разработки занятий по основам православной культуры
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Разработки занятий по основам православной культуры по теме "Образы Пресвятой Богородицы. Разработка с элементами игры, с материалами по истории, литературы, искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "Образы Пресвятой Богородицы" | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
ВСЕКУБАНСКИЙ УРОК
по курсу «Основы православной культуры»
Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы».
Подготовила
Рыльская Наталья Борисовна,
учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ № 3
2010-2011 учебный год
Цели:
- изучение православной религиозной традиции, изучение истории христианства,
- приобщение учащихся к нравственным и духовным ценностям русского народа,
- познакомить учащихся с образами пресвятой Богородицы,
- духовно – нравственное воспитание учащихся через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры,
- воспитание любви и уважения к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням.
Оборудование:
Слайды икон Пресвятой Богородицы.
Словарь:
Берегиня (Житная Баба, Роженица) – богиня земли.
«Образ» (по-гречески ) – икона.
Богородица – Родившая Бога.
Евангелист Лука – по легенде автор первых икон Богоматери.
«Умиление» (по гречески «Елеуса») - тип иконы изображающий Богородицу и младенца в позе взаимного ласкания.
«Путеводительница» (по гречески «Одигитрия») – тип иконы изображающий Богородицу и младенца в торжественной позе.
«Молящаяся» ( по гречески «Оранта») – тип иконы, где Богородица одна и изображена в с молитвенно воздетыми руками.
«Всесвятая» ( по гречески «Панагия») – тип «Оранты» с сияющим диском на груди, с изображением младенца.
Использованная литература:
- Закон Божий.
- Православные праздники. «Издательство АСТ», 2007г.
- Г.И.Данилов «Мировая художественная культура». М. «Дрофа»,2004г.
- Н.А.Барская «Сюжеты и образы древнерусской живописи». М. «Просвещение» 1993г.
- Лев Любимов «Искусство Древней Руси». М.»Просвещение» 1974г.
- В.Ф.Андреев «праздники и обряды на Руси». М. «Вече» 2006г.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы познакомимся с основными типами образов Пресвятой Богородицы в православной культуре. Но так как с курсом основы православной культуры вы встречались только в прошлом году, давайте выясним, что вы помните..
- Повторение изученного на предыдущем занятии.
- Что изучает курс основы православной культуры?
- Какие праздники посвященные Пресвятой Богородицы вы знаете? Назовите их.
- Как вы думаете почему Пресвятую Богородицу считают покровительницей Руси?
- Изучение нового материала.
При рассмотрении нового материала мы будем заполнять схему , на доске и каждый у себя, и в конце урока у вас будет памятка о изученной теме.
Где бы ни родился человек, он никогда не забудет мать, которая дала ему жизнь, Родину. Для матери открыты тайны зарождающей жизни, в её сердце рождается святая, ни с чем несравнимая бескорыстная любовь к будущему ребёнку.
«Мама – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости, - писал Василий Шукшин. Она любит своё дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, всю жизнь – жалеет».
Ничего нет для человека святее материнского чувства. Издревле славянин сравнивал землю – кормилицу с родной матерью. Сын родной земли – живущий – кормящийся её щедротами русский народ-пахарь, дышащий одним дыханием с природой, исполнен к матери истинно сыновней любви и почтительности. Ветхозаветное слово, повествующее о создании человека «от персти земныя», не могло не прийтись по мысли, не могло не прирасти к суеверному сердцу славянина-язычника, крестившегося в волнах Днепра-Славутича при Владимире Красном Солнышке, князе стольнокиевском. В стихийной народной душе ещё и до наших дней не умирает живучее сознание вековечной связи с обожествляющейся супругою прабога Сварога, праматерью человечества, за которую слыла обнимаемая небом земля, сливающаяся с ним в едином плодотворящем таинстве.
- Прочитайте пословицы хлебороба русских деревень посвященных Матери-земли.
«От земли взят, землёю кормлюсь, в землю пойду!»
«Добра мать до своих детей, а земля – до всех людей!»
«Мать Сыра Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!»
«Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!»
«Как не добёр кто, а всё не добрей нашей Матери Сырой Земли: всяк приючает земью до гробовой доски, а земля приютит и мёртвого!»
«Не моги солгать – земля слышит!»
«На земле правдой живи, тогда земля будет и твоим детям кормилицей!»
«Грех – греху рознь, с другим и сквозь землю провалишься!».
- Посмотрите, хлебопашец сравнивал мать с самым дорогим, заветным и вывел незыбливые правила обращения к ней.
В известном народном стихе о «Голубиной книге», донесённой до нас убогими певцами каликами перехожими, собраны «Правила и решения на все важнейшие стороны древних воззрений». В этом стихе, отразившем в своём словесном зеркале заветные взгляды родной старины чуть ли не на все существующие в мире, задаётся, между прочим, вопрос: «Которая земля всем землям мати?» - «Свято-Русь-земля всем землям мати?» следует ответ. «Почему же Свято-Русь-земля всем землям мати?» - не удовлетворяется полученным ответом пытливый дух спрашивающего. «А в ней много люду христианского, они веруют веру крещеную, крещёную-богомольную, самому Христу, Царю Небесному, его Матери Владычице, Владычице Богородице; на ней строят церкви апостольские, богомольные, преосвященные, они молятся Богу распятому…»- следует пояснение.
- Посмотрите на слайд.
В 1921 году на выставке народного искусства в Московском музее были выставлены крестьянские полотенца, выполненные руками архангельских и вологодскими вышивальщицами, где на белом полотнище красными и чёрными нитками был запечатлен культ великой богини – богини земли, плодородия, матери всего земного. Это женщина в широкой юбке колоколом, с поднятыми руками. В представлении древних художников оно неизменно сливалось с символами жизни и плодородия, например с деревом, цветами, солнцем и различными живыми существами. То голова её украшена венком из цветов или сияющими лучами. То в руках она держит солнечные диски, то руки её постепенно переходят в молодое зеленеющее дерево или в туловище птицы. И вот образ этот, который почитался не только славянами, но и многими другими народами, образ женщины с поднятыми к небу, ( к солнцу) руками, прообраз богородицы Оранты, занявшей столь исключительное место в древнерусском искусстве. Эта Богиня называлась у древних славян Берегиней, то есть землёй, Житной Бабой, Роженицей. В древнерусском искусстве образ Богородицы тесно связан с культом Матери-земли; обеим было присущи общие начала святости и материнства, недаром на Руси сложилась поговорка «Первая мать – Пресвятая Богородица; вторая мать – сыра земля». В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружён ореолом чистоты, святости и жертвенности. Именно Богородица считается защитницей Руси. Следуя преданию, Богородицу называют «начатком спасения». Жительница Земли, она дала плоть вочеловечившемуся ради людей Богу. В ней первой достигнута была и та цель, ради которой совершилось это вочеловечение; в ней, Матери Спаса, ставшей «невместимого Бога вместилищем», наиболее полно приблизившейся к своему Великому Сыну, было свободно, очищено от греха и искажения человеческое естество. Так, как очищено оно было в самом Христе, так, как оно должно очиститься, по христианскому вероучению, в конце концов у всего пошедшего за Спасителем человеческого рода. И тверда у христиан вера, что, став Владычицей мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у неё высшую полноту. Её сердце, «пронзенное» великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.
- Почему икону иначе называют образ?
Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. К этим иконам возводили в Византии и на Руси все существовавшие изображения Богородицы. До конца подтвердить или опровергнуть эту легенду современная наука не может: до нашего времени просто не дошло ни одного изображения Богоматери, которое можно было бы датировать I веком новой эры — предполагаемым временем жизни ее и евангелиста Луки. Но зато ее изображения II—III веков дошли до нас, и вполне вероятно, что многие их устойчивые черты, которые и впоследствии сохраняло искусство, восходят к еще более ранним, возможно, и прижизненным иконам.
Даже при своей не абсолютной достоверности, легенда об апостоле Луке как
авторе первых икон Богоматери очень важна. Она показывает, что изо
бражения Богоматери понимались свободными от вымысла, несущими под
линную, глубокую правду о ней. Ведь их источником считались не
просто иконы прижизненные, сохранившие ее исторически достоверный
облик (что очень важно само по себе), но иконы, созданные мудрым,
ведавшим скрытую от других истину бытия евангелистом, которому
раскрывалось поэтому и таинственное, духовное начало Девы Марии.
Некоторые древнейшие русские иконы прямо приписывались апостолу
Луке. По существующим сейчас историческим свидетельствам, все они — и
дошедшие до нашего времени, и не сохранившиеся до наших дней — были
написаны много позднее I века. И хотя в ряде случаев не могли не знать
на Руси того обстоятельства, что эти произведения не мог написать сам
апостол Лука, но в том, что их приписывали апостолу Луке, не было ни лжи,
ни противоречия: авторство здесь понималось не только буквально, в нашем
смысле слова, но оно могло указывать, что эти приписываемые Луке иконы
представляют собой чрезвычайно точные списки (повторения) с
произведений, почитавшихся его собственным творением.Так или иначе,
имя апостола Луки, которое должно было свидетельствовать особую
подлинность, глубину и значительность произведения, действительно
связывалось на Руси с произведениями выдающимися, чрезвычайно
древними, сыгравшими, как правило, заметную роль в русской истории.
Различают три основных типа образов Богоматери «Елеуса», «Одигитрия», «Оранта».
К произведениям художника-евангелиста причислялась и икона «Богоматерь Владимирская», которая считалась палладиумом, покровительницей России, сейчас находящаяся в коллекции Третьяковской галереи (показ слайда). Существует летописное известие, что икона эта была привезена в начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь). Имя «Владимирская» она получила на Руси: ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северо-восточные земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе Владимире, икона обрела свою славу. В начале нашего столетия «Богоматерь Владимирская» была расчищена от вековых наслоений. Она, по единодушному мнению ученых, которое согласуется с летописным известием, считается произведением великого константинопольского художника начала XII века. Твердо соблюдает этот мастер те требования, которым в течение веков отвечали иконы Богоматери.
-Как бы вы описали такой сюжет?
Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания — распространенный в византийском искусстве тип изображения — по-гречески называлось «Елеуса», а по-русски обозначалось как «Умиление».
В углах доски помещает обозначение словом ее личности: буквы MP 9У — начальные буквы греческих слов «Мать Бога», фон иконы покрывает он золотом — знаком вечного света, знаком того, что изображенное на ней предстает так, как живет оно в вечной памяти людей. А в центре иконы располагает поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно прижавшимся к ее щеке. Как и всегда, с раннехристианских времен, Мария изображена закутанной в темно-вишневый плащ — мафорий — одежду замужних палестинских женщин, а на мафорий — звезды, знаки ее девства, чудесно сохраненного «до рождества, в рождестве и по рождестве». Древнейшим, неизменным представлениям о внешности Марии соответствуют здесь черты Богоматери, их можно описать словами древнего апокрифа, которые гласили, что у Марии «лик овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью источены».Но эти благородные, всегда узнаваемые черты под кистью мастера обретают какую-то невиданную, одухотворенную, захватывающую красоту. И красота эта неотделима от того выражения бездонной, высокой и чистой печали, которым исполнен лик и которую изливает обращенный к нам взгляд. Печали, почти не передаваемой словом, поистине печали Матери, у которой пронзенное великим сыновним страданием сердце навек отозвалось всем бедам и горестям людским. Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнской скорбью за него, она к нему несёт свою печаль, своё извечное заступничество за людей. И способным разрешить материнскую печаль, ответить на её молитву изображен сам младенец Сын; в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизреченная мудрость. Золотым ассистом — знаком божественной силы — пронизана его детская рубашечка, а через плечо по ней проходит клав — особая полоса, традиционный византийский символ царской власти, ставший и символом власти «Небесного Царя». Полный младенческой любви и нежности к Матери, Сын одновременно преисполнен силы и мудрости вочеловечившегося от нее Владыки мира, черты которого твердо и ясно проступают в его облике. Кроме изображений типа «Умиление», многочисленными и любимыми были в древнерусском искусстве изображения Богоматери с младенцем на руках, которые назывались «Одигитрия». Это название, в переводе с греческого означающее «Путеводительница», первоначально носила древняя, приписываемая апостолу Луке икона, которая хранилась в Константинополе и была главной святыней всей Византийской империи. Многочисленны были списки с этой иконы, закреплявшие, как всегда, основное, главное в ней. Таким образом сложился торжественный тип изображения указывающей путь Богородицы. «Одигитрии» существовали в древнерусском искусстве с древнейших времен, но особенно часто обращались к этому типу изображения художники XV—XVI столетий, когда Русь начинала видеть в себе наследницу Византийской империи, наследницу ее культуры, ее святынь. И одной из лучших русских икон такого типа считается «Богоматерь Одигитрия», созданная в 1482 г. великим древнерусским художником Дионисием, принадлежащая сейчас Государственной Третьяковской галерее, (показ слайда)
-Найдите отличия образа «Елеуса» от образа «Одигитрия».
Эта икона написана не на золоте, а на нежно-бирюзовом фоне — этим цветом, напоминающим небесную лазурь, стали иногда передавать негаснущий свет вечности художники XV века. И на этой нежной лазури на иконе Дионисия необычайно ясно и четко выступает окутанная темным мафорием полуфигура Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках. Как всегда в композициях «Одигитрия», изображена она в строго фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления обращенном к Сыну в младенческом облике которого необычайно ярко и полно проступают черты небесного Владыки. Загадочен его лик с невиданно высоким, как бы увиденным с нескольких сторон, куполом лба, величава фигура, окутанная золотыми одеждами, ярко белеет на их фоне свиток с учением, сжатый его левой рукой. А правая рука поднята в благословляющем жесте Творца и Владыки, который он обращает к миру, отвечая на материнскую мольбу. Нежный, мягкий, серьезный, написанный прозрачными розовыми охрами лик Богородицы исполнен высокого и радостного покоя, который обретает она в этом молении, в обращенном к миру сыновнем благословении. И этот покой, это светлое умиротворение изливает ее взгляд, проникновенно и открыто обращенный к тем, кто стоит перед иконой. В верхних углах иконы изображены мягко и спокойно склонившиеся перед несущей мир Владычицей архангелы Михаил и Гавриил — предводители небесного, ангельского мира. Светлое, спокойное умиротворение несет и весь строй иконы: гибкие, плавные, певучие линии, описывающие контуры фигур, складки одежд, цвет иконы, в котором спокойно соединены нежная бирюза, глубокий коричневый, зелень и золото одежд, розовые охры ликов, напоминающим небесную лазурь, стали иногда передавать негаснущий свет вечности художники XV века. И на этой нежной лазури на иконе Дионисия необычайно ясно и четко выступает окутанная темным мафорием полуфигура Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках. Как всегда в композициях «Одигитрия», изображена она в строго фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления обращенном к денческом оЪлике которого необычайно ярко и полно проступают черты небесного Владыки. Загадочен его лик с невиданно высоким, как бы увиденным с нескольких сторон, куполом лба, величава фигура, окутанная золотыми одеждами, ярко белеет на их фоне свиток с учением, сжатый его левой рукой. А правая рука поднята в благословляющем жесте Творца и Владыки, который он обращает к миру, отвечая на материнскую мольбу. Нежный, мягкий, серьезный, написанный прозрачными розовыми охрами лик Богородицы исполнен высокого и радостного покоя, который обретает она в этом молении, в обращенном к миру сыновнем благословении. И этот покой, это светлое умиротворение изливает ее взгляд, проникновенно и открыто обращенный к тем, кто стоит перед иконой.
Иногда «Богоматерь Одигитрию» Дионисия и другие иконы, совпадающие с ней во всех деталях, называют «Богоматерь Смоленская». Дело в том, что, согласно летописному преданию, древнейший из привезенных на Русь списков «Одигитрии» хранился, окруженный глубоким почитанием, в Смоленске. Но Смоленск в XIV веке был отторгнут от Руси, входил в состав Литовского государства, и общерусскую известность хранившаяся в нем «Одигитрия» получила только в 1514 г., когда город вошел в состав Московского княжества.
С этих пор не только многочисленными становятся списки с «Одигитрии Смоленской» (не сохранившейся до наших дней), но и иконы, написанные ранее, но совпадающие с ней в основных чертах, получают ее имя. Это имя отделяет их от других икон «Одигитрии», наделенных какими-либо своеобразными деталями, от других ее изводов, которые сложились на Руси и также получили свои имена от древних святынь, хранившихся в разных местах,— «Одигитрия Тихвинская», «Одигитрия Седмизерская», «Одигитрия Грузинская». Все они раскрывали разные грани и оттенки в образе Богоматери Путеводительницы.
И третий тип образа, который называется «Оранта» (по-латински -«молящаяся»). Мотив моления Богоматери за людей присутствует, как мы видим и в «Умилении», и в «Одигитрии», но там он предстаёт в сложном соединении с выражением материнской любви, а в «Оранте» составляет главную черту, основной смысл образа: Богородица изображается здесь одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками, хотя предания и не указывает прямого источника «Оранты»в творчестве апостола Луки, такие изображения находят уже в живописи катакомб, где скрывались гонимые христиане; твердо и бережно сохранило их искусство Византии и Древней Руси. Дело в том, что ясный и выразительный жест Богоматери Оранты обретал еще и высокий символический смысл в связи с одним древним, ветхозаветным преданием. В Библии рассказывается, что во время одной битвы пророк Моисей молился за свой народ. И народ его побеждал, пока подняты были в молитве руки пророка, а как только он их от усталости опускал, начинали одолевать враги. Видя это, Моисей превозмог усталость и не опускал воздетые в молении руки до исхода битвы, и народ его победил. Не за один народ, а за весь род человеческий молит Богородица, и воздетые руки Оранты стали символом этой вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы. И в образах Богородицы Оранты настойчиво выделяло искусство черты величавой Владычицы мира: имя «Нерушимая стена» получили эти изображения на Руси. Изображения Богоматери Оранты по древней традиции помещали в конхе (навершии) алтаря — главного места храма. «Нерушимой стеной» предстает она в мозаиках, украшающих конху Святой Софии Киевской. Окруженная мерцанием золотой смальты, исполненная величия и устойчивой мощи, поднимается над алтарем, над всеми, кто находится в церкви, фигура облаченной в сине-золотые одежды Богородицы. Непостижимости исполнен ее лик, ясно и твердо воздеты вверх ее руки — ненарушаема, ничему не подвластна молитва Оранты, обращенная вверх, к изображенному в куполе могучему Спасу Вседержителю, (показ слайда)
4.3акрепление рассмотренного материала.
Рассмотрите изображения и определите, какой тип иконы Пресвятой Богородицы видите. Почему так считаете?
5.Итог занятия.
Любовь и почитание Богоматери на Руси нераздельно слились с ее иконами. «Теплой заступнице мира холодного» (как назвал Богоматерь М. Лермонтов) поручали и собственную судьбу, и судьбу своих близких. Ее иконы не только хранились в храмах, но и находились в каждом доме, каждой семье. С ними связывались и события государственные. Это отношение к иконам Богородицы могло на Руси сложиться только потому, что художники необычайно глубоко воплотили в своих произведениях сохраненный преданиями образ Божьей Матери. Средствами живописи сумели передать соединение в ней лучшего, что несет в себе женское начало,— материнской любви и чистоты девы.
И сегодня, пожалуй, первые образы в древнерусском искусстве, которые привлекают к себе современного человека, наиболее понятны ему,— это образы Богородицы. И как в древности уповал русский князь, что прекрасный образ Владимирской поможет «новопросвещенным людям», так можно надеяться, что прекрасные древнерусские образы Богоматери помогут «вновь просвещающимся» нашим современникам обратиться к родной культуре, найти путь к ее подлинным истокам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на занятиях по Основам православной культуры
В данной публикации представлены дидактические игры, предназненные для обучающихся 2-7 классов и направленные на обобщение и закрепление изученного материала на занятиях по Православной культуре...
Конспект занятия по Основам православной культуры
Цель: духовно-нравственное воспитание обучающихся по средством реализации проекта «Православные праздники»....
Методическая разработка занятия кружка «Основы экологической культуры» Тема: «Проявления экологического кризиса в Белгородской области»
Актуальность«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В....
Разработка урока по Основам православной культуры "Православная молитва"
Материал содержит разработку урока для 4 класса "православная молитва"...
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...
Методическая разработка урока по основам православной культуры "Божественное в человеке"
Метадическая разработка урока по основам православной культуры для 4,5 класса по теме "Божественное в человеке" + презентация к уроку...
Методическая разработка урока по Основам православной культуры и светской этики с использованием презентации по теме «Спешите делать добрые дела»
Урок в 4 классе по теме «Спешить делать добрые дела»соответствует программе, учебник Студеникина М.Т.Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний,п...