Рабочая программа дисциплины "Экологические основы природопользования"
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа предназначена для студентов СПО специальности "Компьютерные системы и комплексы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_eop.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
для специальности
компьютерные системы и комплексы
г.о. Электросталь
2014
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 4 |
| 8 |
| 9 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО Технология машиностроения, Компьютерные системы и комплексы, Менеджмент.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- -анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов человеческой деятельности;
- -осуществлять процедуры по борьбе с загрязнением окружающей среды;
- -соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
- -использовать оборудование, предназначенное для борьбы с загрязнением окружающей среды;
знать:
- -о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- -об условиях устойчивого состояния экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
- -о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
- -об экологических принципах рационального природопользования;
- - основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- -правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- -о требованиях международных конвенций по предотвращению загрязнения окружающей среды судами;
- -меры предосторожности, которые необходимо предпринимать для предотвращения загрязнения морской и речной окружающей среды;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося ___51__ часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __34____ часов;
- самостоятельной работы обучающегося __17_____ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
в том числе: написание докладов | 17 |
Аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Взаимодействие общества и природы. | ||||
Тема 1.1. Особенности взаимодействия общества и природы. | Содержание. | |||
1 | Значение экологических знаний. Задачи, цель, специфика дисциплины. Краткая история охраны природы. Окружающая среда и здоровье человека. | 2 | 2 | |
2 | Современное состояние окружающей среды. Антропологические воздействия на элементы природы и его связь с научно – техническим прогрессом. Примеры положительного и отрицательного воздействия научно – технического прогресса на взаимодействие. Размещение производства и проблема отходов. Экологические последствия различных видов человеческой деятельности. | 2 | ||
3 | Естественное и антропогенное загрязнение биосферы. Условия устойчивого состояния экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса. Понятие о рациональном природопользовании. Концепция устойчивого развития. Программа перехода РФ на модель устойчивого развития. | 2 | ||
4 | Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производство сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. | 2 | ||
5 | Современное состояние окружающей среды Московской области. Особенности территории и характер природопользования. Техногенные ландшафты. Экологические проблемы региона. | 2 |
Практическое занятие. Обсуждение глобальных проблем окружающей среды и путей их решения. Выявление роли человеческого фактора в решении проблем экологии. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад на одну из тем:
| 4 | ||||
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование. | Содержание. | ||||
1 | Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Принципы рационального природопользования. | 2 | 2 | ||
2 | Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Виды мониторинга. Концепция предельно – допустимой концентрации (ПДК). Нормативные качества в производственно – хозяйственной сфере. Комплексные нормативные качества. Методы контроля за состоянием загрязнения природных вод, почв, атмосферного воздуха | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада по теме: «Природные ресурсы России (Мира)» | 4 | ||||
Тема 1.3. Охрана биосферы. | Содержание. | ||||
1 | Использование и охрана атмосферы, гидросферы. Основные источники техногенного воздействия на атмосферу и гидросферу. | 2 | 2 | ||
2 | Использование и охрана почвы, недр, растительного и животного мира. Основные источники техногенного воздействия на почву, недра, растительный и животный мир. | 2 | |||
3 | Способы ликвидации последствий загрязнения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад по теме: «Современные методы очистки сточных вод» | 4 | ||||
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования. | Содержание. | ||||
1 | История Российского природоохранного законодательства. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды. История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления 1970 – 1990 годов законодательными органами. Закон «Об охране окружающей природной среды» 2008 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Понятие об экологической безопасности жизнедеятельности, основные меры её обеспечения | 2 | 2 | ||
2 | Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. Этапы становления международного сотрудничества. Принципы международного сотрудничества. Международные экологические организации (Римский клуб, Гринпис и т.д.). Сотрудничество с организацией объединенных наций. Международный союз охраны природы и его функции. Декларация генеральной ассамблеи ООН периода 1970 – 1992 гг. Всемирная хартия природы (кодекс 1983г). Конвенция по охране озонового слоя (1985г), конвенция ООН с 1996 года и по настоящее время, основные положения. Развитие новых межгосударственных контактов в этой области | 2 |
Практическое занятие. Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Работа с нормативно-правовыми актами. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка доклада по теме: «Особо охраняемые природные территории». | 2 | |||
Раздел 3. Охрана водной поверхности при эксплуатации судов. | Содержание. | |||
1 | Требованиях международных конвенций по предотвращению загрязнения окружающей среды судами. Регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности История, виды и формы международного сотрудничества, участие в них России, основные международные конвенции (МАРПОЛ 1973/1978) по предотвращению загрязнения моря и судов. | 2 | 2 | |
2 | Меры предосторожности, которые необходимо предпринимать для предотвращения загрязнения морской и речной окружающей среды. Процедуры по борьбе с загрязнением окружающей среды. Использование оборудования, предназначенного для борьбы с загрязнением окружающей среды. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада по теме: «Процедуры по борьбе с загрязнением водной поверхности». | 3 | 2 | ||
Дифференцированный зачет по курсу «Экологические основы природопользования» | 2 | |||
всего | 51 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
- наглядные пособия: учебные видеофильмы.
Технические средства обучения:
- телевизор
- видеомагнитофон.
3.2.Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий.
Основная литература:
- Арустамов, Э. А. Экологические основы природопользования : учеб. / Э. А. Арустамов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К°, 2008. – С. 305.
- Блинов, Л. Н., Экологические основы природопользования : учеб. для ссузов / Л. Н. Блинов, И. Л. Перфилова, Л. В. Юмашева. – М. : Дрофа, 2010. – С. 193.
- Колесников, С. И. Экологические основы природопользования : учеб. / С. И. Колесников. – 2-е изд. – М. : Дашков и К°, 2010. – С. 286.
- Константинов, В. М. Экологические основы природопользования : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2006. – С. 77
- Трушина, Т. П. Экологические основы природопользования : учеб. для колледжей и сред. спец. учеб. заведений / Т. П. Трушина. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникc, 2009. – С. 359.
Дополнительная литература:
- Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология. – М.: Дрофа, 1995.-240с.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.-637с.
- Чернова Н. М. Основы экологии: учеб. для образоват. учреждений/ Н.М.Чернова, В.М. Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой. – М.: Дрофа, 2006.- 302с.
- Экология России: Хрестоматия/ . - М.: АО "Мдс", 1995. - 316, [4] с.: ил..
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов человеческой деятельности;
| Индивидуальный контроль. - практическое занятие - презентация результатов внеаудиторной самостоятельной работы. |
осуществлять процедуры по борьбе с загрязнением окружающей среды | - презентация результатов внеаудиторной самостоятельной работы |
соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности; | - практическое занятие - презентация результатов внеаудиторной самостоятельной работы. |
использовать оборудование, предназначенное для борьбы с загрязнением окружающей среды; | - практическое занятие - презентация результатов внеаудиторной самостоятельной работы. |
Знания: | |
о взаимосвязи организмов и среды обитания; | Индивидуальный контроль. - тестирование - устный опрос |
об условиях устойчивого состояния экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; | - тестирование - устный опрос |
о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды; | - тестирование - устный опрос |
об экологических принципах рационального природопользования; | - тестирование - устный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)
Рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Москва, « Просвещение»,2012г....
рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011
Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...
рабочая программа Экологические основы природопользования 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2014
Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10 и 11 класса в соответствии с ФГОС на основе комплексной программы ОБЖ под общей редакцией А. Т. Смирнова.
Рабочая программа по ОБЖ для 10 и 11 класса разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС на основе программы и УМК А.Т.Смирнова...