Некоторые вопросы популяризации «Шотокан карат»э в целях воспитания детей и молодежи, реализуемой посредством Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы Шотокан каратэ» (часть 1).
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы Шотокан Каратэ» (часть 1). Ведение. Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Новизна. Цель и задачи. Учебно - тематический план.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Некоторые вопросы популяризации «Шотокан карат»э в целях воспитания детей и молодежи, реализуемой посредством Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы Шотокан каратэ» (часть 1).
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы Шотокан Каратэ» имеет физкультурно-спортивную направленность. Каратэ-до – это вид рукопашного боя, сформировавшийся на острове Окинава в Японии. Каратэ-до имеет глубокие исторические корни и ведет свое происхождение от различных видов китайского ушу. Техника каратэ-до чрезвычайно разнообразна и включает в себя удары руками и ногами, разнообразные защиты, броски и болевые приемы. Современное спортивное каратэ – сложнокоординационный вид спорта, включающий в себя соревнования в двух основных видах программы: «кумитэ» (бой), «ката» (комплексы движений, демонстрирующие связки приемов против одного или нескольких противников).
Программа составлена в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, указанными в «Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844».
Данная программа обучения (один из видов боевых искусств) –традиционное каратэ полностью основана на разработках и материалах отечественных мастеров боевых искусств, таких как С.А. Иванов-Катанский, В.М. Игуменов, Б.А. Поддивьев, С.Е. Моисеев и других. Первостепенное значение в теоретической подготовке педагога сыграли книги известных авторов, мастеров китайских единоборств М. Накаяма, и практический опыт самого педагога.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Каратэ-до является прекрасным средством гармоничного воспитания личности, физического и нравственного ее развития и совершенствования. Приемы ОФП (общеразвивающей физической подготовки), гимнастические, акробатические упражнения, включаемые в занятия, развивают и совершенствуют разнообразные двигательные качества: различные виды силы, ловкость, гибкость, выносливость и т.п.
Каратэ-до формирует у занимающихся твердый характер, умение преодолевать трудности, терпеть боль, с достоинством переносить поражения и сохранять скромность при победах.
Занятия каратэ-до учат трезво оценивать свои силы, ставить реальные цели и достигать их.
Цель программы
Разностороннее развитие и воспитание детей и подростков на основе обучения приемам Карате-До и самообороны, способствующее успешности в создании собственной жизненной карьеры.
Задачи программы:
Задачи в обучении:
-дать знания по истории возникновения и развития каратэ-до;
-способствовать освоению техники каратэ-до в пределах требований, предусмотренных программой экзаменов Всемирной Федерации шотокан каратэ-до России: с 10 «кю» по 1 «дан»;
-дать знания в области этических и моральных основ каратэ;
-обучить навыкам выполнения общеподготовительных, специально-подготовительных и соревновательных упражнений бойца;
-обучить навыкам и умениям ведения учебных, учебно-тренировочных, контрольных, соревновательных и познавательных схваток;
-дать знания по организации, проведению и судейства соревнований по единоборствам и массовых спортивно-оздоровительных мероприятий.
Задачи в развитии:
-научить организовывать свою жизнедеятельность в соответствии с понятием «здоровый образ жизни»: рациональное питание, двигательная активность, вред наркотиков, никотина и алкоголя и т.п.;
-развивать основные двигательные качества: силу, гибкость, выносливость, скоординированность движений;
-закаливать занимающихся, повысить устойчивость их организма к инфекциям, простудным заболеваниям;
-способствовать участию спортсменов в соревнованиях различного уровня;
-способствовать подготовке занимающихся к выполнению квалифицированных
нормативов.
Задачи в воспитании:
-способствовать адаптации каждого ребенка в детском коллективе;
-развивать у детей способность заниматься самостоятельно и в команде;
-воспитывать моральные качества личности и волевые черты характера;
-сформировать потребность в самостоятельных занятиях физической культурой.
Отличительные особенности (новизна) программы
Новизна программы выражается в постановке целей и задач обучения и воспитания, которые рассматриваются широко, не ограничиваясь только механической передачей движений и приемов, а рассматривая образовательный процесс как возможность и способ формирования личности молодого человека с уверенным взглядом в свое будущее.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она впервые разработала для детей в соответствии с требованиями Всемирной Федерации Шотокан Каратэ-до России. Программа основана на постепенном и последовательном прохождении всех стадий обучения с освоением всего огромного арсенала техники каратэ-до в противовес чисто спортивному подходу, когда доводится до совершенства довольно небольшой спектр движений, наиболее результативных в спортивном поединке.
Такой подход позволяет создать у детей стойкий интерес к занятиям каратэ-до, дает возможность заниматься и совершенствоваться не только спортивно одаренным детям, но и обычным. Программа ориентирована в первую очередь на нравственное воспитание детей, привитие им любви к занятиям физической культурой и спортом и, во вторую очередь – на достижение высоких спортивных результатов.
Важной особенностью данной программы является привитие детям понятия о здоровом образе жизни, необходимость которого разъясняется во время бесед о теории и методике спортивной тренировки и показывается на примерах достижения активного долголетия известными мастерами каратэ-до и других единоборств. Программа направлена на создание психологически комфортной обстановки, эмоционального благополучия ребенка.
Программа построена на принципах:
-свободы выбора ребенком направления образовательной деятельности;
-обеспечения развития познавательной и социальной активности обучающихся;
-гуманизации образовательного процесса, сотрудничества и сотворчества обучающихся и педагогов в атмосфере доброжелательства и доверия;
-учета возрастных особенностей;
-предполагают обязательную передачу знаний и приемов не только от учителя к ученику, но и от более опытного ученика к менее опытному;
-постепенности и доступности, т.е. соответствие изучаемого материала возрасту и подготовленности занимающихся.
Образовательный процесс детского объединения включает три взаимосвязанных направления: обучение, воспитание и развитие.
Категория обучающихся по программе: возраст учащихся от 8 до 17 лет.
Условиями отбора детей в спортивный коллектив «Основы Шотокан Каратэ» являются: наличие медицинской справки, их желание заниматься именно этим видом деятельности и способность к систематическим занятиям.
Образовательный процесс проходит в условиях, гарантирующих охрану здоровья обучающихся и педагогов, при соблюдении санитарно-гигиенических норм.
Срок реализации программы:
общая продолжительность образовательного процесса 2 года (295 учебных часов).
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
Групповые занятия, в составе 1 группы - 12 человек, в составе 2 группы – 12 человек.
Группы по своему составу могут быть разнополые и разновозрастные.
Итого 1-й год – 148 учебных часов, 2-й год 147 учебных часов.
Режим занятия:
Занятия проводятся 3 раза в неделю, всего 4 часа.
Продолжительность одного занятия – 45 минут, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с календарно-тематическим планированием, а также с учетом организационных и заключительных моментов занятия. Перерыв между занятиями – 15 минут.
Учебно-тематический план
Основными целями данной работы являются: формирование понятия «здоровый образ жизни», развитие физических качеств занимающихся, освоение техники каратэ-до, развитие детского коллектива. Основной метод обучения – наглядный. Технические требования следующие: точное выполнение стоек и перемещений, совмещение работы в цепи стопы – колени – таз – плечевой пояс – руки, расслабление плеч, чувство дистанции и времени в «бункай-кумитэ». Требования приведены в таблице (Приложение 1).
Названия разделов и тем | Количество часов | Формы Аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1. Теоретическая | |||||
1.1. | История возникновения и развития каратэ-до | 3 | 3 | - | |
1.2. | Обзор развития каратэ-до шотокан в России | 2 | 2 | - | |
1.3. | Особенности стиля каратэ-до шотокан | 2 | 2 | - | |
1.3.1. | Международное спортивное каратэ: виды и школы | 2 | 2 | - | |
1.3.2. | Олимпийские игры и каратэ каратэ | 2 | 2 | - | |
1.3.3. | Знакомство с корейским каратэ Таеквон-до | 2 | 2 | - | |
1.3.4. | Знакомство со стилем УШУ, китайского боевого искусства | 2 | 2 | - | |
1.3.5. | Знакомство с Дзю-до и Самбо | 3 | 3 | - | |
1.4. | Сведения из анатомии, физиологии, гигиены, врачебный контроль и самоконтроль | 3 | 3 | - | |
1.5. | Методика спортивной тренировки, планирование, построение разминки | 3 | 3 | - | |
1.6. | Понятие о технике каратэ-до | 3 | 3 | - | |
1.7. | Морально-волевой облик спортсмена | 2 | 2 | - | |
1.8. | Правила соревнований по каратэ-до | 3 | 3 | - | |
2. Физическая подготовка | |||||
2.1. | Общефизическая подготовка | 24 | - | 24 | |
2.2. | Специальная физическая подготовка | 11 | - | 11 | |
3. Техническая подготовка | |||||
3.1. | Техника стоек | 7 | - | 7 | |
3.2. | Техника перемещений | 7 | - | 7 | |
3.3. | Базовая техника на месте | 7 | - | 7 | |
3.4. | Базовая техника в движении | 6 | - | 6 | |
3.5. | Техника ударов руками | 6 | - | 6 | |
3.6. | Техника ударов ногами | 6 | - | 6 | |
3.7. | Техника защит | 6 | - | 6 | |
3.8. | Техника комбинаций | 6 | - | 6 | |
3.9. | Базовый договорный бой | 6 | - | 6 | |
3.10. | Экзаменационные формы базового договорного боя | 6 | - | 6 | |
3.11. | Формальные упражнения | 4 | - | 4 | |
3.12. | Применение | 6 | - | 6 | |
3.13. | Участие в соревнованиях, экзаменах | 5 | - | 5 | |
3.14. | Сдача нормативов | 3 | - | 3 | |
Всего: | 148 | 32 | 116 |
Список использованной литературы:
1.Гайдман И.И., Остянов В.Н. Бокс. – Киев: Олимпийская литература, 2018.
2. Дормидонтов В.Р. Обучение каратэ-до. – М.: Центр «Школьная книга» ОАО «Московские учебники», 2016.
3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. Учебник для институтов и факультетов физической культуры. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
4. Лапшин С.А., Лапшин С.С. Каратэ для мастеров. – ИКФ: Сталкер, 2016.
5. Накаяма М. Динамика каратэ. – М.: Гранд, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экономики и финансов»
Экономика – это часть повседневной жизни, постоянно окружающая нас, которая призвана удовлетворять повседневные потребности и обеспечивать жизнь человека. Современный человек должен хорошо разби...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы парикмахерского искусства»
Парикмахерское искусство существует давным-давно. Во все времена люди хотели выглядеть красиво и привлекательно и прилагали для этого немало усилий, изобретали спец...
Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"
Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реали...
Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"
Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой, с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»
Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерстваЗадачи:-овладение обучающимися основами журналистики, печатного дела, информационно – компьютерных техноло...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы ДПИ. Первые шаги»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Основы ДПИ. Первые шаги»Направленность: художественнаяВозраст: 6-11 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первый модуль &nda...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности и ИКТ для детей с ОВЗ» (индивидуальный образовательный маршрут)
Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций современного образования. Уметь использовать ПК в повседневной и в учебной деятельности необходимо всем, в том числе и детям с огран...