программа самообразования
рабочая программа на тему
Программа самообразования по теме "Рост творческих способностей детей в творческом объединении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovanie.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики
Администрации Краснобаковского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
р.п. Красные Баки Нижегородской области.
Принята на педсовете Утверждена
«___»___________20 г. Директор _______________Е. В. Ковшарева
Протокол №___ «___» _____________20 г.
ПРОГРАММА
САМООБРАЗОВАНИЯ
по теме:
«Рост творческих способностей детей в творческом объединении».
Автор составитель: педагог дополнительного образования
первой категории
Маякова Людмила Витальевна
р.п. Красные Баки
2012 г.
ПАСПОРТ
Программы самообразования педагога дополнительного образования
Наименование программы | «Рост творческих способностей детей в творческом объединении». |
Основание для разработки программы | Закон Российской Федерации « Об образовании» от 22 августа 2004 года № 122 – ФЗ; приказ Министерства образования Российской Федерации « О концепции модернизации российского образования» на период до 2010 года от 11.02.2002 года № 303, Закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.01г. |
Заказчик программы | Методическая служба муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» р.п. Красные Баки Нижегородской области |
Разработчик программы | Педагог дополнительного образования детей I категории МАОУ ДО Центра детского творчества р.п. Красные Баки Нижегородской области Маякова Людмила Витальевна |
Цель и задачи программы | Цель: Создание условий для роста творческих способностей и эстетического вкуса учащихся. Задачи: - развивать творческие способности учащихся; - развивать зрительное восприятие учащихся; - прививать умение видеть красоту окружающего мира. |
Сроки реализации программы | 2012-2015 |
Основное направление программных мероприятий | Повышение уровня самообразования педагога, дополнительное образование и воспитание детей |
Система организации управления и контро-ля за ходом реализа-ции программы | Контроль за реализацией программы осуществляет методическая служба МАОУ ДО Центра детского творчества |
Введение.
Одна из важных задач в области образования – развитие творческих способностей каждого ребенка.
Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родного края. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.
Развитие и рост творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, знакомство с народным прикладным творчеством.
Об эстетическом воспитании написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей.
Но сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современной позиции, актуализировать некоторые проблемы.
Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд -называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, Указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата ребенка. Ведь дошкольный и школьный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации, о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально – чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в более ранний период.
Включаясь в художественно-творческий процесс, дети вступают в сложнейшую сферу творческой деятельности, сферу декоративно-прикладного искусства. Становясь полноправными участниками и создателями работ, выполненными в техниках и традициях мастеров нашего края, являясь пропагандистами и приверженцами искусства родной земли, учатся видеть прекрасное, сопереживать ему, гордиться им и создавать свои работы, опираясь на знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Цель: развитие и рост творческих способностей детей дошкольного и школьного возраста на занятиях изобразительного искусства.
Задачи:
- развивать творческие способности учащихся;
- прививать умение видеть красоту окружающего мира.
-совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Этапы работы:
* Подготовительный этап (изучение теории вопроса, определение идей предстоящей работы)
* Проектировочный этап (выявление заинтересованности учащихся, (проблемные ситуации).
* Организационно-исполнительский этап ( личностный рост и использование различных методов мониторинга на различных этапах обучения)
* Заключительный этап (подведение итогов, определение перспектив на ближайшие годы)
Основ ные нап равления | Содержание самообразования | |
1.Профессиональное | 1.Развивать творческие способности учащихся, вовлекать их в творческую работу используя различные формы и методы занятия для достижения более высоких результатов. 2.Изучать новую литературу об изобразительном искусстве. 3.Своевременно повышать квалификацию на курсах для педагогов дополнительного образования 4.Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом. 6.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. 7.Проводить открытые занятия для анализа со стороны коллег. 8.Организовывать и проводить внеклассную деятельность в творческом объединении. 9. Посещать семинары, конференции, РМО организованные на разных уровнях. | |
2.Психологопедагогическое | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и сов- ременной психологии и педагогики. 2. Изучать современные психологические методики. | |
3. Методи ческое | 1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения. 2. Посещать библиотеки, изучать методическую и учебную литературу. 3.Разрабатывать разные формы занятий, внеклассных мероприятий, учебных материалов. | |
4. Эстетическое | 1. Развитие духовной и творчески мыслящей личности, эстетического вкуса. 2.Развитие творческого воображения, мышления понимания искусства и красоты. | |
5. ИКТ | 1. Совершенствование навыков работы на компьютере. 2. Периодически проводить обзор в Интернете информации по спортивным играм. 3. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс. 4. Разрабатывать конспекты уроков с применением ИКТ. |
Тема: «Рост творческих способностей детей в творческом объединении».
Одним из путей развития воспитательного процесса и полноценного развития личности ребенка является организация кружков по интересам. Кружковая деятельность помогает ребенку реализовать себя, использовать свои задатки и способности. Результативность кружковой работы заключается в умении педагогов дополнительного образования поддерживать интерес учащегося и его товарищей к собственным достижениям и успехам. Одним из привлекательных детьми видов творческой деятельности являются занятия в творческом объединении «Изобразительное искусство».
Рисование очень полезно для детей. Оно позволяет учащимся познакомиться со всем разнообразием красок, развивать пространственное мышление. Рисование прививает детям любовь к творчеству и искусству, а также развивает многие другие полезные качества. Кроме того, рисование великолепно тренирует моторику рук, что особенно важно для обучающегося, поскольку от развития моторики рук зависит успешность усвоения многих навыков, необходимых на занятиях. Например, хорошо развитая моторика позволяет детям быстрее выработать красивый почерк. Также рисование можно использовать в качестве арт - терапии, причем не только для детей, но и для взрослых. Поэтому очень важно и необходимо формировать творческие качества личности с раннего возраста, создать творческую атмосферу на занятиях в объединении, раскрыть особенности и возможности детей, научить их верить в себя, выбрать стремление познавать и экспериментировать.
В целях обеспечения преемственности дошкольного и начального образования мною была разработана программа кружковой деятельности с детьми 6 лет. В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы.
Задача нашей воспитательной работы – забота о нравственном воспитании наших детей и об их физическом, умственном развитии, о воспитании трудолюбия, развитии способностей и эстетических дарований учащихся.
Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиваться. Поэтому необходимо уделять большое внимание выявлению и созданию условий для развития духовно-богатой и творческо-мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Художественные впечатления повышают живость ума. Интенсифицируют опыт, насыщая его глубиной личного понимания, развивают сферу чувств.
Наиболее полно и непосредственно художественный вкус у детей в объединении реализуется в эмоционально - чувственном переживании, воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им.
Художественная культура личности выступает важным фактором организации и самого процесса материально-преобразующей деятельности и всей трудовой практики в объединении. Нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых работ, на искусность и мастерство, позволяет создавать обучающимся в объединении красивые и интересные работы, которые доставляют радость и ему, и окружающим – сверстникам, педагогам, родителям. Он видит, как серьёзно оценивают его работы, и сам серьёзно относится к ним. У ребенка появляется чувство гордости за созданные им работы.
Развивать творчество детей можно различными путями. При выполнении работы учащиеся могут использовать различные нетрадиционные технологии изображения рисунка; например, рисование пальцем, ладошкой, кистью, пером. Использовать кляксографию, штампы, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге. Также совмещать различные художественные материалы и т.д.
Мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют учащимся достигать высоких результатов на районных и областных выставках и конкурсах детского творчества различного уровня.
Проследить рост творческих способностей можно по их участию в различных выставках и конкурсах.
2012 год.
-Районный конкурс детского творчества «Оранжевое солнце». Тема «Пусть всегда будет мама».- Старикова Евгения; 1 место.
-Участие в областном конкурсе детского творчества «Оранжевое солнце».
- Старикова Евгения.
2013 год.
Районный конкурс детского творчества «Оранжевое солнце». Номинация «Изобразительное искусство».- Клюева Ангелина; 1 место.
Призер областного конкурса детского творчества «Оранжевое солнце»
- Клюева Ангелина; Диплом 2 место.
Районный конкурс детского творчества «Оранжевое солнце». Номинация «Изобразительное искусство». -Погодина Юля; 3 место.
Участник областного конкурса детского творчества «Оранжевое солнце». –Погодина Юля.
Районный конкурс детского изобразительного творчества «Подводный мир глазами детей». – Погодина Юля; 1 место.
Призер регионального этапа Международного конкурса детского изобразительного творчества «Подводный мир глазами детей». – Погодина Юля; Диплом 2 степени.
2014 год.
Районный конкурс детского и юношеского изобразительного искусства «Я рисую мир». Номинация «Живопись и графика» Тема «Здравствуй, Олимпиада-2014»- 2 место. Малиновская Валентина.
Участник областного конкурса детского и юношеского изобразительного искусства «Я рисую мир». Тема «Здравствуй, Олимпиада-2014»- Грамота «За яркое содержание и технику исполнения»; Малиновская Валентина.
Таким образом, только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие и вовлечение детей в творческую деятельность посредством избранных форм и методов работы способны развить их способности. Обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Как и в любом детском коллективе, у нас имеются одаренные дети. С ними ведется особая работа. У них высокий творческий потенциал, жизненная активность и природная любознательность. И с такими детьми нам легче работать. Они сами что-то предлагают и творят, фантазируют, каждый по - своему. На занятиях стараемся полнее развивать потенциальные способности учащихся. Работу строим согласно методическим принципам: принцип регулярности, параллельности, принцип опережающей сложности... Важная задача в нашей работе - это тесное общение с детьми, поэтому уроки нужно проводить не в традиционной форме, а в виде работы творческих групп, что дает возможность уделять каждому ребенку максимум внимания.
Заключение.
Для того чтобы результат был ощутим, следует самому педагогу дополнительного образования совершенствовать свое мастерство, обогащать свои знания достижениями современной методики. Педагог, пополняющий свои знания и умения в ходе образовательного процесса, более успешно строит свою работу с учащимися. Для того чтобы обучающимся было интересно на занятиях, педагогу нужно совершенствоваться и развиваться. Для этого сегодня есть все возможности: большой выбор научной и методической литературы, интернет - ресурсов, технической базы.
Предполагаемый результат:
- Повышение качественной успеваемости на занятиях «Изобразительное искусство».
- Формирование комплекта дидактических материалов.
- Формирование педагогических разработок занятий и внеклассных мероприятий с применением ИКТ.
Способ демонстрации результата проделанной работы:
1. Мастер-классы.
2. Открытые занятия.
3. Размещение разработок занятий в сетевых образовательных пространствах.
4. Презентации.
5. Видеофильмы.
Форма отчета о проделанной работе:
1.Обобщение опыта работы на уровне Центра детского творчества.
2.Выступления по обмену опытом работы на РМО.
3.Представление аналитического отчёта с анализом, выводами и реко-мендациями для других педагогов.
Список литературы.
1. Демченко Е. Д. Скачкова Е.В Применении современных технологий в педагогическом самообразовании, «Дополнительное образование» - 2004 -№1
2. Лыкова И.А.«Изобразительная деятельность в детском саду», «Дидактика» творческий центр Сфера, М. 2009.
3. Виноградова Г.Г. «Изобразительное искусство в школе». – М.: Просвещение,1990.
4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика - Синтез, 2005.
5. Неменский Б. М., Фомина Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
Программа самообразования
программа самообразования расчитана на 3 года и представлена мероприятиями, которые следует выполнить в ходе работы над данной темой самообразования...
Программа самообразования
Программа самообразования....
Программа по курсу «Русская словесность» для обучающихся по программе «Самообразование»
Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе....
Программа самообразования / Программа социального партнерства
Современное понимание целей образования требует включенности в процесс образования (обучения и воспитания ) всех субъектов социального заказа, на удовлетворение потребностей которых во многом ориентир...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...