Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии
рабочая программа (11 класс)
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021_rp_po_filosofii_to_i_remont_50_ch.doc | 303 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Утверждаю:
___________________Малыхина Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОГСЭ 01 «Основы философии»
по специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
2020 г.
Одобрена и рекомендована Предметной (цикловой) комиссией _социально-гуманитарного профиля Протокол № __от «____» 2020 г. Председатель предметной (цикловой) комиссии____________________ | Согласовано: Зам. директора по УР _____________ Засова Е.С. |
Организация-разработчик: ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Составитель: Козмерюк Вероника Юрьевна преподаватель истории, высшая квалификационная категория ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Рецензент: Е.И. Кенарь, зам, директора по НМР ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и примерной программы, в соответствии с учебными планами образовательного учреждения
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17 |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Основы философии» обучающийся должен уметь:
— Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
- В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции:
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 73 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 50 часов; самостоятельная работа обучающегося 23 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 73 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 23 |
в том числе: | |
Составление глоссария по темам | 3 |
Составление синхронических таблиц | 3 |
Решение тематических кроссвордов | 1 |
Подготовка презентаций, написание эссе | 6 |
Работа с текстом | 1 |
Реферат | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
№ учебного занятия | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени. | 25 | ||
1 | Введение. Понятие философии. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление опорного конспекта | |||
Контроль: Проверка правильности составления конспекта | |||
2 | Основной вопрос философии. Основные формы мировоззрения. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Заполнить таблицу | |||
Контроль: Проверка таблицы | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Эссе – рассуждение « Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от умного, знающего?» Ссылками на мнение философов обосновать свой ответ | 1 | ||
Тема. 1.1 Философия античного мира и Средних веков. | 4 | ||
3 | Философия Древнего Востока. Философия Древнего Востока. Общая характеристика и становление индийской и китайской философии. Основные национальные философские учения Китая; проблема человека в философии Китая. Объяснение китайской мифологией и философией окружающего мира и человека. Онтология и гносеология древнеиндийской философии. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление тезисов ответа | |||
Контроль: Проверка тезисов ответа | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Составить глоссарий по теме: « Философия Древнего Востока», | 1 | ||
4 | Древнегреческая философия: периодизация и основные черты. Основные представители (Фалес, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики и скептики). | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление синхронической таблицы | |||
Контроль: Проверка правильности составления таблицы | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Составить синхроническую таблицу по теме: «Основные периоды греческой философии», Работа с текстом Диогена «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». «Основные периоды греческой философии» | 2 | ||
5 | Философия Средних веков. Философия Средних веков. Теоцентризм средневековой философии. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Заполнение таблицы | |||
Контроль: Проверка правильности составления таблицы | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Составить глоссарий по теме: « Философия Средних веков». | 1 | ||
6 | Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Характерные черты и основные направления философии эпохи Возрождения. Понятие «философия эпохи Возрождения». Предпосылки и характерные черты философии эпохи Возрождения (ренессанс) (XIV—XVII вв.). Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Философские взгляды Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея, Николая Кузанского. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения. Основные идеи философии. Н. Кузанского. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление опорного конспекта | |||
Контроль: Проверка правильности составления конспекта | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Составить тезисы по теме: «Основные идеи философии. Н. Кузанского» | 2 | ||
Тема. 1.2 Философия Нового и Новейшего времени | 10 | ||
7 | Философия Нового времени. Особенности философии Нового времени. Характерные черты и основные направления философии эпохи Нового времени. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Заполнение таблицы | |||
Контроль: Проверка правильности составления таблицы | |||
8 | Рационалисты Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г.Лейбниц и сенсуалисты (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Дж. Локк). Особенности учений. Общее и различие. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление синхронической таблицы | |||
Контроль: Проверка правильности составления таблицы | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Составить сравнительную таблицу «Общее и различие рационалистов и сенсуалистов» | 1 | ||
9 | Философия Д.Беркли и Д.Юма. Особенности учений. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление опорного конспекта | |||
Контроль: Проверка правильности составления конспекта | |||
10 | Философия французского Просвещения. Общая характеристика французской философии XVIII века. Направления философии французского Просвещения: деистическое, атеистическо-материалистическое, утопическо-социалистическое (коммунистическое). Значение французской философии. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление опорного конспекта | |||
Контроль: Проверка правильности составления конспекта | |||
11 | Немецкая классическая философия. И. Кант. Трансцендентальная философия И. Канта. «Критика чистого разума». Основы метафизики нравственности. «Критика практического разума». Система обоснования философии. «Критика способности суждения» И. Канта. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление опорного конспекта | |||
Контроль: Проверка правильности составления конспекта | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Философия И. Канта», Составление глоссария: идеализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, позитивизм, сенсуализм, гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия, рационализм, «категорический императив», «диалектика» | 3 | ||
12 | Соотношение системы и методов философии Г. Гегеля. Соотношение системы и методов философии Г. Гегеля. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление плана ответа по материалу | |||
Контроль: Устный опрос | |||
13 | Фихте и Шеллинг: поиск новых основополагающих принципов немецкого идеализма. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составить сравнительную таблицу | |||
Контроль: Проверка таблицы | |||
14 | Немецкий материализм, диалектика (Фейербах, К. Маркс). Философская концепция К. Маркса и её исторические судьбы в России. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Работа с текстом | |||
Контроль: Устный опрос | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Немецкий материализм К.Маркса» | 2 | ||
15 | Постклассическая философия второй половины 19- начала 20 века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор). Основные идеи постклассической философии А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, С.Кьеркегор. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составить сравнительную таблицу | |||
Контроль: Проверка таблицы | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Составить кроссворд по теме: « Пост классическая философия (Шопенгауэр, Ницше). | 1 | ||
16 | Философия Нового и Новейшего времени. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Ответить на вопросы контрольного теста | |||
Контроль: Контрольный тест | |||
Тема 1.3 Основные направления развития русской философии | 7 | ||
17 | Особенности развития русской философии. Общая характеристика русской философии Понятие «русская философия». Особенности русской философии. Основные этапы русской философии. Основы предмета русской философии. Значение русской философии. Становление русской философии. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси. Русская философия XIII - XVII вв. Русская философия XVIII в. «Слово о Законе и Благодати». Идея «третьего Рима». | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Ответить на контрольные вопросы | |||
Контроль: Устный опрос | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Составить синхроническую таблицу: « Основные направления русской философии XIX века». | 1 | ||
18 | Философия истории. Россия и Европа. Философы о проблеме философии истории. Основные направления русской философии XIX века: декабристская философия; философия западников и славянофилов; философия Чаадаева. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составить сравнительную таблицу | |||
Контроль: Проверка таблицы | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Эссе по теме: «Умом Россию не понять…» | 2 | ||
19 | Социальная тема русской философской мысли XIX века. Консервативная религиозная и монархическая философия; философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого; революционно-демократическая философия; либеральная философия. Тема «метафизики любви» в русской религиозной мысли. Особенности русской религиозной мысли. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление плана ответа по материалу | |||
Контроль: Устный опрос | |||
20 | Особенности русской философии XX века. Основополагающие черты современной русской философии. Основные направления русской философии ХХ в.: философия «золотого века» (религиозная философия, космизм); естественно-научная философия; советская философия; философия русского зарубежья. «Русский космизм», как философское направление. Философия Вернадского, Н.Федорова. Философия Н.Бердяева. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление опорного конспекта | |||
Контроль: Проверка правильности составления конспекта | |||
21 | Философия В.Соловьева, К.Леонтьева, В.В.Розанова. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составить таблицу | |||
Контроль: Проверка таблицы | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с текстом В.С.Соловьева «Русская душа» | 2 | 2 | |
22 | Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях, проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы в форме дифференцированного зачета. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Контрольный тест | |||
Контроль: Тест | |||
Раздел 2. Структура и основные направления философии | 25 | ||
Тема 2.1 Методы философии и ее внутреннее строение | 6 | ||
23 | Основные этапы и закономерности развития философии. Этапы становления и развития философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Философские картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). Методы философии. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление сравнительной характеристики этапов. | |||
Контроль: Проверка составления сравнительной характеристики этапов | |||
24 | Методы философии. Характеристика основных методов философии. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы:. Конспект темы | |||
Контроль: Проверка конспекта | |||
25 | 1 | 2 | |
Методы философии. Характеристика основных методов философии. | |||
Самостоятельная работа при изучении темы: Конспект темы | |||
Контроль: Тест | |||
26 | Строение философии и ее основные направления. Разделы и направления философии. Онтология. Гносеология. Диалектика. Аксиология. Натурфилософия. Антропология. Этика. Эстетика. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление глоссария | |||
Контроль: Проверка итогов составления глоссария | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Написание реферата (индивидуальная тема). Создание презентации по теме реферата | 2 | ||
27 | Строение философии и ее основные направления. Аксиология. Натурфилософия. Антропология. Этика. Эстетика. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление глоссария | |||
Контроль: Проверка итогов составления глоссария | |||
28 | Строение философии и ее основные направления Аксиология. Натурфилософия. Антропология. Этика. Эстетика. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление опорного конспекта | |||
Контроль: Проверка правильности составления конспекта | |||
Тема 2.2 Учение о бытии и теория познания | 5 | ||
29 | Онтология – учение о бытии. Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление тезисов ответа | |||
Контроль: Проверка тезисов ответа | |||
30 | Сущность бытия и его формы. Формы бытия. Экономическое бытие общества. Социальное бытие общества. Экологическое бытие общества. Духовное бытие человека. Условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление тезисов ответа | |||
Контроль. Проверка тезисов ответа | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Написание эссе: Свобода и ответственность личности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды. | 1 | 2 | |
31 | Гносеология – учение о познании. Гносеология – учение о познании. Гностицизм. Агностицизм. Соотношение абсолютной и относительной истины. Наука как форма познания. Методология научного познания. Наука как непосредственная производительная сила общества. Взаимодействие науки и производства на современном этапе. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Работа над текстом с пропущенными терминами | |||
Контроль: Оценивание результатов работы над текстом с пропущенными терминами | |||
32 | Диалектика. Диалектика – теория развития всего сущего. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Аналитическая обработка текста | |||
Контроль: Проверка итогов процесса аналитической обработки текста | |||
33 | Законы диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составить схему | |||
Контроль: Проверка схемы | |||
Тема 2.3 Этика и социальная философия | 3 | ||
34 | Проблема человека, личности в философии. Понятие «Социальная философия». Общественная природа человека. Потребности человека. Социальные нормы. Деятельность человека. Воспитание личности. Жизненная позиция человека. Смысл жизни. Основополагающие категории человеческого бытия. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление синхронической таблицы «Бытие человека с разных точек зрения» | |||
Контроль: Проверка правильности составления таблицы | |||
35 | Этика. Понятие «Этика». Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Этика бизнеса. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление эссе по выбранной теме | |||
Контроль: Проверка эссе | |||
Тема. 2.4 Проблема материи и сознания в философии | 4 | ||
36 | Понятие материи. Основные формы материи. Проблема материальности в истории философской мысли. Объективность и реальность как свойства материальных объектов. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление опорного конспекта | |||
Контроль: Проверка правильности составления конспекта | |||
37 | Проблема движения и покоя в философии. Движение и покой как всеобщие состояния объектов. Пространство и время как философские категории, их общие и специфические черты. Философская проблема «вечности бытия». Современные концепции пространства и времени, их общенаучное и философское обоснование. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление опорного конспекта | |||
Контроль: Проверка правильности составления конспекта | |||
38 | Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознания, самосознание, сознание как поток переживаний (душа). Идеально-духовные начала бытия. Проблема «идеальности мира». Философская категория сознания. Современные общенаучные представления о сознании. Понятие бессознательного. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составить конспект темы | |||
Контроль: Проверка конспекта | |||
39 | Основные идеи психоанализа З. Фрейда. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Теория архетипов К. Юнга. Общее понятие, основные подходы, происхождение, свойства сознания. Теория отражения. Психоанализ Зигмунда Фрейда. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Аналитическая обработка текста | |||
Контроль: Проверка задания | |||
РАЗДЕЛ 3 Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) | 6 | ||
Тема. 3.1 Философия и искусство | 3 | ||
40 | Место философии в духовной культуре. Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Работа над текстом с пропущенными терминами | |||
Контроль: Оценивание результатов работы над текстом с пропущенными терминами | |||
41 | Теории происхождения культур. Культура и культ. Человек и культура. Культура и цивилизация. Типы культур: массовая, элитарная, контркультура и т.д. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составить таблицу | |||
Контроль: Проверка таблицы | |||
42 | Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Эссе по теме : «Кризис современного искусства» | |||
Контроль: Проверка эссе | |||
Тема 3.2.Философия и наука | 1 | ||
43 | Понятие и роль науки. Объективный мир и его картина. Основные категории научной картины мира: материя, пространство, время, движение, число, свет, ритм и их интерпретация в различные исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной. Философские представления о месте человека в космосе. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Конспект темы | |||
Контроль: Проверка конспекта | |||
Тема. 3.3 Философия и религия | 2 | ||
44 | Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Религия о смысл человеческого существования. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Написание эссе по теме: «Божественные представления о смысле человеческого существования» | |||
Контроль: Проверка эссе | |||
45 | Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями. Кризис религиозного мировоззрения. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Ответить на контрольные вопросы | |||
Контроль: Фронтальный опрос | |||
РАЗДЕЛ.4 Социальная жизнь | 6 | ||
Тема. 4.1 Философия и история | 2 | ||
46 | Философия истории. Подходы к истории. Формационный подход К. Маркса и Ф. Энгельса. Цивилизационный подход Арнольда Тойнби. Культурологический подход Освальда Шпенглера. Позитивистский подход Огюста Конта. Футурология. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление таблицы | |||
Контроль: Проверка таблицы | |||
47 | Философские концепции исторического развития: концепция однолинейного прогрессивного развития, концепция многолинейного развития, циклическое развитие. Русская философия об историческом развитии России. Западники и славянофилы. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составить сравнительную таблицу | |||
Контроль: Проверка таблицы | |||
Тема.4.2 Человек перед лицом глобальных проблем | 3 | ||
48 | Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества Роль философии в современном мире. Будущее философии. Философия и глобальные проблемы современности. Необходимость планетарного сознания. Будущее как философская проблема. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление плана ответа по изученному материалу. | |||
Контроль: Проверка плана ответа по теме | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Написание эссе: «Роль философии в жизни человека и общества» | 1 | 2 | |
49-50 | Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях, проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы | 2 | 3 |
Итого | 73 | ||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины «Основы философии» осуществляется в учебном кабинете социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие столы и стулья для студентов;
- рабочий стол и офисное кресло;
- шкаф для размещения и хранения учебно-наглядных пособий, дидактической литературы;
- стол для мультимедийной аппаратуры;
- доска ученическая.
Технические средства обучения:
- компьютер на базе Intel Pentium 4524 3066-1;
- мультимедиа проектор (NEC VT 49-1);
- мультимедиа экран;
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированной по компонентам.
Дидактический материал:
Пакет контроля для организации мониторинга индивидуальных достижений обучающегося:
- Вопросники для проведения фронтальных опросов.
- Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
- Методические указания по выполнению практических работ.
- Курс лекций с материалами для самостоятельного изучения.
- Тематические кроссворды.
Техническая документация:
Требования к пожарной безопасности в кабинете.
3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с (с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 288 с. (Профессиональное образование).
Дополнительные источники:
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2008. – 172 с.
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.
6. Саврушева М. Философия бизнеса: Учебное пособие / автор-составитель М.И. Саврушева – Омск: Вариант – Омск, 2013.
Дополнительные оригинальные тексты
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.– М.: Мысль. 1986. – 574 с.10
2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.
3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
Интернет-ресурсы
- www.alleg.ru/edu/philos1.htm
- ru.wikipedia.org/wiki/Философия
- www.diplom-inet.ru/resursfilos
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного и письменного опроса, зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формируемые общеучебные и общие компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | ||
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; | ОК 1 – ОК 9 | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с оригинальными текстами; – подготовка и защита заданий внеаудиторной самостоятельной работы; - тестовые задания по соответствующим темам. Методы оценки результатов обучения: – наблюдение; - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – накопительная оценка. |
знать/понимать: | ||
- основные категории и понятия философии; | ОК 1 – ОК 9 | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с оригинальными текстами; – подготовка и защита заданий внеаудиторной самостоятельной работы; - тестовые задания по соответствующим темам. Методы оценки результатов обучения: – наблюдение; - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – накопительная оценка. |
- роль философии в жизни человека и общества; | ОК 1 – ОК 9 | |
- основы философского учения о бытии; | ОК 1 – ОК 9 | |
- сущность процесса познания; | ОК 1 – ОК 9 | |
- основы научной, философской и религиозной картин мира; | ОК 1 – ОК 9 | |
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; | ОК 1 – ОК 9 | |
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | ОК 1 – ОК 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам философии
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии» 1.1. Область применения программы. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образо...
Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального...
Рабочая программа кружка "Основы философии"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа кружка «Основы философии» для 10, 11 классов составлена на основе Примерной программы по обществознанию: Федеральный компон...
Рабочая программа по Основам философии
Рабочая программа...
Рабочая программа по Основам философии
Рабочая программа по Основам философии...
ОГСЭ.04 Физическая культура. Индикаторы оценки. Приложение к рабочей программе ОГСЭ.04 Физическая культура специальность: 31.02.01 Лечебное дело Форма обучения: очная 1 курс 1 семестр – 4 курс 8 семестр.2021г.
Приложение к рабочей программе ОГСЭ.04 Физическая культура специальность: 31.02.01 Лечебное дело Форма обучения: очная 1 курс 1 семестр – 4 курс 8 семестр включает себя оценочные листы (чек...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОГСЭ. 03 Иностранный язык (Английский) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для специальности технического профиля 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению...