Статья. Методические особенности задач с параметрами
статья на тему
Одними из наиболее сложных задач для учащихся в курсе математики - это задачи с параметрами, так как требуют от них умения рассуждать логически и анализировать полученные решения. С одной стороны, для выполнения этих задач не требуется знаний сверх школьной программы, но, с другой стороны, необходимо глубокое понимание всех разделов элементарной математики.
Это, вообще говоря, очевидно, так как большинство учащихся не могут свободно выполнять задания с параметрами. Хочется отметить , что в последнее время задачи с параметрами стали встречаться в программе по математике средней общеобразовательной школы , но в основном не упоминаются в явном виде , отводится очень мало времени на их изучение .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravneniya_s_parametrami.docx | 131.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические особенности задач с параметрами .
Одними из наиболее сложных задач для учащихся в курсе математики - это задачи с параметрами, так как требуют от них умения рассуждать логически и анализировать полученные решения. С одной стороны, для выполнения этих задач не требуется знаний сверх школьной программы, но, с другой стороны, необходимо глубокое понимание всех разделов элементарной математики.
Это, вообще говоря, очевидно, так как большинство учащихся не могут свободно выполнять задания с параметрами. Хочется отметить , что в последнее время задачи с параметрами стали встречаться в программе по математике средней общеобразовательной школы , но в основном не упоминаются в явном виде , отводится очень мало времени на их изучение . Чаще всего это разбирается обзорно в разделе « Для тех кто хочет знать больше». Задачи с параметрами частично освещается в рамках школьного курса математики. Достаточно вспомнить школьные уравнения: ; ; ; ctg=, в которых есть не что иное, как параметры.
Задачам с параметрами учителям математики следовало бы уделять больше внимания на уроках или в рамках работы с учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению предмета. Данные задачи представляют чисто математический интерес, способствуют интеллектуальному развитию учащихся, служат хорошим материалом для отработки навыков. Хотя, то же самое можно сказать о многих темах. Выясним, в чем же состоит основная методическая особенность уравнений с параметрами?
В самом начале знакомства с параметрами у учеников возникает некий психологический барьер, который обусловлен противоречивыми характеристиками параметра.
С одной стороны, параметр в уравнение следует считать величиной известной, а с другой – конкретное значение параметра неизвестно. С одной стороны, параметр является величиной постоянной, а с другой – он может принимать разные значения. Получается, что параметр в уравнении – это неизвестная известная, переменная постоянная величина. Этот «каламбур» очень точно отражает существо тех сложностей, которые нужно преодолеть ученикам.
Представляется целесообразным начинать изучение уравнений с параметром с решения простых уравнений без ветвлений.
Например: ответ: при
ответ: при
ответ: при
; ответ: при
при
Подобные уравнения помогают учащимся привыкнуть к параметру, к необычной форме ответов при значении уравнений. Замечу, что даже такие, казалось бы, совершенно элементарные уравнения часто требуют от учителя подробных комментариев и терпеливых объяснений.
В качестве второго шага на пути изучения уравнений с параметром следует выделить решение простейших уравнений с небольшим числом легко угадываемых ветвлений. Приведу пример таких уравнений:
- . Ответ: при ,
При корней нет.
Чтобы из-за скобок и знаков запись ответа не показалась устрашающей, его можно записать так: «при корней нет». Это пожалуй тот случай, когда методико-математическая уловка может иметь значительный психологический вес.
- Ответ: при корней нет
любое число из множества R.
- . Ответ: при
при корней нет
- Ответ: при
при
при
Решение: Если , т.е. , то
или после сокращения
При уравнение принимает вид т.е не имеет корней.
При исходное уравнение принимает вид , т.е. любое действительное число является его корнем.
Ответ: при
при корней нет
при – любое действительное число.
Несложные уравнения с параметром, при решении которых требуется дополнительная проверка, связанная с ограничением их области определения, составляют следующий шаг в изучение уравнений с параметром.
Пример:
6)
Решение. Очевидно, что . Умножив обе части уравнения на
получим , или Затем проверим, нет ли таких значений параметра , при которых найденное значение было бы равно числу 2, т.е. решим уравнение относительно . Получим, что при , но число 2 не входит в область определения исходного уравнения, следовательно, не может быть его корнем.
Ответ: при корней нет
при 0 ,
7)
Решение. Очевидно, . Приведя исходное уравнение к виду , заметим, что уравнение не имеет корней, а при получаем . Осталось проверить, нет ли таких значений параметра при которых найденное значение равно -1, т.е. нужно решить уравнение относительно .
Поскольку последнее уравнение не имеет корней, других вариантов, кроме как рассмотренных выше, не имеется.
Ответ: при
при корней нет.
8)
Решение. Очевидно, . При условии, что исходное уравнение можно упростить:
После преобразований получаем уравнение , которое при не имеет корней, а при . Теперь проверим, нет ли таких значений параметра «», при которых найденное значение было бы равно -3 или 2. Для этого значения относительно уравнения: и
Корень первого уравнения -0,2 , корень второго уравнения 0,2 , т.е. при соответствующие значения не входят в область определения исходного уравнения.
Ответ: при корней нет
при
Все рассмотренные выше уравнения имеют ясную дидактическую цель – помочь учащимся составить представления о параметре и о том, что значит решить уравнение с параметром. Другими словами, предложенные уравнения помогают учащимся осмыслить определение : «Пусть дано равенство с переменным . Если ставится задача для каждого действительного значения, а решить это уравнение относительно , то уравнение называется уравнением с переменной x и параметром a . Решить уравнение с параметром – это значит для каждого значения а найти значение , удовлетворяющее этому уравнению».
Для развития умений и навыков , ученикам, имеющим даже небольшой опыт решения уравнений с параметром, полезно предлагать упражнения на составление уравнений с параметром. Рассмотрю некоторые из таких упражнений:
- Составьте уравнение с параметром такое, что каждому значению параметра соответствовало единственное значение переменной .
(Примеры ответов )
- Составьте уравнение с параметром , которое при любом значении параметра не имеет корней.
(Примеры ответов:).
- Составьте уравнение с параметром, которое не имеет корней при всех <0.
(Примеры ответов:).
- Составьте уравнение с параметром, такое, чтобы при каком-то одном значении параметра корнем уравнения было любое действительное число, а при всех остальных значениях параметра уравнение не имело бы корней.
(Примеры ответов:
.
- Составьте логарифмическое уравнение с параметром.
- (Примеры ответов: ) .
Итак, накладывая различные условия на значения параметра, переменной, на число корней или число ветвлений, на тип уравнения и т.д, в зависимости от целей и математической подготовки класса, учащимся можно предложить много разнообразных заданий на составление уравнений с параметром .
Рассказ об уравнениях с параметром становится более наглядным, более доступных для учащихся, если использовать блок схемы и геометрические интерпретации.
К сожалению, в рамках школьной программы очень сложно вести подробный разговор о задачах с параметрами, в частности, об уравнениях с параметрами. Однако более близкое знакомство с параметрами представляется не только желательным, но и необходимым. Отработка же прочных навыков решения уравнений с параметрами, тонкости и нюансы, различные приёмы решения уравнений – прерогатива факультативных занятий и в рамках ведения предмета по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические особенности обучения решению задач с параметрами в условиях перехода к новым образовательным стандартам
Проектирование многоуровневой системы задач по теме:«Решение квадратных уравнений, неравенств и систем с параметром» в соответствии с требованиями ФГОС...
Параметры в задачах ЕГЭ. Функционально-графический подход к решению задач с параметром.
Внеклассная работа. Подготовка к экзамену. Проведена в форме "Математических чтений" (идея кадетского корпуса). Занятие проводится в форме обмена знаниями между учащимися. Кадеты заранее получают тему...
Выступление на методическом объединение " Методические аспекты решения задач с параметром"
Решение задач с параметром. Подготовка к ЕГЭ....
Методическая разработка "Задачи с параметрами"
Предлагаемая разработка составлена по темам курса "Алгебра и начала анализа" и предназначена для учителей математики общеобразовательных школ, а также для учащихся 9-11 классов....
Методические особенности решения квадратных неравенств с параметром в условиях перехода к новым образовательным стандартам
Методические разработки...
Сертификат за публикацию работы «Методические подходы к решению задач с параметром»
Сертификат за публикацию работы «Методические подходы к решению задач с параметром»...
Статья по теме "РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ"
: В данной статье рассматривается проблема развития творческой деятельности учащихся в ходе решения задач с параметрами; описана проблема обучения школьников решению таких задач, приведен пример...