Конспект урока на тему: «Представление информации. Дискретная форма представления информации»
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему
Конспект урока на тему:
«Представление информации. Дискретная форма представления информации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur._no5_predstavlenie_informatsii_diskretnaya_forma_predstavleniya.docx | 263.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему:
«Представление информации. Дискретная форма представления информации»
Учитель Сверкунова Валентина Николаевна
МБОУ «СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов»
Предмет, класс , УМК | Информатика, 7 класс, УМК Босова Л.Л. |
Тема урока, № урока по теме | «Представление информации. Дискретная форма представления информации», |
Цель урока | Повторение способов представления информации, введение понятия «дискретная форма представления информации» |
Задачи урока | 1) систематизация знаний о формах представления информации. рассмотрение сущности процесса дискретизации информации; 2) систематизация представлений о двоичном кодировании; рассмотрение общей схемы перевода символов произвольного алфавита в двоичный код; 3) выявление взаимосвязи между разрядностью двоичного кода и возможным количеством кодовых комбинаций; 4) обоснование универсальности двоичного кодирования; 5) знакомство с равномерными и неравномерными двоичными кодами. |
Планируемые результаты обучения | предметные — обобщенные представления о различных способах представления информации; представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ; метапредметные — понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации; понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов; личностные — представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми. |
Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование | Компьютер, проектор, экран, доска, презентация к уроку, ноутбуки. |
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
1 | Организационный момент | 1 мин | У вас на столе лежат листы самооценки, с которыми мы будем работать сегодня на уроке. Подпишите листы. Оцените свою домашнюю работу сами. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Оценивают домашнее задание. | |
2 | Актуализация знаний | 5 мин | – На прошлом уроке мы изучили тему «Представление информации». Давайте с вами вспомним о ключевые понятия этой темы. Я показываю карточку, а вы, начиная словами, я знаю, что продолжаете высказывание, определение. (информация, виды информации, свойства информации, информационный процесс, WWW, поисковый запрос) – Молодцы, ребята, с заданием справились хорошо. Оцените себя. | Отвечают. Карточки закрепляются слева. Оценивают свои ответы. | |
3 | Формулирование темы и целей урока. | 2-3 мин. | Вспомним историю хранения информации. Все что вы перечислили относиться к способам представления информации. Как данная историческая лента связана с темой урока? Наш урок будет разбит на 2 этапа. Какую цель мы можем поставить на данном этапе урока? Какие задачи? | - наскальные рисунки, клинопись на глиняных дощечках, письмо иероглифами на папирусах, алфавитное письмо на бумаге. - тема урока: Представление информации; Повторение способов представления информации, изучение новых терминов. | |
4 | Объяснение темы | 7 мин | Работа с текстом и заполнение схемы в паре. После того как вы закончите, мы проверим и оценим себя. Сделаем вывод, какие способы представления информации существуют, где они используются. | - читают выданный текст и заполняют схему. (Текст «Представление информации»- приложение 1), проверка выставляют баллы. Оценивание. | |
5 | Углубление в тему | 1 мин | Узнаем об одной из форм представления информации более подробно. | Разгадывают ребус, узнают термин « дискретная форма» | |
6 | Формулирование темы и целей урока | 1 мин | На втором этапе урока нам предстоит познакомиться с одной из форм представления информации. Как назовем тему второй части урока? Какая цель, и какие задачи на этом этапе будем реализовывать? | - «Дискретная форма представления информации» Узнаем, что такое дискретная форма, научимся ее применять для решения задач. | |
7 | Объяснение темы | 7 мин | Давайте узнаем, что такое дискретная форма представления для этого посмотрим видео, поработаем с параграфом учебника. Просматривая вы должны зафиксировать ключевые понятия. 1 группа – работает с учебником и ищет ответы, на вопросы, представленные у вас на рабочем месте. 2 группа – работает с видео и готовит ответы. В ходе работы можно составить опорный конспект. Работаем в группе. Вывод: Суть процесса дискретизации … Двоичный код универсальный т.к. … Для расчета количества кодовых комбинаций пользуются формулой … | - смотрят видео и работают с учебником. Оцените свою работу в группе. Проверка. Делают вывод. | |
8 | Физминутка | 30 секунд | |||
9 | Закрепление | 15 мин | Выполни в паре. Отвечает один из пары. Решение №36 – 3 № 38. 8 последовательностей: +++, ++–, +–+, +– –, –++, –+–, – –+, – – –. № 39 Дано: Решение N=64 N=2i i-? 64=2i i=6 № 45. 2) NONAME. | Выполняют в РТ. № 36, 38, 39, 45 | |
Выполни самостоятельно, проверь по образцу. Оцени. | Выполняют в РТ. № 40, 46, 51, сверяют ответы, выставляют баллы | ||||
10 | Итоги урока, рефлексия | 5 мин | Домашнее задание § 1.4, 1.5 повторить РТ. №24, 27, 30, 41, 44 Оцени себя: Скажите, достигли ли мы своей цели, решили ли мы поставленные задачи. Помог ли нам в этом изученный ранее материал. Вывести на экран облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось | Работа с дневниками |
приложение 1
Представление информации
Знаки и знаковые системы
Информация, полученная человеком из опыта, наблюдений или путём размышлений, должна быть некоторым образом зафиксирована в материальной форме для сохранения и сообщения (передачи) другому человеку.
Всю свою Историю для сохранения и передачи информации человечество пользуется разнообразными знаками.
Знак представляет собой заменитель объекта - предмета, явления, действия, свойства или отношения. Знак (набор знаков) позволяет передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.
Знак - это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определённого смысла. Соглашение явное, если форма знака позволяет догадаться о его смысле; знаки в этом случае называют пиктограммами (рис. 1.6). Если связь между формой и значением знака устанавливается по договорённости (неявное соглашение), то такие знаки называют символами (рис. 1.7).
Люди используют отдельные знаки и знаковые системы. Знаковая система определяется множеством всех входящих в неё знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками. Примером знаковой системы является язык, которым человек пользуется для выражения своих мыслей, в общении с другими людьми.
Любую информацию можно представить в виде различных знаков. Знаки можно объединить по каким-либо основным признакам и назвать это знаковой системой или языком: формальным или естественным.
Существуют различные знаковые системы, которые имеют свой набор знаков (алфавит) и свои правила операций над ними.
Перед вами 2 знаковые системы: русский алфавит и нотная грамота.
Если знак представляет собой заменитель любого объекта, будь то предмет, явление, какое-то действие, свойство или отношение, то знак или набор знаков позволяют передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.
Знаки могут быть в виде пиктограмм или символов.
Знаки пиктограммы появились по обоюдному смысловому соглашению людей, когда большинство из них догадываются о смысле пиктограммы. Например, пиктограммы на вашем рабочем столе монитора, или их ещё называют иконками, по их образам понятно, что находится в той или иной папке или в файле.
А вот символы появились по договорённости людей, т.е. просто люди так договорились обозначать какой-либо объект. Например, все знают символ разделитель в электронном адресе «собачка» - @.
Множество знаков, объединённых правилами оперирования над ними, называется знаковой системой. Например, наш русский алфавит или кириллица, знаковая система, с помощью которой мы общаемся и понимаем друг друга.
Язык как знаковая система
Общение между людьми может проходить в устной или письменной форме с использованием соответствующих звуковых или зрительных знаков. Из курса истории вы знаете, что сначала у человека появилась речь. Значительно позже появилась письменность — знаковая система фиксации мыслей и речи, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять информацию во времени и передавать на расстояние. Звуковые знаки, из которых складывается наша устная речь, называются фонемами. Из фонем складываются слоги, из слогов — слова, из слов — фразы. На письме каждую фонему мы обозначаем отдельной буквой или сочетанием букв. Такая письменность называется буквенно-звуковой. Кроме неё существует слоговое и идеографическое письмо. Слоговое письмо принято в Японии, где отдельным значком обозначается каждый слог. В Китае отдельные значки (иероглифы) используются для обозначения слов; такой способ письма называется идеографическим.
Существует две формы общения: устная и письменная.
Люди общаются устно при помощи звуков речи и письменно при помощи знаков - букв.
Глухонемые люди тоже общаются устно, но при помощи жестов, которые им заменяют звуки.
Из курса истории мы знаем, что сначала у человека появилась устная речь, письменность же появилась значительно позже. Письменность - знаковая система, которая позволяет фиксировать устную речь, с помощью начертательных элементов закреплять информацию, сохранять ее и передавать на расстояние.
На уроках русского языка мы узнали, что звуковые знаки, из которых складывается наша устная речь, называются фонемами. Из фонем складываются слоги, из слогов — слова, из слов — фразы или предложения.
На письме каждая фонема обозначается буквой или сочетанием букв. Когда мы выполняем фонетический разбор, то сначала пишем транскрипцию слова, т.е. звучание фонем. Такая письменность называется звукобуквенной.
Существует слоговое и идеографическое письмо.
Слоговое письмо принято в Японии, где отдельным значком обозначается каждый слог. А вот в Китае отдельные значки (иероглифы) используются для обозначения слов; такой способ письма называется идеографическим.
Естественные и формальные языки
Языки, используемые для общения людей, называются естественными языками. Их насчитывается несколько тысяч. Самым массовым естественным языком считается китайский язык, являющийся родным более чем для миллиарда человек. К числу наиболее распространённых в мире относится английский язык, используемый более чем в ста странах. Естественные языки характеризуются:
- широкой сферой применения — естественный язык известен всему национальному сообществу;
- наличием большого количества правил, одни из которых сформулированы явно (правила грамматики), другие неявно (правила смысла и употребления);
- гибкостью — естественный язык применим для описания любых, в том числе новых, ситуаций;
- открытостью — естественный язык позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки (слова), а также использовать существующие знаки в новых значениях;
- динамичностью — естественный язык быстро приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей.
Развитие науки и техники повлекло создание формальных языков, применяемых специалистами в профессиональной деятельности. При этом многие формальные языки имеют международное употребление.
Формальный язык — это такой язык, в котором одинаковые сочетания знаков всегда имеют одинаковый смысл. К формальным языкам относятся системы математических, химических символов, нотная грамота, азбука Морзе и многие другие. Формальным языком является используемая повсеместно десятичная система счисления, позволяющая именовать и записывать числа, а также выполнять над ними арифметические операции. К формальным языкам относятся языки программирования, с которыми вы будете знакомиться на уроках информатики.
Особенностью формальных языков является то, что все правила в них задаются в явной форме; это обеспечивает однозначность записи и восприятия сообщений на этих языках.
Формы представления информации
Одна и та же информация может быть выражена разными способами. Человек может представить информацию в знаковой или образной форме
приложение 2
приложение 3
Лист самооценки
___________________________________________________
№ | Задание | Самооценка | Оценка работы в паре/группе |
1 | Домашнее задание | ||
2 | Продолжи фразу | ||
3 | Заполнение схемы «Представление информации» | ||
4 | Разгадывание ребуса | ||
5 | Работа по вопросам «Дискретная форма представления информации» в группе | ||
6 | Решение заданий № 36, 38, 39, 45 | ||
7 | Решение заданий № 40, 46, 51 |
оценка в журнал в накопление
на усмотрение учителя
Лист самооценки
___________________________________________________
№ | Задание | Самооценка | Оценка работы в паре/группе |
1 | Домашнее задание | ||
2 | Продолжи фразу | ||
3 | Заполнение схемы «Представление информации» | ||
4 | Разгадывание ребуса | ||
5 | Работа по вопросам «Дискретная форма представления информации» в группе | ||
6 | Решение заданий № 36, 38, 39, 45 | ||
7 | Решение заданий № 40, 46, 51 |
оценка в журнал в накопление
на усмотрение учителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации; акцентировать внимание учащихся ...
Разработка урока на тему : "Понятие информации. Примеры. Формы представления информации."
Технологическая карта урока на тему " Понятие информации. Примеры. Формы представления информации."...
Технологическая карта урока "Дискретная форма представления информации"
Технологическая карта урока по информатике для 7 класса на тему "Дискретное представление информации"...
Конспект урока по теме «Представление информации в форме таблицы» (в соответствии с ФГОС)
В материалах к уроку приложены конспект, презентация, раздаточные материалы...
Урок по информатике "Дискретная форма представления информации"
Класс: 8Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний Цель Формирование представления о разных способах представления графической информации.З...
Раздаточный материал по информатике для 7 класса. Тема: «Дискретная форма представления информации»
Тема: «Дискретная форма представления информации»...
Урок на тему " Кодирование как изменение формы представления информации"
Урок на тему " Кодирование как изменение формы представления информации"...