Методическая разработка урока по Основам православной культуры и светской этики с использованием презентации по теме «Спешите делать добрые дела»
методическая разработка (5 класс)

Нина Хайрутдинова

Урок в 4 классе по теме «Спешить делать добрые дела»

соответствует программе, учебник Студеникина М.Т.

Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний,

проблемное обучение, групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная

работа.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ

на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx95.04 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан

422580, Верхнеуслонский район, п. Октябрьский, ул.Центральная, д. 10;

т/ф:8(843) 79-3-14-23; осtchool@mail.ru

Методическая разработка урока по Основам

православной культуры и светской этики с

использованием презентации по теме «Спешите делать добрые дела»

(Возраст детей: 10 лет

Срок реализации: 1 урок)

Разработчики:

Шамсутдинова Г.Г.,

учитель

истории первой

квалификационной

категории,

Халикова Р.Р.учитель

начальных классов первой

квалификационной

категории, Хайрутдинова Н.П.,

учитель русского языка и литературы

2020 г.

Урок в 4 классе по теме «Спешить делать добрые дела»

соответствует программе, учебник Студеникина М.Т.

Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний,

проблемное обучение, групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная

работа.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ

на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Тема урока: «Спешить делать добрые дела»

Цель урока: формировать представление учащихся о добре и зле как этических норм поведения.
Задачи:

расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла; 

- прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;  

- формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта; 

- развивать творческие способности учащихся; 

- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру; 

- воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.

- подвести учащихся к осознанию важности совершать добрые поступки.

Формирование нравственных убеждений и отношений на основе понятий добро

- Формировать представления о понятиях добро и зло как основополагающих в

этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного

опыта; умение правильно оценивать себя и других.

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти;

культуры речи и эмоций учащихся;

-Развивать познавательный интерес к предмету.

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного

отношения к окружающему миру, милосердия.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные УУД

1 Извлекать информацию из текста.

2 Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица,

схема).

3 Строить речевое высказывание в устной форме.

4 Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1 Принимать и сохранять учебную задачу.

2 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1 Слушать и понимать других.

2 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 Оформлять свои мысли в устной форме.

4 Договариваться о правилах общения и поведения.

5 Формулировать своё мнение, свою позицию.

Предметные

  1. Усвоить понятия «добро» и «зло»
  2. Понимать, что такое добрые и злые поступки
  3. Сделать вывод о том, кого можно назвать «добрым»

Личностные УУД

1 Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2 Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения

общечеловеческих норм.

Основные понятия: добро и зло как основные этические понятия

Технологии:

Технология проблемного диалога, технология сотрудничества, игровая

технология, информационно-коммуникативная технология

Методы: проблемно-поисковый, практический, словесный.

Формы деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.
Раздаточный материал: карточки со словами для работы в группах.


Ход урока

- Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, своему учителю и нашим гостям хорошего настроения, радости, успехов!

-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в интересный мир православной культуры.

О чем же мы будем говорить?

Посмотрите на эти фотографии. Какими  двумя  словами их можно подписать? Правильно, хорошие дела.

Слово «хорошо»- новое слово в литературе. Вспомните, как это слово звучит на старославянском языке? На старославянском оно означает «добро». С какими поступками оно ассоциируется? (с добрыми). Назовите антоним к этому слову? (Добро-зло). Определите тему сегодняшнего урока.

-Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на уроке?

(Мы будем говорить, что такое добро, зло, приводить примеры)

Добрые дела, добро, зло что-это такое.

Работа в парах. Записать по 2 слова на карточках, которые относятся к понятию добро и зло (дружба, забота и т.д.).

-Давайте сформулируем, что же такое добро? (дети читают с листка)

-А теперь обратимся к толковому словарю Ожегова. - Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.

Слайд 1

Добро- нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Работа с учебником

Чтение  абзаца о добре.

-Что же значит делать  добро?

(совершать поступки не за похвалу или награду, совершать бескорыстно)

 Давайте сформулируем, что же такое зло? (дети читают с листка)

Слайд 2

-А теперь обратимся к словарю Ожегова.

Чтение абзаца из учебника

Злых поступков совершается немало, поэтому 10 декабря 1948 года была провозглашена Всеобщая декларация прав человека, то есть заявление людей всего мира о правах  и достоинствах человека. Декларация прав призывает к стремлению совершать добрые поступки и бороться со злыми.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00e5/000d0cbc-77dc6ea9/5/640/img6.jpg

Итог урока

Где взять доброе дело? Да просто быть внимательнее, потому что рядом живут люди, которые нуждаются в заботе и помощи.

Расскажите о добром поступке, который совершили вы и положите красное сердечко в «Корзинку добрых дел».

Какие чувства вы испытывали, когда совершали добрые дела?

А что чувствовали люди, которым вы помогали?

Вы добрые дети. Пусть добро растет с вами в ваше душе. Пусть как можно чаще в вашей жизни появляется желание делать добро.

Дописать или нарисовать свою ассоциацию, т.е. с чем сравнить
Добро - это постройка , то какая…
Добро - это цвет, то какой …
Каждый делает свое на своем листочке.
А что бы помочь выполнить задание просмотрим еще один видеоролик. Смотрим. (стихотворение в слайдах)
Итог.
- Скажите одним предложением. Зачем творить добро?
(Приносить радость, быть счастливым, радоваться жизни, жизнь дана на добрые дела).
- Так говорят: злых людей нет на свете, есть только несчастливые.
Так говорят: сделав доброе дело - забудь, получив -помни.

Подведение итогов урока. 
- Что нового узнали о добре и зле? (Ответы детей).
- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке? 
(Ответы детей).
- Почему важно бороться со злом? 
(Ответы детей).
- Давайте сформулируем вместе правила доброты. 

 1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.

21. Исполнение песни «Дорогою добра» (из м/ф «Маленький Мук») всем коллективом.

Учитель. - Спасибо, вам, ребята, за сегодняшнюю встречуза добрые мысли и умные слова. Пусть вашу дорогу добра освещает наше солнышко. До свидания

 Что, на ваш взгляд, означает понятие «добро»? Найдите объяснение понятия «добро» в учебнике. Сравните это понятие с понятием "добро" из словаря Ожегова и словаря Даля.

- Какой вывод вы можете сделать о значении этого слова?

- Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову «добро».

- А что значит «зло»? Найдите объяснение понятия «зло» в учебнике. Сравните его с понятием "зло" из словаря Ожегова и словаря Даля.

- Какой вывод вы можете сделать о значении этого слова?

- Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову «зло».
– Запишите в свои тетради понятия и определения «добро» и «зло».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации преподавателю курса «Основы религиозных культур и светской этики»

В апреле 2010 года в 19 регионах страны по поручению Президента России в российских школах началось преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Предложенные в дан...

Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

"Россия - наша родина". Конспект урока по Основам религиозной культуры и светской этике.

Данный урок разработан в соответствии ФГОС НОО и будет полезен учителям, преподающим курс "Основы религиозной культуры и светской этики"....

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Разработка урока по Основам православной культуры "Православная молитва"

Материал содержит разработку урока для 4 класса "православная молитва"...

Методическая разработка урока по основам православной культуры "Божественное в человеке"

Метадическая разработка урока по основам православной культуры для 4,5 класса по теме "Божественное в человеке" + презентация к уроку...