статья "Использование ИКТ на уроках культуры общения в коррекционной школе VIII вида для развития связной устной речи."
статья на тему

Чикова Екатерина Леонидовна

применение информационных технологий на уроках культуры общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках культуры общения в коррекционной школе VIII вида для развития связной устной речи.

Проблема формирования речи у умственно отсталых детей – одна из центральных в специальной психологии и педагогике. Одним из основных проявлений нарушения речи у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием является запаздывание формирования всех этапов речевой деятельности.

Формирование связной речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Необходимо сразу отметить, что умственно отсталые учащиеся без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания. Школьники длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. В процессе порождения связных высказываний они нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи в виде вопросов или подсказок. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями. Более легко детям дается пересказ, однако не без издержек: пропускаются важные части текста, упрощенно передается содержание, дети не понимают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.

Также связная речь учащихся с интеллектуальным недоразвитием характеризуется отсутствием или неправильным использованием языковых средств связи, при котором разрушается общая связность изложения мыслей. Этими средствами связи служат местоимения, наречия, межфразовые синонимы и др.

Наряду с этим выявляется  обедненность речи, ее недостаточная выразительность. На это указывает редкое использование образных средств языка, слов, обозначающих качества предметов или действий, однообразие и примитивность синтаксических структур.

Важным фактором, задерживающим развитие связной устной речи умственно отсталых младших школьников, служит характерная  для них недостаточность усвоения семантической стороны родного языка. Известно, что дети узнают и произносят знакомые слова гораздо более легко и точно, чем незнакомые. Следовательно, значение слова играет существенную роль в организации фонематического слуха ребенка. Аномалия общего развития создает препятствия для понимания умственно отсталым ребенком значений тех слов, которые произносят окружающие, называя предметы обихода или выполняемые действия. Замедленное, в ряде случаев неточное и даже ошибочное усвоение значений слов, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым затормаживает развитие речи ребенка в целом, и развитие связной речи в частности.

Теперь рассмотрим лексическую характеристику речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Словарный запас, которым располагают умственно отсталые школьники, существенным образом характеризует особенности их познавательной деятельности, неумение осмысливать и отражать в речи окружающую действительность, а также своеобразие общего психического развития детей. Основной причиной бедности словарного запаса у детей с умственной отсталостью является низкий уровень их умственного развития. Замедленное  овладение словарным богатством родного языка в значительной мере является следствием присущей умственно отсталым ограниченности социальных и вербальных контактов, а также недостаточной сформированности интересов.

Весьма ограниченный круг слов имеют умственно отсталые дети для обозначения действий. Если ребенок хочет выразить в своей речи выполнение действий: отрезал, приклеил, слепил, то во всех этих случаях он обычно употребляет одно и то же слово – сделал.

Лишь изредка появляются в речи школьников слова, характеризующие свойства и качества предметов. Рассматривая различные растения, птиц или зверей, ученики младших классов затрудняются, если их просят рассказать, как выглядит тот или иной объект. Обычно они весьма приблизительно характеризуют цвет или величину объекта и ничего не говорят о других его особенностях. Например, называют листья зелеными или большими, но не указывают ни их форму, ни качества поверхности.

В учебном плане нашей школы предусмотрен специальный предмет – культура общения, создана альтернативная программа по данному предмету. В рамках этого курса педагог целенаправленно обучает школьников искусству общения, формирует связную устную речь учащихся, расширяет их словарный запас, учит правильно строить фразу, описательный и повествовательный рассказы.

На уроках культуры общения широко используются технические средства обучения. Это и электронные презентации, и уроки с использованием интерактивной доски. Использование технических средств обучения повышает мотивацию к обучению у  школьников с ограниченными возможностями здоровья, позволяет легко и быстро осваивать учебный материал.

Я являюсь составителем программы по предмету культура общения в младших классах. Программа рассчитана на 4 года обучения, состоит из 6 разделов и имеет концентрический тип построения. Представленный ниже урок «Волшебные слова» взят из раздела «образ жизни» основная цель которого - воспитание этических норм поведения в различных жизненных ситуациях, умение соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера, умение давать оценку хорошим и дурным привычкам, обучение добрым делам и поступкам. Помимо развития вербального общения программа нацелена на развитие невербального общения, так как детям с ограниченными возможностями здоровья особенно трудно использовать при общении жесты, мимику, пантомимику, их также необходимо обучать этому специально. При подготовке к уроку я старалась учитывать программные требования: использовала различные формы вежливых слов, примеры жизненных ситуаций, элементы невербального общения.

Специфика данного урока заключается в том, что это не обычный урок, а урок-путешествие в страну Волшебных слов, где учащиеся помогают мальчику своими знаниями и при этом сами узнают новое – различные формы вежливых слов, уместное их употребление. Такая организация урока вовлекает детей в игру и ненавязчиво знакомит их с новыми понятиями, при этом я постоянно опиралась на уже имеющиеся у детей знания, что является залогом успеха при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Итак, словарь учащихся с интеллектуальным недоразвитием при переходе из класса в класс значительно обогащается. Речь школьников особенно значительно пополняется именами существительными и глаголами. Однако, большая часть всех слов, известных ученикам, входит в их пассивный словарь и лишь относительно небольшая используется активно. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее. Также в речи детей встречается много слов-паразитов: значит, так и др. Это свидетельствует о недостаточности активного словаря школьников, о резких затруднениях, возникающих у них при формулировании высказываний.

Грамматическая структура речи умственно отсталых школьников недостаточно развита и развернута. Употребляемые ими предложения чаще всего простые, отсутствуют сложные синтаксические зависимости, указывающие на место, время, причину действия. В структуре употребляемых простых предложений нарушены связи между словами, опускаются предлоги, не учитываются согласования в роде, числе, падеже. Переход к употреблению сложных предложений осуществляется у умственно отсталых школьников трудно и медленно.

В связи с этим, целенаправленное обучение общению в нашей школе продолжается на протяжении всего времени обучения учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Тематическое планирование уроков физической культуры 5 класс коррекционной школы VIII вида

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена на основе Программы  специальных  (коррекцион...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Родительское собрание в 1 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Развитие самостоятельности у детей".

Данное собрание проходит в нетрадиционной форме -  собрание - семинар. В процессе работы, обсуждений, игры, рефлексии родители сами делают выводы о причинах пассивности своего ребёнка, ...

Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения», специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения» из методического пособия «Социализация детей и подростков с ОВЗ в условиях спец...

Развитие и коррекция навыков коммуникативного общения обучающихся коррекционной школы VIII вида на уроках математики

Развитие и коррекция навыков коммуникативного общения обучающихся коррекционной школы VIII вида на уроках математики...

Коррекционно - развивающая логопедическая программа. Курс: "Развитие связной устной речи". Внеурочная деятельность. 1 - 4 классы.

Новизна программы данного курса заключается в сочетании опыта традиционной программы и использования современного материала: методического, наглядного, технического, энциклопедического, а также...