Рабочая программа «Уроки психологии» для учащихся 10 класса
рабочая программа по психологии по теме
На уроках, учащимся даются основные понятия общей психологии в доступной форме, психологические тесты, советы по снятию стресса.
Последнее занятие посвящено снятию стресса и релаксации, учащимся предлагается прослушивание музыки, с целью гармонизации личности, снятия стресса и эмоционального напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_psihologii.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) № 2
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
198020, Санкт – Петербург, Старо-Петергофский пр. д. 33a
тел./факс 252-04-56
Принята «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор школы
Протокол № «___» от __________г. ____________М. Г. Черных
«___»________________ г.
Рабочая программа
«Уроки психологии»
для учащихся 10 класса
Принято на заседании научно-методического отдела
ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Протокол № ______ от «___» ________________ 2012г.
Заведующая отделом ______________ Т.Г. Зайченко
Санкт-Петербург
2012
Содержание:
1. Пояснительная записка
- актуальность программы
- цели и задачи программы
- количество и длительность занятий
- целевая группа
- этапы работы
- прогнозируемые результаты
- параметры результативности и диагностика
- организационно- педагогические условия
2. Характеристика целесообразной методики построения курса.
3. Содержание программы
4. Учебно-тематический план
5. Список используемой литературы.
6. Приложение:
1. содержание презентации «Психология человека»,
2. тест «Твой психологический тип»,
3.бланк самостоятельной работы
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
Школьное обучение и воспитание в целом, а также воспитание и обучение детей логопатов в школе-интернате в частности основной своей целью ставит гармоничное психологическое развитие личности каждого ребенка, для чего на протяжении всего обучения постоянно проводится разнообразная психолого-педагогическая работа.
Говоря о работе с учащимися с нарушениями речи в условиях школы-интерната, нужно иметь в виду, что они имеют целый ряд особенностей, как общих, так и специфических, также, каждый из них имеет свои, индивидуальные особенности. В познавательной сфере своеобразно развиваются высшие психические процессы – внимание, мышление, память, восприятие. Особенно страдают компоненты непосредственно связанные с первичным, речевым дефектом – вербально-логическое (словесное) мышление, словесная, ассоциативная память и т. п.. Также бывает нарушена произвольность деятельности и самоконтроль. Внимание чаще всего неустойчиво, его объем и концентрация снижены.
В ряде случаев нарушение речи является не первичным дефектом, а проявляется на фоне органического поражения коры головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития, при которых нарушение познавательной деятельности закономерно.
Дети с тяжелыми нарушениями речи также зачастую имеют множество личностных, эмоциональных проблем. Это может быть связано с комплексами по поводу собственного дефекта, органическим поражением коры головного мозга, что приводит к утомляемости, гиперактивности, подверженности стрессам. Также причинами указанных проблем могут быть отношения в семье и другие, характерные и для детей не имеющих проблем развития. Для детей логопатов характерны: повышенная тревожность, застенчивость, либо наоборот агрессия, гиперактивность, а также различные акцентуации характера, склонность к невротическим проявлениям.
Учитывая все вышеназванные факторы очевидно, что дети –логопаты требуют особой психолого-педагогической заботы и сопровождения, для достижения того, что можно назвать комфортным ощущением себя в жизни.
Одной из форм работы с детьми в школе-интернате №2 являются уроки психологии в 10 классе.
На уроках, учащимся даются основные понятия общей психологии в доступной форме, психологические тесты, советы по снятию стресса.
Последнее занятие посвящено снятию стресса и релаксации, учащимся предлагается прослушивание музыки, с целью гармонизации личности, снятия стресса и эмоционального напряжения.
В дальнейшем учащимся предлагается по желанию обращаться к психологу школы-интерната №2 для индивидуальных консультаций и бесед.
- Цели и задачи программы
Цель программы: Развитие личности и улучшение психологического состояния учащихся.
Задачи:
1. Расширение кругозора учащихся;
- Повышение уровня общей образованности учащихся;
- Формирование стремления и умения понять себя и окружающих;
- Самопознание
- Количество и длительность занятий –7-8 занятий по 45 минут
- Целевая группа – учащиеся 10 классов школы V вида
- Этапы работы:
1) Изучение основных понятий общей психологии (презентация «Психология человека»
2) Самооценка индивидуально-психологических особенности личности учащихся с помощью психологических тестов, обсуждение результатов
3) Самостоятельная работа по пройденному материалу. Совместная работа над ошибками в самостоятельной работе с целью уточнения и закрепления пройденного материала.
4) Изучение способов снятия стресса. Практическое занятие – музыкотерапия.
- Прогнозируемые результаты:
- Приобретение учащимися представления о том, что изучает психология, основных понятиях общей психологии, применительно к самим себе;
- повышение у учащихся интереса к приобретению новых знаний, к психологическим особенностям себя и окружающих;
- улучшение общего психологического состояния учащихся.
- Параметры результативности и диагностика
В качестве критериев эффективности программы используется самостоятельная работа для учащихся по изученным понятиям психологии человека, анкета обратной связи участников
- Организационно- педагогические условия
Форма работы – групповая, со всем классом.
- Условия проведения:
Просторная, хорошо проветриваемая аудитория, ПК, проектор
- Характеристика целесообразной методики
построения курса.
В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы.
Структура занятий позволяет гибко адаптировать содержание программы индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.
Каждое занятие состоит из пяти основных этапов.
Первый этап – организационный, в задачи которого входит создание психологического комфорта в группе, положительного психологического климата, знакомство с содержанием занятия, принятие (повторение) правил работы в группе. В данный этап также включаются психокоррекционные упражнения.
Второй этап – работа по основной теме занятия.
Третий этап - рефлексия деятельности на занятии, задачей которого является выявление степени удовлетворенности участниками совместной деятельностью, и усвоения ими новым знаний и умений.
Используемые педагогические технологии
Техники релаксации, музыкотерапия, ИКТ, бланковые методики, беседы с учащимися, психологические тесты.
3.Содержание программы:
Тема 1: Психология человека
Изучение основных понятий общей психологии. Презентация «Психология человека» (см. приложение 1).
Понятия «психология», «душа», «психика».
Основные функции психики. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.
Психические процессы: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь); эмоционально-волевые (эмоции и чувства, воля).
Психология личности (способности, мотивация, темперамент, характер, интраверсия и экстраверсия).
Тема 2: Самопознание.
Психологическое тестирование учащихся.
Тесты «Твой психологический тип» (определение интраверсии и экстраверсии) см. приложение 2, тест «Интеллектуальной лабильности».
Также дополнительно можно предложить учащимся и другие тесты, исследующие личность, или какой либо познавательный процесс, по их запросам, этот вид работы очень нравится школьникам. Обсуждение результатов.
Тема 3: Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа на бланках по изученному материалу (см. приложение 3). Совместная проверка, уточнение, обсуждение.
Тема 4: Способы релаксации и снятия стресса. Музыкотерапия.
Стресс. Его значение в жизни. Понятие о релаксации. Методы снятия стресса. Прослушивание композиций из УМК психолога (методика Элькина). Групповое обсуждение влияния музыки на состояние. Рефлексия.
4.Учебно-тематический план
№ п\п | Тема | Кол.во часов | В том числе | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Психология человека | 3-4* | 2,5-3,5 | 0,5 |
2. | Самопознание | 1 | 0,15 | 0,85 |
3. | Самостоятельная работа | 1 | 0,15 | 0,85 |
4. | Самостоятельная работа. Совместная проверка. | 1 | 0,15 | 0,85 |
5. | Способы релаксации и снятия стресса | 1 | 0,15 | 0,85 |
*В зависимости от усвоения материала.
- Список используемой литературы
- М.В. Гамезо, И.А. Домашенко - Атлас по психологии Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2003.
- В.М. Элькин – Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства: методическое руководство. –СПб, ИМАТОН, 2007.
3) Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога» - М. 1996
4) Битянова М. «Организация психологической работы в школе»., М. «Совершенство», 1998
5) Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Я., 1997
6) Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998
Приложение 1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА УРОКЕ «Психология человека»
Слайд 1
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
(«психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе» (греч. psyche – «душа», logos – «учение»))
Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта (человека) и его поведение.
Слайд 2
Основные функции психики
(для чего существует психика и что она делает)
Отражение – окружающей действительности. Психическое отражение не зеркально – оно преломляется через индивидуальность человека.
Регуляция поведения и деятельности – свойства личности
Слайд 3
Основные формы проявления психики и их взаимосвязь
Психические процессы
А) познавательные
Б) эмоционально-волевые
Свойства личности
Состояния
Слайд 4
Познавательные процессы
• Ощущение
• Восприятие
• Внимание
• Память
• Воображение
• Мышление
• Речь
Слайд 5
Эмоционально-волевые психические процессы
• Эмоции и чувства
• Воля
Слайд 6
Психология личности
• Способности
• Мотивация
• Темперамент
• Характер
Слайд 7
Познавательные процессы
С их помощью мы получаем знания об окружающем мире – видим и чувствуем предметы, обращаем на них внимание, запоминаем, обдумываем, рассказываем другим, создаем что-то новое…
Слайд 8
Ощущения
Это отражение основных свойств предметов, с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Цвета, звуки, запахи – все это ощущения.
Красный, шершавый, горький, громкий – ощущения.
Слайд 9
Восприятие
Это отражение образа предмета в целом, с помощью органов чувств (зрение и др.) и сравнения образа с прошлым опытом.
Мы воспринимаем все что нас окружает: образы людей, зданий, машин, животных и т. д.
Слайд 10
Внимание
Наше сознание бывает направлено на что-то одно, отвлекаясь от всего остального.
Мы смотрим интересный фильм, или делаем уроки и не видим, не слышим ничего вокруг.
Слайд 11
Память
Это все что мы запоминаем, что мы ощущали в нашем прошлом опыте, эти образы остаются в мозгу.
- Запоминаем
- Сохраняем
- Воспроизводим
- узнаем
Слайд 12
Воображение
Мы можем создавать новые образы на основе ранее воспринятых.
Воображение как бы перерабатывает то, что есть в памяти.
Произведения писателей, художников, кинематографистов появляются благодаря работе творческого воображения.
Слайд 13
Мышление
Получив информацию, мы перерабатываем ее.
Обдумываем причины и последствия событий, поступков.
Делаем умозаключения.
Решаем задачи.
Слайд 14
Психология личности
Это все что мы сами и окружающие люди могут сказать о нас.
Отвечает на вопрос: «Какой ты человек?»
Слайд 15
Способности
Индивидуальные особенности личности (т. е. наши), которые помогают нам в какой- либо деятельности.
Например: способности к музыке, к рисованию и т. д.
Слайд 16
Мотивация
• То, что побуждает, заставляет нас делать что-либо.
• Мотивы наших поступков.
Слайд 17
Темперамент
Наши индивидуальные особенности, в них проявляется наше поведение и деятельность, их скорость и эмоциональность.
Слайд 18
Типы темперамента
и их характерные черты.
• Сангвиник – подвижность, склонность к частой смене впечатлений, отзывчивость и общительность.
• Флегматик –медлительность, устойчивость, эмоциональные состояния внешне выражаются слабо.
• Холерик – бурные эмоции, резкие смены настроения, неуравновешенность, общая подвижность.
• Меланхолик – легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события.
Слайд 19
Характер
Содержание личности, ее поведения и деятельности.
Экстраверсия и интроверсия
Наше устойчивое отношение к окружающему миру, наши привычки, качества: доброта, упрямство, хитрость и т. д.
Слайд 20
Эмоционально- волевые процессы
• Постоянно происходят внутри нас, тесно связаны со свойствами личности.
Слайд 21
Эмоции
Это наша реакция на происходящие события, которые воздействуют на нас.
Наше личное к ним отношение.
Слайд 21
Воля
Это то, как мы контролируем свое поведение.
С помощью воли мы заставляем себя работать, учиться, достигать чего-либо.
А также отказаться от чего-либо (бросить курить).
Слайд 22
Итак:
Все эти качества и особенности личности, и познавательные процессы вместе составляют неповторимую индивидуальность каждого человека.
При создании презентации целью было не заполнить головы детей сложными терминами, а дать им понимание понятий психологии применительно к жизни и к ним самим. Каждый слайд объясняется, уточняются все незнакомые слова, желательно применять доступные актуальные и интересные для подростков примеры – из их жизни, из СМИ, из литературы, замечательно, если присутствует юмор.
Пример – ВОЛЯ: … (можно назвать кого-либо из присутствующих) всю ночь просидел в Интернете, а с утра звонит будильник, ему очень хочется спать, но он не придумывает причины прогулять школу, а встает и идет учиться, вот тогда у него работает воля.
Все это приблизит изучаемый материал к жизни ребят, я позволяю себе применять даже молодежный сленг в разумных пределах.
Приложение 2
тест «Твой психологический тип»
Оцените следующие высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.
1) Я легко сближаюсь с людьми.
2) У меня много знакомых, с которыми я часто встречаюсь.
3) Я - разговорчивый человек.
4) Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.
5) Мне было бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.
6)Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.
7) Мне удается оживить скучную компанию.
8) Я говорю быстро.
9) Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.
Результаты:
1-12 баллов. Интроверт.
Обращенный на себя, с трудом вступает в контакт. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, общению предпочитает книгу.
13-24 балла. Амбаверт.
Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки.
25-36 баллов. Экстраверт.
Словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки, несдержан, не может контролировать свои эмоции.
Также дополнительно можно предложить учащимся и другие тесты, исследующие личность, или какой либо познавательный процесс, этот вид работы очень нравится школьникам.
Приложение 3
Самостоятельная работа по психологии ____ класс
ФИ_________________________________________________ дата_________________
Перечислите познавательные психические процессы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что входит в психологию личности?_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Определите о каком познавательном психическом процессе идет речь:
А) Отражение основных свойств предметов, с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса __________________________________________________________
Б)________________________ это отражение образа предмета в целом, с помощью органов чувств (зрение и др.) и сравнения образа с прошлым опытом.
В)
- Запоминаем
- Сохраняем
- Воспроизводим
- Узнаем
__________________________________________________________________________
Г) С помощью _________________________________________________________:
Обдумываем причины и последствия событий, поступков.
Делаем умозаключения.
Решаем задачи.
Д) Мы можем создавать новые образы на основе ранее воспринятых. _________________________________________________________________________
Е) Наше сознание бывает направлено на что-то одно, отвлекаясь от всего остального.
_______________________________________________________________________
4) Перечислите виды мышления_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Индивидуальные особенности личности (т. е. наши), которые помогают нам в какой- либо деятельности___________________________________________________________
6) НАША РЕАКЦИЯ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА НАС__________________________________________________
7)То, что побуждает, заставляет нас делать что либо________________________________
8)Наши индивидуальные особенности, в них проявляется наше поведение и деятельность, их скорость и эмоциональность_________________________________________________
9) Содержание личности, ее поведения и деятельности.______________________________
10)Это то, как мы контролируем свое поведение.
С помощью________________мы заставляем себя работать, учиться, достигать чего-либо.
11) Назовите 4 типа темперамента._______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12) Кто более общительный экстраверт или интроверт? ______________________________
13) Что глубже и долговечнее эмоции или чувства?__________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа уроков немецкого языка в 9 классе (УМК "Шаги")
Данная рабочая программа составлена для уроков немецкого языка в 9 классе по УМК "Шаги 5" (под ред. И.Л. Бим). Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Папка содержит файлыПояснительная запискаСодержа...
Рабочая программа уроков ОБЖ в 8 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основа...
Рабочая программа уроков ТУВИНСКОй ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
5-ки класстын торээн чогаал кичээлдеринин ажылчын программазы....
Рабочая программа уроков английского языка в 7 классе по учебнику Spotlight 7
Рабочая программа создана с учетом требований ФГОС, с кодификатором ОГЭ...
Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики
1.Рабочая прграмма "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...
Рабочая программа уроков английского языка в 8 классе по учебнику Spotlight
Данная рабочая программа предназначена для обучения английскому языку учащихся 8 класса МОБУ СОШ №7 г. Якутска. Программа составлена на основе требований Федерального государственного стандарта основн...
Рабочая программа по психологии для 8 класса "Познай себя"
Данная прграмма рассчитана на обучающихся 8 класса и призвана не только познакомить восьмиклассников с достижениями психологической науки, но и помочь им в познании самих себя, своих индивидуальных ос...