Методическая разработка занятия кружка «Основы экологической культуры» Тема: «Проявления экологического кризиса в Белгородской области»
план-конспект занятия по экологии (8 класс) на тему
Актуальность
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Экологическое краеведение призвано помочь людям осознать ценность природных ресурсов и экологических процессов, выделить факторы, угрожающие окружающей среде, сформировать представления о возможных действиях, направленных на сохранение окружающей среды. В решении экологических проблем, имеет большое значение система экологического образования, направленная на сохранение природного разнообразия, красоту природных ресурсов для будущих поколений
Педагогическая целесообразность состоит в том, что содержание занятия направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации школьников не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний.
Цель занятия: познакомить с экологическими проблемами Белгородской области.
Задачи:
- Способствовать формированию экологического сознания и мышления на примере Белгородской области.
- Содействовать развитию умений анализировать текст, таблицы, схемы, составлять описание наиболее важных экологических ситуаций, давать оценку и прогнозы, умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ekologiya.docx | 370.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кощеевская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области»
(МБОУ «Кощеевская СОШ»)
Методическая разработка занятия кружка
«Основы экологической культуры»
Тема: «Проявления экологического кризиса в Белгородской области»
Автор:
учитель биологии и химии,
руководитель кружка
Дмитриева Лилия Васильевна
2018 год
Введение
Актуальность
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Экологическое краеведение призвано помочь людям осознать ценность природных ресурсов и экологических процессов, выделить факторы, угрожающие окружающей среде, сформировать представления о возможных действиях, направленных на сохранение окружающей среды. В решении экологических проблем, имеет большое значение система экологического образования, направленная на сохранение природного разнообразия, красоту природных ресурсов для будущих поколений
Педагогическая целесообразность состоит в том, что содержание занятия направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации школьников не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний.
Цель занятия: познакомить с экологическими проблемами Белгородской области.
Задачи:
- Способствовать формированию экологического сознания и мышления на примере Белгородской области.
- Содействовать развитию умений анализировать текст, таблицы, схемы, составлять описание наиболее важных экологических ситуаций, давать оценку и прогнозы, умение работать в коллективе.
Тип занятия: открытие новых знаний
Оборудование: шаблон карта области, карточки с заданиями, государственный доклад об экологической ситуации в Белгородской области в 2017 году правительство Белгородской области департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области, индивидуальные карты с заданиями, листы А4, условные знаки, презентация.
Методы: словесный, проблемный, частично – поисковый.
Форма занятия: групповая
Планируемые результаты: обучающиеся повторят общие экологические понятия; закрепят навык работы с разными источниками информации (текст доклада, тематические карты), умение работать в группе, составлять мини - проекты с использованием опорных схем.
Продолжит формироваться интерес к родной природе, желание больше узнавать об экологических особенностях родного края.
Ход занятия:
- Организационный момент
Слайд №1.
-Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас сегодня на нашем занятии кружка. Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, дома в семье. Поэтому, в начале нашего занятия я хочу задать вам несколько вопросов.
Что же такое экология?
Что такое экологические факторы?
Что такое экологический кризис?
- Основная часть
Изучение и первичное закрепление знаний
Ребята, посмотрите, пожалуйста, небольшой видеофрагмент, он подскажет вам тему нашего занятия
Слайд №2
Просмотр видео - презентации «Белгородская область»
Итак, я думаю, вы уже поняли, что сегодня речь пойдет об экологии Белгородской области.
Тема нашего занятия «Проявления экологического кризиса в Белгородской области».
Слайд №3 Постановка творческой задачи.
Где на земле белгородской жить хорошо? Как вы думаете, в каком районе области с точки зрения экологической ситуации лучше всего жить?»
Для того что бы убедиться в верности ваших предположений и ответить на мой вопрос я предлагаю вам провести небольшое исследование.
Целью нашего исследования будет составление экологического рейтинга районов Белгородской области.
Слайд №4
Проведя исследование, мы сможем определить районы с лучшими экологическими условиями и определить районы с проявлениями экологических проблем.
Работать вы будете с выдержками из Государственного доклада «Об экологической ситуации в Белгородской области в 2017 году», так как доклад за 2018 год еще не опубликован.
Этот официальный ежегодный документ наиболее полно характеризует экологическую обстановку в Белгородской области за прошедший годовой цикл.
В докладе рассмотрены вопросы состояния воздушного и водного бассейнов, сохранности земель, особенности порядка сбора, хранения и размещения отходов.
Так же у вас имеются тематические карты - схемы. Приложение 1
В начале занятия я попросила вас сформировать две рабочие группы. Каждая группа получает индивидуальную карточку с заданиями.
Прошу выбрать старшего по группе (модератора), он будет контролировать участие каждого в работе группы, распределит задания, будет контролировать темп работы, следить за временем.
После истечения времени 7 минут, прошу выступить каждую группу и рассказать своим товарищам из другой группы о существовании каких экологических проблем вы узнали.
Работать вы будете по инструкционным картам. Приложение 2
Работа в группах.
Выступают группы, возле схемы «Экологический рейтинг районов Белгородской области» рассказывая учителю и своим товарищам из второй группы об экологических проблемах в районах области. Выступления групп.
- Заключение.
Учитель: В каком районе области вы хотели бы жить?
Пожалуйста, распределите места между районами по критериям:
1 место - нет проблем, одна проблема
2 место – 2 проблемы
3 место – 3 проблемы
4 место-4 проблемы
Прошу всех вас прикрепить номера соответствующие занятому месту на схему.
Изменилось ли ваше мнение? На каком месте в рейтинге наш Корочанский район?
Слайд №5
Учитель: Белгородская область по данным «экологического рейтинга субъектов Российской Федерации», проводимого общероссийской экологической организацией «Зеленый патруль», на период лета 2018 года входит в десятку «лучших» регионов, занимая 4 место. Согласно экологическим контрольным лабораторным анализам, в Белгородской области не наблюдается превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере, воде или почве ни по каким параметрам.
Белгородская область, согласно данным Росстата, является самым привлекательным регионом для постоянного места жительства после Санкт-Петербурга и Москвы. Благополучную ситуацию эксперты связывают с тем, Белгородская область - преимущественно аграрный регион, население экологически грамотно, имеется много зеленых насаждений, и политика благоприятствует поддержанию экологии в должном состоянии. Тем не менее, экологические проблемы в Белгородской области, безусловно, имеются. Сегодня на нашем занятии мы составили схему-рейтинг районов Белгородской области по экологическим показателям.
Слайд №6
Завершить наше занятие я хочу словами:
Есть, возможно, уголок красивей,
есть богаче, шире есть края.
Но из всей моей России
ближе к сердцу Белгородчина моя!
Литература
Дегтярь, А. В. Д26 Экология Белогорья в цифрах : монография / А. В. Дегтярь, О. И. Григорьева, Р. Ю. Татаринцев. – Белгород : КОНСТАНТА, 2016. – 122 с. : ил.
Дроздов В.В. Общая экология. Учебное пособие. - СПб.: РГГМУ, 2011. - 412 с.
Зверев А.Т. Основные законы экологии. – М.,: Издательский дом Паганель, 2009.
– 171 с.
Правительство Белгородской области департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды области
Государственный доклад об экологической ситуации в Белгородской области в 2017 году
Приложение 1
Приложение 2
Инструкционная карта для 1 группы
Тема: «Проявление экологического кризиса в Белгородской области»
Источники информации:
- Государственный доклад «Об экологической ситуации в Белгородской области в 2017 году». Тематические карты, таблицы.
- Тематические карты, таблицы.
Задание:
- Выбрать информацию из доклада и тематических карт о состоянии и проблемах атмосферного воздуха, поверхностных и подземных источников воды в области.
- Подготовить устное краткое пояснение и отметить условными знаками проблемные районы на Рейтинг-схеме Белгородской области.
Инструкционная карта для 2 группы
Тема: «Проявление экологического кризиса в Белгородской области»
Источники информации:
- Государственный доклад «Об экологической ситуации в Белгородской области в 2017 году». Тематические карты, таблицы.
- Тематические карты, таблицы.
Задание:
- Выбрать информацию из доклада и тематических карт о состоянии и проблемах обращения с отходами производства и потребления, об антропогенном воздействие на почвы в области.
- Подготовить устное краткое пояснение и отметить условными знаками проблемные районы на Рейтинг-схеме Белгородской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия кружка "Изостудия". Тема: "Портрет Варнавы Ветлужского - святого покровителя варнавинской земли"
Данная методическая разработка направлена на формирование у учащихся знаний о портрете, как жанре изобразительного искусства, а также на повышение их нравственного и духовного уровня с помощью обращен...
Методическая разработка занятия кружка " Юный художник" на тему " Свет и тень в натюрморте"
Методическая разработка занятия составлена для обучающихся второго года обучения и раскрывает способы дифференцированного обучения паредачи светотени на предметах в натюрморте.Предложены методы обучен...
Методическая разработка занятия кружка «Финансовая грамотность» по теме « Экономика семьи»
Занятие посвящено формированию понятия "семейный бюджет", умению его составлять, а также навыкам рационального потребительского поведения...
Методическая разработка урока по Основам православной культуры и светской этики с использованием презентации по теме «Спешите делать добрые дела»
Урок в 4 классе по теме «Спешить делать добрые дела»соответствует программе, учебник Студеникина М.Т.Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний,п...
Методическая разработка занятия кружка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: “Победа, 75”.
Данное интегрированное занятие по английскому языку и истории по теме “Victory, 75” дисциплины Иностранный язык (на основе проектной методики), представляет пример активного использо...
Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»
В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...
Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»
В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...