Школьная газета как форма работы с обучающимися в условиях перехода на ФГОС
статья на тему
Школьная газета во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kruzhok_zhurnalistika.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Ткаченко Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 82»
Современные формы и методы образования в условиях перехода на ФГОС
Школьная газета как форма работы с обучающимися в условиях перехода на ФГОС
Отличительной особенностью нового ФГОС является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность», обеспечивающего духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
За счёт часов данного раздела (до 1350 часов в год) обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на выявление и развитие способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, решаются проблемы социализации младшего школьника.
О школьной прессе известно давно. Ранее выпускали стенгазеты к праздникам, отчеты о проведенных мероприятиях, а также поздравительные газеты и бюллетени. Занимались этим отдельные классы. Порой и вся школа участвовала в создании рукописных газет, которые затем печатали на машинке. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ.
Газета - важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Действительно, мир школьной прессы - очень значимая часть жизни учебного заведения.
Газета остается самым простым и доступным школьным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты, осваивая затем и более сложные формы.
В соответствии со Стандартом приоритетными направлениями внеурочной деятельности определены спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, образовательное, патриотическое направления, общественно-полезная и проектная деятельность.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В соответствии с ФГОС в нашей школе функционирует целая разветвленная система кружковой работы. Одним из кружков для обучающихся 1-х классов является кружок «Юный журналист». Программа данного творческого объединения помогает ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий. Программа имеет конечный результат (продукт) – школьная газета «Панорама».
Обучение основам журналистики детей 6 - 10 лет является инновацией предлагаемой Программы. Форма подачи Программы – игровая. Исходная мотивация – «Мы - журналисты!»
Во время игровых занятий кружка решается огромное множество учебных задач. Когда дети берут в руки игрушечный микрофон и начинают задавать вопросы собеседнику, они не просто знакомятся с жанром журналистики (интервью), но и учатся вежливо и тактично задавать вопросы, чтобы не обидеть респондента, получают знания о речевом этикете журналиста, открывают для себя новое и неизведанное в том вопросе, который им нужно осветить.
Первоклассники, создавая свои первые маленькие статьи и заметки в газету, очень много думают о том, как отреагируют их родители и одноклассники, когда прочитают их «творение». Постоянная рефлексия в такой момент оказывает сильнейшее влияние на мотивацию ребенка, заставляет его двигаться дальше.
Некоторые родители даже не подозревают, что их ребенок способен сочинять стихи, что считается гораздо сложнее и реже встречается, чем проза. Пусть их произведения иногда далеки от современной силлабо-тоники, но говорят о больших литературных возможностях, которые, конечно, нужно развивать.
Читая готовый выпуск школьной газеты, в которой они тоже приняли участие, первоклассники чувствуют себя сопричастными всей общешкольной жизни, сравнивают свои тексты с текстами других детей, старшеклассников, учителей. Они анализируют, выделяют лучшее и даже сами определяют для себя зону ближайшего развития.
Метапредметными результатами освоения программы кружка по журналистике является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностными результатами изучения являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий;
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в печатном издании (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Часто детям дается творческое групповое задание, например, составить вопросы для беседы-интервью с каким-нибудь учителем или учеником и взять это интервью; объединившись в малые группы, создать красочную стенгазету или в соавторстве написать заметку в газету о каком-либо школьном событии. Ученики 1-х классов очень любят играть, поэтому им очень нравится работать в парах, когда один изображает журналиста, а другой – какого-нибудь знаменитого человека или журналиста и видеооператора.
Предполагаемый результат работы с группами 1-го года обучения
Дети будут иметь представление:
- о детских периодических изданиях;
- о направленности материалов газет;
- о том, кто такой журналист.
Будут знать:
- название программы по основам детской журналистики;
- рубрики газеты;
Будут уметь:
- ориентироваться в страничках-рубриках газет;
- выражать полученные знания и свои чувства с помощью рисунка;
- подбирать или рисовать иллюстрации к заметкам, стихам, сказкам;
- пользоваться рабочей тетрадью по основам детской журналистики.
Список литературы:
- Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самарский Дом печати, 1994. – 136с.
- Горчакова Т.В., Бударина Л.Н. Служу Отечеству пером.- Томск: издательство «Твердыня», 2008.- 96с.
- Корчак Януш. О школьной газете. В сборнике: Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1966. – 28 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО
Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смы...
Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.
В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания....
Школьная газета как форма работы с филологически одаренными детьми
Работа с одаренными детьми - важная деятельность гимназии...
Тема проекта: «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях перехода на новый ФГОС»
«Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях перехода на новый ФГОС»...
Логопедический проект как одна из форм работы с обучающимися и их родителями в условиях школьного логопункта.
Трудно только в условиях школьного логопункта закрепить приобретённые знания и умения. Необходимо взаимодействие логопеда, учителя и родителей. Проектная деятельность позволяет привлечь вз...
Совершенствование работы с родителями в условиях перехода на ФГОС
Материалы для пед.совета на тему "Совершенствование работы с родителями в условиях перехода на ФГОС"...