Выступление на методическом объединение " Методические аспекты решения задач с параметром"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (10, 11 класс) на тему

Решение задач с параметром. Подготовка к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_2013-2014_uch.god_.docx43.04 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Шилан

                                

«Методические аспекты обучения решению задач с параметром»

 

Сафронова Елена Юрьевна,

учитель математики

ГБОУ СОШ с. Шилан

                             

                                           

Пояснительная записка

Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.

Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С) встречаются задачи с параметрами. Обязательны такие задания и на вступительных экзаменах в ВУЗы.

Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.

Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.

В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами».

Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

Как начинать решать такие задачи? Прежде всего при решении задач с параметрами надо сделать то, что делается при решении любого уравнения или неравенства – привести заданные уравнения или неравенства к более простому виду, если это, конечно, возможно: разложить рациональное выражение на множители; разложить тригонометрический многочлен на множители; избавиться от модулей, логарифмов и т.д. Затем необходимо еще и еще раз прочитать задание.
Основные типы задач с параметрами:
Тип 1. Задачи, которые необходимо решить для всех значений параметра или для значений параметра из заданного промежутка.
Тип 2. Задачи, где требуется найти количество решений в зависимости от значения параметра.
Тип 3. Задачи, где необходимо найти значения параметра, при которых задача имеет заданное количество решений
Тип 4. Задачи, в которых необходимо найти значения параметра, при которых множество решений удовлетворяет заданным условиям.

 В табл. 1 более простая параметризация обозначена уровнем (3.1), более сложная – (3.2)

Различные виды параметризации уравнений и неравенств в 7–9 классах

 

Виды уравнений (неравенств) с параметрами

Параметризация

Уровни

Примеры

1.

Линейные уравнения (неравенства)

– свободного члена;

3.1

2х = а ‒ 4

– коэффициента при переменной;

3.1

(а ‒ 2)х < 4

– свободного члена и коэффициента при переменной

3.2

(а ‒ 2)х ≤ 4а

2.

Рациональные уравнения с двучленами первой степени в числителе и знаменателе

– свободного члена в числителе;

3.1

Eqn32.wmf

– свободного члена в знаменателе;

3.1

Eqn33.wmf

– свободных членов в числителе и в знаменателе;

3.2

Eqn34.wmf

– коэффициентов при переменной в числителе или знаменателе.

3.2

Eqn35.wmf

3.

Квадратные уравнения (неравенства)

– свободного члена;

3.1

х2 ‒ 2х + а + 3 ≥ 0

– коэффициента при переменной 1-й степени;

3.1

х2 ‒ (2 + а)х + 3 = 0

– коэффициента при старшем члене;

3.2

ах2 ‒ 2х + 3 ≤ 0

– коэффициентов при переменной или свободном члене.

3.2

ах2 ‒ (2 + а)х + 3 = 0

4.

Иррациональные уравнения

– под знаком квадратного радикала;

3.1

Eqn36.wmf

– вне знака квадратного радикала;

3.1

Eqn37.wmf

– под знаком радикала и вне знака радикала

3.2

Eqn38.wmf

Задачи

№ 1

Найдите все значениях параметра b, при каждом из которых отношение дискриминанта уравнения bx2+3x+5=0  к квадрату разности его корней равно     5b+6.

Решение:

bx2+3x+5=0, b≠0

25+24=49

Ответ: отношение дискриминанта уравнения bx2+3x+5=0  к квадрату разности его корней равно     5b+6  при b = –1 и b =6.

№ 2

Найдите все значения параметра а, при каждом из которых решением неравенства    является объединение двух непересекающихся интервалов.

№ 3

Найдите все  значения параметра а, при каждом из которых уравнение  имеет единственное решение.

Решение:

                                

Ответ: при уравнение  имеет единственное решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации обучения учащихся решению задач с кратким ответом. Текстовые задачи»

«Методические рекомендацииобучения учащихся решению задач с кратким ответом.Текстовые задачи»...

Методическая разработка по теме:Решение уравнений с параметрами

Материал  разработан для УМК А.Г.  Мордкович для 11 класса....

Методические особенности обучения решению задач с параметрами в условиях перехода к новым образовательным стандартам

Проектирование многоуровневой системы задач по теме:«Решение квадратных уравнений, неравенств и систем с параметром» в соответствии с требованиями ФГОС...

Параметры в задачах ЕГЭ. Функционально-графический подход к решению задач с параметром.

Внеклассная работа. Подготовка к экзамену. Проведена в форме "Математических чтений" (идея кадетского корпуса). Занятие проводится в форме обмена знаниями между учащимися. Кадеты заранее получают тему...

Конкурс методических объединений. Методическое объединение области "Филология"

Конкурс методических объединений. Методическое объединение области "Филология"...

Сертификат за публикацию работы «Методические подходы к решению задач с параметром»

Сертификат за публикацию работы «Методические подходы к решению задач с параметром»...

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей истории и обществознания "Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и ВПР по обществознанию и пути их решения"

В условиях перехода к информационному обществу важнейшей ценностью является качественное и непрерывное образование. Основа такого образования формируется в школьные годы. Решение проблемы качества обр...