Уроки психологии в 1 классе
методическая разработка на тему
уроки входят в программу "Адаптация первоклассников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование саморегуляции | 36.22 КБ |
Формирование саморегуляции урок 2 | 531.82 КБ |
Формирование навыков совместной деятельности | 256.17 КБ |
Формирование навыков совместной деятельности, урок 2 | 241.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Занятие 3. Тема: «Формирование саморегуляции».
Урок 3.
Тема раздела: коммуникативная адаптация
Тема: Развитие внимания. Устойчивость.Переключаемость
Цели:
- развитие внимания
- тренировка устойчивость внимания
- тренировка переключаемости внимания
- умение воспринимать информацию, поданную в разных видах(вербально, зрительно, тактильно)
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, |
Ι. Вводный | Ритмический узор Идет коза рогатая… РИСУЕМ ДВИЖЕНИЯ | Познавательные УУД 1.Находить сходство и отличая с эталоном(визуальным ,слуховым, тактильным и т.д) 2.Переключать внимание с одного вида деятельности на другой 3.Сохранять устойчивость внимания на протяжении упражнении; урока. 4.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
II. Развитие умений. | 6. Упражнение «Летает – не летает» Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
10. Картинки "Найди отличие". Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия. «Животные» Это упражнение служит для поддержания работоспособности группы. Каждый участник называет любое животное, при этом остальные должны запомнить, кто какое животное назвал. Затем все запоминают ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения: два хлопка в ладоши – на каждый хлопок называется свое животное, и два удара ладонями по коленям – одновременно называется животное другого участника. Первый игрок два раза называет свое животное, делая одновременно два хлопка, и сразу в том же темпе два раза хлопает себя по коленям, произнося дважды название того игрока, кому хочет передать ход. Этот игрок подхватывает заданный темп, дважды хлопая в ладоши, дважды произносит название своего животного и, хлопая по коленям, называет следующего игрока. Тот, кто сбивается с ритма, начинает выполнять это же задание, но изображая только звуки своего животного. Птица - не птица. Веселая игра на внимание и знание птиц. Прилетели птицы: | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Итог. | – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | |
ΙV. Домашнее задание. | Повторяем упражнения урока |
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Занятие 3. Тема: «Формирование саморегуляции».
Урок 3.
Тема раздела: Коммуникативная адаптация
Тема: Развитие внимания. Концентрация. Произвольность.
Цели:
- развитие умений концентрировать внимание
- тренировка произвольности внимания
- тренировка переключаемости и устойчивости внимания
- умение воспринимать информацию, поданную в разных видах (вербально, зрительно, тактильно)
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, |
Ι. Вводный | «Хлопки» Участники группы встают в линию, колонну, круг. По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок, ни больше, ни меньше. Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды. «Чайничек»
| Познавательные УУД 1.Находить сходство и отличая с эталоном(визуальным ,слуховым, тактильным и т.д) 2.Переключать внимание с одного вида деятельности на другой 3.Сохранять устойчивость внимания на протяжении упражнении; урока. 4.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
II. Развитие умений. | Упражнение «Наблюдательность» Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Упражнение «Муха 1» Упражнение на развитие концентрации внимания Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности. Найди 10 отличий. 5. Упражнение на развитие произвольного внимания Ребенку дают лист бумаги и цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. По завершении работы ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, ответьте, что пусть он делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия. Игра "Ищи безостановочно"В течение 10–15 сек увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют. Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания). Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров.
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Итог. | – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | |
ΙV. Домашнее задание. | Повторяем упражнения урока |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Занятие 3. Тема: «Формирование навыков совместной деятельности».
Урок 3.
Тема раздела: Коммуникативная адаптация
Тема: Формирование навыков совместной деятельности. Работа в паре.
Цели:
- развитие умений работы в паре
- тренировка произвольности внимания
- тренировка переключаемости и устойчивости внимания
- умение воспринимать информацию, поданную в разных видах (вербально, зрительно, тактильно)
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, |
Ι. Вводный | Коммуникативное упражнение «С добрым утром» С добрым утром глазки, вы проснулись. С добрым утром ушки, вы проснулись. Глазки смотрят, смотрят, Ушки слушают, слушают; Ручки хлопают, хлопают; Ножки топают, топают Мы проснулись! Теперь ребята давайте поздороваемся с соседом «Здравствуй Вася! .и т.д «Хлопки» По команде, начиная с первого, каждый ученик последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок, ни больше, ни меньше. Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды.
| Познавательные УУД 1.Находить сходство и отличая с эталоном(визуальным ,слуховым, тактильным и т.д) 2.Переключать внимание с одного вида деятельности на другой 3.Сохранять устойчивость внимания на протяжении упражнении; урока. 4.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
II. Развитие умений. | 1.Упражнение «Наблюдательность» Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники (сосед по парте) дополняют пропущенные детали. 2. Упражнение на развитие произвольного внимания В альбомах по психологии нарисуйте в ряд 10 треугольников. По завершении работы ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, ответьте, что пусть он делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия. Взаимопроверка результатов 3. Графический диктант 4. Найди отличия Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания). Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров.
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Итог. | – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | |
ΙV. Домашнее задание. | Повторяем упражнения урока |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Занятие 3. Тема: «Формирование навыков совместной деятельности».
Урок 3.
Тема раздела: Коммуникативная адаптация
Тема: Формирование навыков совместной деятельности. Работа в паре.
Цели:
- развитие умений работы в паре
- тренировка произвольности внимания
- тренировка переключаемости и устойчивости внимания
- умение воспринимать информацию, поданную в разных видах (вербально, зрительно, тактильно)
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, |
Ι. Вводный | Коммуникативное упражнение «С добрым утром» С добрым утром глазки, вы проснулись. С добрым утром ушки, вы проснулись. Глазки смотрят, смотрят, Ушки слушают, слушают; Ручки хлопают, хлопают; Ножки топают, топают Мы проснулись! Теперь ребята давайте поздороваемся с соседом «Здравствуй Вася! .и т.д ««Объединение»
Цель: Повышение уровня внутригрупповой сплоченности. Необходимое время: 15 минут. Материалы: Нет. Подготовка: Специальной подготовки не требуется. Процедура: Ведущий просит найти друг друга тем, у кого одинаковый цвет глаз (варианты: «тем у кого день рождения летом», «тем, в чьем имени пять букв» и т.д.).
| Познавательные УУД 1.Находить сходство и отличая с эталоном(визуальным ,слуховым, тактильным и т.д) 2.Переключать внимание с одного вида деятельности на другой 3.Сохранять устойчивость внимания на протяжении упражнении; урока. 4.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
II. Развитие умений. | 1.Упражнение «Наблюдательность» Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. 2. Упражнение на развитие произвольного внимания Ребенку дают лист бумаги и цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. По завершении работы ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, ответьте, что пусть он делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия. Квадраты, треугольники, кругиОценить общую внимательность можно с помощью следующего несложного задания. Предложите детям один или несколько вариантов задания и оцените точность их понимания и правильность выполнения. а) Поставьте "крестик" во втором треугольнике слева и знак "минус" в любом кружочке. Взаимопроверка результатов 3. Графический диктант 4. Найди отличия | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Итог. | – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | |
ΙV. Домашнее задание. | Повторяем упражнения урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок психологии в 5 классе "Язык жестов. Можно ли общаться без слов?"
Вашему вниманию предлагаю урок психологии по экспериментальной программе факультативного курса "Учимся общаться"для учащихся 5 классов по теме "Язык жестов. Можно ли общаться без слов"...
Урок психологии "Что такое общениее" для учащихся 5 классов
Урок психологии для учащихся 5 классов по теме "Что такое общение"....
Учебно-тематическое планирование уроков психологии для учащихся 5-8 классов
Учебно-тематическое планирование уроков психологии для учащихся 5-8 классов...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)
НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...
Рабочая программа «Уроки психологии» для учащихся 10 класса
На уроках, учащимся даются основные понятия общей психологии в доступной форме, психологические тесты, советы по снятию стресса.Последнее занятие посвящено снятию стресса и релаксации, уча...
Интегрированный урок психологии и обществознания. 5 класс
Цель урока: систематизировать представление учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице)....
Урок психологии по теме "Познай себя сам" в 6 классе
Цель урока - формирование мотивации на познание себя путем развития рефлексивных способностей обучающихся.Рефлексивный этап занятия является важным компонентом урока для создания необходимой раб...