открытый урок "Романса трепетные звуки"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Болотнова Елена Владимировна

Урок  музыки в 6 классе, по программе  Критской. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_romans_moy.docx554.62 КБ
Файл romans.pptx2.71 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА:  «Романса трепетные звуки…»

ЦЕЛЬ:   знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.  

ЗАДАЧИ:

  • познакомить учащихся  с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками;
  • совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
  • проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;
  • развивать творческое мышление и певческие навыки;
  • обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.  

ТИП УРОКА: интегрированный.

ФОРМА УРОКА: музыкально – поэтическая гостиная.

                             

Содержание урока

  1. Организационный момент
  2. Активация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.
  3. Ознакомление с новой темой.
  4. Знакомство с русскими романсами.
  5. Вокально-хоровая работа
  6. Жанровые особенности романса.
  7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Приветствие.  Проверка готовности класса к уроку.

  1. Активизация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.

Учитель.   Сегодня мы продолжим с вами разговор о взаимодействии двух видов

искусств: Музыки и Литературы.  Нашим гостем на уроке будет ещё  

один песенный жанр, а вот какой вы попробуете назвать сами в ходе нашей беседы.

-  Но сначала... Что такое песня? Из чего она сложена?  (из музыки и стихов).

-  Кто ее исполняет? (певцы голосом  и музыканты на инструментах).

- А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим, разгадав наш кроссворд  ( на примере загадок, учащиеся отгадывают кроссворд)

КРОССВОРД  

Загадки:

1.Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый  оркестр он  заменит один.
Как называется тот господин?
 (Орган)  

2.Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?..   (рояль)    

3.В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)  

 4. А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит,

Всех и на танец пригласит.  
Кто такая?  Отгадай – ка…  
Это наша… (Балалайка)

5.Сам пустой, голос густой, 
Дробь отбивает, шагать помогает.  (барабан)

6.Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье... (скрипка).

Учитель:  Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде?   РОМАНС

-А теперь выберите тему нашего урока,  чтобы  использовалось  слово романс:

1.«Музыка вокруг нас»

2.«Романса трепетные звуки…»

3.«Нам песня строить и жить помогает» (слайд)

(После того, как ребята выберут тему урока, появляется слайд с темой: «Романса трепетные звуки»).

3. Ознакомление с новой темой.

Учитель:   Итак, тема нашего урока «Романса трепетные звуки».  И   сегодня я приглашаю  Вас в музыкально - поэтическую  гостиную, т.к. романс – это жанр камерной музыки, а камерная, значит, предназначенная для небольших (камерных) помещений и для небольшого количества слушателей.  Думаю, это будет интересно и  Вам  и нашим гостям, которые пришли послушать вместе с нами прекрасную музыку. А заодно выясним, что главное в романсе музыка или текст? Что станет с романсом, если исчезнет литература?

-  Кто из вас слышал  что-нибудь о романсе?  Что это за музыкальный жанр?          

                                                 (Ответы учащихся).

 - Раз вы затрудняетесь,  значит, нам предстоит это выяснить.

                       (Звучит «Романс» Свиридова, учитель на фоне музыки)

Учитель:  (Слайд)  если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Так  как  хорошие  стихи  доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка.

                              Сегодня я нисколько не боюсь

                              С двадцать первым веком временно расстаться,

                              Позвольте, я в любви  вам объяснюсь

                              Высоким слогом русского романса.

Легенда о романсе:

Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив  и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс. (Слайд)

Учитель: Мы в вами услышали инструментальный «Романс» выдающегося композитора  прошлого века Георгия Свиридова, который был написан к повести А.С.Пушкина «Метель». Стихов в романсе мы не услышали, но музыка написана к литературному произведению – повести  и наполнена образами, чувствами, настроением.

- Скажите, какое настроение  в этом романсе, какие чувства передает нам композитор Свиридов?  (таблица  настроений).

                                          (Ответы детей)

Учитель:  (Слайд) На самом деле «романс» возник в Испании в Средневековье в 15 веке.  

(слайд)   В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на  французском языке в аристократических кругах русского общества.

(Слайд)  Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания,  на тему любви к природе, человеку, на тему воспоминаний об ушедшем.  Исполняется одним солистом с

инструментальным сопровождением чаще всего гитары.

4.Знакомство с русскими романсами.

Учитель: (Слайд)  В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, (Слайд)  и многие другие,  очень полюбили этот жанр лирической песни. В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни.

- Давайте послушаем романс Михаила Ивановича Глинки, и постараемся услышать о чем в нем рассказывается. (Слайд)

(Звучит романс «Жаворонок» М.Глинки)

Учитель:

- О чем же рассказал нам романс?

- Какие чувства заключены в музыке? Кто исполнял этот романс?

- Как вы думаете, если мы уберем слова, что останется?

(Ответы детей).

5. Вокально-хоровая работа.

- Давайте мы с вами сейчас попробуем сами исполнить мелодию этого романса без слов и со словами. А потом решим, что важнее слова или музыка.

          (Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов,        

               динамические  оттенки. Вокально-певческая работа над произведением.)

6. Жанровые признаки романса.

Учитель:

- Романс  очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров.  (Слайд)

   Жанровые признаки романса:

- содержание романса  всегда лирично;

- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;

- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.

- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.

(Слайд)

Разнообразие романсов по поэтическому содержанию.

  1. Философское раздумье, размышление.
  1. Драматическое скорбное переживание.
  1. Любование природой.
  1. Сказочное повествование.
  1. Шуточный романс.
  1. Лирический романс – любовный.

Учитель: Скажите, а каким по поэтическому содержанию был романс Глинки «Жаворонок»?

Учитель: Совершенно верно. Но вернемся  в  музыкальную  гостиную. В 19 веке в поэтических салонах  не только пели и слушали красивую музыку, но еще и танцевали.  Дамы и кавалеры в танце знакомились, влюблялись, назначали свидания, выражали свои чувства. Я тоже приглашаю вас окунуться  в  атмосферу того времени вместе с романсом «Я помню вальса звук прелестный».  

(Слайд)

(Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный» Н.Листов).

Учитель:   скажите, какое настроение было у этого романса?   (Ответы детей).

- О чем рассказала нам эта музыка? (О светлом воспоминании, об ушедшем времени).

- А что передает смысл этого романса слова или музыка?

- Какую роль играют слова в романсе? (Главную.  В  них заключен смысл и душевные переживания).

(слайд)

Ах, романс, наш старинный романс -

Недосказанность главных событий,

В те века тебе слава пришлась,

А теперь ты почти позабытый…

Ах, романс, наш душевный романс -

Размягчил огрубевшие чувства

Так, что страсть из души полилась,

Унося повседневные грусти.

  Ах, романс, наш любовный романс -

Растревожил до трепета душу,

Даже муза тобой восторглась,

Рвётся истинно сердце наружу.

  Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!

В этом мире всё так преходяще,

Оставайся навечно для нас

Воплощением чувств настоящих.

7.Подведение итога урока. Рефлексия.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам взять краски и бумагу, подумайте, какого цвета бывает музыка романсов?  Нарисуйте ее.

(слайд) 

(Под музыку романса «Гори, гори, моя звезда» дети рисуют и крепят свои рисунки на доску.)

  Учитель: Романс, который сейчас прозвучал написан Петром Булаховым и Василием Чуевским, а исполнила его великая польская певица  Анна Герман.

- Какая красивая и разноцветная получилось у нас ромашка под название романс?

- А почему, как вы думаете?  (у романса разный характер).

Учитель:  и так мы незаметно подошли к финалу сегодняшней  встречи в музыкально – поэтической гостиной. Давайте сейчас подведем итог. Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами.

Вопросы для закрепления:

- Что такое романс и где он зародился? (песня о любви, в Испании).

- О чем поется в романсе? (чувствах любви ).

Учитель: так в чем же особенность  русского романса? ( Особенность  русского романса в том, что в нем есть загадка русской души, он обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и красота).

(Слайд)

Учитель: Русский романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады такие как: Александр Малинин, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Витас, Валерия и многие другие исполнители. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью и задушевностью.

Не забывайте песен старых,

Они о многом расскажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы,  в наши дни

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

 

 Учитель: Наша встреча в музыкальной гостиной заканчивается и на последок я хочу подарить вам старинный романс, но в современном звучании. Итак,  Витас  «Отцвели уж давно хризантемы в саду».

        (Слайд)     (Клип  «Отцвели уж давно хризантемы в саду»)

- До новых встреч!

                         

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Музыка вокруг нас» «Романса трепетные звуки» «Нам песня строить и жить помогает»

Слайд 2

Романса трепетные звуки...

Слайд 3

Сегодня я нисколько не боюсь С двадцать первым веком временно расстаться, Позвольте, я в любви вам объяснюсь Высоким слогом русского романса.

Слайд 4

Романс

Слайд 5

Родина романса - Испания. Слово «романс» происходит от испанского « romance »,то есть на романском языке. Именно здесь его стали исполнять под гитару.

Слайд 6

17-18 век - Франция 19 век - Россия

Слайд 7

Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения в сопровождении гитары или фортепиано.

Слайд 9

Великие русские композиторы , авторы романсов.

Слайд 10

Михаил Иванович Глинка «Я помню чудное мгновенье…» (слова А.С.Пушкина) «Жаворонок» (стихи Н.Кукольника).

Слайд 11

Жанровые признаки романса: 1) содержание романса всегда лирично; 2)текст посвящен какому-либо переживанию(обычно любовному); 3)мелодия сложнее, тесно связана со стихом, нет куплетно-припевных повторов.

Слайд 12

Разнообразие романсов по поэтическому содержанию. Философское раздумье, размышление. Драматическое скорбное переживание. Любование природой. Сказочное повествование. Шуточный романс. Лирический романс – любовный.

Слайд 13

«Я помню вальса звук прелестный…» Н.Листов

Слайд 16

«Гори, гори, моя звезда» слова: В.Чуевского музыка: П.Булахова Анна Герман

Слайд 17

«Люблю я слушать ,в негу погружаясь , романсов пылких звуки огневые…» Вывод. Романс неисчерпаем и прекрасен, как неисчерпаемо и прекрасно то, из чего он рождается и расцветает, живет и дышит, что питает его и превращает в неугасимый огонь, согревающий и зажигающий сердца. Это сама любовь говорит и взывает чудным голосом романса…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»

«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...

Открытый урок Музыкально – поэтическая гостиная: «Романса трепетные звуки»

Знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....

Открытый урок "Романса трепетные звуки"

Открытый урок предназначен для проведения в 5 классе. Материал урока знакомит детей с жанром вокальной музыки - романсом и его отличительными чертами....