Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения», специальная (коррекционная) школа, VIII вид
статья по теме
Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения» из методического пособия «Социализация детей и подростков с ОВЗ в условиях специальных (коррекционных) школ интернатов VIII вида» (из опыта работы педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида г. Саянска) в рамках реализации ФЦПРО 2011-2015гг «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ОВЗ и детей-инвалидов» научный редактор д.п.н., профессор Переломова Н.А.
(статья представлена с приложением: конспекты занятий, контрольные и срезовые работы по разделам, буклет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения»
У воспитанников нашей школы слабо сформированы коммуникативные умения и навыки. Отмечается низкая культура речевого общения. Дети затрудняются соблюдать этические нормы, не умеют употреблять этикетные формулы в разных жизненных ситуациях. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует адаптации в обществе.
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции речевого поведения позволит в определенной степени облегчить процесс социализации.
Для решения этих задач в школе-интернате для обучающихся 5-6 классов проводятся факультативные занятия «Речь и культура общения»
Программа курса занятий рассчитана на 34 часа (1раз в неделю) в каждом классе. Основная цель занятий - учить детей эффективному общению.
Задачи:
1. Способствовать совершенствованию речи обучающихся, повышению ее культуры, умения общаться.
2. Формировать умения выбирать языковые средства в конкретной речевой ситуации
3. Обогащать словарный запас, активизировать его
4. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Обучение и развитие на занятиях ведется последовательно по трем разделам: «Речь и её значение в жизни», «Текст», «Культура общения».
Речь и ее значение в жизни
Воспитанникам в доступной форме раскрываются основные функции речи:
- речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями между людьми;
- речь является средством передачи и усвоения определенной информации, коллективного опыта человечества, т.е. служит целям познания мира;
- речь является средством организации и планирования деятельности людей (в том числе коллективной);
- речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.
С такими сложными речеведческими понятиями дети знакомятся, осмысливая свою речевую практику и окружающую их действительность. Так, с функцией планирования и организации деятельности обучающиеся знакомятся на примере таких типичных для их возраста ситуаций, как распределение ролей в игре, обязанностей дежурных по классу и т.п. Осваивая функцию воздействия речи на поступки людей, ученики также рассматривают конкретные ситуации, которые помогают им понять, как те или иные языковые средства, особенности устной речи дают возможность повлиять на человека: похвалить, ободрить или осудить, удержать от нежелательного поступка и т.п.
Таким образом, дети осмысливают значение речи в жизни человека и постепенно начинают овладевать определенными умениями, помогающими им пользоваться речью во всех ее функциях.
Текст
Речевые понятия в программе даются в определенной системе. Центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель работы по развитию речи в школе - научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание.
К осознанию понятия текста обучающиеся подводятся на протяжении всего периода обучения. В начале обучения на первый план выдвигаются такие признаки текста, как тематическое единство, целенаправленность (подчинение основной мысли). На этой базе дается понятие о структурной целостности текста (о наличии в нем зачина, средней части и концовки и о средствах связи между самостоятельными предложениями). Далее дети получают представление о типах текста (повествование, описание, рассуждение), о смысловых и структурных особенностях этих текстов, а также их жанровых разновидностях.
В программу введены также понятия о речевых произведениях, так называемых малых форм: считалке, скороговорке, загадке.
Обучающиеся знакомятся с данными типами текстов для того, чтобы научиться самостоятельно создавать подобного рода речевые произведения, которые помогут им в определенных жизненных ситуациях чувствовать себя уверенно.
Культура общения
Формирование навыков речевого этикета - неотъемлемая часть общей работы по развитию речи обучающихся. Основным направлением работы является обогащение речи ребенка такими словами, оборотами, которые необходимы в повседневном общении между людьми. Это языковые средства, служащие для выражения приветствия, благодарности и т.д. Введение в речь школьников формул речевого этикета не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм в речи, умение выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации. Ребенок должен понимать, что, например, приветствуя товарища, можно сказать: «Здравствуй! Привет!», а при встрече с учителем: «Здравствуйте, Александра Михайловна!»
К занятиям факультатива разработан и используется учебно-методический комплекс: календарно-тематическое планирование на каждый класс (см.приложение 1); примерные планы отдельных занятий (см.приложение2); комплект контрольных вопросов и заданий (по разделам и темам) (приложение 3); занимательный текстовый материал по разделам; серии предметных, сюжетных картинок по разделам; комплекты заданий для речевых разминок (дыхательная и речевая гимнастика); индивидуальные карты речевого развития; аудио-, видеозаписи
Мониторинг речевого развития на данных занятиях проводится с использованием диагностических методик, методов наблюдения, анализа письменных работ обучающихся.
Так, устная речь (словарь и грамматический строй речи), устная связная речь диагностируются по методикам Е.И. Косиновой, М.Н. Фотековой и по анализу письменных творческих работ обучающихся.
Свойства устной речи, неязыковые средства общения, речевой этикет отслеживаются в результате наблюдения за обучающимися (общение их в учебной и неучебной деятельности со сверстниками, взрослыми).
Все параметры коммуникативного развития обучающихся оцениваются в баллах: 0 баллов - невыполнение задания; 1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок (значительная помощь, многочисленные подсказки); 2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок (с незначительной помощью); 3 балла – самостоятельное выполнение задания.
Результативность речевого развития (коммуникативные умения и навыки)
на факультативных занятиях «Речь и культура общения»
Параметры | 2011-2012 уч.г. | 2012-2013уч.г. | ||
5кл | 6кл | 5кл | 6кл | |
Устная речь (словарь и грамматический строй речи) | 1,1 | 1,4 | 1,9 | 2,5 |
Устная связная речь | 1,2 | 1,4 | 1,7 | 2,7 |
Свойства устной речи | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,7 |
Текст | 1 | 1,2 | 1,5 | 2 |
Неязыковые средства общения | 1,5 | 2 | 2 | 3 |
Речевой этикет | 1,2 | 1,3 | 1,7 | 2,6 |
Средний балл | 1,3 | 1,5 | 1,8 | 2,6 |
В результате проведения данных факультативных занятий воспитанники знают, что такое грамотная устная речь, основные функции речи, что такое речевой этикет и культура общения. Они имеют представления о различных типах текстов, о структуре рассуждения и сравнительного описания, о речевом общении. Дети умеют вступать в социальные коммуникации, адекватно формулировать свои мысли в различных ситуациях для решения коммуникативных задач
приложение 2
Примерный план занятия факультатива «Речь и культура общения»(5класс)
Тема: Очень важные слова
Цель: Закрепить умения употреблять различные формы словесной вежливости в процессе общения; развитие и корригирование речи обучающихся, речедвигательного и дыхательного аппарата, зрительно-пространственного восприятия через работу с произведениями различных жанров; обогащение словаря обучающихся; воспитание культуры поведения, культуры общения, навыков совместной работы.
Ход занятия.
- Организационный момент
- Речевая разминка
- Дыхательные упражнения (проводит ученик)
- «Пушинка»
- «Посчитай Егорок..»
- Артикуляционные упражнения «Грустно-весело», « Рот до ушей, хоть завязочки пришей…»
- «Не запутайся в звуках»
- Ира-(дыхание)
- Слава М.- [ш]
- Яна- [г, р]
- Ваня- (дыхание)
- Паша-(дыхание)
- Олег-( дыхание)
- Произнести скороговорку, делая ударение каждый раз на другом слове.
(разминка для глаз)
У елки иголки колки. (на доске цветным мелом)
- Для чего проводим речевую разминку? (Ты должен проговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно).
- Чтобы уметь правильно и красиво говорить самим, и чтобы было приятно слушать другим. С такими людьми приятно общаться. А еще приятнее, если человек вежлив.
- Работа по теме занятия.
- Проблемный вопрос
- Вежливый человек – это …. (высказывание обучающихся)
- Быть вежливым, знать как себя вести, с уважением относится к окружающим (от старославянского «веже», т.е. знаток), уметь контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с окружающими людьми.
- Каждый вежливый человек, независимо от его возраста, знаком и дружит с вежливыми словами.
- Вы читали рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Какое волшебное слово сказал старичок мальчику Павлику?
- Но ведь старичок сказал Павлику всего одно волшебное важное слово, а на самом деле их много.
- Я уверена, что вы их знаете
- Вспомните, какие важные слова нужно говорить, когда:
- благодаришь человека;
- приветствуешь кого-либо;
- просишь кого-то о помощи;
- прощаешься;
- просишь прощения.
(на доску помещаются таблички)
- Поразмышляйте, пожалуйста, всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто знает и употребляет вежливые слова.
- Инсценировка «Вежлив ли Витя?» (Ваня, Яна))
- Разыгрывание речевых ситуаций (пары, группы)
- В школе
- В группе
- На уроке
- Решите речевые задачи
- Найти ошибки и исправить их.
5 задач - читают обучающиеся (высказывания обучающихся, инсценирование).
- Тест «Вежлив ли ты?»
- Итог занятия.
- Выкладывание букв: спасибо,
Работа в парах благодарю,
большое спасибо.
- До свидания! До встречи! Спасибо!
приложение 3
Контрольные работы к разделу «Речь»
1. Набор сюжетных картинок, рисунков.
Задание: подписать, где устная и где письменная речь.
2. Магнитофонная запись.
Задание: определить и записать, где, какой вид речи (разговорная, деловая, художественная).
3. Сочинение считалок.
Раздел «Текст»
1. Предлагается набор предложений и текст. Задание:
1) Отличить текст от набора предложений.
2) Определить основную мысль текста. Озаглавить.
3) По опорным словам разбить текст на части.
4) Озаглавить каждую часть.
2. Магнитофонная запись (три типа текстов: повествование, описание, рассуждение) Задание: Определить и записать, где, какой тип текста.
3. Из учебника «Природоведение» (текст выбран) назвать и записать широкую и узкую тему.
4. К теме « Структура текста»
Определи, где начальная часть текста, средняя и концовка. Собери текст.
Подснежник.
Растопили снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся. Нет, не рано, пора, пора - запели птички.
Вот так и наступила весна.
Разбудило солнышко лес.
5. К теме « Составляем план»
Прочитай рассказ. Озаглавь его. Определи самое главное в каждой части рассказа (указать, сколько частей). План запиши.
6. К теме « Рассуждение»
Ты помнишь сказку « Колобок»? От всех убежал Колобок: от бабки и деда, от зайца, волка, медведя, а от лисы не сумел. Мы-то знаем, как все произошло, а бабка, которая испекла колобок, не знает.
Представь, что тебе нужно объяснить ей, почему Колобку не удалось уйти от лисы.
Запиши рассуждение в тетрадь.
7. Ученики 5 класса составили описание. Прочитай внимательно и определи, какого оно стиля (делового или разговорного). Найди предложение, в котором выражена основная мысль.
На белом камне я вдруг увидел ящерицу необыкновенной красоты. Она лежала на своих крохотных конечностях, подняв маленькую головку. Ящерица была зеленая-презеленая. Длина тела с хвостом-15 см. Тонкие голубые жилки извивались по всему телу. Под глазами яркими искорками светились красные крапинки.
Задание:
Исправь текст. Вычеркни в описании предложения и слова, которые не подходят к данному описанию. Попробуй передать мысль иначе.
8. Магнитофонная запись.
Определи, где отрывок из сказки, а где - невыдуманный рассказ.
Раздел « Культура общения»
1.Два мальчика столкнулись в дверях, и никак не могли разойтись. Который из них должен уступить дорогу другому: если первому мальчику -8 лет, а второму-11? Кто должен уступить?
2.Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?». Обращаясь к прохожему мальчик сделал три ошибки. Какие ошибки он сделал?
3.Подружка подарила тебе мяч. Что ты скажешь?
- если он тебе понравился?
- если не понравился?
- если у тебя уже есть такой мяч?
4. Вопросник для детей при обследовании навыков речевого этикета.
Вопрос 1. С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю? А вечером перед сном?
Вопрос 2. С какими словами обращаешься утром (днем, вечером) к товарищу по классу, работникам школы, к малознакомому человеку, если он вошел в комнату?
Вопрос 3. С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, что бы он позвал кого-то нужного тебе, передал книгу, коньки, пропустил пройти к выходу в транспорте, в магазине?
Вопрос 4. С какими словами следует обратиться к незнакомому человеку и попросить его, что бы он указал тебе дорогу к стадиону, к библиотеке?
Вопрос 5. Что надо сказать, когда тебе что-то дарят или оказывают услугу?
Вопрос 6. Что надо сказать, когда тебя о чем-то попросят, а ты не можешь выполнить просьбу?
Результаты обследования заносятся в таблицу:
№ п/п | Ф.И. ученика | Знает вежливые слова № вопроса | Не знает № вопроса | Знает, но не употребляет № вопроса |
1. | ||||
…. | ||||
7. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".
Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....
статья "Использование ИКТ на уроках культуры общения в коррекционной школе VIII вида для развития связной устной речи."
применение информационных технологий на уроках культуры общения...
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...
Введение в основы сельскохозяйственного труда Факультативный курс для 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Авторская рограмма курса «Введение в основы сельскохозяйственного труда» предназначена для начальных классов сельских общеобразовательных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможнос...
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
Статья "Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка ( из опыта работы)."
В статье рассматриваются практические приемы, напрвленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся помогает развитию познават...
Программа факультативных занятий для учащихся восьмых классов специальных (коррекционных) школ VIII вида «Будем беречь здоровье»
В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. Врачи конс...