Рабочая программа «Уроки психологии» для учащихся 10 класса
рабочая программа по психологии по теме

Пономарева Анастасия Алексеевна

 На уроках,  учащимся даются основные понятия общей психологии в доступной форме, психологические тесты, советы по снятию стресса.

Последнее занятие посвящено снятию стресса и релаксации, учащимся предлагается прослушивание музыки, с целью гармонизации личности, снятия стресса и эмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_psihologii.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) № 2

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

198020, Санкт – Петербург, Старо-Петергофский пр. д. 33a

тел./факс 252-04-56

                           

Принята                                                                                            «Утверждаю»

на педагогическом совете                                                               Директор школы

Протокол № «___» от __________г.                                               ____________М. Г. Черных

                                                                                                           «___»________________ г.

Рабочая программа

«Уроки психологии»

для учащихся 10 класса

        

Принято на заседании научно-методического отдела

ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Протокол № ______ от «___» ________________ 2012г.

Заведующая отделом ______________ Т.Г. Зайченко

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

1. Пояснительная записка

- актуальность программы

- цели и задачи программы

- количество и длительность занятий

- целевая группа

- этапы работы

- прогнозируемые результаты

- параметры результативности и диагностика

- организационно- педагогические условия

2. Характеристика целесообразной методики построения курса.

3. Содержание программы

4. Учебно-тематический план

5. Список используемой литературы.

6. Приложение:

1. содержание презентации «Психология человека»,

2. тест «Твой психологический тип»,

3.бланк самостоятельной работы

  1. Пояснительная записка

  1. Актуальность программы

Школьное обучение и воспитание в целом, а также воспитание и обучение детей логопатов в школе-интернате в частности основной  своей целью ставит гармоничное психологическое развитие личности каждого ребенка, для чего на протяжении всего обучения постоянно проводится разнообразная психолого-педагогическая работа.

Говоря о работе с учащимися с нарушениями речи в условиях школы-интерната, нужно иметь в виду, что они имеют целый ряд особенностей, как общих, так и специфических, также, каждый из них имеет свои, индивидуальные особенности. В познавательной сфере своеобразно развиваются высшие психические процессы – внимание, мышление, память, восприятие. Особенно страдают компоненты непосредственно связанные с первичным, речевым дефектом – вербально-логическое (словесное) мышление, словесная, ассоциативная память и т. п.. Также бывает нарушена произвольность деятельности и самоконтроль. Внимание чаще всего неустойчиво, его объем и концентрация снижены.

В ряде случаев нарушение речи является не первичным дефектом, а проявляется на фоне органического поражения коры головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития, при которых нарушение познавательной деятельности закономерно.

Дети с тяжелыми нарушениями речи также зачастую имеют  множество личностных, эмоциональных проблем. Это может быть связано с комплексами по поводу собственного дефекта, органическим поражением коры головного мозга, что приводит к утомляемости, гиперактивности, подверженности стрессам. Также причинами указанных проблем могут быть отношения в семье и другие, характерные и для детей не имеющих проблем развития. Для детей логопатов характерны: повышенная тревожность, застенчивость, либо наоборот агрессия, гиперактивность, а также различные акцентуации характера, склонность к невротическим проявлениям.

Учитывая все вышеназванные факторы очевидно, что дети –логопаты требуют особой психолого-педагогической заботы и сопровождения, для достижения того, что можно назвать комфортным ощущением себя в жизни.

Одной из форм работы с детьми в школе-интернате №2 являются уроки психологии в 10 классе.

 На уроках,  учащимся даются основные понятия общей психологии в доступной форме, психологические тесты, советы по снятию стресса.

Последнее занятие посвящено снятию стресса и релаксации, учащимся предлагается прослушивание музыки, с целью гармонизации личности, снятия стресса и эмоционального напряжения.

В дальнейшем учащимся предлагается по желанию обращаться к психологу школы-интерната №2 для индивидуальных консультаций и бесед.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: Развитие личности и улучшение психологического состояния учащихся.

Задачи:

 1. Расширение кругозора учащихся;

  1. Повышение уровня общей образованности учащихся;
  2. Формирование стремления и умения понять себя и окружающих;
  3. Самопознание

  1. Количество и длительность занятий –7-8 занятий по 45 минут

  1. Целевая группа – учащиеся 10 классов школы V вида

     

  1. Этапы работы:

1) Изучение основных понятий общей психологии (презентация «Психология человека»

2) Самооценка индивидуально-психологических особенности личности учащихся с помощью психологических тестов, обсуждение результатов

3) Самостоятельная работа по пройденному материалу. Совместная работа над ошибками в самостоятельной работе с целью уточнения и закрепления пройденного материала.

4) Изучение способов снятия стресса. Практическое занятие – музыкотерапия.

  1. Прогнозируемые результаты:

  1. Приобретение учащимися представления о том, что изучает психология, основных понятиях общей психологии, применительно к самим себе;
  2. повышение у учащихся интереса к приобретению новых знаний, к психологическим особенностям себя и окружающих;
  3. улучшение общего психологического состояния учащихся.

  1. Параметры результативности и диагностика

В качестве критериев эффективности программы используется самостоятельная работа для учащихся по изученным понятиям психологии человека, анкета обратной связи участников

  1. Организационно- педагогические условия

          Форма работы – групповая, со всем классом.

  1. Условия  проведения:

Просторная, хорошо проветриваемая аудитория, ПК, проектор

  1. Характеристика целесообразной методики

построения курса.

В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы.

 

Структура занятий позволяет гибко адаптировать содержание программы  индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.

Каждое занятие состоит из пяти основных этапов.

Первый этап – организационный, в задачи которого входит создание психологического комфорта в группе, положительного психологического климата, знакомство с содержанием  занятия, принятие (повторение) правил работы в группе. В данный этап также включаются психокоррекционные упражнения.

Второй этап – работа по основной теме занятия.

Третий этап - рефлексия деятельности на занятии, задачей которого является выявление степени удовлетворенности участниками совместной деятельностью, и усвоения ими новым знаний и умений.

Используемые педагогические технологии

Техники релаксации, музыкотерапия, ИКТ, бланковые методики, беседы с учащимися, психологические тесты.

3.Содержание программы:

Тема 1: Психология человека

Изучение основных понятий общей психологии. Презентация «Психология человека» (см. приложение 1).

Понятия «психология», «душа», «психика».

Основные функции психики. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.

Психические процессы: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь); эмоционально-волевые (эмоции и чувства, воля).

Психология личности (способности, мотивация, темперамент, характер, интраверсия и экстраверсия).

Тема 2: Самопознание.

Психологическое тестирование учащихся.

 Тесты «Твой психологический тип» (определение интраверсии и экстраверсии) см. приложение 2, тест «Интеллектуальной лабильности».

Также дополнительно можно предложить учащимся и другие тесты,  исследующие личность, или какой либо познавательный процесс, по их запросам, этот вид работы очень нравится школьникам. Обсуждение результатов.

Тема 3: Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа на бланках по изученному материалу (см. приложение 3). Совместная проверка, уточнение, обсуждение.

Тема 4:  Способы релаксации и снятия стресса. Музыкотерапия. 

Стресс. Его значение в жизни. Понятие о релаксации. Методы снятия стресса. Прослушивание композиций из УМК психолога (методика Элькина). Групповое обсуждение влияния музыки на состояние. Рефлексия.

 

   

4.Учебно-тематический план

№ п\п

Тема

Кол.во часов

В том числе

Теор.

Практ.

1.

Психология человека

3-4*

2,5-3,5

0,5

2.

Самопознание

1

0,15

0,85

3.

Самостоятельная работа

1

0,15

0,85

4.

Самостоятельная работа. Совместная проверка.

1

0,15

0,85

5.

Способы релаксации и снятия стресса

1

0,15

0,85

*В зависимости от усвоения материала.

  1. Список используемой литературы

  1. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко - Атлас по психологии Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  2. В.М. Элькин – Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства: методическое руководство. –СПб, ИМАТОН, 2007.

     3) Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога» - М. 1996

     4) Битянова М. «Организация психологической работы в школе»., М.    «Совершенство», 1998

     5) Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Я., 1997

     6) Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998

Приложение 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА УРОКЕ «Психология человека»

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

(«психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе» (греч. psyche – «душа», logos – «учение»))

Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта (человека) и его поведение.

Слайд 2

Основные функции психики

(для чего существует психика и что она делает)

        Отражение – окружающей действительности. Психическое отражение не зеркально – оно преломляется через индивидуальность человека.

        Регуляция поведения и деятельности – свойства личности

Слайд 3

Основные формы проявления психики и их взаимосвязь

        Психические процессы

        А) познавательные

        Б) эмоционально-волевые

        Свойства личности

        Состояния

Слайд 4

Познавательные процессы

•        Ощущение

•        Восприятие

•        Внимание

•        Память

•        Воображение

•        Мышление

•        Речь

Слайд 5

Эмоционально-волевые психические процессы

•        Эмоции и чувства

•        Воля

Слайд 6

Психология личности

•        Способности

•        Мотивация

•        Темперамент

•        Характер

Слайд 7

Познавательные процессы

С их помощью мы получаем знания об окружающем мире – видим и чувствуем предметы, обращаем на них внимание, запоминаем, обдумываем, рассказываем другим, создаем что-то новое…

Слайд 8

Ощущения

Это отражение основных свойств предметов, с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

Цвета, звуки, запахи – все это ощущения.

Красный, шершавый, горький, громкий – ощущения.

Слайд 9

Восприятие

Это отражение образа предмета в целом, с помощью органов чувств (зрение и др.) и сравнения образа с прошлым опытом.

Мы воспринимаем все что нас окружает: образы людей, зданий, машин, животных и т. д.

Слайд 10

       Внимание

Наше сознание бывает направлено на что-то одно, отвлекаясь от всего остального.

Мы смотрим интересный фильм, или делаем уроки и не видим, не слышим ничего вокруг.

Слайд 11

Память

Это все что мы запоминаем, что мы ощущали  в нашем прошлом опыте, эти образы остаются в мозгу.

-        Запоминаем

-        Сохраняем

-        Воспроизводим

-        узнаем

Слайд 12

         Воображение

Мы можем создавать новые образы на основе ранее воспринятых.

Воображение как бы перерабатывает то, что есть в памяти.

Произведения писателей, художников, кинематографистов появляются благодаря работе творческого воображения.

Слайд 13

Мышление

Получив информацию, мы перерабатываем ее.

Обдумываем причины и последствия событий, поступков.

Делаем умозаключения.

Решаем задачи.

Слайд 14

Психология личности

Это все что мы сами и окружающие люди могут сказать о нас.

Отвечает на вопрос: «Какой ты человек?»

Слайд 15

Способности

Индивидуальные особенности личности (т. е. наши), которые помогают нам в какой- либо деятельности.

Например: способности к музыке, к рисованию и т. д.

Слайд 16

Мотивация

•        То, что побуждает, заставляет нас делать что-либо.

•        Мотивы наших поступков.

Слайд 17

Темперамент

Наши индивидуальные особенности, в них проявляется наше поведение и деятельность, их скорость и эмоциональность.

Слайд 18

Типы темперамента

и их характерные черты.

•        Сангвиник – подвижность, склонность к частой смене впечатлений, отзывчивость и общительность.

•        Флегматик –медлительность, устойчивость, эмоциональные состояния внешне выражаются слабо.

•        Холерик – бурные эмоции, резкие смены настроения, неуравновешенность, общая подвижность.

•        Меланхолик – легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события.

Слайд 19

Характер

Содержание личности, ее поведения и деятельности.

Экстраверсия и интроверсия

Наше устойчивое отношение к окружающему миру, наши привычки, качества: доброта, упрямство, хитрость и т. д.

Слайд 20

Эмоционально- волевые процессы

•        Постоянно происходят внутри нас, тесно связаны со свойствами личности.

Слайд 21

Эмоции

Это наша реакция на происходящие события, которые воздействуют на нас.

  Наше личное к ним отношение.

Слайд 21

Воля

Это то, как мы контролируем свое поведение.

С помощью воли мы заставляем себя работать, учиться, достигать чего-либо.

А также отказаться от чего-либо (бросить курить).

Слайд 22

Итак:

Все эти качества и особенности личности, и познавательные процессы вместе составляют неповторимую индивидуальность каждого человека.

При создании презентации целью было не заполнить головы детей сложными терминами, а дать им понимание понятий психологии применительно к жизни и к ним самим. Каждый слайд объясняется, уточняются все незнакомые слова, желательно применять доступные актуальные и интересные для подростков примеры – из их жизни, из СМИ, из литературы, замечательно, если присутствует юмор.

Пример – ВОЛЯ:  … (можно назвать кого-либо из присутствующих) всю ночь просидел в Интернете, а с утра звонит будильник, ему очень хочется спать, но он не придумывает причины прогулять школу, а встает и идет учиться, вот тогда у него работает воля.

Все это приблизит изучаемый материал к жизни ребят, я позволяю себе применять даже молодежный сленг в разумных пределах.

Приложение 2

тест «Твой психологический тип»

Оцените следующие высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.

1) Я легко сближаюсь с людьми.

2) У меня много знакомых, с которыми я часто встречаюсь.

3) Я - разговорчивый человек.

4) Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.

5) Мне было бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.

6)Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.

7) Мне удается оживить скучную компанию.

8) Я говорю быстро.

9) Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.

Результаты:

1-12 баллов. Интроверт.

Обращенный на себя, с трудом вступает в контакт. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, общению предпочитает книгу.

13-24 балла. Амбаверт.

Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки.

25-36 баллов. Экстраверт.

Словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки, несдержан, не может контролировать свои эмоции.

Также дополнительно можно предложить учащимся и другие тесты,  исследующие личность, или какой либо познавательный процесс, этот вид работы очень нравится школьникам.

Приложение 3

Самостоятельная работа по психологии ____ класс

ФИ_________________________________________________ дата_________________

Перечислите познавательные психические процессы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     2. Что входит в психологию личности?_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите о каком познавательном психическом процессе идет речь:

А) Отражение основных свойств предметов, с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса __________________________________________________________

Б)________________________ это отражение образа предмета в целом, с помощью органов чувств (зрение и др.) и сравнения образа с прошлым опытом.

В)

-        Запоминаем

-        Сохраняем

-        Воспроизводим

-        Узнаем

 __________________________________________________________________________

Г) С помощью _________________________________________________________:

Обдумываем причины и последствия событий, поступков.

Делаем умозаключения.

Решаем задачи.

     Д) Мы можем создавать новые образы на основе ранее воспринятых. _________________________________________________________________________

     Е) Наше сознание бывает направлено на что-то одно, отвлекаясь от всего остального.

_______________________________________________________________________

4) Перечислите виды мышления_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Индивидуальные особенности личности (т. е. наши), которые помогают нам в какой- либо деятельности___________________________________________________________

6) НАША РЕАКЦИЯ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА НАС__________________________________________________

7)То, что побуждает, заставляет нас делать что либо________________________________

8)Наши индивидуальные особенности, в них проявляется наше поведение и деятельность, их скорость и эмоциональность_________________________________________________

9) Содержание личности, ее поведения и деятельности.______________________________

10)Это то, как мы контролируем свое поведение.

С помощью________________мы заставляем себя работать, учиться, достигать чего-либо.

11) Назовите 4 типа темперамента._______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12) Кто более общительный экстраверт или интроверт? ______________________________

13) Что глубже и долговечнее эмоции или чувства?__________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа уроков немецкого языка в 9 классе (УМК "Шаги")

Данная рабочая программа составлена для уроков немецкого языка в 9 классе по УМК "Шаги 5" (под ред. И.Л. Бим). Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Папка содержит файлыПояснительная запискаСодержа...

Рабочая программа уроков ОБЖ в 8 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основа...

Рабочая программа уроков ТУВИНСКОй ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

5-ки класстын торээн чогаал кичээлдеринин ажылчын программазы....

Рабочая программа уроков английского языка в 7 классе по учебнику Spotlight 7

Рабочая программа создана с учетом требований ФГОС, с кодификатором ОГЭ...

Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики

1.Рабочая прграмма  "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...

Рабочая программа уроков английского языка в 8 классе по учебнику Spotlight

Данная рабочая программа предназначена для обучения английскому языку учащихся 8 класса МОБУ СОШ №7 г. Якутска. Программа составлена на основе требований Федерального государственного стандарта основн...

Рабочая программа по психологии для 8 класса "Познай себя"

Данная прграмма рассчитана на обучающихся 8 класса и призвана не только познакомить восьмиклассников с достижениями психологической науки, но и помочь им в познании самих себя, своих индивидуальных ос...