Интегрированный урок психологии и обществознания. 5 класс
план-конспект урока по психологии (5 класс) по теме

Тимофеева Татьяна Николаевна

Цель урока: систематизировать представление учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_psycologi.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок психологии и обществознания.

5 класс

Учебник Боголюбов Л.Н. «Обществознание»

5 класс.

ТЕМА: «Мир, я и друзья».

Тимофеева Т. Н. педагог-психолог.

Цель урока: систематизировать представление учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице).

Задачи.

Предметные:

  • формирование чувства гражданственности, общности;
  • систематизация важных жизненных ценностей, правил поведения,
  • показать учащимся возможность и необходимость правильного выбора друзей;

Метапредметные:

  • развитие способности сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную;
  • развитие способности к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе;
  • развитие способности к выполнению в повседневной жизни этических норм;

Личностные:

  • развитие личностной самостоятельности при осуществлении выбора;
  • формирование таких личных качеств, как альтруизм, сочувствие, умение слушать и слышать собеседника при споре, дискуссии, умение выражать свою точку зрения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Учебник, мультимедиа, пословицы и поговорки о дружбе, карта страны.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Психолог. Проверка домашнего задания, которое состояло в написании мини-сочинения на тему: «Моя мечта и как я ее достигну» Через проверку домашнего задания психолог выводит ребят на тему урока. Во время рассказов ребят о своей мечте, психолог отмечает на доске типы мечты, о которых рассказывают учащиеся: «сиюминутные», «далекое будущее», «фантазия» и т.д. (в зависимости от предложенных учениками вариантов). Подвести итог, сказав о том, что все мечты ценны, но для воплощения настоящей мечты нужны усилия и упорство. (10 мин.).
  3. Новая тема (30 мин.).

Учитель: Ребята, замечательно, что вы поделились своими мечтами. У некоторых она одна, у некоторых две и даже, три, что подтверждает наш вывод прошлого урока. В вашем классе многие говорили о мечте – профессии, но два человека рассказали о мечте, на которой я хочу остановиться сегодня на уроке. Это так называемые «мечты сегодня». Оля  сказала, что она хочет найти хороших друзей в классе, так как она «новый» человек, для нее это мечта № 1. А Коля, сказал, что хочет, чтобы класс жил дружно и не было ссор. Именно об этом  мы  хотим  поговорить сегодня с вами на уроке. Дружба высоко ценится у людей всех народов, в том числе и  в  России. Вспомните, главную территориальную особенность нашего государства.

Ответ: Россия соединяет Европу и Азию.

Правильно, так сложилось, что в культуре европейской части ценят, прежде всего, деловые качества человека, а культурные ценности Азии – отношения между людьми. В России эти качества тесно переплелись. (При необходимости учитель уточняет, в чем выражаются деловые качества человека и что такое культурные ценности).  Человек не может жить один. Вспомните, из истории как развивался человек. Он не смог бы выжить в одиночестве, поэтому развивались и межличностные отношения, т.е. система и правила отношений между людьми.

Психолог: Для того, чтобы понять почему возникает иногда недопонимание друг друга, почему  возникают сложные отношения между людьми давайте выполним упражнение. Упражнение №1. Для выполнения этого упражнения вам потребуется один лист бумаги. Вы должны спокойно выполнять все инструкции. Оценки за это упражнение не ставятся, поэтому постарайтесь при работе не смотреть на одноклассников. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение!

Далее буквально выполняйте команды:

1.     Возьмите листок бумаги.

2.     Сложите его вдвое.

3.     Оторвите верхний правый угол.

4.     Снова сложите бумагу вдвое.

5.     Оторвите верхний правый угол.

6.     Снова сложите бумагу вдвое.

7.     Оторвите верхний правый угол.

8.     Снова сложите бумагу вдвое.

9.     Разверните листки бумаги.

У многих детей получатся разные снежинки. Как вы думаете почему? Дети высказывают свое мнение. Психолог обобщает мнение детей: «Потому, что мы все разные.  Каждый  из нас обладает разным характером, разными  взглядами и иногда  эти взгляды настолько разные, что происходит непонимание людей друг друга. И это создает сложности во взаимоотношениях».

Упражнение 2.

Класс делится на 2 подгруппы. Первая команда становится жителями Рутрии, а вторая жителями Барготии. Обе команды получают письма от своих соотечественников с описанием неведомого им народа. Затем  детям  даётся задание:  нарисовать портреты типичных жителей этих народов,  найти и написать их сходства и различия. Затем - презентация рисунков и текстов (выступление Рутеров о Барготах и о Барготах о самих себе, затем выступление Барготов о Рутерах и Рутеров о самих себе). Обсуждение различий в рисунках. Презентация упражнения «Те же самые различия», обсуждение сходств.

Письмо Рутеров:

«Барготы живут в стране, которая называется Баргония. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Дети там редко играют вместе, большую часть времени они проводят в одиночестве или за компьютером. А взрослые большую часть времени проводят на работе, а не с детьми. Едят в Баргонии однообразно, но много.

Другое дело наша страна Рутрия!  Жители Рутрии - замечательные люди. Все дети  дружат, часто играют друг с другом. Родители правильно воспитывают своих детей. Взрослые все решения принимают совместно. Рабочий день очень разумно продуман, можно и отдохнуть и хорошо поработать».

Письмо Барготов:

«Рутеры живут в другой стране, которая называется Рутрия. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Бильбо и Треблин. Жители Рутрии - очень плохие люди. Дети всегда орут друг на друга и дерутся. Взрослые часто ссорятся и бывают недовольными. На работе взрослые ничего не делают, они там спят и кричат вместо того, чтобы работать.

В стране Баргония живут Барготы. Наша страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Жители Баргонии - замечательные люди. Дети у нас редко дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в Баргонии в основном рисом, но тарелки барготов никогда не бывают пустыми».

Каждой команде даётся по листу бумаги формата А3, который разделен на две половины. Детям нужно нарисовать портреты типичного баргота в левой части листа и типичного рутера в правой части листа. Так же дается задание найти на основе написанного в письме 3 сходства и различия между Барготами и Рутерами.  

Команда Барготов

Три сходства между нами и РУТЕРАМИ:

1.

2.

3.

Три различия между нами и РУТЕРАМИ:

1.

2.

3.

Команда Рутеров.

Три сходства между нами и БАРГОТАМИ:

1.

2.

3.

Три различия между нами и БАРГОТАМИ:

1.

2.

3.

Нередко случается, что различия преувеличиваются, а сходство недооценивается. Почему? Обсуждение.

Объективное знание о себе человек получает, не только опираясь на внешнюю оценку, и на собственную оценку себя, но и на сравнение этих двух картин.

В конце занятия все участники аплодируют, таким образом, выражая благодарность друг другу за совместную работу

Учитель подводит итог урока.

Литература.

Учебник. Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л.Н., «Просвещение», 2013г.

Методические рекомендации к учебнику «Обществонедение: гражданин, общество, государство» : 5 кл. : Пособие для учителя / Л. Н.  Боголюбов,  Н.  Ф.  Виноградник. Н. И. Городецкая и др.; Под ред. Л. Ф. Ивановой.    М Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок психологии и обществознания "Психологический климат семьи"

Цели урокаОбразовательная: способствовать формированию  у учащихся  четкого представления о семье и её функциях, о психологическом  климате, о различных стилях общения в семье.Раз...

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный  в соавторстве со школьным педагогом - психологом  Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...

«Все в наших руках» интегрированный урок психологии, ОБЖ.

Интегрированный урок «Все в наших руках» ОБЖ по теме «Как защитить себя в социально опасных ситуациях» и психологии по теме «Индивидуальные особенности, общение, взаимодействие». Урок разработан с при...

«Дом, в котором мы живем» интегрированный урок психологии, ОБЖ, 5 класс.

Интегрированная форма урока предоставляет большие возможности для работы над изучаемым материалом в условиях практического применения знаний учащимися. Отличительной особенностью интегрированных уроко...

Мужчина и женщина (интегрированный урок психологии и литературы)

Мужчина и женщина(11 класс, 2 часа)Цели:углубление знаний учащихся о психологических, нравственных различиях между мужчиной и женщиной;стимулирование стремления учащихся к самопознанию, саморазвитию и...

презентация к интегрированному уроку психологии с обществознанием

В 6 классе в рамках предмета обществознания есть тема, тесно связаная с психологией. Тема конфликтов раскрывается на материале по способам поведения в конфликтах....

рабочий лист к интегрированному уроку психологии с обществознанием для 6 класса " Способы поведения в конфликте"

Рабочий лист для учащегося 6 класса к активному и продуктивному  изучению темы по обществознанию и психологии "Способы поведения в конфликте"...