Квест- технологии как эффективная форма работы с обучающимися в условиях дистанционного обучения
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
Квест- технологии как эффективная форма работы с обучающимися в условиях дистанционного обучения.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у обучающихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирование универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни.
В настоящее время наиболее востребованными становятся интерактивные формы образовательной деятельности, позволяющие охватить большое количество участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, работать индивидуально и в команде, воплотить соответствующие знания и навыки в практической деятельности.
Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться при планировании того или иного вида деятельности или совместного мероприятия с детьми. Особенно хорошо эти формы сочетаются в квест-технологии, которая набирает популярность, благодаря нестандартной организации образовательной, воспитательной деятельности и захватывающего сюжета (сценария). Использование квестов позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства.
Актуальность методики квест – занятия (игры) связана с инновационными направлениями образования, в которых информационно - коммуникативные технологии выступают в качестве научно-исследовательской основы занятия, включающего в себя элементы творческой лаборатории.
А в условиях дистанционного образования квест- технология выходит на первый план. Ведь это и активизация учебной деятельности обучающихся посредством использования квест - технологии, и переориентация обучающихся из позиции потребителя информации в активного участника образовательного процесса.
Использование квест-технологии в новых условиях крайне необходимо, так как это является одной из наиболее эффективной, инновационной формой организации деятельности обучающихя в условиях очного и дистанционного обучения, и способствует развитее интереса к занятию и расширению кругозора детей, активизации познавательных процессов, воспитанию внимания, развитию эстетического восприятия окружающего мира, образного мышления и творческого воображении, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.
Что же такое «квест»? Если обратиться к словарю, то само слово «Quest» переводится на русский язык как «поиск».
В зависимости от сюжета квесты могут быть:
- линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
- штурмовые, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
- кольцевые, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
- последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;
- квесты-проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность обучающихся в игровой форме;
- квесты-бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.
Алгоритм квеста строится в логике технологии проблемного обучения – от постановки проблемы до путей ее решения, представления результата и рефлексии, что направлено на развитие обучающегося как активного субъекта жизнедеятельности.
В условиях дистанционного обучения стояла задача необходимости внедрения новых форм работы с обучающимся, отвечающих современным требованиям и условиям педагогической практики, и интересам и ожиданиям сегодняшних ребёнка.
Решение данной задачи было воплощено в авторскую разработку квестов: «Путешествие в страну мастеров», «Поле чудес в гостях у здоровья», «Без труда не выловить рыбку из пруда», «Путешествие», которые способствуют: повышению интереса, выявлению уровня знаний обучающихся и умению применения их на практике; развитию личностных качеств; сплочению коллектива в объединении.
При реализации квест-технологии как на занятиях, так и во внеурочной деятельности необходимо создавать дружескую атмосферу, стимулировать обучающихся к самостоятельному поиску и творчеству.
Квест-технология как любая педагогическая технология имеет инвариантную часть, представленную элементами структуры и требованиями к их содержательному наполнению. Вариативность же реализуется в творчестве педагога, который будет разрабатывать легенду, сюжет и т.д. с учётом педагогического мастерства, специфики обучающихся и возможностей образовательной организации.
Список литературы:
1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
2. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. - URL:
3. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
4. Силантьева Т.Г. Методический семинар «Использование технологии квест как интерактивной образовательной среды для активизации учебной деятельности обучающихся» // Мультиурок. - 01.02.2017. - URL: https://multiurok.ru/files/obrazovatiel-nyi-kviest.html
5. Хуторской А.В. Интернет для ученика: дистанционные образовательные проекты / А.В. Хуторской // Химия. Методика преподавания в школе. - 2001. - № 4. - С. 40-45
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях СРЦ
Цель творческого отчета: теоритически обосновать, разработать и апробировать проект с подростками в условиях СРЦ. ...
Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях СРЦ
Цель творческого отчета: теоритически обосновать, разработать и апробировать проект с подростками в условиях СРЦ. Задача: 1. Провести теоритический анализ литературы по исследуемой проблеме. 2. О...
Организация совместной работы с группой обучающихся в условиях дистанционного обучения.
В наше время доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы ...
Опыт работы учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения.
Проведение дистанционных занятий – это творческий процесс, и позволяет создать свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ....
Организация совместной работы с группой обучающихся в условиях дистанционного обучения.
Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, ко...
Организация совместной работы с группой обучающихся в условиях дистанционного обучения
Цель: ознакомление слушателей с методическими аспектами организации групповой работы с группой обучающихся в условиях дистанционной работы...
Статья «Формы организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения литературе»
Статья "Формы организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения литературе"...