ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)
рабочая программа по психологии по теме
Нп
Новая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, психолого-педагогического сопровождения. Данная статья раскрывает практические и теоретические особенности реализации программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rusina_s.i.-_statya.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
Русина С.И. педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4».город Саянск.( статья опубликована, рецензирована ИПКРО, 2011г, Иркутск)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)
Все мы родом из детства. Именно оттуда, на протяжении всей нашей жизни, мы несём его следствия, как положительного, так и отрицательного свойства. И прежде мало кто задумывался, что подлинного расцвета личности достигают 1-2% людей. Дж. Годфруа отмечал, что 80% взрослых людей останавливаются в своем развитии на уровне самозащищенности, самосохранения и хорошего отношения.
Именно ребёнку предстоит научиться выстраивать с огромным миром «Диалог - Да» и стать не объектом, на который направлены воспитывающие усилия, а активным субъектом взаимодействия, имеющим своё мнение обо всём, свою позицию в диалоге Взрослый – Дитя. В этом случае, формируя положительную «Я – концепцию» в «Я – глобальном», ребёнок не потеряет свое совершенство, свою индивидуальность, ему не придётся считать проступок либо ошибку чем-то безысходным, а воспримет он их лишь как отправную ступеньку к дальнейшему преодолению их и развитию в позитивном изменении своего «Образа Я».
Состояние чувств и переживаний не зависят от возраста и, если помнить, что дитя, подросток, юноша вообще не могут подняться на позицию возраста взрослого человека, то с помощью новой авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком» (Самосовершенствование личности 1-11 классы) (научный консультант Т.А.Стефановская, д.п.н., профессор- Иркутск) [12] появляется шанс дать каждому из них динамику к творчеству и расцвету личности. Это, пожалуй, на сегодня единственная возможность дать каждому ребенку быть услышанным, понятным взрослому без «переводчиков» и получить ощущение кратковременного, но счастливого сопричастия в совместной деятельности и осознания: «Я свой среди своих». Как утверждал П. Гольбах: «Человек – это восприимчивое, чувствующее, разумное существо, стремящееся к самосохранению и счастью».
Новая программа призвана служить формированию такого сопричастия, при котором происходит развитие и моделирование субъект - ситуаций в процессе субъект-субъектных отношений, взятых как из сформировавшихся реальных жизненных форм, так и в ситуативном и перспективном «Я», где экс-ситуации становятся адаптивным материалом для успешной социализации ребенка, подростка, юноши; делают его более стрессоустойчивым к стрессорам бытового и учебного характера.
Современные психологические и педагогические технологии являются неотъемлемой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит, активно содействуют педагогическому обогащению учебного и воспитательного пространства, способствуют успешности прохождения этапов образовательной программы обучающимися, повышению их личностной и учебной мотивации в области самокоррекции, саморегуляции, самопознании, самоактуализации в ценностных приоритетных отношениях к Нравственности, Творчеству, Познанию, Человеку [33,34].
«Человек есть система в высочайшей степени саморегулирующая сама себя, поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая» утверждал (И.И.Павлов). Совершенствоваться, значит, становиться лучше, повышать свои знания, умения, развивать личностные качества и практические навыки бесконфликтного поведения.
Формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью есть процесс самовоспитания.
Самовоспитание, как сознательная цель чаще всего возникает в подростковом возрасте. Однако предпосылки возникновения самовоспитания можно видеть в поведении детей более раннего возраста. Так, в акте принятия намерения, наблюдающемся уже в дошкольном детстве, выражаются сознательность и целенаправленность поведения ребенка. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников в его личностном развитии. Наиболее благоприятной для самовоспитания можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям.
В подростковом возрасте решающую роль в самовоспитании начинает играть самооценка. Важным мотивом самовоспитания становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам. В юношеском возрасте самовоспитание приобретает более зрелый и целенаправленный характер. Благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким общественным идеалам самовоспитание невозможно без анализа своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности самовоспитания способствует адекватная самооценка, ее соответствие реальным способностям и возможностям человека. Поскольку развитие личности является непрерывным процессом, не имеющим предела, самовоспитание – дело всей жизни человека [2].
Важно не упустить синзетивный период в развитии детей, именно в школьном возрасте, когда в каждом из них выстраивается собственная программа развития, самосовершенствования, когда они готовы слышать, слушать необходимую и полезную для их жизни и здоровья информацию с целью улучшения их жизненной позиции. Донести до школьников и их родителей полновесный комплекс информации в воспитательно-образовательном пространстве для развития личности современного школьника, межличностных отношений, с опорой на индивидуально-типические особенности учащихся и функционально-уровневый подход в обучении и воспитании [22], способствовать созданию необходимых условий для улучшения личностного статуса гражданина, уверенного в себе, успешного, счастливого человека – одна из задач современной образовательной школы.
Методологическими основами реализации содержания программы являются следующие положения:
Феликсологический подход предполагает формирование у ребенка способности быть счастливым (Щуркова Н.Е.);
Гумастический, (ребенок выступает в роли субъекта и носителя способности быть стратегом собственного поведения, деятельности, осознающего наивысшие ценности жизни и себя в них, как непреходящую ценность и реализующую их в «Я – глобальном» в позитивной «Я – концепции» (Я – реальное, Я – ситуативное, Я – перспективное)) (Маслоу А., Роджерс К.);
Субъектный подход - обеспечение субъектности ученика в образовательном процессе – важнейшее условие развития индивидуальности личности (А. Н. Тубельский, Е. Д. Божович).
Функционально-уровневый подход (В.А. Пермякова) (развитие и формирование функциональных систем в зависимости от социального окруже-ния, обучения и воспитания с опорой на индивидуально-типические, здоровьесберегающие аспекты). Подход единства психолого-педагогической теории и практики в развитии и деятельности (теория развития личности в деятельности Гальперина-Выготского).
В основе моделирования образовательного курса лежат следующие педагогические идеи:
- субъектности: программа обучающего курса была составлена с учетом индивидуальности, мотивационной направленности и творческой активности учащихся;
- свободы выбора: учащиеся овладевают новыми способами деятельности на основе свободного выбора, деятельность учеников носит самостоятельный креативный характер;
- кооперации действий: создается поликультурное пространство, способст-вующее самопознанию, самообучению, самовыражению и самоопределению учащихся на основе совместной деятельности и ее экспертизы.
- стратегии собственной жизни: формирование умения прогнозировать будущее, разрешать свои проблемы самостоятельно и нести полную ответственность за все свои поступки.
Кроме того, нами разработаны психолого-педагогические требования методического наполнения, ориентированные на развитие субъектной позиции учащихся и включают следующие положения:
1) методы и приемы обучения должны стимулировать самостоятельную познавательную активность, развивать эвристичность мышления обучаемых;
2) контроль за ходом обучения и оценка результатов деятельности учащихся должны производиться не умением воспроизводить знания, а по более существенным показателям – умению использовать знания при анализе, оценке, прогнозировании явлений, объяснению которых служат полученные ранее знания.
Ведущие принципы реализации разделов программы:
- Принцип научности, надежности, валидности информации, т.е. принцип единства образовательной среды: образовательная среда школы объединяет основное и дополнительное образование, урочную и внеурочную деятельность, процессы обучения и воспитания, гарантируя достоверность и объективность информации, используемой участниками образовательного процесса.
- Принцип включения субъектного опыта личности в образовательный процесс (Принцип субъект – субъектного общения предполагает право субъекта, будучи носителем знаний, воли, отношений производить свободный выбор и отдавать себе отчет в произведенном и совершенном действии).
- Принцип положительной мотивации в саморазвитии, как принцип активности и внутренней мотивированности субъектов, то есть признание в качестве основного ресурса обучения потребностей и интересов личности, умеющей найти в общем образовательном пространстве школы собственные смыслы.
- Принципы взаимосвязи и сотрудничества (психолог - классный руководитель - учащиеся - родители) – как преемственность и непрерывность сопровождения обучающихся.
- Принцип «Не навреди!» - себе, природе, людям (здоровьесберегающий аспект- ЗОЖ ).
- Принцип рефлексивности (целенаправленно организованная рефлексия способствует осмыслению и оцениванию учащимися себя, собственного ценностного выбора и своей деятельности).
Задачи реализации программы «Какое счастье быть Человеком!»
Для учащихся младшего школьного возраста (1-4 классы):
- создать благоприятные условия для развития 1 этапа общения - личностной саморегуляции в группе сверстников;
- способствовать развитию адекватно-положительной личностной самооценки учащихся;
- содействовать социальной адаптации учащихся и личностной значимости в
переключении со 2-3 уровня экстроразвития на 4-5 уровень интро-развития в
коммуникативной форме;
- формировать учебную и познавательную мотивацию через взаимодействие
учитель психолог - ученик в планировании и проведении игр и упражнений
интеллектуальной направленности;
- развивать положительные качества личности, способствующие развитию в
деятельности гендерных различий, рефлексии, зашагай в самопознании,
соуправлении через коллектив и групповые формы взаимодействия;
- развивать на чувственной основе познавательные психические процессы;
- создать условия для успешного преодаления учащимися учебных и вне
учебных субъект-ситуаций с опорой на функционально-уровневый подход и с
учетом индивидуально-типических особенностей в обучении.
Модель личности (начальная школа)
Рис.1 Ценностный критерий Нравственность
Модель программы является одним из целенаправленных источников информации для планирования урока психологии при переходе от уровня знаний к умениям и практическим навыкам в субъектных отношениях: ученик- другие участники образовательного процесса. В начальной школе обучающимся важно, при расширении зоны ближайшего развития, быть принятыми классом, учителем и родителями в новом качестве, ролевом сопричастии- «ученик»- «ученица». Успешность обучения в большей степени зависит от правильности оценки возможностей, способностей, склонностей и достижений ученика. В этом возрасте преобладает игровая мотивация, учебная же формируется в более совершенную форму мотивации: от « +Я-» «глазами других» к «+Я-» в своих глазах». Создание успешного «Образа Я» дело трудоемкое и длительное, ведь речь идет об обучении, а оно- большой труд для ребенка. Но, например, своевременное созревание функции личностной саморегуляции младшего школьника в условиях, которые создает авторская образовательная программа «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 классы) позволяет не только стать дисциплинированным (учебный термин- «прилежание»), но и самостоятельно использовать приобретенный навык.
Этапы перехода психологических ЗУН в практические навыки при освоении критерия «Дисциплинированность»
(Начальная школа: позиция «Я в мире и мир во мне» в ценностном отношении «Я- Нравственная личность».)
Классы | критерий | Тема урока | Уровень знаний | Уровень умений | Уровень навыков |
1 класс | «Дисциплини-рованность» | «Наш класс» или «Мои друзья» | ЗБР, Положительная мотивация к новому кругу- классу; (рефлектив-ный перенос друзья- ученики класса) | -«- | -«- |
2 класс | «Дисциплини-рованность» | «Разговор со своим Я» | Определение своей позиции в различных экс-ситуациях. | Проективная методика «Лесен-ка» В.Г.Щур | -«- |
3 класс | «Дисциплини-рованность» | «Путешествие в сказку» | -«- | «Я в роли, в образе героев сказки» | Пробы в субъект-ситуации Группо-вое взимо-действие |
4 класс | «Дисциплини- рованность» | «Лучший из лучших» | -«- | -«- | Проективная методика «Лесен-ка» В.Г.Щур «Я в учебном процесс- се» |
5 класс | Переход к критерию «Свобода»; ЗДР | «Я – перспек-тивное» |
Для учащихся подросткового возраста (5-7 классы).
- содействовать успешному прохождению адаптации при переходе во вторую
ступень развития и обучения;
- создать ситуацию изученности проблем взаимоотношения у учащихся в семье и в сотрудничестве с родителями;
- осуществлять формирование познавательной, нравственно-волевой,
личностной сфер у учащихся с учетом функционально-уровневого подхода и
индивидуально-типических особенностей в обучении;
- формировать необходимые и доступные возрасту знания о полоролевых
отношениях в зоне ближайшего развития, перспективно-моделирование «Я +
будущее» в зоне дальнего развития;
- развивать способность осознания единства биологического и социального (Гармония + Я), отношение Человек-Человек (социальный интеллект, коммуникабельность).
Модель личности ( среднее звено)
Рис 2. Ценностный критерий Творчество
Для учащихся старшего подросткового возраста (8-9 классы):
- формировать позитивную мотивацию в самопознании, самоопределении;
развивать социальный интеллект, самопринятие;
- содействовать формированию ответственности за свои поступки, развитию навыков конструктивного взаимодействия;
- способствовать раскрытию креативности в познавательной активности, личностном и профессиональном саморазвитии;
- формировать способность к самоконтролю, самокоррекции в прилежании, умственной работоспособности;
- моделировать субъект- ситуации для получения учащимися опыта рефлексии и самоанализа своего поведения;
- воспитывать уважение к людям труда и устойчивого интереса к труду, потребности в труде и в разных профессиях;
- содействовать успешному прохождению образовательных и воспитательных программ с опорой на функционально-уровневый подход и индивидуально-типические особенности в обучении;
- формировать систему этико-моральных норм, ценностей, идеалов в рамках общения между представителями противоположных полов;
- создать условия для соответствия профессиональных намерений, личностно-значимых качеств и приоритетов при моделировании активизирующих мини-программ в личном выборе профессиональных предпочтений в «Я-перспективном».
Модель личности (старшие классы)
Рис.3 Ценностный критерий Познание
Для учащихся старшего школьного возраста (10-11 классы):
- развивать способность у учащихся старших классов на основе функционально-уровневого подхода успешно использовать методы и приемы самопознания, саморазвития, самоконтроля, самопрогнозирования;
- создать условия для обозначения основных открытий в области психологии, существенно определяющих состояние современной культуры (идеи психоанализа, современные учения о субличностях, исследования феноменов психологической защиты);
- формировать у старшеклассников мировоззрения гуманистической психологии через практические навыки самопознания и признание чужого собственного «Я» ценностями наивысшего значения;
- обучать школьников элементам практической психологии с использованием данных о закономерностях межличностного восприятия и взаимодействия и конкретных приемов позитивного решения конфликтов;
- содействовать усвоению учащимися практических приемов развития психических процессов в области делового и партнерского сотрудничества;
- развивать способность к формулированию адресного запроса в большом
социаметрическом круге (вуз, трудовая деятельность), способности брать на себя ответственность за свой выбор в профессиональном самоопределении;
- нормировать способность генерировать идеи и развивать собственную исследовательскую деятельность;
- способствовать развитию у учащихся гражданской позиции, гармонизации
и гуманизации личных и общественных ценностей и потребностей.
Урок психологии всегда успешность, креативность, эмпатия, рефлексия каждого из субъектов. При реализации этапов урока психологии важна актуализация адресного запроса каждого обучающегося в системе целостного учебно-воспитательного процесса в условиях современной школы помогает ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СУБЪЕКТ- СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ(трансактный анализ общения по Э.Берну)
Успешности в развитии у обучающихся практических навыков и чувства психологической безопасности способствуют субъект- субъектные отношения педагога- психолога и ученика в позиции «взрослый- дитя», «взрослый- взрослый», позиция сотрудничества, которая исходит из потребностной сферы ребенка в зоне его актуального развития. Тщательно подобранная тематика занятий.
- «Я» + саморегуляция (ценность – Нравственность (начальная школа)). Темы занятий: Введение в контакт «Общение», «Наш класс» или «Мои друзья», «Мы» или «Наша семья», «Цветик-семицветик», «Каким я хочу быть», «Что такое дружба», «Выставка картин», «Сам себе режиссер», «Наша семья», «Путешествие в сказку», «Путешествие в сказку - 2», «Школа Мальвины», «Лучший из лучших - 2», «Веселый карандаш» (проводит артпедагог - классный руководитель).
- «Я» + самопознание (ценность – Творчество (среднее звено)). Темы занятий: «Автопортрет родителей», «Режим дня и его выполнение», «Наш внутренний мир и мир вокруг нас», «Культура речи», «Правила общения», «Я» и мои друзья», «Мозговой штурм» (мои достижения), «Девочки или мальчики», «Мальчик, юноша, джентльмен», «Девочка, девушка, леди», «Знакомство со своим именем», «Моя семья +Я», «Он и она», «Давайте познакомимся», «Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии», «Итоговое занятие. Поддержка друзей»
- «Я» + самосовершенствование (ценность – Познание (старшие классы)). Темы занятий: «Введение в семьеведение и психологию половых различий», «Отношения партнерства: любовь, дружба», «Характер и развитие личности», «Зональное пространство. Игра взаимодействие: «Прием на работу».
– «Я» + самоактуализация в будущей самостоятельной жизни (ценность – Человек (модель выпускника) + позитивные проявления совокупности приобретенных ценностей) (выпускники)) Homo Sapiens, Homo Faber, Homo Moralis, т.е. модель выпускника, человека позитивно мыслящего, творческого, с высоким уровнем нравственной культуры, стремящегося к самопознанию и самоактуализации, востребованным в современном обществе. Все предложенные конспекты занятий авторского характера имеют условное обозначение -
Конспекты занятий авторско- модифицированного характера обозначены
Авторская образовательная программа «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 классы) позволяет в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся, входящего в единую воспитательно-образовательную систему современной школы взрастить Человека будущего, личность в своей сути счастливую и профессионально самореализованную, умеющую тонко чувствовать свои внутренние потребности в доминантном самоизменении и самосовершенствующуюся, простраивающую гармоничные конструктивные субъект - субъектные отношения с социумом.
При реализации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 классы) психологом, учителем применяются современные психологические и педагогические технологии: коммуникативный тренинг (1 класс), тренинг личностного роста (8 класс) игровые технологии, педагогическая мастерская (2-4 класс), мозговой штурм (5-7 классы), моделирование субъект-субъектных отношений в экс-ситуациях (2-11 класс), деловая игра (9-11 классы), рефлексия (1-11 классы), дискуссия, дебаты (10-11 классы), технология проектной деятельности (4-11 классы), изотерапия, арттерапия, артпедагогика, самодиагностика, самоанализ (1-11 классы), трансактный анализ (11 класс).
В настоящее время для успешного сопровождения программы созданы методические рекомендации с включением подробных развернутых конспектов с 1 по 11 класс, «Рабочая тетрадь по психологии» для первоклассников, «Дневничок» для учащихся 2-4 классов.
Тематическое планирование программы предусматривает обязательное участие учителя - классного руководителя в реализации этапов ее прохождения: учителя-новатора с глубокими психолого-педагогическими знаниями, активного участника единой воспитательно-образовательной системы современной школы в качестве ведущего отдельные занятия, незаменимого сотрудника школьного педагога- психолога.
В каждом подразделе мини-программ предусмотрена тематика занятий близкая и понятная для изложения педагогам и по совместительству классным руководителям во внеучебное время под кураторством школьного педагога-психолога, т.к. именно он - учитель посодействует в ученическом и родительском коллективах гармоничному развитию межличностных отношений и в индивидуальном адресном запросе ученика, родителя, повлияет на качественно новую мотивационную установку обучающегося в принятии знаний, умений и навыков в УВП.
Большое значение для решения поставленных задач имеет правильный выбор учителем коммуникативной роли. Данную специфику можно определить следующим образом: это гармоничное сочетание сотрудничества и руководства при уважении личности ученика и глубокой заинтересованности в его личностном росте.
Феликсологическое основание есть провозглашение необходимости содействовать счастью ребенка в его реальной жизни и научать ребенка быть счастливым на этой земле. Способность быть счастливым (в разной мере ее развития) формируется в социальных условиях жизни и воспитывается, но не заложена имманентно природой человека в его личностной структуре. Счастье не случайный дар природы и не капризная воля случая. Счастье — продукт усилий самого человека. Заняв феликсологическую позицию, педагог, заботясь воспитанием счастливого человека, вынужден сделать крутой поворот к педагогической технологии, обретя в ней возможность нежного прикосновения к личности, заменив «строгое воспитание» «свободным воспитанием», научая ребенка проживать и созидать счастье жизни. Категория «счастья» обрела свое педагогическое значение, когда открылось ее жизнеформирующая роль [34].
Принцип сотрудничества требует от учителя умения организовать общение в процессе занятий, вызвать ответную реакцию учащихся особым образом выстроить свой монолог так, чтобы он по своей сущности был формой взаимодействия. Этому способствует и принцип субъектности, что означает неуклонную направленность воздействия педагога на сознание воспитанника, на возбуждение самостоятельного осмысления происходящего и связей «Я» воспитанника с реальным миром предметов и людей, событий и явлений.
В процессе организованного взаимодействия с детьми педагог не может забывать о том, что дети – всегда субъекты, но данная им человеческой природой способность развивается в процессе актуализации духовных сил по осознанию и осмыслению себя в мире.
Реализация образовательной программы «Какое счастье быть человеком» (Самосовершенствование личности 1-11 классы) предусматривает творческое взаимодействие учителя и ученика, предполагая театрализацию, поскольку во многих заданиях предусматривается импровизационное начало, умение исполнить роль, посмотреть на то или иное явления новым взглядом, с позиции собеседника, здесь особая роль уделяется артпедагогике, как эффективному инструментарию для воплощения данных условий.
При организации и проведении занятий по программе необходимо говорить и об уместности речи – ее соответствии запросам ситуации, действенности речи – ее способности влиять на собеседника определенным образом, достигать задачи общения, поставленной говорящим, и формировать у учащихся желание поступать в соответствии с коммуникативными намерениями педагога. Данная программа содержит цикл занятий, изучающих невербальное общение – жесты, мимику, интонировку речи, либо ее отсутствие - кинесику (движения) в процессе взаимодействия людьми друг с другом, требуя от учителя знания языка жестов.
Кроме базовых педагогических способностей, педагог, реализующий программу, должен обладать рефлексивно-перцептивными умениями, т.е. иметь психологическую наблюдательность, связанную с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний, способностью эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами, поскольку в программу входят занятия, связанные с самоизменениями, эмоционально-волевыми проявлениями личности и рефлексии воспитанников. Учитель также должен быть экспрессивным, обладать высоким эмоционально- волевымй тонусом, оптимизмом, эмоциональной восприимчивостью и отзывчивостью, самообладанием, толерантностью, выдержкой, чувством юмора.
Модель авторской образовательной программы предусматривает тесный тандем, т.е. совместную деятельность психолога – классного руководителя – учащихся – родителей. В данных методических рекомендациях представлены планы-схемы, приложения, конспекты занятий по программе, проводимых только учителем.
Роль учителя – классного руководителя незаменима в процессе реализации отдельных этапов программы, например, на первых и заключительных занятиях он является для обучающихся и супервизором, и активным участником (МЫ – вместе), организатором совместных уроков, классных и групповых консультаций с родителями, учащимися, проводником передовых и значимых идей на текущем этапе внедрения программы в конкретном классе. Кроме того, например, на занятии в начальной школе 1 класс
Занятие 1. Введение в контакт «Общение», «Наш класс» или «Мои друзья» при достижении цели: определить обучающимися свое место в позиции «Я в мире и мир во мне» в критерии «Дисциплинированность» в ценностном отношении «Я- Нравственная личность» на этапе знакомства с педагогом-психологом может существенно повлиять на принятие детьми нового лица – педагога-психолога, принять активное участие в инсценировке сказки «Теремок».
В среднем звене при изучении «Образа своего Я», Занятие 4. «Знакомство со своим именем» учитель – классный руководитель может сделать презентацию своего имени, что будет способствовать сплочению коллектива обучающихся («Я равный среди равных»).
В старшем возрасте Занятие 27. Итоговое занятие «Дороги жизни» педагог выступает в роли эксперта, помогая оценивать ребятам свои возможности и намечаемые перспективы в дальнейшей самоактуализации, адресном запросе.
Результативность в процессе реализации программы в формировании навыков психологической безопасности у современного школьника. представлена на примере выпускных классов 4 «В»,
9 «А» класса: У учащихся 4 «в» класса выше среднего уровня проявлены параметры: «Трудолюбие», « Я и школа», «Прекрасное в моей жизни», к высокому уровню- «Я и природа», «Любознательность», «Прилежание», высокий уровень- Я (отношение к себе),что подтверждает наличие положительной динамики в личностном развитии обучающихся при реализации поставленных программой целей и задач. В 9 «А» классе отмечена так же направленность к самоактуализации в самопринятии, саморазвитии, личностные параметры – выше среднего, высокий уровень. Вместе с тем отмечено повышение критерия «Трудолюбие» по сравнению с предыдущим годом. Он преодолел барьер среднего уровня на 7%. В учебном процессе так же отмечены у учащихся изменения: повышение учебной мотивации, активное участие в самоииследовании, исследовательской деятельности школы.
Участники программы с 4 по 11 классы с 2005 по 20012 уч. года в научно-исследовательской деятельности на Городских Нобелевских чтениях, на Городской НПК «Шаг в будущее» заняли 16 призовых и лидируют на протяжении 5-ти лет по городу Саянску в секции «Психология»: 6- 1-х мест с темами: «Психоанализ и современный подросток», «Психофизиологические особенности наркомании у современных подростков и ее профилактика», «Толерантность современного подростка», «Дети- сироты 21 века», «Психофизиологические особенности алкоголизации современного подростка», «Электронный путеводитель в мире ПАВ для подростков» 7- 2-х мест с темами : «Как стать хорошим собеседником или формула социального успеха!», «Современность и психологическое развитие жестокости у подростков», «Социальный конфликт и способы его преодоления в профильной подготовке старшеклассников», «Девиации подростков», «Общение подростков», «Что говорят жесты». Все выше перечисленные темы используются на классный часах, результаты практических исследований представлены на молодежных форумах, в круглых столах наркопоста, городских педчтениях по психологической безопасности современных школьников, на родительских собраниях, в СМИ. На уроках психологии обучающиеся получают бесценные для их возраста знания, умения и навыки в жизненных формах, но и в практической научно- теоретической направленности. На коммуникативных тренингах, занятиях вырабатывают умения и навыки психологической толерантности в работе со стрессорами учебного и бытового характера: тема: «Потерялась мама » (начальная школа, родительско- детские отношения), деловая игра «Психолого- экологическая аптека»(старшие классы, родительско- детские отношения),практикум-семинар: «Домашнее насилие и психологическая защита» (средняя ступень, родительско- детские отношения). В 2009- 2010 учебном году обучающиеся пятый год по данной программе показали по итогам аккредитации школы пролицейский уровень обученности.
Программа с 2007 года включена в учебный план школы с 1 по 11класс и находится на этапе внедрения .
Литература
- Артпедагогика: Метод. Пособие к курсам повышения квалификации / Авт.- сост. Т.А. Стефановская – Иркутск, 2008.
- Большой энциклопедический словарь/ под ред. В.В. Давыдова. – М., 1994
- Богданова О.С. О нравственном воспитании подростков/ О.С. Богданова. – М., 1994.
- Борисова Е.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации/ Борисова Е.М., Гуревич К.М. - ж/л Вопросы психологии, 1988, №1.
- Борисович О.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Борисович О.И. – М, 1987.
- Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга/ Вачков И. В. - Ось-89, 1999.
- Грецов А. Тренинг общения для подростков/ Грецов А. - СПб.: Питер, 2006
- Гуревич П.С. Человек. 9 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений./ Гуревич П.С. – М.: Дрофа, 1995.
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире/ Дереклеева Н.И. - М.; Вако, 2004.
- Жариков Е. Для тебя и о тебе/ Жариков Е., Крушельницкий Е. - М., 1991
- Игры для интенсивного обучения/ под ред. В.В. Петрусинского - М.: Прометей, 1991.
- Какое счастье быть человеком! (самосовершенствование личности): Авторская образовательная программа / Авт.- сост. С.И. Русина. – Иркутск, 2007.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию/ Е.А. Климов. – М., 1989.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения./ Климов Е.А. - Ростов-на-Дону, 1996.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Козлов Н.И. - М.; 1997.
- Коменский Я.А. Человек-психология/ Коменский Я.А. – М., 1996.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии/ Крутецкий В.А. – М., 1992.
- Кунигель Т.В. Тренинг Активизация внутренних ресурсов подростка / Кунигель Т.В. - СПб.: Изд-во Речь, 2006.
- Махаева О.А. Я выбираю профессию/ Махаева О.А., Григорьева Е.Е. - М., 2004.
- Мелибруда М. Я – Ты – Мы/ Мелибруда М. Я - М., 1986.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Овчарова Р.В. – М., 1972.
- Пермякова В.А. Индивидуально-типические особенности и функционально-уровневый подход в обучении младших школьников в норме и с отклонениями в развитии / Пермякова В.А. – Иркутск, 1992.
- Пиз А. Язык телодвижения / Пиз А. – М., 2004
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе/ Прутченков А.С. - М.; Российсское педагогическое агенство, 1995.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Пряжников Н.С. - М.; Воронеж, 1996.
- Психология: Словарь /под общ. ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевского. - 2 изд, испр., доп. - М ., 1990.
- Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности / Ратанова Т. А., Шляхта Н.Ф. - М ., 1998.
- Ребер А. Большой толковый психологический словарь / Ребер А. – М., 2003.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ Рубинштейн С.Л. – Питер, 2007.
- Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /под ред., Дубровиной И.В. - Екатеринбург, 1998.
- Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков / Тюшев Ю. - СПб.: Питер, 2006.
- Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге/ Хрящева Н.Ю - СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2000.
- Щуркова Н.Е. За гранью урока./ Щуркова Н.Е. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2004.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология./ Щуркова Н.Е. Второе издание, дополнительное. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
ар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс
Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...
Новые технологии по материалом авторской образовательной программы "Какое счастье быть Человеком!" (Самочовершенствование личности 1-11 класс)"
Современные психологические и педагогические технологии являются неотъемлимой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит , активно содей...
Новые технологии по материалом авторской образовательной программы "Какое счастье быть Человеком!" (Самочовершенствование личности 1-11 класс)"
Современные психологические и педагогические технологии являются неотъемлимой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит , активно содей...
Формирование практических навыков и умений на уроках технологии в условиях недостаточной материально-технической базы мастерских
Данная работа отражает некоторые варианты организации работы с учащимися на уроках технологии при недостаточной оснащенности учебных мастерских в школе....
Программа по развитию социальных навыков «Социально важные навыки, или как стать самостоятельным». Разработана педагогами-психологами Каширской специальной общеобразовательной школы: Анищенко Н.П., Поляковой Д.Ф.
Предлагаемые материалы адресованы, прежде всего, практическим психологам, преподавателям, педагогам, всем, кто занимается адаптацией учащихся и молодежи к современным изменяющимся социальным условиям....
Cтатья к юбилею школы "Какое счастье быть полезным людям, учить его величество -народ!"
Автор статьи является свидетелем открытия "новой школы", рассказывает о становлении педагогического коллектива, о людях которые стояли у истоков образования, которые отдали всё лучшее детям! Творили, ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА курса «Экология: Природа. Человек. Культура» 7 класс
Программа курса "Экология: Природа. Человек. Культура" направлена на формирование у обучающихся 7 классов представлении о природе как универсальной ценности; изучении национальных традиций, ...