Дополнительная общеобразовательная программа "Физическая подготовка детей и молодежи посредством командно-спортивной игры "Баскетбол""
рабочая программа на тему
Программа направлена на формирование у занимающихся патриотических ценностей, готовности к службе в Вооруженных силах РФ, способности к самообразованию и самосовершенствованию в командно-игровом виде физкультурно-спортивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Центр военно-патриотического и гражданского воспитания»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ ДПО ЦВПГВ
_____________И.И. Мельниченко
«__»_____________2014 года.
Дополнительная общеобразовательная программа
физкультурно-спортивной направленности (ознакомительная)
«Физическая подготовка детей и молодежи посредством командно-спортивной игры баскетбол»
возраст: от 12 лет и старше
срок реализации: 1 год
Разработчик (и) программы: Саблин Андрей Борисович, Старший методист ГБОУ ДПО «ЦВПГВ» | Педагоги, реализующие программу: Саблин Андрей Борисович, Старший методист ГБОУ ДПО «ЦВПГВ» |
2014 г.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основании существующих нормативных документов для учреждений дополнительного образования и служит основным документом для эффективного построения процесса по развитию и совершенствованию физических качеств учащихся средних, специальных и высших образовательных учреждений, являющегося неотъемлемой частью военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
В программе представлен материал по воспитанию физических качеств с использованием теоретико-методических основ командно-спортивной игры баскетбол, позволяющей качественно подготовить учащихся-призывников к предстоящей службе в Вооруженных силах Российской Федерации. По мимо физического развития программой предусмотрено освоение и формирование базовых умений и навыков игры баскетбол.
Программа реализуется на базе ГБОУ ЦВПГВ г.Москвы и предназначена для школьников и студентов Государственных бюджетных образовательных учреждений. Программа утверждена методическим советом Центра военно-патриотического и гражданского воспитания. К освоению программы допускаются студенты и школьники, имеющие разрешение врача и прошедшие специальный отбор, позволяющий формировать учебные группы, для прохождения обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Физическая подготовка детей и молодежи посредством командно-спортивной игры баскетбол» (ознакомительная), с учетом возрастных, анатомо-физиологических особенностей, а также уровня физической подготовленности.
Актуальность программы состоит в том, что она одновременно позволяет решить задачи по военно-патриотическому воспитанию и физической подготовленности подрастающего поколения. Программа также обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Отличительной особенностью программы «Физическая подготовка детей и молодежи посредством командно-спортивной игры баскетбол» является то, что:
- она предусматривает построение процесса физической подготовки, с учетом особенностей контингента и условий проведения занятий;
- в ее содержании включены тестовые процедура которые позволяют определить и контролировать достигнутый уровень занимающихся на каждом из этапов подготовки, что в свою очередь повысит интерес к данной программе и эффективность образовательного процесса;
- весь объем изучаемого программного материала, соответствует требованиям которые предъявляются к уровню физической подготовленности допризывника и формированию у него патриотических ценностей.
При составлении программы учитывался опыт ведущих специалистов по военно-патриотическому воспитанию, развитию физических качеств и методическим основам подготовки в баскетболе, а также материалы и пособия для подготовки допризывников и другие источники.
Цель: формирование у занимающихся патриотических ценностей, готовности к службе в Вооруженных силах РФ, способности к самообразованию и самосовершенствованию в командно-игровом виде физкультурно-спортивной деятельности.
Задачи:
- подготовка, волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем физической подготовки и бойцовскими качествами, подрастающего поколения;
- достижение высокого и стабильного уровня игровых навыков и их успешной реализации в специально смоделированных условиях;
- достижение нормативных показателей;
- получение теоретических знаний и практических умений по развитию физических качеств посредством баскетбола;
- формирование и совершенствование у занимающихся компетенций, позволяющих решать задачи технико-тактического характера возникающие в ходе баскетбольных игр определенного уровня и контингента участвующих;
- развитие способности у студентов творчески использовать полученные знания и передовые достижения в методике формирования патриотических ценностей и развития физических качеств;
- содействие гармоническому физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся.
Программой предусмотрено выполнение занимающимися самостоятельной работы, которая включает чтение и анализ литературных источников, просмотр видеоматериалов по физической подготовке допризывников. Подразумевается, что после каждого занятия занимающиеся получают задания на дом по тем разделам, которые изучались на занятии.
Возраст занимающихся и сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на детей и юношей в возрасте 12 лет и старше. Общий период обучения составляет 1(один) год. Годовая нагрузка составляет 144 часа. Учебно-тематический план составлен, исходя из учебной нагрузки на одну учебную группу – 4 часа в неделю.
Режим занятий – два раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия – 2 часа.
Оптимальны состав группы – 18-20 человек.
Организация процесса обучения: принципы, формы занятий.
При составлении плана учебно-тренировочных занятий предусмотрено, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объёму. В связи с этим при планировании занятий учитываются индивидуальные особенности занимающихся.
Для успешной организации и осуществления учебного процесса используются следующие принципы обучения: принцип сознательности и активности, принцип наглядности и доступности, принцип систематичности.
Основной формой организации образовательного процесса по программе «Физическая подготовка детей и молодежи посредством командно-спортивной игры баскетбол» являются занятия физической культурой, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования, сдача контрольных нормативов.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях – групповая.
В программе используются следующие методы обучения:
- словесные: устное изложение и беседа, лекция;
- наглядные: показ видеоматериалов, иллюстраций, демонстрация техники;
- практические: целостного и расчленного упражнения.
Требования к уровню освоения содержания программы
В результате изучения программы «Физическая подготовка детей и молодежи посредством командно-спортивной игры баскетбол» занимающиеся должны:
Знать:
- общие принципы развития физических качеств необходимых как в службе в армии так и в ходе баскетбольной игры;
- основные принципы формирования сплоченного коллектива;
- содержание и правила патриотических игр с элементами баскетбола;
Уметь:
- подчинять собственные интересы с интересами коллектива;
- использовать механизмы самомотивации и мобилизации внутренних резервов организма посредством проявления волевых качеств;
- самостоятельно применять средства физической подготовки в повседневной жизни;
- выполнять основные технические элементы баскетбола;
- анализировать быстро меняющеюся игровую ситуацию и предвидеть возможные игровые сценарии с целью своевременного реагирования и правильного принятия решения;
- использовать технико-тактические приемы баскетбола в игровых условиях;
Контроль за работой обучающихся, оценка их знаний, навыков и умений является важнейшим средством активации и повышения эффективности образовательного процесса.
Диагностика и оценка получаемых результатов проводится регулярно в процессе учебного года и подразделяется на:
- текущую, проводимую по усмотрению педагога для определения качества усвоения материала, корректуры планируемых учебных занятий;
- промежуточную (за полугодие);
- итоговую, проводимую для оценки получаемых результатов по окончании учебного года.
Используемые формы оценки качества знаний:
- тестирование;
- контрольное занятие;
- зачет;
- соревнования.
Участие в соревнованиях в рамках данной программы, рассматривается как обязательная часть. Во время проведения матчей «Баскетбольного турнира среди коллективов дополнительного образования», занимающиеся регулярно принимают в них участие.
Учебно – тематический план
программы «Физическая подготовка детей и молодежи
посредством командно-спортивной игры баскетбол»
Наименование тем | Теоретические занятия | Практические занятия | ВСЕГО | Самостоятельная работа |
1. Общие основы по технике безопасности и правил поведения во время занятий. | 1 | 1 | - | |
2. Содержание физической подготовки с использованием средств баскетбола | 1 | 1 | - | |
2.1. Развитие координационных способностей посредством обучения основным техническим элементам баскетбола и их совершенствование | 16 | 16 | 2 | |
2.2. Воспитание быстроты и скоростно-силовых качеств посредством специальных методик и упражнений используемых в подготовке баскетболистов и их совершенствование | 16 | 16 | 2 | |
2.3. Воспитание силовых качеств посредством специальных методик и упражнений используемых в подготовке баскетболистов и их совершенствование | 16 | 16 | 2 | |
2.4. Развитие общей и специальной выносливости посредством специальных методик и упражнений используемых в подготовке баскетболистов и их совершенствование | 22 | 22 | 2 | |
2.5. Развитие гибкости | 10 | 10 | 2 | |
3. Технико-тактическая подготовка | 1 | 10 | 11 | 3 |
4. Формирование патриотических ценностей посредством включения в учебный процесс подвижных игр с элементами баскетбола | 30 | 30 | 4 | |
5. Формирование сплоченности коллектива посредством психолого-педагогических установок | 1 | 1 | 1 | |
6. Контрольное тестирование уровня физической подготовленности | 12 | 12 | ||
7. Восстановительные мероприятия | 8 | 8 | ||
ИТОГО: | 4 | 140 | 144 | 18 |
Весь программный материал распределён по неделям с учётом последовательности, сложности и методики обучения.
Содержание изучаемого программного материала
- Общие основы по технике безопасности и правил поведения во время
занятий.
Техника безопасности, самоконтроль. Правила поведения, в спортивном зале. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь на занятиях в группах общей физической подготовки. Значение занятий физической культурой. Распорядок дня и двигательный режим. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Основные причины травматизма. Признаки заболевания. Режим питания и питьевой режим.
- Содержание физической подготовки с использованием
средств баскетбола
Основные принципы подбора и проведение общеразвивающих и специальных упражнений по физической подготовке. Составление комплексных упражнений для развития отдельных общих и специальных физических качеств.
Физическая подготовка как составляющая часть комплексного учебно-тренировочного занятия обучающихся по программе с элементами баскетбола формирующая военно-патриотические и гражданские ценности.
Контроль уровня подготовленности в ходе образовательного процесса: тесты общей и специальной физической подготовленности, оценка уровня владения базовыми техническими приемами и индивидуальными тактическими действиями в нападении и обороне. Мероприятия по коррекции уровня подготовленности в физической, технической и тактической подготовки.
2.1. Развитие координационных способностей посредством обучения
основным техническим элементам баскетбола и их совершенствование
Особенности подбора упражнений и проведение тренировочных занятий по технической подготовке, направленных на формирование и совершенствование сложных вариантов технических приемов: броска в прыжке, скрытые передачи, ведения мяча с переводами и т.д. Упражнения для тренировочных занятий баскетболистов различной квалификации.
В процессе проведения педагогом дополнительного образования учебно-тренировочного занятия, обучающиеся по его заданию, осуществляют показ и демонстрацию выполнения сложных вариантов технических приемов, исправление ошибок по ходу выполнения этих приемов.
2.2. Воспитание быстроты и скоростно-силовых качеств посредством
специальных методик и упражнений используемых в подготовке баскетболистов и их совершенствование
Подбор и выполнение комплексных общеподготовительных и специальных упражнений для развития быстроты и скоростных способностей с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и игровых амплуа.
Использование специальных методик способствующих эффективному воспитанию скоростных качеств, методические рекомендации и особенности которые необходимо учитывать при развитии быстроты.
Совершенствование уровня скоростных способностей с учетом индивидуальных особенностей и их реализации в игровом процессе через игровое амплуа.
2.3. Воспитание силовых качеств посредством специальных методик и
упражнений используемых в подготовке баскетболистов и их
совершенствование
Подбор и выполнение комплексных общеподготовительных и специальных упражнений для развития силовых способностей с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и игровых амплуа.
Использование специальных методик способствующих эффективному воспитанию силы, методические рекомендации и особенности которые необходимо учитывать при развитии различных силовых проявлений.
Совершенствование уровня силовых способностей с учетом индивидуальных особенностей и их реализации в игровом процессе через игровое амплуа.
2.4. Развитие общей и специальной выносливости посредством специальных методик и упражнений используемых в подготовке баскетболистов и их
совершенствование
Подбор и выполнение комплексных общеподготовительных и специальных упражнений для развития общей и специальной выносливости с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и игровых амплуа.
Использование специальных методик способствующих эффективному воспитанию различных видов выносливости, методические рекомендации и особенности которые необходимо учитывать при развитии выносливости.
Совершенствование различных видов выносливости с учетом индивидуальных особенностей и их реализации в игровом процессе через игровое амплуа.
- Развитие гибкости
Подбор и выполнение комплексных общеподготовительных и специальных упражнений для развития гибкости с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и игровых амплуа.
Использование специальных методик способствующих эффективному воспитанию различных видов гибкости (активная и пассивная гибкость; упражнения для развития подвижности позвоночника; упражнения для развития подвижности тазобедренных и плечевых суставов), методические рекомендации и особенности которые необходимо учитывать при развитии гибкости.
Совершенствование гибкости с учетом индивидуальных особенностей и их реализации в игровом процессе через игровое амплуа
3. Технико-тактическая подготовка
Правила игры. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой. Штрафной бросок. Перехват, вырывание, выбивание мяча. Бросок мяча в корзину со среднего расстояния. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча при ведении и броске. Борьба за мяч при отскоке от щита. Выбор места. Целесообразное использование технических приемов.
Тактика игры в нападении: быстрый прорыв, позиционное нападение.
Тактика игры в защите: личная и зонная система защиты.
Учебные игры.
4. Формирование патриотических ценностей посредством включения в учебный процесс подвижных игр с элементами баскетбола
Методика и особенности проведения подвижных игр в содержании которых присутствуют элементы военно-патриотической направленности. Роль и значение подвижных игр военно-патриотической направленности с элементами баскетбола, в формировании патриотических и гражданских ценностей у занимающихся. В процессе обучения используются такие игры как: «Подъем», «Ладогабол», «Золотое кольцо», «Пакетбол», «Штурмбол», «Катюша», «Вокруг земли», «Щит и меч», «Богатыри», «Граница на замке», «Салютбол», «Космонавты», «Линейная эстафета», «Встречная эстафета», «Эстафета с преодолением препятствий», «Пограничники», «Переправа отряда».
5. Формирование сплоченности коллектива посредством психолого-педагогических установок
Цели и задачи психолого-педагогических установок. Содержание деятельности по формированию командной слоченности и «духа».Система контрольных заданий и упражнений формирующих внутрикомандную конкурентную среду, способствующую укреплению взаимосвязей и взаимопонимания между членами коллектива (команды).
Организация выхода и ухода с площадки как один из важнейших показателей сплоченности и единства коллектива.
Особенности формирования морально-волевых и специальных психологических качеств. Эмоции и волевые усилия в игровой деятельности. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. Лидерство и мотивации в команде. Методы психолого-педагогических воздействий. Особенности мобилизационной готовности баскетболистов к соревнованиям.
Аутогенная тренировка. Психоанализ, индивидуальная и коллективная психотерапия. Тренировочные упражнения с повышенной психологической нагрузкой.
6. Контрольное тестирование уровня физической подготовленности
Роль и значение контроля подготовленности обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе. Организация и методика проведения тестовых процедур оценки текущего состояния разносторонней подготовленности обучающихся. Способы определения адекватности результатов тестов к модельным характеристикам.
Изучение содержания тестовых заданий, нормативов контрольных испытаний, представленных в программе для каждого возраста и уровня подготовленности. Проведение тестирования, анализ и обсуждение полученных результатов с целью внесения корректирующих воздействий.
7. Восстановительные мероприятия
Значение вопросов нагрузки и восстановления. Выбор вида и способов применения восстановительных средств в зависимости от этапов, условий занятий и соревнований, характера нагрузок, индивидуальных особенностей обучающихся и степени их утомления.
Средства восстановления обучающихся (с выделением занятий по физической, технико-тактической или игровой подготовке) и их дальнейший выбор в зависимости от индивидуальных особенностей, с учетом амплуа, морфофункциональных и нейродинамических особенностей обучающихся.
Педагогические средства восстановления. Перечень упражнений, используемых для переключения, использование в разминке приёмов, способствующих мышечному расслаблению в положении лёжа и сидя.
Дополнительные гигиенические средства восстановления: всевозможные водные процедуры, разновидности самомассажа и др. Распределение восстановительных средств в динамике дня.
Методическое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы
Программой предусматривается теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов.
Материал распределен от простого к сложному. Основные задачи теоретических занятий – дать необходимые знания по истории, теории и методике физической культуры и баскетбола в частности, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о правилах и организации проведения соревнований, об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях.
При подборе средств и методов практических занятий педагог дополнительного образования должен иметь ввиду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения и подвижные игры для развития различных физических способностей. Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей:
Подготовительная – упражнения на внимание, упражнения на осанку, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без мяча, с мячом, в парах и т.д.).
Основная часть – упражнения из разделов программы по воспитанию физических способностей, подвижные игры патриотической направленности с элементами баскетбола, технико-тактические упражнения и непосредственно сама игра баскетбол.
Заключительная – ходьба, бег в медленном темпе, спокойные игры, упражнения на дыхание, упражнения на гибкость.
Формы подведения итогов.
В ходе изучения программного материала проводятся контрольными испытаниями. Контрольные нормативы составляются педагогом на основе норм физической подготовки для данной возрастной группы.
Нормативы по физической подготовке
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 20 м (с) Бег 10 с (кол-во касаний) | Согласно возрастным и учебным нормативам по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физкультура | |
Силовые | - Подтягивания из виса на высокой перекладине (кол-во раз) (м). - Отжимания из упора лежа (кол-во раз) (д). - Прыжок в верх с места (см). - Поднимание туловища из положения лежа на спине руки за головой (кол-во раз). | ||
Скоростная выносливость | Бег 2 х 40 сек | ||
Выносливость | Бег с ведением и атакой 12 мин (кол-во площадок) | ||
Координация | - Штрафные броски 3,40 сек (кол-во). - Обводка (с). |
Материально-техническое обеспечение программы
«Физическая подготовка детей и молодежи посредством командно-спортивной игры баскетбол»:
Оборудование спортивное:
- основной комплект крепления учебного спортивного оборудования;
- комплект для занятий по общей физической подготовке;
- тренажеры и устройства для воспитания и развития физических качеств.
Оборудование для контроля и оценки действий:
- комплект для измерения показателей физической подготовленности;
- комплект для занятий баскетболом.
Вспомогательное оборудование:
- вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря.
Мебель и оборудование для оснащения кабинета физической культуры:
- пособия печатные;
- видеоматериалы;
- мультимедийный компьютер;
Список литературы
- Баскетбол. Учебное пособие/Под редакцией С.В. Чернова. М.; Физическая культура, 2009.
- Баскетбол. Теория и методика обучения / под общ. ред. Д.С. Нестеровского. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
- Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. - М.: Физкультура и спорт, 1996
- Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 381 с.
- Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.: ил. – (Серия «мастера психологии»)
- Катулин Н.А. Формирование игровых звеньев и совершенствование тактики взаимодействий с учетом индивидуальных особенностей баскетболистов: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М., 1981.- 21с.
- Корнеев Р.А. Динамика атлетической подготовки баскетболистов и критерии ее оценки / Р.А. Корнеев // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 3. – С. 48-50.
- Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М.: Владос, 2003 г.
- Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации НФП-2001. Воениздат. 2001.
- Патриотизм – источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа России. – М., 2008.
- Портнов Ю.М. и др. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. - М.: Советский спорт, 2004. -100с.
- Сборник нормативно-правовых актов РФ и г. Москвы по вопросам патриотического воспитания. 2003.
- Сингер Р. (США). Мотивация и уровень притязаний спортсменов. [Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов [Текст]: хрестоматия/Сост. и общая редакция И.П.Волкова, Н.С. Цикуновой. – М.: Советский спорт, 2005.–286 с.
- Смирнов А.Т. Основы подготовки к военной службе: методические материалы и документы, М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)
В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...
Дополнительная общеобразовательная программа для детей «Командарм»
Социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позицииподростков в процессеинтеллектуального, духовно-нравственного и физического развития....
«ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИИ»
Физическая активность выступает одним из главных факторов, которые влияют на состояние здоровья и работоспособность растущего детского организма. Потребность в движении ребенка естественна, ее удовлет...
Некоторые вопросы популяризации «Шотокан карат»э в целях воспитания детей и молодежи, реализуемой посредством Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы Шотокан каратэ» (часть 1).
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы Шотокан Каратэ» (часть 1). Ведение. Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Новизна. Цель и задачи. Учебно - тематический...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности объединения «Продвинутая молодежь»
Дополнительная общеобразовательная программа «Продвинутая молодежь» разработана на основе:- Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образованииРФ»;- Прика...
Дополнительная общеобразовательная программа для детей подготовительной группы «Хочу знать всё о Белгородчине».
В ходе обучения по данной дополнительной общеобразовательной программе старшие дошкольники смогут узнать много исторических фактов,разнообразия природного и животного мира края, в котором они пр...