники:
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2008. – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.
6. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343
7. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.
8. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.alleg.ru/edu/philos1.htm
http://ru.wikipedia.org
http://www.diplom-inet.ru/resursfilos
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с оригинальными текстами; - практические задания по соответствующим темам. Методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся на практических занятиях -накопительная оценка; итоговая аттестация -дифференцированный зачёт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...
Рабочая программа по Основам философии
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии» 1.1. Область применения программы. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образо...
Рабочая Программа "История русской философии"
Программа История русской философии.Учебный курс профильной подготовки для учащихся 8- 9 классов17 часов...
Рабочая программа кружка "Основы философии"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа кружка «Основы философии» для 10, 11 классов составлена на основе Примерной программы по обществознанию: Федеральный компон...
Рабочая программа по Основам философии
Рабочая программа по Основам философии...