Конспект занятия "В гости в город весёлых гласных звуков"
план-конспект занятия по теме
Закрепление с детьми пройденных гласных звуков в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по закреплению гласных звуков. | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «В гости в город весёлых гласных звуков»
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о гласных звуках и буквах.
ЗАДАЧИ
Образовательные:
- закреплять знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.
- совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях при помощи «масок» настроения;
- развивать умение определять гласный звук в начале и середине слова через игру “Выбери картинку”;
- развивать умение определять артикуляционный образ звуков через игру «Фотографии»»
- коррегировать направление длительного выдоха посредством игры «Заколдованные картинки»;
- коррегировать и развивать умение придумать слово на заданный звук через игру «Звуковая карусель», «Назови словечко»;
- развивать общую и мелкую моторику рук путем выполнения пальчиковой гимнастики «Звуковая дорожка», упражнения «Танец гласных»;
- развивать и коррегировать произвольное внимание и пространственную ориентировку посредством игры «Собери картинку».
- развивать умение соотносить гласные звуки со зрительным символом с помощью игры «Новосёлы»;
- коррегировать и развивать умение детей определять графический образ звука посредством игры «Почини букву».
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, доброжелательность, инициативность, умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование:
Красные ленты, предметные картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками (по количеству детей); символы гласных звуков, картинки с изображением эмоционального состояния; “звуковые дорожки” — индивидуальные карточки с изображением чередующихся символов гласных звуков; письмо; предметные картинки по количеству детей, игра “Почини букву” (“поломанные буквы”); игра “Фотографии”; игра “ Собери картинку”, игра “ Новосёлы”, игра «Выбери картинку», «Заколдованные картинки», «Звуковая карусель»; простые карандаши; магнитофон; аудиокассета с записью музыки;
Форма занятия: подгрупповое
Методы: наглядный, словесный, практический.
Литература:
1. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – С-Пб., 1997.
2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. С-Пб, 2008.
3. Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. – Екатеринбург, 1993.
4. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте. – М., 2000.
Ход занятия
Организационный момент.
(Используем картинки с изображением настроения).
Логопед: Дети, давайте повяжем красные ленты, посмотрим друг на друга и удивимся.
Мы умеем удивляться! Дети удивленно поднимают брови.
Наверное, нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады. Дети улыбаются.
К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода. Давайте посмотрим в окно и нахмуримся.
Дети нахмуривают брови. А теперь повторим еще раз:
Мы умеем удивляться,
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем хмуриться!
Сообщение темы
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в гости в Город весёлых гласных звуков.
Мы подготовились к путешествию и повязали друг другу красные ленты. А почему мы выбрали именно красный цвет?
Дети: Потому что мы отправимся в Город гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.
Акустико - артикуляционный образ звуков.
Логопед: Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!
Во время нашего путешествия нас ждут удивительные сюрпризы и веселые конкурсы.
1 – й конкурс приготовил для нас звук, который очень любит фотографировать.
Игра “Фотографии”
Что же там в конверте?
Логопед достает “фотографии” девочек.
Это “фотографии” девочка Маши, когда ее снимали, она что-то говорила. Давайте, по губам определим, какие звуки они произносят.
Дети по “фотографии” определяют произнесенные звуки.
2-й конкурс приготовили для нас звуки, которые любят загадывать загадки
Игра “Выбери картинку”
Найдите картинку цветов, в которых звук [А] был бы в начале, слова. (АСТРА)
звук [А] был бы на втором месте (МАК)
Найдите картинку цветов, в которых звук [О] был бы в на втором месте. (РОЗЫ)
Картинку с изображением животного, в котором звук [О] находится на втором месте (КОТ)
Найдите картинку с изображением домашней птицы, в которых звук [У] был бы в начале, слова. (УТКА)
звук [У] был бы на втором месте (ГУСЬ);
картинку с изображением дерева, в названии которой звук [У] на втором месте (ДУБ)
картинку с изображением насекомого, в названии которой звук [У] на втором месте (ЖУК)
Картинку с изображением домашней птицы, в названии которой, звук [И] на первом месте (ИНДЮК)
Найдите картинку с изображением цветов, в названии которой звук [И] был бы в начале, слова. (ИРИС)
Формирование направленного длительного выдоха
Логопед: Игра «Заколдованные картинки». Посмотрите, здесь “заколдованы” какие-то картинки. Давайте попробуем их “расколдовать”.
Вышли на полянку, | Угадай картинку, |
Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками.
Логопед: Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки).
Соотнесение гласных звуков со зрительным символом. Закрепление умения придумать слово на заданный звук
Логопед: Молодцы, ребята! Все картинки узнали. А теперь выберите символ звука, с которого начинается ваше слово.
3 –й конкурс приготовили для нас звуки, которые любят разгадывать ребусы, и для вас они приготовили очень интересные ребусы
Игра «Звуковая карусель»
Назовите слово, которое спряталось в названии этих картинок. Нужно составить слово из первых звуков следующих предметов: эскимо, муравьи, утки (ЭМУ)
Назовите слово, которое спряталось в названии этих картинок. Нужно составить слово из последних звуков следующих предметов: гном, вилы, ландыш, бык, коза (МЫШКА).
Развитие мелкой моторики
На столах перед детьми звуковые дорожки.
Логопед: будем подниматься снизу вверх указательным и средним пальцами, проговаривая каждый звук. Один ребенок произносит звуки, остальные дети двигают пальчиками и следят за говорящим. Сначала снизу вверх, а затем сверху вниз
Логопед: У каждого гласного звука не только своя песенка, но и свой танец. Исполним его.
«Танец гласных».
Дети образуют широкий круг, вытянув руки в стороны. Участники игры не должны касаться друг друга. Логопед , стоя в центре круга, произносит гласные. Дети выполняют на каждый звук определённые движения под музыку.
Логопед: «А…»
Дети. Исходное положение (и. п.) – руки вытянуты вперёд и на уровне груди образуют круг. На звук а руки плавно разводятся в стороны; кисти остаются округлёнными .
Логопед: «О…»
Дети. И. п. – руки опущены по бокам, мизинцы прижаты к туловищу. На звук о руки плавно поднимаются вверх; кисти рук округлены. Руки над головой образуют овал.
Логопед: «У…»
Дети. И.п. – руки согнуты в локтях , локти приподняты, пальцы одной ладони соединены в кольцо (пальцы согнуты и соприкасаются с большими пальцами) , пальцы другой ладони плотно обхватывают «кольцо» - получается воображаемая труба. «Труба» приближена ко рту. На звук у руки медленно разгибаются в локтях ; пальцы остаются в исходном положении . «Труба» удаляется ото рта.
Логопед : «Ы…»
Дети. И.п. – руки согнуты в локтях , локти приподняты, ладони расположены на уровне груди; ладонь одной руки находится на тыльной поверхности другой. На звук (ы) руки с напряжением медленно разгибаются в локтях и опускаются вниз; кисти остаются в И.п. . Руки как будто давят на «большую кнопку».
Логопед : «Э…»
Дети. И. п. – руки вытянуты вперёд, разогнуты в локтях и напряжены; ладони и пальцы рук, соприкасаясь друг с другом. Образуют «лодочку». На звук (э) руки плавно сгибаются в локтях; пальцы остаются в исходном положении , «Лодочка» приближается к груди.
Логопед : «И…»
Дети: И.п. - руки согнуты в локтях, кисти рук приближены к плечам, указательные пальцы подняты верх и напряжены, остальные пальцы крепко сжаты в кулак. На звук (и) руки медленно разгибаются в локтях и плавно поднимаются вверх, пальцы остаются в исходном положении. Дети встают на носочки тянутся вверх. («Танец гласных» выучен на предыдущих занятиях).
Гласные звуки любят играть играть в игры. Давайте с ними поиграем в игру
«Назови словечко» (проводится в кругу с мячом), в которой нужно назвать слово на заданный звук.
Логопед: Игра «Новосёлы» В нашей Стране гласных звуков построили дом для лесных жителей. Давайте посмотрим для кого (картинки): рысь, волк, лис. Посчитаем сколько этажей в доме. Нужно каждого жителя заселить в свою квартиру, на свой этаж. Нам помогут гласные звуки, они горят огоньками на этажах.
Логопед: Молодцы, ребята, спасибо, что помогли заселить зверей в их квартиры, а то они так и жили бы на улице. Их мочил бы дождь, заметало снегом. А мы им помогли. Теперь вы понимаете, как важны гласные звуки?
Развитие произвольного внимания и пространственной ориентировки
Логопед: Игра «Собери картинку». А теперь, ребята, посмотрите, у нас в стране гласных звуков повсюду расставлены картинки. Я предлагаю вам их собрать. Но собирать мы их будем не просто, а каждый со своим символом – гласным звуком. У вас на столах лежат эти символы звуков. Возьмите себе один из них, и отправляйтесь на поиски слова со своим звуком.
Молодцы. Все отыскали свои картинки. (Во время поисков звучит сказочная, волшебная музыка)
Логопед: Ребята, а скажите мне: - “Чем отличаются звуки, от буквы?”
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).
Логопед. Сейчас, мы попадем на улицу Буквенную, где живут Буквы, обозначающие гласные звуки.
Звучит музыка. Завертелись, закружились, на улицу Буквенную приземлились
Игра “Почини букву”
Двигаясь под музыку, подходят к подносу с “поломанными буквами”
Логопед. Какие буквы странные,
Совсем как иностранные!
Ребята! Я догадалась, эти буквы “поломались” и их надо “отремонтировать”.
Дети “ремонтируют” буквы, и прикрепляют их на доску.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
- И!
Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная,
Спать легла – бока помяла
И теперь овальная.
У – улитка на дорожке-
Смело выпустила рожки.
Уходите – ка с пути!
Не мешайте дом везти!
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать ее должны
Взял я лук и крикнул: - Эх!
Удивлю сейчас я всех!
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
- Э – Э – Э!
Итог занятия
Логопед: К сожалению, настала пора прощаться с Городом весёлых гласных звуков. Но мы будем сюда постоянно возвращаться. Ведь здесь нас ждут интересные и весёлые игры и конкурсы.
Изучив все гласные,
Ты можешь без труда,
Как маг или волшебник,
Превращать слова.
Оценка работы детей
Звуки - хозяева города очень приветливы и добры, приготовили для вас угощенье (печенье «Алфавит»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительному искусству "Весёлые клоуны"
Конспект занятия по изобразительному искусству "Весёлые клоуны". рассчитан на возраст обучающихся 7-8 лет....
Конспект занятия вокально-хорового кружка "Весёлые нотки" д/с №9"теремок" г. Конаково
Здесь описывается план музыкального занятия кружка "Весёлые нотки"....
Конспект занятия с детьми с ОНР "Автоматизация звука "С" в словах"
Цель: закрепить произношение звука С в словах Задачи:- Развитие фонематического анализа- Обогащение и уто...
Конспект занятия с детьми с ОНР "Автоматизация звука "С" в предложениях"
Цель: закрепить произношение звука С в предложенияхЗадачи:- Развитие фонематического анализа- Обогащение и уто...
Конспект занятия по РРС и ФП "Дифференциация звуков (Р - Л)"
Занятие расчитано на обучающихся 9 класса с целью закрепления звукопроизношения в разных позициях....
Конспект занятия по обучению грамоте "Глухой согласный звук (Щ*), буква Щ,щ
Данное занятие педагог предлагает провести с использованием интерактивного тренажера....
Конспект итогового занятия "Путешествие в город весёлых мячей"
Конспект для подготовительной к школе группе...