Школьная газета как форма работы с филологически одаренными детьми
статья на тему
Работа с одаренными детьми - важная деятельность гимназии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_uspekhu.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьная газета
как форма работы
с филологически
одаренными детьми
Ткаченко Ольга Викторовна,
учитель русского языка
и литературы
БОУ г. Омска
«Гимназия № 159»,
Тел. 613967, 610411
gimnazia159@mail.ru
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прогресс общества в первую очередь зависит от образованных и талантливых людей, поэтому выявление одаренных детей и развитие их способностей является одним из главных направлений в работе образовательных учреждений. Необходимость создания специальных программ работы с одаренными детьми диктует время. Стандартный подход учителя к учащимся, фактическое игнорирование индивидуальных природных способностей, стремление к «усреднению» количественной оценки результатов деятельности школьников неизбежно приводило и приводит к потере многих и многих талантов уже в их школьные годы.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Журналистика». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и развитие филологически одаренных детей.
В основу Программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как с системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность филологически одаренным детям использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая их в систему средств массовой коммуникации общества.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. (“Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика”). Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность бывает
- интеллектуальная;
- познавательная;
- художественно-творческая;
- спортивная;
- лидерская.
Необходимо определить значение таких понятий как способности, талант, одаренность, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Система работы с одаренными детьми - это максимальное развитие умений, навыков, познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Филологическая одаренность – явление вполне закономерное. Разве не уникален тот факт, что ребенок постигает языковые законы и нормы практически самостоятельно. Взрослые учат детей произносить отдельные слова, а изменять эти слова, складывать их в предложения ребенок пытается сам, приспосабливаясь к законам той языковой среды, которая его окружает.
Чем старше становятся дети, тем пассивнее их речетворчество. К 10-11 классам они испытывают огромные затруднения в таком виде деятельности, как сочинение по литературному произведению. Вот почему на уроках русского языка, литературы , мы используем систему приемов и методов работы по выявлению и развитию филологической одаренности учащихся, то есть, образно говоря, одну за другой преодолеваем «ступеньки к творчеству». Иллюстрирование литературных произведений - яркое средство проявления филологической одаренности, способствующее развитию образного мышления ребёнка. Групповой проект предполагает групповую иллюстрацию, и нередко случается так, что авторами замысла и исполнения зрительного образа являются разные люди. И если пятиклассники рисуют иллюстрации, исходя из конкретного литературного текста, то старшеклассники зачастую используют символы и аллегории. Создание школьной газеты – форма работы с филологически одаренными детьми, которая позволяет максимально раскрыть и реализовать их творческий потенциал.
Цель программы: создание условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики; интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право); умения самостоятельно приобретать и применять знания; творческого мышления, познавательной активности; способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля; коммуникативных навыков. Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи программы:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Формы занятия, предусмотренные программой:
- свободная творческая дискуссия;
- ролевые игры;
- выполнение творческих заданий;
- активные методы формирования системы общения;
- практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию. Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Журналистика», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы.
Формы контроля разнообразны:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения:
- самостоятельная творческая работа;
- конкурс творческих работ;
-публикации в прессе или творческом альманахе учебной группы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
В процессе обучения обучающихся приобретают конкретные
знания:
из истории журналистики;
о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
о законе о СМИ
и умения:
создавать сочинения разных жанров;
соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
участвовать в дискуссии, пресс-конференции.
Виды деятельности обучающихся:
- теоретические занятия;
- творческий практикум (сочинения разных жанров);
- работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
- анкетирование;
- социологический опрос;
- экскурсии;
- участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
- выпуск школьной газеты;
Планируемые результаты:
Предметные: умение работать в различных жанрах публицистического стиля; овладение основными навыками журналистского мастерства; выработка умения создавать собственное высказывание логически, грамотно.
Метапредметные: развитие образного и логического мышления, творческих способностей; развитие умения устного и письменного выступления.
Личностные: формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства, повышение информационной культуры, формирование нравственных основ личности будущего журналиста, умение общаться с отдельным человеком и аудиторией.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства на фоне филологической одаренности. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Календарно-тематическое планирование
2 часа в неделю (всего 68 часов)
№ | Название темы | Теория | Практика | Форма контроля | Содержание программы |
О ЧЁМ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЖУРНАЛИСТ (3 часа) | Выпуск первой в России газеты «Ведомости» при Петре 1 в 18в. Влияние газеты на общественную мысль в России. Формирование представлений о профессии журналиста. Профессиональные качества журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе информации. Корректор. Редактор. Верстальщик. Дизайнер. | ||||
1-2 | Микромир редакции | 1 | 1 | ||
3-4 | Защита данных и изображения | 1 | 1 | ||
5-6 | Официальные лица. Права и обязанности журналиста | 1 | 1 | Круглый стол «Журналист и законодательство» | |
ПРОФЕССИЯ – РЕПОРТЁР (2 часа) | |||||
7-8 | Источники информации – человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама. | 1 | 1 | Методы сбора информации и способы обработки материала. Наблюдение – основной метод сбора информации. | |
9-10 | Как находить нужную информацию. | 1 | 1 | ||
ИФОРМАЦИЯ (2 часа) | Информационная журналистика. Способы проверки достоверности фактов. Типы информации. Лид. | ||||
11-12 | Чем является информация. Типы информации. | 1 | 1 | ||
13-14 | Что такое лид? Способы написания лидов. | 1 | 1 | Написать лид к своей статье. | |
ИНТЕРВЬЮ (1 час) | Особенности жанра, его виды: интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-зарисовка, коллективное интервью, анкета. | ||||
15-16 | Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о проблеме, которую хотим обсудить. Составление списка вопросов. | 1 | 1 | Написать интервью в школьную газету. | |
РЕПОРТАЖ (3 часа) | История и теория жанра репортажа, особенности этого жанра, отличие от других. | ||||
17-18 | Тема для репортажа – актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие. | 1 | 1 | Написать репортаж в школьную газету. | |
19-20 | Техника работы. | 1 | 1 | ||
21-22 | Техника письма. | 1 | 1 | ||
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ (3 часа) | История и теория жанра статьи, особенности этого жанра, отличие от других. | ||||
23-24 | Группирование данных. Тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в четкой последовательности. | 1 | 1 | ||
25-26 | Заглавие в тексте. | 1 | 1 | ||
27-28 | Графическое оформление текста. | 1 | 1 | Сдать статью с графическим оформлением. | |
ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ – КОММЕНТАРИЙ, РЕЦЕНЗИЯ, ФЕЛЬЕТОН, ЭССЕ (4 часа) | Специфика жанра комментарий, отличие его от других. Приемы рецензирования. Эссе: расширение лингвистической эрудиции учащихся; понятие национальной культуры и отражение этой культуры в языке; концепция Д.С. Лихачева. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. | ||||
29-30 | Комментарий: презентация единого факта. | 1 | 1 | ||
31-32 | Структура рецензии. Критика и рецензия. | 1 | 1 | ||
33-34 | Фельетон. | 1 | 1 | ||
35-36 | Эссе. | 1 | 1 | Сдать работу в форме рецензии, фельетона или эссе (одну на выбор). | |
НЕТ ГАЗЕТЫ БЕЗ ЧИТАТЕЛЕЙ (1 час) | Рейтинг газеты. Коммуникация. Деловая коммуникация и ее формы. Разбирательства в суде по делам СМИ. | ||||
37-38 | Кем является Читатель? | 1 | 1 | ||
ПЕЧАТНАЯ ФОТОГРАФИЯ (4 часа) | Фоторепортаж. Фотокорреспондент. Жанры фотографии. Цвет. Свет. Контраст. Понятие плана, ракурса. Иллюстрация в журналистике, ее виды. | ||||
39-40 | Фотоинвентарь и его использование. | 1 | 1 | ||
41-42 | Снимок – символ. | 1 | 1 | ||
43-44 | Фоторепортаж. | 1 | 1 | Сделать фото- репортаж | |
45-46 | Авторские и смежные права. | 1 | 1 | ||
КТО И ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ В РЕДАКЦИИ (1 час) | |||||
47-48 | Редакция. | 1 | 1 | Журналист. Корреспондент. Фотокорреспондент. Корректор. Дизайнер. Верстальщик. | |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В РЕДАКЦИИ (3 часа) | Общие понятия о редактировании. Цели правки текста и ее виды. Требования к авторскому тексту. | ||||
49-50 | Как планировать номер. | 1 | 1 | ||
51-53 | Правка и редактирование текстов. | 1 | 2 | Работа с текстом. | |
LAYOUT, ИЛИ ПРОЕКТ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ (1 час) | Типы газет и принципы классификации. Макет. Верстка. Работа с издательскими программами. | ||||
54-55 | Типы газет. | 1 | 1 | ||
РЕКЛАМА В ПЕЧАТИ (5 часов) | Знакомство с историей рекламы. Рекламный текст, его язык. Газетный язык. Требования к языку СМИ. | ||||
56-57 | Рекламный текст в печати. | 1 | 1 | ||
58-59 | Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать. | 1 | 1 | Составить рекламный текст. | |
60-61 | Спонсоринг, бартерная договорённость. | 1 | 1 | ||
62-63 | Язык рекламных текстов. | 1 | 1 | ||
64-65 | Профессиональная этика. | 1 | 1 | ||
РЕЗЮМЕ КУРСА (1 час) | Особенности работы молодой редакции. Редакционный портфель. Работа над концепцией газеты. | ||||
66-68 | Как основать свою газету. | 1 | 2 | Защита проектов «Моя редакция» или «Моя газета» |
Список литературы
- Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.
- Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.
- Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
- Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
- Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
- Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
- Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
- Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
- Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.
- Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.
- Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.
- Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
- Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.
- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
- Ученова В. У истоков публицистики. – М., 1989.
- Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
- Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды, типы и формы занятий с детьми
Методическая разработка - Виды, типы и формы занятий с детьми...
" Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии"
Доклад «У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным,...
Воспитательные формы работы с детьми «группы риска».
Социальный педагог: Гриднева С.Ю. 2012 учебный год Работа социального педагога в условиях современной школы-интерната складываетс...
Воспитательные формы работы с детьми «группы риска».
Социальный педагог: Гриднева С.Ю. 2012 учебный год Работа социального педагога в условиях современной школы-интерната складываетс...
План работыс одарёнными детьми
развёрнутый план работы с одарёнными детьми включающий в себя:Программу работы с одарёнными детьми, стратегию работы, план работы, вовлечение во внеурочную деятельность...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Знакомство со сказкой К.И.Чуковского «Айболит»» (с использованием элементов интерактивной формы работы с детьми по ознакомлению с отечественной литературой)
Цель: Познакомить детей с отрывками из произведения К.Чуковского «Айболит» с использованием элементов интерактивной игры.Задачи:· Продолжать обучать детей уме...
«Интерактивные формы работы с детьми младшего школьного возраста в дополнительном образовании для формирования экологического мышления»
Развитие экологического мышления, бережное отношение к природе очень важно сейчас и в будущем для улучшения экологической обстановки в нашей стране.Правила поведения в природе и с природой лучше всего...