Разработка урока по Основам православной культуры "Православная молитва"
план-конспект урока

Материал содержит разработку урока для 4 класса "православная молитва"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Романычева (Козырева) Екатерина Игоревна

Район

Лысковский

Место работы

МБОУ СОШ № 4 г. Лысково

Должность

Учитель истории и обществознания

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Кураев А.В. Основы православной культуры

Тема урока

Православная молитва

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Цель: осмысление учащимися значения для христиан молитвы.

Задачи:

- дидактическая: познакомить учащихся со значением слов «православие», «молитва», «благодать», «святые», показать их взаимосвязь;

- развивающие: выявить разницу между словами «молить», «требовать», «приказывать»;

- воспитательные: формировать умение отличать материальные блага от духовных радостей

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, CD-диск электронного сопровождения курса

Дидактическое обеспечение

Раздаточный материал, репродукции картин, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • нравственно-этическое ориентирование учащихся
  • предметные
  • ответить на вопросы о значении молитвы для верующего
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

- регулятивные:  умение выполнять очередность действий, заданную учителем;

- познавательные: умение находить в тексте непонятные слова и работать с ними;

- коммуникативные: умение слушать собеседника, выражать свои мысли

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Первичный контроль с использованием CD-диска

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • текст учебника А.В. Кураева «Основы православной культуры»

Дополнительная

Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Интернет-ресурсы

http://connect1.webinar.ru/play/vmuskatinev@prosv.ru/5384-kuraev

http://connect1.webinar.ru/play/vmuskatinev@prosv.ru/9016-orkse

ЭОРы


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Учитель создает проблемную ситуацию. Он задает детям вопрос, пробуждающий интерес к теме:

«Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили?»

Выполнение задания. Ученики высказываются, учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски.

Фронтальная форма работы.

Личностные – нравственно-этическая оценка действий.

Коммуникативные – умение полно и точно выражать свои мысли.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Учитель выявляет уровень знаний по теме, затруднения, побуждает детей к поиску, к высказыванию своего мнения. Если духовных желаний мало, учитель стимулирует их формулировку вопросами: «А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» и т.д., можно вспомнить сказку «Цветик – семицветик», можно вспомнить, что часто люди совершают подвиги и даже жертвуют жизнью для того, чтобы их имя осталось в веках.

Дети делают сообщения, обсуждают ответы одноклассников, высказывают собственные предложения, выявляют затруднения.

Фронтальная форма работы.

Познавательные – умение решать поставленную проблему.

Коммуникативные – умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Учитель предлагает посмотреть на доску, где записаны пожелания. «Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. Обращение к Богу называется молитва. Знаете ли вы, что это такое?»

Дети предлагают варианты ответов.

Фронтальная форма работы.

Познавательные – самостоятельное конструирование своих знаний.

Коммуникативные – умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Рассказ учителя о понятии «молитва», «православие», «благодать», «святые».

 Составление кластера «Виды молитв» (учитель – на доске, дети – в тетради).

Учитель должен обратить внимание детей на то, что к Богу мы обращаемся именно с просьбой. Мы молим Его, и должны понимать разницу между словами «требовать» и «молить». Для этого предложить учащимся командно выполнить задание (определить, в каком из отрывков стихотворений содержится требование, просьба, намек, молитва, приказ). Приложение 1.

Дети слушают учителя, составляют кластер.

Фронтальная форма работы.

Учащиеся выполняют задание.

Групповая форма работы.

Проверка результатов.

Познавательные – умение работать с новыми понятиями.

Регулятивные – контроль результатов своей деятельности и деятельности партнеров.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учитель уточняет понятие учащимися поставленных целей и предлагает познакомиться с молитвой «Отче наш». Читает вслух, а затем по командам дети работают с вопросами по этой молитве. Приложение 2

Отвечают на вопросы.

Групповая форма работы.

Проверка результатов.

Регулятивные – контроль результатов своей деятельности и деятельности партнеров.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Учитель предлагает детям прочитать отрывок из сказки «Снежная королева» и ответить на вопросы:

- Какое же слово в конце концов составилось из льдин?

- Чем же искушала Кая Снежная Королева?

- Чем вам кажется странным обещание подарить «весь мир и новые коньки?»

- Чего не хватало прекрасному дворцу Снежной Королевы?

Отвечают, приводят примеры.

Фронтальная форма работы.

Коммуникативные – умение слушать собеседника, выражать свое мнение.

Личностные – нравственно-этическое воспитание.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Учитель предлагает детям вернуться к заданию «Что такое молитва, ее значение, что просят у Бога». Чтение вслух стихотворений «Молитва» (М. Лермонтов).

Сообщения, обсуждение ответов, делаются выводы.

Фронтальная форма работы.

Познавательные – решение проблемы, анализ, обобщение.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Организация первичного контроля с использованием CD-диска. Работа по командам.

Дети предлагают ответы.

Фронтальная работа.

Личностные – адекватное воспроизведение содержания своей работы.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Организация работы по выявлению отношения детей к молитве, ее влиянию на жизнь людей. Учитель: «Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке, вам пригодятся в жизни или нет?»

Раздаются листочки с 5-ю ступенями познания.

Учитель: «Оцените нашу работу на уроке и поставьте на ступени знак +.

Чем больше вы узнали на уроке, тем выше ступень познания».

Оценивают работу на уроке и полученные знания.

Индивидуальная форма работы.

Личностные – положительное отношение к православным молитвам и к вере.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

Разработка урока по основан православной культуры в 10 классе "Кубань православная"

Интегрированный  урок  -  кубановедения и основ православной культуры. Форма урока: Паломническое путешествие по святым местам Кубани. Цели урока: Формирование представлений о культур...

разработки занятий по основам православной культуры

Разработки занятий по основам православной культуры по теме "Образы Пресвятой Богородицы. Разработка с элементами игры, с материалами по истории, литературы, искусству....

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры.

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры....

урок по основам православной культуры "Молитва"

конспект урока по основам православной культуры "Молитва"...

Методическая разработка урока по основам православной культуры "Божественное в человеке"

Метадическая разработка урока по основам православной культуры для 4,5 класса по теме "Божественное в человеке" + презентация к уроку...

Методическая разработка урока по Основам православной культуры и светской этики с использованием презентации по теме «Спешите делать добрые дела»

Урок в 4 классе по теме «Спешить делать добрые дела»соответствует программе, учебник Студеникина М.Т.Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний,п...