Дополнительная общеобразовательная программа для детей «Командарм»
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7 класс) на тему
Социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позицииподростков в процессеинтеллектуального, духовно-нравственного и физического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komandarm_5-7.docx | 74.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №5»
Рассмотрена на заседании ЭМС Утверждаю
Протокол____ от_______201 Директор МБОУ «Школа №5»
___________Т.В.Курбанова
Рекомендована к реализации ___________200_г.
педагогическим советом
Протокол № ___________201_г.
Дополнительная общеобразовательная программа
для детей
«Командарм»
Срок реализации: 560 час
Автор – составитель:
Рачков Е.Г.,
учитель физической культуры
г. Муравленко, 2016
Пояснительная записка
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа кружка «Командарм» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами в области дополнительного образования:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», г.10 ст. 75.
- Федеральной целевой программой «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»;
- Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №599 «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена 4 сентября 2014 года №1726);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41;
- Межведомственной программой развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
- Приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 марта 2007 года № 254 «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и системы воспитания в Ямало-Ненецкого автономного округа»;
- Приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2007 года №277 «Об утверждении Порядка разработки примерных дополнительных образовательных программ в Ямало-Ненецком автономном округе»;
- Образовательной программой дополнительного образования МБОУ «Школа № 5», приказ № 583 от 31.08.2015г.
Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Создание программы «Командарм» и работа по ней - является естественным продолжением работы школы в направлении воспитания учащихся как граждан страны, обладающими высокими патриотическими качествами, основанными на любви к Родине, родному краю, понимания собственного участия в жизни и развитии страны. Немаловажным толчком к созданию программы послужили процессы, связанные с реформированием Вооруженных Сил РФ. В связи с переходом на более короткий срок службы по призыву, к молодым ребятам предъявляются более высокие требования в области физической, тактической, строевой, огневой подготовки.
Отличительной особенностью данной программы является:
- целенаправленная подготовка к условиям военной службы, начиная с 5 класса;
- создание предпосылки для достижения высоких результатов в дальнейшей профессиональной деятельности по военно-спортивному направлению.
Общая характеристика программы:
Программа «Командарм» предназначена для учащихся 5- 7 классов и рассчитана на три года обучении, 560 учебных часов.
Программа предоставляет возможность изучать материал в поэтапной системе в течение трех лет. Усвоение программы позволяет учащимся получить образование на основе повышающегося уровня сложности материале, формирует системный подход к овладению знаниями, дает возможность обучающимся реализовать свои интересы и способности, приобрести уверенность в своих силах, способствует осознанному выбору дальнейшего образования по военно-патриотическому направлению. Программа ориентирована на развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности, формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к выполнению своего гражданского долга.
Основная идея программы – становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.
В дополнительной общеразвивающей программе для детей «Командарм» реализуются духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое направления внеурочной деятельности. Она усиливает вариативную составляющую общего образования с учетом опыта, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Цель программы:
социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно–нравственного и физического развития, подготовки по защите Отечества.
Основными задачами программы являются:
- Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства.
- Дополнение к общим знаниям, умениям и навыкам в области истории Отечества и Вооруженных Сил России, физкультуры, спортивной гигиены, медицины, развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
- Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
- Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к самоутверждению.
Программа рассчитана на 3 года обучения (1-2 год 6 нед/ч; 210 час.за год; 3 год обучения 4 ч в нед. 560 ч. за три года обучения; из них - 86% отводится на практику).
Год обучения | Класс обучающихся | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
Первый | 5 класс | 6 | 210 |
Второй | 6 класс | 6 | 210 |
Третий | 7 класс | 4 | 140 |
Итого: | 560 |
На 2-ом и 3-ем году обучения организуются индивидуальные занятия с обучающимися, имеющими высокие результаты и успехи. Для них возможно составление индивидуальных планов подготовки.
Подготовка по программе предполагает работу по разделам: Общефизическая подготовка, Строевая подготовка, Основы выживаемости, Ориентирование топография, Стрелковая подготовка, Основы военных знаний, История Вооруженных Сил России.
Межпредметные связи. Под современным уровнем военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности следует понимать способ организации деятельности учащихся во внеурочной деятельности, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей. Занятия по программе военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности «Командарм» тесно связано с такими дисциплинами, как история, обществознание, литература, география, физическая культура.
Реализация программы. Обучение проводится как в форме коллективных занятий, так и в индивидуальной работе с педагогом. Самостоятельная творческая деятельность обучающихся предусмотрена, но на V и продвинутом уровне обученности, когда воспитанник располагает творческой свободой, основанной на глубоком познании декоративно-прикладного творчества, которое направляет свои усилия на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа дает возможность выбора, поиска, проявления своей индивидуальности, своих интересов. Только интерес позволяет ребенку заниматься, каким-то делом достаточно долго, не утомляясь.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Рабочая программа позволяет через содержание реализовать основные требования Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам. Содержание программы даёт возможность организовать учебный процесс с ориентацией на формирование универсальных учебных действий при активном использовании различных ситуаций и различных видов деятельности обучающихся в основной м средней школе.
Условия реализации программы.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, рабочие столы, стулья, спортивный инвентарь, макет автомата Калашникова, макеты гранаты РГД5, Ф1, саперные лопатки, компас, топографические карты, туристическое снаряжение, палатки.
Материально - техническое обеспечение
- Спортзал;
- Открытую специально оборудованную спортивную площадку;
- Спортивный инвентарь;
- Тир;
- Учебный класс.
Учебно-методический комплекс
Нормативно-правовые документы
Федеральный государственного образовательный стандарт основного общего образования.
Средства обучения и контроля знаний
- Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
- Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
- Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
- Географическая информационная система «ГЕО-ЭКСТРЕМУМ»
- Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
- Компьютерная игровая программа «Как Иван-царевич подземного змея победил» (действия в сейсмоопасных районах)
Макеты, муляжи, модели
- Макеты местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог, водоёмов и т.п.
- Макеты жилых и промышленных зданий с узлами жизнеобеспечения, технологическим оборудованием
- Макеты потенциально опасных элементов технологического оборудования
- Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе
- Макеты убежищ, укрытий с основными системами жизнеобеспечения
- Муляжи тела человека
Тренажеры
- Робот-тренажер «Гоша»
- Куклы – тренажеры для искусственного дыхания
- Фантомы-тренажеры искусственной вентиляции легких и наружного массажа сердца
Стенды и плакаты
Стенды:
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
- Безопасность на улицах и дорогах
- Пожары и взрывы
- Русь
- Арсенал России
- Военные знания
- Гражданский подвиг
- На службе Отечеству
- Военная форма
- Правила оказания медицинской помощи
Плакаты:
- Безопасность дорожного движения
- Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
- Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
- «Пожарная безопасность»
Средства индивидуальной защиты
Средства защиты органов дыхания:
- Ватно-марлевые повязки
- Противопыльные тканевые маски
- Респираторы
- Противогазы (ГП-5 и ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т.п.)
Средства защиты кожи:
- Фильтрующие средства защиты кожи (типа КИП-8 и др.)
- Изолирующие средства защиты кожи (типа КИХ-5 и т.п.)
Средства медицинской защиты:
- Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т.п.)
- Индивидуальный перевязочный пакет
- Противохимический пакет (типа ИПП-8 и т.п.)
Методические пособия
- Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
- Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
- Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
Аудиовизуальные пособия
- Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
- Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
- Пожарная безопасность
- В/К. «Первая помощь»
- В/К «Улица полна неожиданностей»
- В/К «Основы противопожарной безопасности»
- В/К «Первая медицинская помощь»
- ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
- Художественные и документальные фильмы по военно-патриотической тематике
Формы и методы занятий.
Основными формами реализации программы являются проведение занятий, пропаганда вопросов военно-патриотического, гражданского, исторического и т.п. направления через СМИ, проведение мероприятий военно-спортивной направленности, организацию встреч и переписки с выпускниками школы, проходящими службу в ВС РФ.
Все используемые в программе методы условно можно разделить на группы:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений.
- показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
- наглядный: (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
- объяснительно — иллюстративный – обучаемые воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и
другие.
Прогнозируемые результаты реализации программы
1-й год обучения
-овладение умениями и навыками личной гигиены и закаливания,
-освоение приемами строевой подготовки;
-получение навыков походной и маршевой подготовки, умения ориентироваться на местности, обустраивать бивак;
- овладение навыками стрельбы из пневматической винтовки;
- овладение Основами Военных Знаний, знакомство с историей Вооруженных Сил России.
2-й год обучения.
- укрепление общей физической подготовки;
- совершенствование строевой подготовки;
- совершение марш-броска на 3 км с элементами ориентирования, обустройство ночлега без туристского снаряжения;
- выполнение норматива «Меткий стрелок»;
- знакомство с основными законодательными документами, касающимися обороны и безопасности государства, структурой, техникой и вооружением Вооруженных Сил России.
3-й год обучения:
- наращивание мускулатуры, владение телом, совершенствование скоростных качеств;
- совершенствование строевой подготовки;
- умение провести ночь в лесу летом с минимальным туристского снаряжения, марш-бросок 6-7 км, зимний однодневный поход с ориентированием в составе группы учащихся в автономном режиме (педагог выполняет роль наблюдателя).
Критерии оценки результатов обучения.
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся
Тесты на ОФП:
- бег 30, 60, 100 м;
- прыжки в длину;
- подтягивания;
- отжимания;
- подъемы корпуса.
Итоговый контроль:
- контрольные занятия;
- соревнования.
Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсуждаются с обучающимися и их родителями.
Контроль и механизм оценки по разделу «Общефизическая подготовка».
Сравниваются показатели ОФП в начале, середине и конце учебного года, педагогом выставляется оценка, основываемая на приросте результатов тестов с учетом особенностей физического развития обучающихся. Также оценивается правильность выполнения акробатических упражнений (умение владеть своим телом). По суммарным показателям выставляется общая оценка, отражающая прилежание обучающегося и степень освоения учебного материала.
Контроль и механизм оценки по разделу «Строевая подготовка»
Степень усвоения практического материала по данной теме определяется в конце учебного года посредством зачета, участием в соревнованиях.
Контроль по разделу «Основы выживаемости».
Степень усвоения теоретического материала по данной теме определяется в конце учебного года посредством зачета; практическое овладение материалом оценивается в условиях похода выходного дня в мае. Во время проведения походов обучающиеся делятся на отделения (звенья) и участвуют в конкурсе на лучший бивак, ночлег, костер, лучшее приготовление пищи и т.п.
Контроль по разделу «Ориентирование, топография»
Теоретическая подготовка оценивается с помощью зачета в конце учебного года. Практическое освоение материала оценивается по итогам задания в полевых условиях, участия в соревнованиях на первенство школы, города по ориентированию.
Контроль по разделу «Стрелковая подготовка».
Учащиеся в начале каждого года сдают зачет по мерам безопасности. Формой оценки степени усвоения материала служат контрольные соревнования. Предполагаемая степень овладения материалом отражается в разделе «Конечный результат». Кроме того, обучающиеся принимают участие в различных мероприятиях: соревнованиях, посвященных дню защитника Отечества.
Контроль по разделу «Основы военных знаний» и «История Вооруженных Сил России».
Зачет по теоретическому материалу в конце учебного года в форме теста.
Предполагаемые результаты, формы и критерии оценки полученных знаний, умений и навыков по разделам и годам.
Раздел 1. Общефизическая подготовка.
Год обучения | Обучающийся должен знать | Обучающийся должен уметь |
1-й | Основы гигиены и закаливания. Основы здорового образа жизни. Основные принципы физической подготовки: регулярность, постепенность и т.п. Формы самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит т.п. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Сила, силовая выносливость: Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) – 20 раз. Подтягивание на высокой перекладине – прирост в результате за учебный год – 4 раза. Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, руки у подбородка – 30 раз. Приседания на двух ногах на всей стопе, руки за головой – 100 раз. Общая выносливость. Кросс 1000 м. – 5 мин. 30 сек. Ловкость, координация. Акробатические упражнения: Кувырок через голову вперед и назад. Переворот разгибом (бланш). Стойка на голове 10 сек. «Колесо». Форма отслеживания результатов: Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения акробатических упражнений оцениваются по пятибалльной шкале). |
2-й | Физиологическое воздействие гигиенических и закаливающих процедур и их значение в процессе физической подготовки. Основы спортивной тренировки – физическая форма, физические кондиции, тренировочные циклы. Влияние дыхания на физическое и психологическое состояние бойца. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Физические кондиции Скорость: Бег 100 м – 15 сек. Сила, силовая выносливость: сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) – 30 раз. Подтягивание на высокой перекладине – 6 раз. Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки у подбородка – 50 раз. Приседания на одной ноге «с пистолетиком» - по 5 раз. Общая выносливость: Кросс 3000 м. – 15 мин. 30 сек. Ловкость, координация: Акробатические упражнения: Подъем разгибом. Стойка на руках – 10 сек. Форма отслеживания результатов: Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения приемов оценивается по пятибалльной шкале). |
3-й | Основы спортивной тренировки – физическая форма, физические кондиции, тренировочные циклы. Влияние дыхания на физическое и психологическое состояние бойца. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Физические кондиции Оцениваются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» Бег 100 м: Отл.-13,5 сек, хор.-14 сек., удовл.-15 сек. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) отл.-40 раз, хор.-30 раз, удовл. – 25 раз. Подтягивание на высокой перекладине: Отл.-11 раз, хор.-8 раз, удовл.-6 раз. Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки у подбородка: Отл.-60 раз, хор.-50 раз, удовл.-40 раз. Кросс 3000 м: Отл.-13 мин., хор.-13 мин. 30 сек., удовл.-14 мин. 30 сек. Ловкость, координация: Акробатические упражнения. Форма отслеживания результатов. Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения акробатических упражнений оценивается по пятибалльной шкале).Плаванье. уметь проплывать 25 м без учета времени. |
Раздел 2. Строевая подготовка
Год обучения | Обучающийся должен знать | Обучающийся должен уметь |
1-й | Понятие строя, фланги, шеренга, колонна Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Строевые упражнения на месте. Отработка строевого шага. Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале). |
2-й | Строевые упражнения в движении. Подход к командиру. Отдание чести. Отработка строевого шага. Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале). | |
3-й | Строевые упражнения в движении. Рапорт командиру. Отработка строевого шага. Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале). |
Раздел 3-4. Основы выживаемост,.топография.
Год обучения | Обучающийся должен знать | Обучающийся должен уметь |
1-й | Источники возникновения возможной опасности в условиях города. Основы здорового образа жизни. Первая медицинская помощь при отравлениях, обморожениях, тепловых ударах, ожогах. Добывание пищи и воды в условиях средней полосы. Приготовление снаряжения для похода. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Оказание первой помощи при порезах, ожогах – остановка кровотечения, обеззараживание, наложение повязок. Использование ватно-марлевой повязки, противогаза, ОЗК. Разведение костров для приготовления пищи, оборудование стоянок, постройка шалаша, вигвама. Однодневный поход 10 км. Форма отслеживания результатов: Зачет в условиях однодневного похода. |
2-й | Чрезвычайные и экстремальные ситуации техногенного и криминогенного характера в условиях города. Характеристика состояний, требующих первой помощи. Первая помощь при переломах и инфекционных заболеваниях. Добывание пищи. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Остановка венозного и артериального кровотечения; первая помощь при переломах; транспортировка пострадавших. Использование войскового прибора химической разведки, индивидуального дозиметра. Обустройство ночлега в лесу в зимних условиях. Обеззараживание воды,приготовление пищи. Марш-бросок 6-7 км. в условиях двухдневного похода. Форма отслеживания результатов: Зачет в условиях двухдневного похода. |
3-й | Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Оружие массового поражения. Особенности выживания в различных географических и климатических условиях. Ядовитые растения и животные. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Спасения и первая помощь утопающим. Поведение при применении оружия массового поражения: использование ОЗК, противогазов, противочумных комбинезонов. Добывание воды в условиях засушливого климата; добывание пищи. Марш 10 км в условиях двухдневного похода. Форма отслеживания результатов: Зачет в условиях двухдневного похода. |
Раздел 5. Стрелковая подготовка.
Год обучения | Обучающийся должен знать | Обучающийся должен уметь |
1-й | Правила и меры безопасности при обращении с оружием и стрельбе. (к оружию допускаются обучающиеся после сдачи зачета по мерам безопасности). Правила прицеливания. Форма отслеживания результатов: Зачет в конце учебного года. | Выполнение норматива «Юный стрелок» - 40 очков в стрельбе из пневматической винтовки на контрольных соревнованиях в конце учебного года. |
2-й | Понятие баллистики. Внесение поправок при прицеливании. Форма отслеживания результатов: Зачет в конце учебного года. | Выполнение норматива «Меткий стрелок» - 43 очка в упражнении МВ-6 из малокалиберной винтовки лежа с упора, дистанция 25 метров на контрольных соревнованиях в конце учебного года. |
3-й | Устройство и взаимодействие частей и механизмов стрелкового оружия. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Сборка-разборка АК-47 – 45 сек. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. |
Раздел 6. Основы военных знаний, История Вооруженны России.
Год обучения | Обучающий должен знать |
1-й | История Вооруженных Сил России: Войны и боевые действия племен, живших на территории бывшего СССР до образования Российского государства; войны Древней Руси; княжеские дружины и ополчение; Александр Невский; татаро-монгольское иго; завоевание новых земель при Иване Грозном; войны XVI-XVII веков; реформы Петра Великого; Российская армия XVIII – начала XX веков. Российская и советская военная геральдика. Знаки отличия в российской армии. Виды вооруженных сил и рода войск. Силовые структуры и правоохранительные органы СССР и России. Конституционные положения о воинской обязанности. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. |
2-й | Символы воинской чести. Назначение и состав Вооруженных Сил и силовых структур России. Основные положения военной доктрины РФ. Российская и советская военная геральдика. Знаки отличия в российской армии. Виды вооруженных сил и рода войск. Боевые возможности, техника и вооружение ВС России. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. |
3-й | Основные положения Федеральных законов «Об обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе»; Российская и советская военная геральдика. Знаки отличия в российской армии. Виды вооруженных сил и рода войск. Структура и назначение силовых структур и правоохранительных органов РФ. |
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные результаты | Проявление познавательных интересов и активности в процессе обучения: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности; - ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; - основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; - ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - эмпатия, как понимание чувств людей и сопереживание им. |
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы: - знакомство с миром профессий; - формирования уважительного отношения к труду; - развитие опыта участия в социально значимом труде; - осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации. | |
Регулятивные УУД | Осуществлять действия по реализации плана: - проявлять инновационный подход к решению задач в процессе технологического процесса, поиск новых решений; - самостоятельно организовывать и выполнять творческие работы по созданию изделий; - приводить примеры, подбирать аргументы по обоснованию технико-технологического и организационного решения; - выявлять потребности, проектировать и создавать объекты, имеющие потребительскую стоимость; - работать в соответствии с планом работы, корректировать свою деятельность и исправлять ошибки с помощью учителя; |
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; - учиться давать оценку выполненным действиям; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - определять причины ошибок и находить способы их исправления. | |
Познавательные УУД | Отбор источников информации для поиска нового знания, добывать информацию из различных источников и разными способами: - использовать различные источники информации (энциклопедии, справочная литература, Интернет-ресурсы и другие базы данных) для решения познавательных и коммуникативных задач; - сопоставлять и отбирать нужную информацию, полученную из различных источников. |
Переработка различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач: - определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить логические рассуждения, делать выводы. | |
Преобразовывать информацию для получения необходимого результата: - уметь передавать содержание с использованием речевых средств. | |
Коммуникативные УУД | Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другим людям: - уважительное отношение к мнению, культуре, языку, вере, традициям других людей; - готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания; |
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учащимися: - умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; - работать индивидуально и в группах; - находить общее решение и разрешать конфликты; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | |
Освоение социальных норм, правил поведения и форм социальной жизни: - участие в общественной жизни. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ п/п | Название раздела программы | Количество часов по годам обучения | ||||||||
I год | II год | III год | ||||||||
Всего часов | Теория | Практика | Всего часов | Теория | Практика | Всего часов | Теория | Практика | ||
1 | Общефизическая подготовка | 105 | 4 | 101 | 110 | 3 | 107 | 84 | - | 84 |
2 | Строевая подготовка | 44 | 3 | 41 | 44 | 2 | 42 | 26 | - | 26 |
3 | Основы выживаемости | 5 | 5 | - | 5 | 5 | - | 5 | - | 5 |
4 | Ориентирование топография | 5 | 1 | 4 | 4 | 1 | 3 | 3 | - | 3 |
5 | Стрелковая подготовка | 27 | 2 | 25 | 27 | 1 | 26 | 15 | - | 15 |
6 | Основы военных знаний, История Вооруженных Сил России | 24 | 24 | - | 20 | 20 | - | 7 | 7 | - |
Итого | 210 | 39 | 171 | 210 | 32 | 178 | 140 | 7 | 133 | |
7 | Выездные мероприятия | По специальному плану |
СОДЕРЖАНИЕ
1 Раздел. Общефизическая подготовка
Задачи раздела:
- Формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей.
- Укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности обучающихся, развитие необходимых психических качеств: смелости, решительности, хладнокровия и т.п.
№ п/п | Тема | Количество часов по годам обучения | ||
I год | II год | III год | ||
Теоретические занятия | ||||
1 | Основы гигиены и закаливания | 2 | 1,5 | - |
2 | Методы развития выносливости: 1) интервальный; 2) повторно-переменный; 3) сопряженных воздействий; 4) соревновательный; 5) круговой. | 1 | 0,5 | - |
3 | Внутреннее состояние бойца | 1 | 1 | - |
Итого | 4 | 3 | - | |
Практические занятия | ||||
1 | Разогревающие упражнения, упражнения на гибкость, на развитие осанки, равновесия и осанки (общеразвивающие упражнения) -обязательны для каждого занятия. | 33 | 36 | 30 |
2 | Упражнения на развитие силы и скоростно-силовых качеств, общей, силовой скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость, акробатика. | 68 | 71 | 54 |
Итого | 101 | 107 | 84 |
Примечание: на 3-м году, обучающимся даются задания для самостоятельной подготовки по ОФП., а так же по возможности, включается плавание.
Раздел 2. Строевая подготовка.
№ п/п | Тема | Количество часов по годам обучения | ||
I год | II год | III год | ||
Теоретические занятия | ||||
1 | Строй, понятие строя, фланги, колонна. | 3 | 2 | - |
Итого | 3 | 2 | - | |
Практические занятия | ||||
1 | Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (без оружия). | 20 | 14 | 8 |
2 | Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (с оружием). | 10 | 14 | 9 |
3 | Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении (с оружием, без оружия) | 11 | 14 | 9 |
Итого | 41 | 42 | 26 |
Раздел 3- 4. Основы выживаемости(Топография)
Задачи раздела:
- Осознание обучающимися перманентности факторов опасностей в процессе жизнедеятельности и в повседневной жизни, получение знаний, умений и навыков предвидения, распознания и своевременной оценки их опасного, негативного воздействия.
- Освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения и деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
- Развитие у обучающихся таких качеств как ответственность, трудолюбие, обдуманность поведения, терпение, настойчивость в достижении цели, уважение к людям, бережное отношение к окружающей среде.
- Овладение навыками выживания в различных природных и климатических условиях.
№ п/п | Тема | Количество часов по годам обучения | ||
I год | II год | III год | ||
Теоретические занятия | ||||
1 | Начальная медицинская подготовка: характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи. | 1 | 1 | - |
2 | Первая медицинская помощь при травматизме (при травмах, переломах, ушибах). | 1 | 1 | - |
3 | Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях | 1 | 1 | - |
4 | Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях. | 1 | 1 | - |
5 | Выживание в различных географических и климатических условиях. | 1 | 1 | - |
Итого | 5 | 5 | - | |
Практические занятия | ||||
1 | Первая медицинская помощь при ожогах, отравлении. | - | - | |
2 | Первая медицинская помощь при травмах, переломах, ушибах. | - | - | |
3 | Первая медицинская помощь при утоплении, ранениях. | - | - | 1 |
4 | Защита от оружия массового (радиационного) поражения. | - | - | 1 |
5 | Защита от оружия массового (химического) поражения. | - | - | 1 |
6 | Защита от оружия массового (бактериологического) поражения. | - | - | 1 |
7 | Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров, ориентирование на местности. | - | - | 1 |
8 | Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: добывание и обеззараживание воды и пищи, топографические карты. | - | - | 1 |
9 | Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: съедобные и лекарственные растения, следопытство. | - | - | 1 |
10 | Походная, маршевая подготовка. | - | - | 1 |
Итого | - | - | 8 |
Примечание: в приведенной таблице учтены занятия, проводимые в условиях походов выходного дня.
Раздел 5. Стрелковая подготовка.
Задачи раздела:
- Овладение военно-прикладными умениями и навыками: безопасным обращением со стрелковым оружием, меткой стрельбы и др.
- Развитие дисциплинированности, хладнокровия, выдержки, концентрация внимания.
№ п/п | Тема | Количество часов по годам обучения | ||
I год | II год | III год | ||
Теоретические занятия | ||||
1 | Правила и меры безопасности при обращении с оружием. Правила поведения в тире. Инструктаж по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб. | 0.5 | - | - |
2 | Теоретические основы стрельбы. Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Выстрел. Отдача оружия. Образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете. Рассеивание, кучность, меткость. | 0.5 | - | - |
3 | Техника выполнения выстрела. Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, методика дыхания стрелка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку. | 1 | - | - |
4 | Устройство и взаимодействие частей учебного, спортивного и стрелкового оружия. | - | 1 | - |
Итого | 2 | 1 | - | |
Практические занятия | ||||
1 | Тренировка в технике стрельбы (прицеливании, дыхании, нажатий на спусковой крючок, координации). | 20 | 15 | 5 |
2 | Тренировка в стрельбе на кучность. Результат. | 5 | 11 | 10 |
Итого | 25 | 26 | 15 |
Раздел 6. Основы Военных знаний и История Вооруженных Сил России.
Задачи раздела:
- Привитие обучающимся любви к своему Отечеству, интереса к его истории.
- Знакомство с Конституцией РФ, законами, основными правами и обязанностями граждан России.
- Изучение истории и традиций Вооруженных Сил России.
- Формирование потребности неукоснительного следования таким понятиям как честь, достоинство, милосердие, справедливость.
№ п/п | Тема | Количество часов по годам обучения | ||
I год | II год | III год | ||
1 | История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести. (Древняя Русь, Московское государство, Императорское государство) | 2 | 1 | |
2 | История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести.(в период СССР) | 2 | 1 | |
3 | История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести.( период 1991г.-2010г.) | 2 | 1 | |
4 | Основы обороны и безопасности государства. | 2 | 1 | |
5 | Назначение, состав, принципы строительства, виды, боевые возможности ВС и СС России на современном этапе. | 3 | 1 | |
6 | Основополагающие документы, определяющие основные положения по обороноспособности и безопасности государства. | 3 | 1 | |
7 | Общие положения о воинской обязанности, законы РФ о воинской обязанности и военной службе. | 2 | 1 | |
8 | Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ (ВМФ). | 1 | 2 | |
9 | Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ (ВВС). | 1 | 2 | |
10 | Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ (СВ) | 1 | 2 | |
11 | Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ (КВ) | 1 | 2 | |
12 | Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ (ВДВ) | 1 | 2 | |
13 | ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (США) | 1 | 1 | 2 |
14 | ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (Великобритания, Франция, ФРГ) | 1 | 1 | 3 |
15 | ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (Китай) | 1 | 1 | 2 |
Итого | 24 | 20 | 7 |
Примечание: в таблице не учтены занятия, проводимые в условиях походов.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Литература для учителя:
Список литературы.
- Конституция Российской Федерации.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015годы”ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/#ixzz3E9mCDgpN
- Федеральная программа развития образования в Российской Федерации.
- Базарный Ф.Д. Основы выживаемости. Методическое пособие. – М., 1995.
- Сюньков В.Я. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. – М., 1992.
- Колядов А.А. В помощь туристу. – М., 1985.
- Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. – М., 1985.
- Военная история России. Учебник для вузов.- М. Воениздат. 1993.
- На службе отечеству. – МО РФ. 1999г.
Использование Интернет
Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:
- http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
- http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
- http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
- http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
- http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
- http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
- http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
- http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
- http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;
- http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
- http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;
- http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;
- http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.
Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
- http://www.coldwar.ru/conflicts/afgan/afghan7.php
- http://slovari.yandex.ru/dict/io/article/io/19000/10592.htm
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(1979%E2%80%941989)
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%9E%D0%92
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%82
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://www.iremember.ru/
- http://www.museum.ru/M421
- http://rsva-ural.ru/library/mbook.php?id=595
Литература для детей:
Наставления по гражданской обороне. // Аст, Астрель. 2011
Устав вооруженных сил РФ: «Эксмо» Москва, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»
Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...