Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
статья на тему
Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования российской системы образования. Общение - неотъемлимая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений и навыков учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_moi_innovacii_opisanie_opyta_raboty.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта участника конкурса
Ф.И.О, автор работы | Учреждение, в котором работает автор опыта | Должность с указанием преподаваемого предмета | Стаж работы в должности |
Царегородцева Лидия Геннадьевна | Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида пгт Пижанка Кировской области | Учитель начальных классов | 27 лет |
Сущностные характеристики опыта
| Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы |
| Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования российской системы образования; Потребность в разработке технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников, позволяющей установить максимально эффективные взаимоотношения с окружающим миром; Изобилие практического материала с одной стороны и неразработанность технологии его применения на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида |
| Сущность опыта заключается в том, что коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи) Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, со средствами информации и с самим собой. |
| Новизна опыта предусматривает использование на уроках чтения и развития речи специальных упражнений по формированию коммуникативных умений через: обучение содержанию предмета, развитие прикладных исследовательских умений, развитие социально-коммуникативных умений, личностно ориентированный аспект учебной коммуникации. Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации. Трудоемкость заключается в создании условий для формирования коммуникативных умений и навыков, в систематической диагностике и обработке ее результатов. Доступность. Опыт может быть использован учителями начальных классов специальной ( коррекционной) школы VIII вида |
| В свете реализации новых образовательных стандартов предьявляются новые требования к условиям формирования коммуникативных умений и навыков. Данные требования реализуются на основе учебно - методического комплекта (учебник чтения для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида), информационно-коммуникативных педтехнологий, личностно-ориентированного, системно-действенного подхода, использовании фронтальной, групповой и парной форм работы, создании специальных речевых ситуаций. Постоянное совершенствование профессионального уровня педагога по актуальным проблемам модернизации образования (курсы профессиональной переподготовки, кафедра коррекционной педагогики, 2010г.) |
| Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки чтения и развития речи способствует получению устойчивых положительных результатов и позволяет учащимся с ОВЗ к концу четвертого года обучения овладеть умениями и навыками, необходимыми для успешной речевой и социальной адаптации. |
|
Описание инновационного опыта
В настоящее время интересы образования и государства интегрируются в сфере формирования гармонически развитой личности, необходимым условием которого является владение навыками конструктивного общения, а общение в школе рассматривается как важное условие социализации личности.
Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта, их речевая инактивность, осложняет процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников.
Организация развития речи на коммуникативной основе невозможна без социально-личностного подхода, под которым понимается учет свойств индивида, его жизненного опыта, направленности и содержания деятельности, сферы интересов, склонностей, особенностей эмоционально-волевой сферы, статуса в коллективе, возрастных особенностей и др.
Социально-личностный подход позволяет приблизить обучение ребенка с умственной недостаточностью к жизни, что предполагает максимальную опору на характеристику ведущего вида деятельности, своеобразие интеллектуального и речевого развития, данные возрастных и индивидуальных различий. Возможность активно «включать» всех детей в доступные им формы взаимодействия с окружающими дают игровые модели обучения, прежде всего разворачивание речевых ситуацией в форме сюжетно-ролевых игр. Например, разыгрывая с младшими школьниками в теме «За порогом дома» проблемную ситуацию «Поведение в общественном транспорте», мы предлагаем ученику, испытывающему трудности при вступлении в контакт с окружающими, «роль» пассажира, который не проявляет инициативы в общении, но реагирует на обращения окружающих - передает деньги на билет, компостирует талон, отвечает кивком головы на высказанную благодарность и т.д.
Привлекательными для умственно отсталых учащихся являются и творческие задания: раскрашивание, рисование, аппликации, конструирование, пение, выразительные движения. Как формы работы, среди прочих, могут быть названы: рисование или конструирование с последующим или текущим обсуждением; пение песенок и пропевание речевых образцов, что помогает выработке правильной интонации и артикуляции; составление «шифрованных писем», позволяющих моделировать различные типы высказываний.
Взаимодействие учителя и учащихся по типу «ученик – ученик» может проходить в виде игр «Шапка вопросов» или «Ящик вопросов». Учащиеся заранее пишут на листочках вопросы к изучаемому произведению, кладут их в шапку или опускают в специальный ящик. На уроке каждый ученик вытягивает вопрос и задает его классу, вопросы и ответы коллективно анализируются, обсуждаются и оцениваются.
Наиболее сложным и наименее любимым видом работы на уроке для учителя является использование элементов драматизации. Хотя именно этот вид работы является наиболее интересным и плодотворным для учащихся. При использовании приема драматизации нужно иметь в виду, что формы драматизации могут быть различной степени сложности. Их нужно вводить постепенно. Все более усложняя, но с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также цели урока. Основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:
- анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики, изображенных на ней героев;
- постановка групповых или индивидуальных «живых картинок» (момент из произведения, запечатленный в позе, выражении лица;
- произнесение отдельной реплики героя с использованием нужной интонации, мимики, жестов, движений;
- чтение по ролям;
- драматизация развернутой формы.
На уроках чтения и развития речи можно использовать и такой вид работы, как восстановление деформированного диалога. Учащимся предлагается восстановить небольшой фрагмент диалога из разрезанных и перемешанных реплик. Реплики распечатываются на отдельных листочках, без указания кто говорит. Учащиеся устанавливают последовательность реплик, объясняют, кому они принадлежат, доказывают свою точку зрения, находят этот отрывок в тексте и сравнивают со своим вариантом. Выразительно читают отрывок.
Работа с пословицами и поговорками может проводиться на разных этапах разбора художественного произведения. Например, перед началом чтения произведения:
- Прочитайте пословицу (поговорку). Объясните ее смысл. Попробуйте догадаться, о чем будет произведение (на какую тему), которое мы начнем читать сегодня на уроке.
- После анализа произведения возможна работа в парах. Каждой паре дается часть пословицы и ее окончание в двух вариантах. Каждая пара, обсудив задание, должна выбрать нужное окончание, объяснить смысл пословицы и подумать над тем, подходит ли она к тексту, и если подходит, то объяснить почему.
Работая над развитием коммуникативной функции речи учащихся, следует отдельно остановиться на обучении школьников умению самостоятельно составлять и задавать вопросы к тексту. Например:
- Игра «Почемучка». Задай вопрос, который бы начинался со слова почему.
- Задай как можно больше вопросов к предложению (абзацу).
- Работа с подстановочными таблицами.
К невербальным средствам общения можно отнести игры мимики и жестов. Тематика таких игр может быть разнообразна. Например:
- Игра, «Какой на вкус». При помощи невербальных средств общения покажи кислый лимон, сладкую конфету и др.
- Представь, что тебе дарят подарок, вырази с помощью невербальных средств общения свое удовольствие. Вырази радость при получении красивого букета, жалость при виде бездомного щенка и т.п.
- Игра «как говорят части тела?»
- Как говорят плечи «я не знаю»
- Как говорит палец «иди сюда»
- Как говорит нога малыша, требуя «я хочу»
Подводя итог урока, можно попросить ребят задать вопросы друг другу:
- Павел, узнай у Саши, какое задание ему показалось самым легким и почему.
- Надя, спроси у Кати, какой персонаж произведения ей больше всего понравился и почему.
- Алеша, расскажи ребятам, какой вывод ты сделал для себя, прочитав этот рассказ и почему.
- Люда, расскажи ребятам о своих чувствах и переживаниях при прочтении рассказа Л.Толстого «Котенок»
- Ребята, кто сегодня на уроке задал самый интересный вопрос?
- Ребята, кто хочет сказать хорошие, добрые слова об ответе своего товарища?
- Ребята, кто сегодня на уроке лучше всех читал по ролям? Какой отрывок они читали? и т.п.
Следующий аспект принципа социально-личностного подхода, заключается в отборе содержания материала, исходя из социокультурных условий жизни учащихся.
Например, обсудить свои впечатления от посещения музея. И другая проблема, представленная в форме субъективного утверждения «Барби - самая лучшая кукла», тоже скорее всего актуальна для жителей больших городов, где дети имеют современные игрушки. Однако, в рамках темы «Игры и игрушки» мы можем и вовсе отойти от подобных проблем, если ребята эмоционально не реагируют на эту игрушку, а больше увлечены только что подаренным большим плюшевым мишкой.
Важным аспектом в развитии навыков общения представляется создание на уроках атмосферы, благоприятствующей этому процессу. А. А. Леонтьев (1970), определяя оптимальное педагогическое общение, отмечал, что в процессе обучения необходимо создавать наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности, это создает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности детей и подростков.
Речевое партнерство в процессе обучения в значительной степени зависит от коммуникативного поведения учителя. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес к ученикам, их словам, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как ученики откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении, т.е. станут речевыми партнерами.
Практика работы в специальной школе показывает, что наилучшие показатели в развитии речевой коммуникации учащихся отмечаются у учителей, чей педагогический стиль общения можно охарактеризовать как «общение дружеского расположения» или «общение совместной увлеченности» (Т.А. Ладыженская), где характер общения педагога с учащимися отражен уже в наименованиях стиля общения.
Одним из основных качеств речи учителя должна быть уместность, коммуникативная целесообразность, которая предполагает умение учитывать ситуацию общения и выбирать оптимальные для конкретных задач и обстоятельств вербальные и невербальные средства общения. Не менее важно, каким голосом произносятся учителем высказывания, какой мимикой и жестами они сопровождаются. Моделирование на уроках различных игровых и учебных ситуаций диктует необходимость использования и интригующего, и заговорщического, и доверительного, и делового, и шутливого и многих других разновидностей тона голоса учителя.
Комфортность общения на уроке в большой степени зависит и от того, как учитель реагирует на ошибки детей. Исправление ошибок в процессе организованного диалога нарушает коммуникацию, кроме того, вообще не сочетается с существующими этикетными нормами не прерывать собеседника. Устные ответы умственно отсталых школьников должны быть в первую очередь направлены на установление взаимопонимания с окружающими (т.е. на уроке - с учителем и одноклассниками) и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение. Необходимо поощрять стремление каждого ребенка всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение.
При выполнении упражнений детям предлагаются различные виды помощи (стимулирующая, направляющая и обучающая).
Для организации работы по формированию коммуникативных умений и навыков
необходимы специальные условия, непосредственно связанные с внедрением принципов сотрудничества в обучение.
Наиболее значительный вклад в создание принципиально иной модели обучения, – обучения, основанного на учебном сотрудничестве учеников, принадлежит Д.Б. Эльконину (1989) и В.В. Давыдову (1996), а также их последователям – В.В. Рубцову (1998) и Г.А. Цукерман (1993). В их исследованиях убедительно показана не только сама возможность практической организации эффективных форм сотрудничества учеников начальной школы по поводу усвоения учебного содержания (русский язык, математика и другие предметы), но и зафиксировано позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи.
В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия.
Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила. Например, при организации групповой работы нельзя принуждать или высказывать неудовольствие, если кто-то не хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от работы); совместная работа не должна превышать 10-15 минут, так как если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается; не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием и т.д. При этом нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.
Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она строится по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей. Такой тип деятельности может быть рекомендован, в первую очередь на уроках чтения. Психолого-педагогическими условиями организации совместно-разделенной деятельности учеников являются следующие:
- отношения между учащимися, объединяющимися в группу должны быть положительными или нейтральными;
- групповое обучение будет эффективным при организации совместной деятельности с динамикой ролей;
- в группы целесообразно объединять учащихся с разными, но достаточно близкими исходными уровнями развития обобщения в отношении реализуемой учебной цели. Так, например, группы, объединяющие учеников с высоким и средним уровнем обобщения («смешанные»), оказываются эффективнее, чем группы, объединяющие учащихся только с высоким исходным уровнем.
Таким образом: создание в школе реальных условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешное формирование («прививание»), навыков эффективного сотрудничества со сверстниками и взрослыми служит мощным противодействием многочисленным личностным нарушениям у детей. Использование на уроках различных приемов коррекционного воздействия позволит обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для дальнейшего успешного обучения. Это умение реально оценивать свои речевые навыки, проявлять инициативу при ведении диалога. Активно и эмоционально участвовать в диалоге. Внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы. Грамматически правильно оформлять свои высказывания.
Приложение 2
Заключение на материалы инновационного опыта
Ф.И.О. Царегородцева Лидия Геннадьевна
Место работы, должность МК СКОУ школа-интернат VIII вида пгт. Пижанка Кировской области, учитель начальных классов
Наименование опыта Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы
№ п/п | Критерии | Возможное количество баллов | Выставленные баллы |
1 | Актуальность и полезность инноваций, их целесообразность (зачем осуществляется инновация) | 0-5 | 5 |
2 | Новизна и оригинальность (в России, регионе или для местных условий) | 0-5 | 5 |
3 | Практическая реализация | 0-5 | 5 |
4 | Результаты и эффекты (что достигнуто и как это повлияло на жизнь учреждения) | 0-5 | 5 |
5 | Стабильность достигнутых результатов | 0-5 | 5 |
6 | Творческий характер, оригинальность и современность формы представления мультимедийного эссе | 0-5 | 5 |
Итого | 30 | 30 |
Рецензия: Опыт по формированию коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах коррекционной школы, представленный учителем Царегородцевой Л.Г., является актуальным и своевременным. Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки чтения и развития речи способствует получению устойчивых положительных результатов и позволяет учащимся с ОВЗ к концу четвертого года обучения овладеть умениями и навыками, необходимыми для успешной речевой и социальной адаптации. Опыт Царегородцевой Л.Г. был представлен на школьном уровне. А также Царегородцевой Л.Г. по данной теме была выполнена выпускная квалификационная работа на кафедре коррекционной педагогики и успешно защищена.
Количество страниц – 4 Рецензент Лаптева Татьяна Александровна, заместитель директора по учебной работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".
Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...
Урок чтения и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема "Русские народные сказки"
Данный урок является обобщающим по разделу "Русские народные сказки". К уроку подготовлена презентация. Цель использования ЦОР направлена на формирование интереса учащихся к чтению, реализацию принцип...
Словарная работа на уроках письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Из опыта . Новый подход к словарной работе....
КОНСПЕКТ урока развития речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида тема: «Бурый медведь»
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о буром медведе.Задачи:1. Отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовате...
Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения», специальная (коррекционная) школа, VIII вид
Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения» из методического пособия «Социализация детей и подростков с ОВЗ в условиях спец...
Развивающие минутки на уроках чтения и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, рассеянное внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие реакции, мы активно используем на уроках чте...