Программа факультативных занятий для учащихся восьмых классов специальных (коррекционных) школ VIII вида «Будем беречь здоровье»
методическая разработка на тему
В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. Врачи констатируют значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния, повышенная утомляемость.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. На сегодняшний день профилактика является основным звеном в рамках охраны и укрепления здоровья и потенциала полноценно функционирующей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_budem_berech_zdorove.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное образовательное учреждение Омской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 6 VIII вида»
Программа факультативных занятий
для учащихся восьмых классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
«Будем беречь здоровье»
Составила:
учитель
Палицына С.Ф.
Омск – 2013
Содержание
- Пояснительная записка
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Список литературы
Приложения:
Приложение №1. Контрольно-измерительные материалы
Приложение №2. Разработки занятий
Приложение №3. Сценарии праздников здоровья
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. Врачи констатируют значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния, повышенная утомляемость.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. На сегодняшний день профилактика является основным звеном в рамках охраны и укрепления здоровья и потенциала полноценно функционирующей личности.
Для любого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из важнейших. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических и природных факторов.
Основной целью специального коррекционного образовательного учреждения является внимательное отношение к состоянию здоровья школьников в организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, разумного сочетания труда и отдыха, эмоциональному климату в школе.
В условиях борьбы за свое собственное существование школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и создают условия для формирования здорового образа
жизни и решают это с разных позиций посредством:
- просветительской деятельности;
- изучения особенностей своего организма;
- изменения установки по отношению к себе и окружающей действительности;
- формирования позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него.
Идеи формирования здорового образа жизни находят свое отражение
в трудах известных педагогов Колесова Д.В., Смирнова Н.К.., Сухомлинского В.А., Матвеева В. Ф. и др.
Изучение педагогической литературы по проблемам формирования здорового образа жизни показало, что в педагогической практике важно учитывать психологические аспекты данной проблемы для детей коррекционных школ YIII вида, что обосновывает необходимость разработки программы факультативных занятий для учащихся восьмых классов специальных(коррекционных) школ VIII вида «Будем беречь здоровье». Программа для учащихся 8-х классов строится с учетом того, что в 9-х классах ведется факультатив «За здоровый образ жизни», а в 7-ом классе заканчивается изучение курса ОБЖ, включающего вопросы здоровьесбережения.
Содержание факультативного курса «Будем беречь здоровье» разработано с учетом психофизических возможностей восьмиклассников с легкой степенью умственной отсталости, их знаний, умений и навыков, полученных за время обучения в школе.
Учитывая значительную задержку в развитии умственной сферы детей, нужно учитывать особенности индивидуального темпа и характера усвоения детьми необходимого материала.
Знания об организме человека и охране его здоровья учащиеся получают на уроках развития речи (начальные классы), природоведения (5 класс), биологии (6-9 классы), ОБЖ (5-7 классы). Однако содержания этих программ недостаточно для формирования ЗОЖ у школьников. Формирование здорового образа жизни, негативного отношения ребенка к вредным привычкам должны проходить через всю систему учебно-воспитательной работы в школе, как на уроках, так и во внеурочное время.
Знания по ЗОЖ для умственно-отсталых детей очень значимы, у них меньше возможности самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т.е. меньше, чем в норме, сформированы различные стороны познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность
уёмственно-отсталого ребенка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.
Программа факультатива рассчитана на 34 часа ( в течение учебного года) для учащихся 8 класса в школе VIII вида.
Содержание программы направлено на воспитание у подростков культуры здоровья, развитие их творческого потенциала, понимание пользы здоровья и спорта и вреда негативных привычек; осознание соблюдения правил личной гигиены и здорового питания; приобретение подростком нового жизненного опыта, проявление новых качеств личности; формирование новых конструктивных форм взаимодействия друг с другом и с окружающими людьми.
Факультативный курс помогает создавать такие условия, в которых каждому ученику будет предоставлена возможность:
- поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих;
- постепенного накопления опыта в вопросах здоровья и безопасности жизни;
- формирования представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
- обеспечение необходимой информации для формирования знаний, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Программа факультатива позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровом образе жизни, познакомить с причинами, нарушающими здоровье, критически относиться к употреблению табака, наркотиков и алкоголя.
В структуру программы входит реализация нескольких видов деятельности, направленных на решение поставленных целей и задач, которые решаются по принципу усложнения работы.
Цель: формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Развитие знаний учащихся о причинах нарушения здоровья.
- Воспитание потребности в заботливом и внимательном отношении к своему здоровью.
- Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к вредным привычкам.
- Коррекция и развитие у учащихся познавательных процессов на основе установления взаимосвязи слагаемых здоровья и окружающей среды, развития воли при принятии и реализации компонентов ЗОЖ.
Формы реализации программы:
- беседы;
-тестирование;
-анкетирование;
-рисование;
-просмотр видеофильмов,
- практические занятия,
- литературное чтение.
Материально-техническая база:
1.Дидактический материал (буклеты, листовки, эмблемы, видеофильмы).
2.Наличие конспектов занятий.
Диагностика знаний, умений и навыков:
диагностика знаний, умений и навыков проводится 2 раза: начальная и заключительная. Для диагностирования используются следующие методики:
1.Анкета «Мое здоровье» (О.В. Бахтин )
2.Тест «Сможешь ли ты устоять?» (составлен мною)
3. Тест «Какое у тебя здоровье?» (Т.В.Орлова )
4. Опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская),/
5. Тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясвин В.)
6. Психолого-педагогическая квалиметрия здорового образа жизни школьников (авторы А. С. Галицкий, Е. Ю. Березняк)
7. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
8. Метод незаконченных предложений «Когда я болен, мне хочется» (на основе методики Санса – Леви)
9.Анкета «Ваше отношение к спиртным напиткам» (составлена мною)
Ожидаемые результаты к концу учебного года:
учащиеся должны знать:
основной уровень
- что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни;
- влияние вредных привычек на состояние здоровья человека;
- понимать значение спорта и физкультуры для организма;
- формы отказа от приобщения к вредным привычкам.
повышенный уровень
- что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни;
- последствия прямого и косвенного воздействия окружающей среды на здоровье человека;
- влияние вредных привычек на состояние здоровья человека;
- понимать значение спорта и физкультуры для организма;
- формы отказа от приобщения к вредным привычкам;
- привычки, укрепляющие здоровье.
Учащиеся должны уметь:
основной уровень
- объяснять необходимость знаний о здоровье;
- укреплять свое собственное здоровье;
- критически относиться к употреблению табака, алкоголя и наркотиков.
повышенный уровень
- объяснять необходимость знаний о здоровье;
- сопоставлять понятия «здоровье» и «болезнь»;
- укреплять свое собственное здоровье;
- вести борьбу с вредными привычками;
- критически относиться к употреблению табака, алкоголя и наркотиков;
- отказать в ситуации давления.
Учебный план
Разделы | Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
Здоровье-главная ценность жизни. | 11 | 8 | 3 |
Вредные привычки. | 23 | 18 | 5 |
Всего | 34 | 26 | 8 |
Учебно-тематический план
№ П/п | Тема занятия | Общее кол-во часов | В том числе теоретичес- ких занятий | В том числе практических занятий |
1. | Введение. Здоровье и здоровый образ жизни. Больной и здоровый организм. | 1 | 1 | _ |
2. | Слагаемые здоровья | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Экологическая среда и ее влияние на здоровье человека. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Спорт и здоровье. | 1 | 0.5 | 0,5 |
5.5. | 1 | |||
5. | Мир эмоций. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | И одежда должна быть прекрасной. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7. | Наша одежда в разные времена года. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. | Секреты здорового питания. | 1 | 1 | - |
9. | Личная гигиена. | 1 | 1 | - |
10. | Зачем нужны прививки? | 1 | 1 | - |
11. | Будь осторожен | 1 | 1 | - |
12. | Беседа «Привычки и здоровье» | 1 | 1 | - |
13. | Как предостеречь себя от вредных привычек. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14. | О вредных привычках и не только… | 1 | 1 | - |
15. | Влияние привычек на здоровье. | 1 | 1 | - |
16. | Вредные привычки-помощники болезни. | 1 | 1 | - |
17. | Курение. | 1 | 1 | - |
18. | Влияние курения на организм. | 1 | 0.5 | 0,5 |
19. | Пассивное курение. | 1 | 1 | - |
20 | Антиреклама табака. | 1 | 0.5 | 0,5 |
21. | Алкоголь и его влияние на организм. | 1 | 0.5 | 0,5 |
22. | Антиреклама алкоголя. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23. | Алкоголь и работоспособность. | 1 | 1 | - |
24. | Трезвый образ жизни | 1 | 1 | - |
25. | Антиалкогольная программа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26. | Первая помощь при остром алкогольном отравлении. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27. | Несовместимость алкоголя и семьи. | 1 | 1 | - |
28. | Алкоголь и будущее потомство. | 1 | 1 | - |
29. | Наркотики и токсические вещества. | 1 | 1 | - |
30. | Наркотики и их последствия для здоровья. | 1 | 1 | - |
31. | Наркотики и токсические вещества -злейшие враги человеческих ценностей. | 1 | 1 | - |
32. | Я - уверенный человек! | 1 | 0,5 | 0,5 |
33. | Сопротивление давлению. | 1 | 0,5 | 0,5 |
34. | Итоговый урок «Вредным привычкам -нет!» | 1 | 0,5 | 0.5 |
Содержание программы
Раздел | Кол-во часов | Изучаемое содержание | Формируемые понятия | Формируемые умения | Формы контроля |
Здоровье - главная ценность жизни | 11 | Здоровье и здоровый образ жизни. Больной и здоровый организм. Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья. | Здоровье. Здоровый и больной организм. Здоровый образ жизни. | Выполнять практические приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни. | Анкета |
Слагаемые здоровья | Образ жизни. Наследствен- ность. Окружающая среда. Здравоохра- нение. | Углубить знания о факторах, составляющих здоровье. | Опросник | ||
Экологическая среда и ее влияние на здоровье человека. | Экология. Экологическая среда. | Экономно и бережно относиться к водным ресурсам. Не допускать загрязнения окружающей среды. | Контрольные вопросы | ||
Спорт и здоровье. | Оздоровление. | Осознание значения спорта в жизни человека. | Анкета | ||
Мир эмоций. | Настроение. Адекватное поведение. Виды эмоций. | Владеть своим эмоциональным состоянием в любой ситуации. | Контрольные вопросы | ||
Одежда должна быть прекрасной. Одежда в разные времена года. | Мода. Силуэт. Стиль. Вкус. Пропорции. Требования к одежде. Требования к обуви. | Формирова- ние эстетическоговкуса. Знакомство с основными требованиями, предъявляемыми к нашей одежде. Научить детей правильно одеваться в разные времена года в целях сбережения здоровья. | |||
Секреты здорового питания. | Основные правила правильного питания. Культура поведения за столом. | Дать представление о роли правильного здорового питания. | Анкета | ||
Личная гигиена. Роль прививок. | Правила личной гигиены.Микро-организмы. Инфекционные болезни. Прививка. | Значимость прививок для организма человека. | Контрольные вопросы | ||
Опасные ситуации на воде, в быту. Правила поведения в опасных ситуациях, Первая помощь | Воспитывать у учащихся Стремление к анализу и прогнозированию опасных ситуаций. | Контрольные вопросы | |||
Вредные привычки | 23 | Привычки. Вредные привычки. | Привычки. Вредные привычки. | ||
Влияние привычек на здоровье. | Анкета | ||||
Вредные привычки – помощники болезни. | |||||
Курение. Влияние курения на организм человека. | Табакокурение. Реклама. Антиреклама. | Критически относиться к употреблению табака. Делать здоровый выбор в ситуации пассивного курения.
| Тест | ||
Пассивное курение. | |||||
Здоровый выбор. Реклама и антиреклама табака. | |||||
Алкоголь. Влияние алкоголя на организм. | Алкоголь. Трезвый образ жизни. | Составлять свою антиалкогольную программу. Делать здоровый выбор и самостоятельно принимать ответственные решения. | Анкета | ||
Реклама и антиреклама алкоголя. Алкоголь и работоспособность. | |||||
Алкоголь и сердечно – сосудистая система. | Тест | ||||
Алкоголь и система пищеварения. | |||||
Трезвый образ жизни. | |||||
Антиалкогольная программа. | |||||
Алкогольное отравление. Первая помощь при остром алкогольном отравлении. | |||||
Несовместимость алкоголя и семьи. | |||||
Алкоголь и будущее потомство. | Контрольные вопросы | ||||
Наркотики и токсические вещества. |
Наркотики. Токсичные вещества | ||||
Наркотики и их последствия для здоровья. | |||||
Жизненные ценности. | |||||
Наркотики и токсические вещества – злейшие враги человеческих ценностей. | Контрольные вопросы | ||||
Личность. Качества личности, помогающие воздержаться от употребления наркотических веществ. | Личность | ||||
Уверенность. Я – уверенный человек. | Уверенность | Тест | |||
Давление. На тебя оказывается давление. | Давление | Сопротивля-ться давлению. Отказаться в ситуации давления. | |||
Как сказать «нет». Сопротивление давлению. | Составление памятки |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Александров О.А. Комплексная программа здоровья. М-2005г.
2.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка (Текст): экспресс - контроль в школе и дома/ В.Ф. Базарный. – М.: АРКТИ, 205.-176с.
3.Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас. М-2004г.
4.Козлов В.И. Береги здоровье смолоду. М.: Мысль-2005г.
5. Коробкина З.В. У опасной черты . М.:Мысль-2005г.
6.Колесов Д.В. Биология. Человек (Текст)/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш.- М.: Дрофа, 2000.
7.Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.
Мн.2005г.
8.Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею. М.:КСП 2005г.
9.Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых (Текст) / психо-коррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: Генезис, 2000.
10.Мазо Ф.Г. В миру иллюзий. Мн.2006г.
11..Мочеева О.Н., Тараданова И.И. Выбираем мир без наркотиков. Омск 2005г.
12..Муратова И.Д. Антиалкогольное воспитание в школе (Текст)/ - Архангельск: Лира, 2001.-198с.
13.Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. М.:2005г.
14. Сафаров М.Г. Экология жилища (Текст)/ М.Г. Сафаров, В.Т. Сафарова// Биология в школе.-2006.-№5.
15. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе (Текст)/ Н.К. Смирнов М.: АРКТИ, 2005. -320с. (Методическая библиотека).
16. Суравегина И.Т. Здоровье и окружающая среда (Текст)/ И.Т. Суравегина , Величуковский Б.Г.. - М., 2002.
17.Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье. М.: Медицина 2006г.
18. Фриш И.К. Из жизни пчел (Текст)/ К. Фриш.-М.: Мир, 2001.
19.Элективные курсы «Биология» 2 (Текст).- М.: Дрофа, 2006.
20. Янковский, Н.К. Гены и здоровье (Текст)/ Н.К. Янковский, С.А. Боринская . Биология в школе.-2001.-№5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для учащихся 9 класса специальной ( коррекционной) школы VIII вида
В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года ...
Рабочая программа по математике для учащихся 9 класса специальной ( коррекционной) школы VIII вида
В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года ...
План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1. Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2. Выявить различия между фигурами.3. Учить видеть в реальных...
План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1. Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2. Выявить различия между фигурами.3. Учить видеть в реальных...
Рабочая программа по чтению для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Данная программа составлена на основе программы «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов с у...
Рабочая программа по чтению для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Рабочая программа по чтению для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по чтению для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Рабочая программа по чтению для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....