Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения», специальная (коррекционная) школа, VIII вид
статья по теме
Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения» из методического пособия «Социализация детей и подростков с ОВЗ в условиях специальных (коррекционных) школ интернатов VIII вида» (из опыта работы педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида г. Саянска) в рамках реализации ФЦПРО 2011-2015гг «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ОВЗ и детей-инвалидов» научный редактор д.п.н., профессор Переломова Н.А.
(статья представлена с приложением: конспекты занятий, контрольные и срезовые работы по разделам, буклет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения»
У воспитанников нашей школы слабо сформированы коммуникативные умения и навыки. Отмечается низкая культура речевого общения. Дети затрудняются соблюдать этические нормы, не умеют употреблять этикетные формулы в разных жизненных ситуациях. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует адаптации в обществе.
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции речевого поведения позволит в определенной степени облегчить процесс социализации.
Для решения этих задач в школе-интернате для обучающихся 5-6 классов проводятся факультативные занятия «Речь и культура общения»
Программа курса занятий рассчитана на 34 часа (1раз в неделю) в каждом классе. Основная цель занятий - учить детей эффективному общению.
Задачи:
1. Способствовать совершенствованию речи обучающихся, повышению ее культуры, умения общаться.
2. Формировать умения выбирать языковые средства в конкретной речевой ситуации
3. Обогащать словарный запас, активизировать его
4. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Обучение и развитие на занятиях ведется последовательно по трем разделам: «Речь и её значение в жизни», «Текст», «Культура общения».
Речь и ее значение в жизни
Воспитанникам в доступной форме раскрываются основные функции речи:
- речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями между людьми;
- речь является средством передачи и усвоения определенной информации, коллективного опыта человечества, т.е. служит целям познания мира;
- речь является средством организации и планирования деятельности людей (в том числе коллективной);
- речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.
С такими сложными речеведческими понятиями дети знакомятся, осмысливая свою речевую практику и окружающую их действительность. Так, с функцией планирования и организации деятельности обучающиеся знакомятся на примере таких типичных для их возраста ситуаций, как распределение ролей в игре, обязанностей дежурных по классу и т.п. Осваивая функцию воздействия речи на поступки людей, ученики также рассматривают конкретные ситуации, которые помогают им понять, как те или иные языковые средства, особенности устной речи дают возможность повлиять на человека: похвалить, ободрить или осудить, удержать от нежелательного поступка и т.п.
Таким образом, дети осмысливают значение речи в жизни человека и постепенно начинают овладевать определенными умениями, помогающими им пользоваться речью во всех ее функциях.
Текст
Речевые понятия в программе даются в определенной системе. Центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель работы по развитию речи в школе - научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание.
К осознанию понятия текста обучающиеся подводятся на протяжении всего периода обучения. В начале обучения на первый план выдвигаются такие признаки текста, как тематическое единство, целенаправленность (подчинение основной мысли). На этой базе дается понятие о структурной целостности текста (о наличии в нем зачина, средней части и концовки и о средствах связи между самостоятельными предложениями). Далее дети получают представление о типах текста (повествование, описание, рассуждение), о смысловых и структурных особенностях этих текстов, а также их жанровых разновидностях.
В программу введены также понятия о речевых произведениях, так называемых малых форм: считалке, скороговорке, загадке.
Обучающиеся знакомятся с данными типами текстов для того, чтобы научиться самостоятельно создавать подобного рода речевые произведения, которые помогут им в определенных жизненных ситуациях чувствовать себя уверенно.
Культура общения
Формирование навыков речевого этикета - неотъемлемая часть общей работы по развитию речи обучающихся. Основным направлением работы является обогащение речи ребенка такими словами, оборотами, которые необходимы в повседневном общении между людьми. Это языковые средства, служащие для выражения приветствия, благодарности и т.д. Введение в речь школьников формул речевого этикета не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм в речи, умение выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации. Ребенок должен понимать, что, например, приветствуя товарища, можно сказать: «Здравствуй! Привет!», а при встрече с учителем: «Здравствуйте, Александра Михайловна!»
К занятиям факультатива разработан и используется учебно-методический комплекс: календарно-тематическое планирование на каждый класс (см.приложение 1); примерные планы отдельных занятий (см.приложение2); комплект контрольных вопросов и заданий (по разделам и темам) (приложение 3); занимательный текстовый материал по разделам; серии предметных, сюжетных картинок по разделам; комплекты заданий для речевых разминок (дыхательная и речевая гимнастика); индивидуальные карты речевого развития; аудио-, видеозаписи
Мониторинг речевого развития на данных занятиях проводится с использованием диагностических методик, методов наблюдения, анализа письменных работ обучающихся.
Так, устная речь (словарь и грамматический строй речи), устная связная речь диагностируются по методикам Е.И. Косиновой, М.Н. Фотековой и по анализу письменных творческих работ обучающихся.
Свойства устной речи, неязыковые средства общения, речевой этикет отслеживаются в результате наблюдения за обучающимися (общение их в учебной и неучебной деятельности со сверстниками, взрослыми).
Все параметры коммуникативного развития обучающихся оцениваются в баллах: 0 баллов - невыполнение задания; 1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок (значительная помощь, многочисленные подсказки); 2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок (с незначительной помощью); 3 балла – самостоятельное выполнение задания.
Результативность речевого развития (коммуникативные умения и навыки)
на факультативных занятиях «Речь и культура общения»
Параметры | 2011-2012 уч.г. | 2012-2013уч.г. | ||
5кл | 6кл | 5кл | 6кл | |
Устная речь (словарь и грамматический строй речи) | 1,1 | 1,4 | 1,9 | 2,5 |
Устная связная речь | 1,2 | 1,4 | 1,7 | 2,7 |
Свойства устной речи | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,7 |
Текст | 1 | 1,2 | 1,5 | 2 |
Неязыковые средства общения | 1,5 | 2 | 2 | 3 |
Речевой этикет | 1,2 | 1,3 | 1,7 | 2,6 |
Средний балл | 1,3 | 1,5 | 1,8 | 2,6 |
В результате проведения данных факультативных занятий воспитанники знают, что такое грамотная устная речь, основные функции речи, что такое речевой этикет и культура общения. Они имеют представления о различных типах текстов, о структуре рассуждения и сравнительного описания, о речевом общении. Дети умеют вступать в социальные коммуникации, адекватно формулировать свои мысли в различных ситуациях для решения коммуникативных задач
приложение 2
Примерный план занятия факультатива «Речь и культура общения»(5класс)
Тема: Очень важные слова
Цель: Закрепить умения употреблять различные формы словесной вежливости в процессе общения; развитие и корригирование речи обучающихся, речедвигательного и дыхательного аппарата, зрительно-пространственного восприятия через работу с произведениями различных жанров; обогащение словаря обучающихся; воспитание культуры поведения, культуры общения, навыков совместной работы.
Ход занятия.
- Организационный момент
- Речевая разминка
- Дыхательные упражнения (проводит ученик)
- «Пушинка»
- «Посчитай Егорок..»
- Артикуляционные упражнения «Грустно-весело», « Рот до ушей, хоть завязочки пришей…»
- «Не запутайся в звуках»
- Ира-(дыхание)
- Слава М.- [ш]
- Яна- [г, р]
- Ваня- (дыхание)
- Паша-(дыхание)
- Олег-( дыхание)
- Произнести скороговорку, делая ударение каждый раз на другом слове.
(разминка для глаз)
У елки иголки колки. (на доске цветным мелом)
- Для чего проводим речевую разминку? (Ты должен проговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно).
- Чтобы уметь правильно и красиво говорить самим, и чтобы было приятно слушать другим. С такими людьми приятно общаться. А еще приятнее, если человек вежлив.
- Работа по теме занятия.
- Проблемный вопрос
- Вежливый человек – это …. (высказывание обучающихся)
- Быть вежливым, знать как себя вести, с уважением относится к окружающим (от старославянского «веже», т.е. знаток), уметь контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с окружающими людьми.
- Каждый вежливый человек, независимо от его возраста, знаком и дружит с вежливыми словами.
- Вы читали рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Какое волшебное слово сказал старичок мальчику Павлику?
- Но ведь старичок сказал Павлику всего одно волшебное важное слово, а на самом деле их много.
- Я уверена, что вы их знаете
- Вспомните, какие важные слова нужно говорить, когда:
- благодаришь человека;
- приветствуешь кого-либо;
- просишь кого-то о помощи;
- прощаешься;
- просишь прощения.
(на доску помещаются таблички)
- Поразмышляйте, пожалуйста, всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто знает и употребляет вежливые слова.
- Инсценировка «Вежлив ли Витя?» (Ваня, Яна))
- Разыгрывание речевых ситуаций (пары, группы)
- В школе
- В группе
- На уроке
- Решите речевые задачи
- Найти ошибки и исправить их.
5 задач - читают обучающиеся (высказывания обучающихся, инсценирование).
- Тест «Вежлив ли ты?»
- Итог занятия.
- Выкладывание букв: спасибо,
Работа в парах благодарю,
большое спасибо.
- До свидания! До встречи! Спасибо!
приложение 3
Контрольные работы к разделу «Речь»
1. Набор сюжетных картинок, рисунков.
Задание: подписать, где устная и где письменная речь.
2. Магнитофонная запись.
Задание: определить и записать, где, какой вид речи (разговорная, деловая, художественная).
3. Сочинение считалок.
Раздел «Текст»
1. Предлагается набор предложений и текст. Задание:
1) Отличить текст от набора предложений.
2) Определить основную мысль текста. Озаглавить.
3) По опорным словам разбить текст на части.
4) Озаглавить каждую часть.
2. Магнитофонная запись (три типа текстов: повествование, описание, рассуждение) Задание: Определить и записать, где, какой тип текста.
3. Из учебника «Природоведение» (текст выбран) назвать и записать широкую и узкую тему.
4. К теме « Структура текста»
Определи, где начальная часть текста, средняя и концовка. Собери текст.
Подснежник.
Растопили снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся. Нет, не рано, пора, пора - запели птички.
Вот так и наступила весна.
Разбудило солнышко лес.
5. К теме « Составляем план»
Прочитай рассказ. Озаглавь его. Определи самое главное в каждой части рассказа (указать, сколько частей). План запиши.
6. К теме « Рассуждение»
Ты помнишь сказку « Колобок»? От всех убежал Колобок: от бабки и деда, от зайца, волка, медведя, а от лисы не сумел. Мы-то знаем, как все произошло, а бабка, которая испекла колобок, не знает.
Представь, что тебе нужно объяснить ей, почему Колобку не удалось уйти от лисы.
Запиши рассуждение в тетрадь.
7. Ученики 5 класса составили описание. Прочитай внимательно и определи, какого оно стиля (делового или разговорного). Найди предложение, в котором выражена основная мысль.
На белом камне я вдруг увидел ящерицу необыкновенной красоты. Она лежала на своих крохотных конечностях, подняв маленькую головку. Ящерица была зеленая-презеленая. Длина тела с хвостом-15 см. Тонкие голубые жилки извивались по всему телу. Под глазами яркими искорками светились красные крапинки.
Задание:
Исправь текст. Вычеркни в описании предложения и слова, которые не подходят к данному описанию. Попробуй передать мысль иначе.
8. Магнитофонная запись.
Определи, где отрывок из сказки, а где - невыдуманный рассказ.
Раздел « Культура общения»
1.Два мальчика столкнулись в дверях, и никак не могли разойтись. Который из них должен уступить дорогу другому: если первому мальчику -8 лет, а второму-11? Кто должен уступить?
2.Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?». Обращаясь к прохожему мальчик сделал три ошибки. Какие ошибки он сделал?
3.Подружка подарила тебе мяч. Что ты скажешь?
- если он тебе понравился?
- если не понравился?
- если у тебя уже есть такой мяч?
4. Вопросник для детей при обследовании навыков речевого этикета.
Вопрос 1. С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю? А вечером перед сном?
Вопрос 2. С какими словами обращаешься утром (днем, вечером) к товарищу по классу, работникам школы, к малознакомому человеку, если он вошел в комнату?
Вопрос 3. С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, что бы он позвал кого-то нужного тебе, передал книгу, коньки, пропустил пройти к выходу в транспорте, в магазине?
Вопрос 4. С какими словами следует обратиться к незнакомому человеку и попросить его, что бы он указал тебе дорогу к стадиону, к библиотеке?
Вопрос 5. Что надо сказать, когда тебе что-то дарят или оказывают услугу?
Вопрос 6. Что надо сказать, когда тебя о чем-то попросят, а ты не можешь выполнить просьбу?
Результаты обследования заносятся в таблицу:
№ п/п | Ф.И. ученика | Знает вежливые слова № вопроса | Не знает № вопроса | Знает, но не употребляет № вопроса |
1. | ||||
…. | ||||
7. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".
Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/27/picture-62224-1356598005.jpg)
статья "Использование ИКТ на уроках культуры общения в коррекционной школе VIII вида для развития связной устной речи."
применение информационных технологий на уроках культуры общения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-224065-1365519735.jpg)
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-332170-1383535238.jpg)
Введение в основы сельскохозяйственного труда Факультативный курс для 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Авторская рограмма курса «Введение в основы сельскохозяйственного труда» предназначена для начальных классов сельских общеобразовательных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможнос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-565130-1421393869.jpg)
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-930422-1497397509.jpg)
Статья "Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка ( из опыта работы)."
В статье рассматриваются практические приемы, напрвленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся помогает развитию познават...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/17/picture-1038740-1526569179.jpg)
Программа факультативных занятий для учащихся восьмых классов специальных (коррекционных) школ VIII вида «Будем беречь здоровье»
В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. Врачи конс...