Конспект урока по ОРКСЭ Представление о человеке в христианстве
план-конспект урока на тему
урок для 4 класса модуль "Основы мировых религиозных культур" по Дрофе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse_predstavlenie_o_cheloveke_v_khristianstve.docx | 28.46 КБ |
tetrad.docx | 201.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ОРКСЭ
Представление о человеке в христианстве слайд 1
I. Орг. момент. Сдача рапорта
II. Вызов
Тема сегодняшнего урока очень сложная и очень легкая, изученная и малознакомая.
Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку, она помещена на цветном раздаточном материале для вашей группы:
Слайд 2«Чудный домик» К.Д. Ушинский
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.
В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
У каждого из вас тетрадочка, на второй странице вопросы к тексту загадки. Обсудите в группе и через 2 минуты дайте мне ответ: слайд 3
Что же это за домик?
Кто такой эконом?
Что это за зала?
Что за окошечки со ставенками?
И кто такая эта хозяйка?
Ответы:
Домик – т__о
Эконом – с _ _ _ _е
Зала – л _ _ _ _ е
Окошки – г _ _ _ а
Ставенки – в_ __и
Хозяйка – д _ _ а
Решите пример. Если хозяйка живет в домике, то перед нами – Человек.
Итак, о чем мы с вами будем говорить сегодня? Тема урока: Человек. Запишите тему урока на первой странице, а какая цель урока?
Как вы думаете? Знать, каким должен быть человек по мнению христиан.
На первой страничке у вас есть окошко, которое называется «Мои ожидания от урока». Запишите в него, что вы ждете от урока, а в конце урока мы проверим, оправдались ли ваши ожидания.
Слайд 4 На третьей страничке человечек, он черный невыразительный, все, что мы сегодня узнаем о человеке я предлагаю записывать именно на этой странице.
Начинаем наше путешествие по миру человека.
В ваших тетрадках на страничках 4 и 5 приведены отрывки из «Размышлений маленького христианина о человеке».
у каждой группы свой отрывок
Задание: внимательно прочитайте отрывки, обсудите их в группе и выпишите, о каких способностях человека говорится в тексте? (групповая работа)
Текст Группа 1 | О каких способностях человека говорится в тексте |
Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью. Я понимаю, что мне говорят, и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения. |
Текст Группа 2 | О каких способностях человека говорится в тексте |
Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств. Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть. Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля. |
Текст Группа 3 | О каких способностях человека говорится в тексте |
Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога. Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее. |
Текст Группа 4 | О каких способностях человека говорится в тексте |
В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше. Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной. |
Итак, какой мы можем сделать вывод? Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными. Давайте их подпишем у нашего человечка. Но только ли они есть у каждого человека?
Слайд 5 Послушайте внимательно притчу (вой волков включить)
Когда-то давно один старик говорил своему внуку:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Мальчик на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?
Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
Как вы думаете, что же ответил старик? Что бы вы на месте старика ответили внуку?
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. (что значат эти слова?)
Слайд 6 разминка
Человек несет ответственность за свои поступки. Прослушайте внимательно песню. Слайд 7 Текст песни вам роздан.
Точка- точка - запятая
Вышла рожица смешная
Ручки-ножки, огуречик
Появился человечек
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете -
Мы за это не в ответе
Мы его нарисовали только и всего!
Что вы, что вы, это важно
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно,
Только так из человечка
Выйдет Человек.
Кто ответственен за то, чтобы человечек стал Человеком? Что нужно делать для этого?
Мы несем ответственность не только за себя и за свои поступки, но и за тех, кто нам доверился. Какое чувство помогает нам в этом? любовь. Самые главные заповеди в христианстве: любить Бога и любить ближнего как самого себя.
Слайд 8 Работа с видеоматериалом 1. Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма. Какое качество человека проявляется в этом отрывке? Милосердие.
Жизнь любого существа бесценна. Каждый из нас должен это понимать. Но иногда приходится отнимать жизнь у человека. Можно ли оправдать такой поступок?
Послушайте, как говорил об этом Святой Сергий Радонежский, великий подвижник русский. Слайд 9
Видео 2. Какое качество должен проявить человек? Доблесть, патриотизм.
Давайте посмотрим на нашего человечка, как много у него, оказывается, разнообразных качеств.
Можем ли мы дать свое определение слову «человек»? какая разница в написании «человек» и «Человек»?
У меня для вас предпоследнее задание на сегодня. Давайте сочиним стихотворение, так как тема у нас необычная, то пусть и стихотворение будет необычным.
Слайд 10 Как составляется синквейн?
Синквейн – это стихотворение из пяти строк. В нем нет рифмы, но есть смысл и ритм.
Первая строка – тема стихотворения, выражена одним словом, обычно, существительным.
Вторая строка – описание темы в двух прилагательных.
Третья строка – три глагола, относящиеся к теме.
Четвертая строка – фраза, которая выражает отношение автора к теме.
Пятая строка – одно слово, синоним к первому.
Составьте в группах синквейн «Человек».
Слайд 11 У каждого из вас под синквейном человечек без лица, без эмоций. Подарите ему свои эмоции, нарисуйте на его лице то, что вы сейчас испытываете. Вернитесь к первой странице. Окошко «Ожиданий». Сбылись ли ожидания?
Мои ожидания сбылись. Я увидела сегодня интересующихся, любознательных человечков, которых ждет большое будущее. Спасибо всем за работу. Слайд 12
Дома с родителями прочитайте притчу о Мастере и совместно ответьте на вопросы.
Предварительный просмотр:
Урок ОРКСЭ
Тема урока: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Цель урока:_______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Мои ожидания от урока
Этап 1.
Отгадай загадку «Чудесный домик» К.Д. Ушинского
Что же это за домик? Кто такой эконом? Что это за зала? Что за окошечки со ставенками? И кто такая эта хозяйка?
1. Впиши отгадки:
Домик – т _ _ о
Эконом – с _ _ _ _ е
Зала – л _ _ _ _ е
Окошки – г _ _ _ а
Ставенки – в _ _ и
Хозяйка – д _ _ а
2. Решите пример:
Т_ _ О + Д _ _ А = Ч _ _ _ _ _К
Это – Человек.
На протяжении всего урока подписывай, каким он должен быть
Этап 2.
- Прочитай текст и выпиши, о каких способностях человека говорится в тексте.
Текст 1 | Способности человека |
Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью. Я понимаю, что мне говорят, и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения. |
Текст 2 | Способности человека |
Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств. Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть. Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля. |
Текст 3 | Способности человека |
Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога. Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее. |
Текст 4 | Способности человека |
В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше. Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной. |
2. «Притча о двух волках» Впиши свое окончание притчи. (Притча – краткий поучительный рассказ)
3. Внимательно прослушай песню. Подчеркни самые главные слова в ее тексте.
Точка, точка, запятая.
Вышла рожица смешная.
Ручки-ножки, огуречик,
Появился человечек!
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете –
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали, только и всего!
- Что вы, что вы, это важно,
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно,
Только так из человечка
Выйдет Человек.
Впрочем, знают даже дети,
Как прожить на белом свете;
Легче этого вопроса нету ничего!
Просто надо быть правдивым,
Благородным, справедливым,
Умным, честным,
Сильным, добрым –
Только и всего!
Этап 3.
Составь синквейн «Человек»
Как составляется синквейн?
Синквейн – это стихотворение из пяти строк. В нем нет рифмы, но есть смысл и ритм.
Первая строка – тема стихотворения, выражена одним словом, обычно, существительным.
Вторая строка – описание темы в двух прилагательных.
Третья строка – три глагола, относящиеся к теме.
Четвертая строка – фраза, которая выражает отношение автора к теме.
Пятая строка – одно слово, синоним к первому.
1. тема 2. два прилагательных 3. три глагола 4. фраза 5. синоним к теме | ЧЕЛОВЕК |
Подари человечку свои эмоции
Домашнее задание
Прочитай вместе с родителями.
Притча о мастере
Мастер сделал карандаш и остался доволен своей работой. Карандаш был как бравый солдат: стройный, подтянутый, готовый встать в строй. Мастер сказал ему: «есть пять вещей, которые ты должен делать всегда.
Первое: ты волен делать все, что захочешь. Но помни, что сможешь творить только тогда, когда ты позволишь держать себя в чьей-то руке.
Второе: тебя будут болезненно обтачивать, но ты поймешь, что это необходимо: тебе надо многому научиться и, претерпев все, ты станешь лучше.
Третье: то, что в тебе будет важнее всего, будет у тебя внутри. Услышав свой внутренний голос, ты сможешь исправлять свои ошибки.
Четвертое: ты всегда должен помогать другим и всегда оставлять добрый след.
Пятое: ты создан, чтобы служить другим; ты истратишь себя на пользу им, но в этом ты найдешь свое счастье.
Ты запомнил это? Тогда пойдем, нас ждет много дел.
Но карандаш молчал и бездействовал. Мастер понял, что он говорил о ______
О ком говорил мастер? Какие качества он считает главными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"
Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества....
План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."
Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать толерантное отношение к различным религиям; пробуждать интерес ...
Конспект урока по ОРКСЭ "Нравственный поступок"
материал содержит подробный конспект урока с таблицами, описанием игры, притчу...
План-конспект урока по ОРКСЭ
Тема урока "История религий в России. Православное христианство в истории России....
Конспект урока по ОРКСЭ Представление о человеке в христианстве
урок для 4 класса модуль "Основы мировых религиозных культур" по Дрофе...
КОНСПЕКТ урока по метематическим представлениям и конструированию.Тема урока: "Формирование представлений о величине "длинный - короткий".
Конспект урока по математическим представлениям и конструированию для обучающихся в 4 классе коррекционной школы....
Конспект урока на тему: «Представление информации. Дискретная форма представления информации»
Конспект урока на тему:«Представление информации. Дискретная форма представления информации»...