«ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИИ»
статья по физкультуре

Минибаева Шоира Бахтиёровна

Физическая активность выступает одним из главных факторов, которые влияют на состояние здоровья и работоспособность растущего детского организма. Потребность в движении ребенка естественна, ее удовлетворение можно сказать, является важным условием всестороннего гармоничного развития детей. Наиболее важным компонентом в процессе воспитания ребенка является формирование его ценностного отношения к своему здоровью, физической тренировке, основательных и зрелых мотиваций к систематическим занятиям физическими упражнениями и спорту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рузиева Ш. Б.

Учитель физической культуры Гимназии им Ф.К. Салманова
г. Сургут, РФ

«ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИИ»

Аннотация

В статье представлен анализ научно-методической литературы по проблеме использования игрового метода как фактора повышения мотивации детей на занятии.

Ключевые слова: мотивация, спортивная мотивация, двигательная активность, спорт, игровой методы

Физическая активность выступает одним из главных факторов, которые влияют на состояние здоровья и работоспособность растущего детского организма. Потребность в движении ребенка естественна, ее удовлетворение можно сказать, является важным условием всестороннего гармоничного развития детей. Наиболее важным компонентом в процессе воспитания ребенка является формирование его ценностного отношения к своему здоровью, физической тренировке, основательных и зрелых мотиваций к систематическим занятиям физическими упражнениями и спорту. Р.А. Пилоян, Г.Д. Бабушкин, Е.П. Ильин, А.П. Шумилин, А.В. Уколов и др. рассматривали проблематику формирования мотивации детей на занятия спортом [1, 2, 3, 4, 6]. При теоретическом анализе работ этих авторов показывает, что несмотря на рассмотрение более детально теоретических и методических основ поддержания спортивной мотивации у детей, на занятиях происходит большой кризис, причиной которого, как правило, является отсутствие мотивации для занятий спортом [5]. Таким образом мы наблюдаем противоречие между необходимостью поддержания потребности ребенка в двигательной активности и недостаточной ее сформированностью у них мотивации на занятия спортом. Исходя из противоречия актуализируется педагогическая задача, направленная на формирование у детей мотивации на занятия спортом, что в свою очередь будет способствовать реализации индивидуального двигательного потенциала ребенка.

Формирование мотивация ребенка к занятиям спортивной деятельностью зарождается под влиянием взрослых, так как волевая саморегуляция у детей развита недостаточно и только постепенное вхождение в спортивную деятельность, поощряемые успехи в спорте будут формировать уверенность в своих силах и направлять на достижение результата. Без взрослого у ребенка не хватает терпения усердно и много работать для достижения высоких результатов. Следовательно, положительные эмоции, похвала, удачи и победы направляют и стимулируют ребенка к активному действию и занятию спортом. Постепенно задачи по достижению новых спортивных результатов усложняются и так же закрепляются на каждом этапе достижения положительными стимулами.

Положительное отношение детей к занятиям спортом формируется в процессе использования игрового метода, в силу удовлетворения в полной мере двигательной потребности занимающихся, с одной стороны, и формированию положительного эмоционального фона на занятиях, возникновению чувства удовлетворенности занимающихся, с другой.

Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражено в методических особенностях игры. При этом игровой метод не подразумевает занятие только общепринятыми игровыми видами спорта. Он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода [5].

Исследование ученых и практиков подтверждают предположение о том, что использование игрового метода на занятиях в группах начальной подготовки обеспечивает эффективность формирования положительного отношения занимающихся к физической культуре и спорту благодаря тому, что именно в игре проявляются разные мотивы [1, 2, 3].

Мотивы общения формируются в процессе совместного решения задач. Занимающиеся участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей, принимать совместные решения. В рамках игровой деятельности воссоздаются сложные и ярко эмоционально окрашенные отношения взаимовыручки, сотрудничества, взаимопомощи, а также соперничества и противоборства.

Моральные мотивы так же формируются у занимающихся в процессе игры. Так, каждый ученик может проявить себя, свои знания, свои характер, физические и волевые качества, свое отношение к физической культуре, спорту, к другим участникам игровой деятельности. В игре занимающимся предоставляется вариабельность для творческого решения двигательных задач, быстрая смена ситуации по ходу игры обязывает ребенка решать эти задачи в сжатые сроки и с полной мобилизацией физических способностей.

Мотивы достижения успеха формируются в процессе состязательной деятельности. Она притягательна для детей, от нее занимающиеся получают удовольствие. В игре команды или отдельные занимающиеся изначально равны. Исход игры зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, развития способностей, умений, спортивного характера, что стимулирует занимающихся к достижению цели (победе). Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития интереса к физической культуре и спорту. Игровая форма работы способствовала тому, что занимающиеся осознавали себя действительно субъектами тренировочной деятельности. Феномен и значение игровой деятельности невозможно исчерпать развлекательно-рекреативными возможностями, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в физической культуре и спорте.

Список использованной литературы:

  1. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. – Омск: СибГАФК, 2000. – 179 с.
  2. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
  3. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 112 с., с. 43-46.
  4. Уколов А. В. Формирование спортивной мотивации у младших школьников / А. В. Уколов // Молодой ученый. – 2012. – №9. С. 320-323.
  5. Шамардин, А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов: Монография. – Волгоград, 2000. – 276 с.
  6. Шумилин, А. П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: дис.… канд. пед. наук / А. П. Шумилин. – Красноярск, 2003. – 153 с.

© Рузиева Ш. Б., 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, часто болеющих простудными заболеваниями, посредством применения игровых дыхательных пособий для развития дыхательной мускулатуры.

Теоретическое обоснование  обеспечения процесса здоровьесбережения  у детей дошкольного возраста посредством применения игровых дыхательных пособий.        Детям, ослабле...

III Международный квест по предпринимательству молодежи среди детей, подростков и молодежи BUSI-NESSTEEN

III  Международный квест по предпринимательству молодежи среди детей, подростков и молодежи BUSINESSTEEN.Участие по компетенции "Предпринимательство".Ответственные за проведение и участ...

Повышение интереса к уроку физической культуры посредством соревновательно-игрового метода.

Данная работа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, посредством использования соревновательно-игрового метода на уроке физкультуры на протяжении всего учебного год...

Проект программы в сфере летнего отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи «Мир вашему дому»

МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Д. Жанаева»         Проект программыв сфере летнего отдыха, оздоровления, занятости д...

План-конспект занятия по теме: «Путешествие в страну английского языка посредством применения игровых приемов на занятии» для учащихся первого года обучения

Тема занятия: «Использование приемов игровой технологии на занятиях по     английскому языку».Цель: создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации ...